Мастер- класс для педагогов ДОУ
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Хайретдинова Светлана Владимировна

«Основы орф – педагогики. Элементарное музицирование с детьми дошкольного и младшего школьного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс для педагогов 30.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд №1.

Тема мастер - класса:  «Основы орф – педагогики. Элементарное музицирование с детьми дошкольного и младшего школьного возраста».

Слайд №2 (Фото)

Татьяна Эдуардовна Тютюнникова - известный специалист в области детского музыкального образования, автор Программы и методики обучения детей музыке в активном, творческом музицировании на детских музыкальных инструментах (докторская диссертация посвящена изучению мирового опыта в области музыкального обучения детей). Ее методика и программа нацелены не только на развитие музыкальных способностей детей, но также их творческого мышления и личностных качеств (восприятия, памяти, реакции, внимания, тонкой эмоциональности).

Цель семинара: Практическое изучение принципов элементарного музицирования.

Идея элементарного музицирования принадлежит К. Орфу, немецкому композитору, родившемуся в конце 19 века, но его методика до сих пор считается новаторской.

Идеи Орф-педагогики свое современное продолжение получили в программе Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение».

Почему же в наше время стали уделять большое внимание элементарному музицированию? Практические наблюдения показывают, что в последние годы отмечается увеличение детей с общим недоразвитием речи в группах ДОУ. Проблема преодоления общего недоразвития речи у дошкольников относится к числу наиболее актуальных задач для дошкольного образования. Перед педагогами стоит проблема, как наиболее эффективно подойти к решению коррекционных задач, тем самым преодолеть речевые и неречевые нарушения у детей дошкольного возраста.

      Речевое музицирование (ритмичное декламирование текста под музыку, сопровождаемое движениями) представляет собой практическую деятельность, в которой ребенок вовлекается педагогом в процесс активных творческий действий.  Речевые игры и упражнения незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха. Речевое музицирование открывает большие возможности для овладения детьми всех комплексов выразительных средств, общих для речи и музыки. К ним относятся: темп, ритм, регистр, тембр, динамика.

Давайте вспомним, что такое звучащие жесты. Звучащие жесты – это: хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами.

Звучащие жесты идеальны для начального этапа ритмического обучения, так как всегда находятся «под рукой». Благодаря тесной взаимосвязи речи, музыки и жестов на начальном этапе развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность. А в дальнейшем «появляется» не только чистота интонирования, но, главное, выразительность в пении детей. Слаженность трёх компонентов (речи, музыки и жестов) помогает развивать детские эмоции, позволяет повысить интересы ребёнка к занятиям, пробудить его мысль и фантазию. Звучащими жестами можно сопровождать исполнение несложных мелодий и попевок.

Игра со звуками своего тела – это верный путь к началу импровизации детей. Спонтанная моторика тела даёт ребёнку эмоционально-двигательную разрядку.

С чего же можно начать? С самых маленьких и простеньких упражнений.

№ 1 Например: «Представься по имени» (каждый по цепочке прохлопывает своё имя. Вся группа следом проговаривает это имя ласково, сопровождая шлепками по передней части бёдер: Один.  «Све-та» – (хлопки)

Все. «Све-точ-ка»  (шлепки по коленям), и.т.д.

Приветствие: «Хей-хей, привет тебе!» (можно приветствовать части тела: привет рукам, ногам и тд).

№ 2. При разучивании новых распевок, чтобы дети быстрее разучили слова, можно придумать новые звучащие жесты, подходящие к данной распевке. Сейчас мы это сделаем. 

Слайд №3 «Лиса» русская народная мелодия.

Уж как шла лиса домой, (Хлопок, шлепок по коленям)

Нашла книгу под сосной. (Поочерёдно шлепки по коленям)

Она села на пенёк (Притопы)

И читала весь денёк. (Раскрыть ладони – смотреть в «книгу»)

Слайд №4 «Дятел» Муз. Н. Леви.

Тук, тук, тук-тук-тук (Стучим кулачок об кулачок)

Мы в лесу слыхали стук. (Поочерёдно хлопки по коленям.)

Тук, тук, тук-тук-тук (Стучим кулачок об кулачок.)

Это дятел сел на сук (Поочерёдно притопы ногами.)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук (Стучим кулачок об кулачок.)

Тук-тук-тук (Поочерёдно хлопки по коленям)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук (Стучим кулачок об кулачок)

Тук-тук-тук (Притопы ногами.)

Слайд №5 «Обезьянки»

Чи-чи-чи! Чи-чи-чи! Хлопки

Обезьяна на печи. Шлепки по коленям

Чи-чи-чи! Чи-чи-чи! Хлопки

Грызет с маком калачи. Щелчки пальцами

Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Хлопки

Поиграть я с ней хочу. Притопы

Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Хлопки

Я смеюсь и хохочу!  Весело смеются.

Слайд №6. Заставка.

№ 3. Игры со звучащими жестами: «Тюшки – Тютюшки» Т. Э. Тютюнникова

Следующую игру можно использовать как физкультурную минутку.

Сейчас я буду читать  стихотворение, а вы постарайтесь повторять за мной:

Тюшки – тютюшки, сделаем хлопушки! – хлопают сначала по показу, потом повторяем вместе.(хлоп-хлоп-хлоп-восьмые (2раза), хлоп-хлоп-хлоп-четвертные)

А теперь без слов – хлопают.

Тюшки – тютюшки, сделаем шлепушки! – шлёпают по коленкам.

Тюшки – тютюшки, сделаем топотушки! - топаем ногами (проговорить со словами –«Хорошо живет на свете Вини-пух»)

Тюшки-тютюшки, сделаем шлепушки и  щелкушки!

Тюшки-тютюшки, сделаем бомбушки и топотушки!

Молодцы, мы с вами сделали зарядку, а теперь повторим  под музыку,  кто как хочет.

6. «Веселая полька» (Под музыку импровизируют).

№ 4 Ритмические игры.

Детям так же очень нравится играть в ритмические игры, которые вы тоже можете использовать на занятиях. В методике дошкольного музыкального воспитания определены два вида игр: игры под инструментальную музыку и игры под пение.

Игры под пение включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой. Построение их зависит от содержания.

Музыкальные игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру – к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.
«Взял- отдал» -  ритмическая игра с орехами (кубиками)        

№ 5. Прежде чем перейти к озвучиванию стихов, я познакомлю вас с перкуссионными инструментами. (что это такое) и методикой игры на них.

Если говорить о самом слове «перкуссия», то оно происходит от латинского percussio, что переводится как «постукивание». С помощью постукивания из инструмента извлекается короткий звук, который сам по себе не несет особого значения и не создает музыки, но если их умело использовать, они создадут аккомпанемент основному звучанию. Эти звуки не являются частью мелодии, но как бы сопровождают ее, создавая очертания. Благодаря перкуссионным инструментам можно создать очень богатую палитру звуков: удар, треск, шелест, шепот и многие другие. Все эти звуки предают музыке очень изысканное, уникальное звучание.

 Перкуссионными инструментами может стать любой предмет, из которого можно извлечь звучание постукиванием, будь то консервная банка или деревянный ящик. Главное, чтобы этот звук хорошо вписывался в конкретную композицию.

Но, как упоминалось выше, существует также ряд профессиональных перкуссионных инструментов. Существует масса их разновидностей и мы рассмотрим основные из них:

  1. Шейкер – это один из самых известных перкуссий, воссоздающий сыпучие и шуршащие звуки. Форму этот инструмент может иметь абсолютно разную, но по сути это закрытая упаковка с рассыпчатым материалом внутри, таким как песок, стекло т.п.
  2. Металлофон.
  1. Погремушка с бубенцами, румба
  2. Маракасы - правильное название этого инструмента – мараки. Некогда индейцы Латинской Америки делали их из тыквы и ивовых веток.
  1. Тамбурин. До наших дней этот инструмент дошел с существенными изменениями. Первый тамбурин был похож на барабан. Теперь же тамбурином называются инструменты по типу бубна.
  2. Треугольник. Этот инструмент появился еще в 16 веке и по сей день находит себе применение. Чаще всего треугольник используется в классических оркестрах.
  1. Кастаньеты известны многим. Это слово с латинского переводится как «каштан». Способ игры на этом инструменте прост: его держат в обеих руках, правой вырабатывая ритмику, а левой – «опорные точки» ритмики.
  2. Гуиро кубинский шумовой музыкальный инструмент, с горизонтальными насечками по бокам. Играют на гуиро палочкой, которой проводят по насечкам.
  3. Бубенчики, колокольчики-  ударный музыкальный инструмент, который является небольшой металлической погремушкой (колокольчиком), представляющей собой полый шарик с маленьким цельным шариком.
  4. Клаве - простейший кубинский народный ударный музыкальный инструмент. Представляет собой две палочки из твёрдого дерева, при помощи которых задаётся основной ритм ансамбля.
  5.  Тон блок - один из самых древних и самых распространённых перкуссионных инструментов. Это традиционный инструмент африканского происхождения, широко распространенный в Южной Америке и на Дальнем востоке. Он имеет неопределённую высоту звучания, издает характерное «цоканье». Играть на нем довольно просто , развивает моторику и координацию движений.
  6.  Рубель – это настоящее произведение искусства. В русском народном ансамбле он является яркой звездочкой, которая создает запоминающиеся акценты.

У этого музыкального инструмента необычная история: изначально он заменял… утюг! Ребристой стороной растирали мокрое белье, а теперь на ней рождаются ритм и мелодия. Рубель сделан из бука и вручную покрыт городецкой или хохломской росписью.

  1.  Колотушка
  2. Бар чаймс — самозвучащий ударный музыкальный инструмент, родственный традиционным азиатским ветряным колокольчикам. Металлические трубочки разной длины, из которых составлен инструмент, звучат от соприкосновения друг с другом. Музыкант играющий на бар чаймс проводит по колокольчикам рукой или металлической палочкой, приводя их в движение. В зависимости от направления движения, возможно восходящее и нисходящее звучание.  

Это лишь самые распространенные перкуссионные инструменты. Существует еще огромное количество менее популярных и менее используемых инструментов, но не менее интересных по своему звучанию инструментов. По большому счету практически любой окружающий нас предмет можно использовать в качестве перкуссии. 

№ 6. Озвучивание стихотворений.

    Озвучивание стихов особенно полезно для детей с нарушениями речи, хотя успешно применяется как в логопедических, так и в обычных группах. Для озвучивания можно привлекать разные инструменты - шумовые, ритмические и звуковысотные. Наиболее интересные получившиеся музыкально-ритмические композиции могут стать частью праздников и утренников.

   Прежде чем озвучивать текст, ребятам нужно сказать, что в этой веселой игре они сами будут придумывать и изображать разные звуки, которые можно услышать зимой. Конечно, необходимо познакомить детей с игрой, можно даже привести примеры озвучивания текста. Только когда дети уяснят что нужно делать, педагог говорит текст, а дети его озвучивают. Варианты озвучивания могут быть разными. Темп чтения стихотворения с сопровождением замедляется.

Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя.

Слайд №7 Пейзаж

«Зимнее рондо»

Едем, едем на лошадке

По дорожке зимней, гладкой:

Цок, цок, цок, цок, цок, цок.

Санки скрипят, бубенчики звенят,

Санки скрипят, бубенчики звенят.

Едем, едем на лошадке

По дорожке зимней, гладкой:

Цок, цок, цок, цок, цок, цок.

Ветер шумит, дятел стучит,

Ветер шумит, дятел стучит,

Едем, едем на лошадке

По дорожке зимней, гладкой:

Цок, цок, цок, цок, цок, цок.

Белка на ветке орешки все грызет,

Рыжая лисичка зайчишку стережет.

Едем, едем на лошадке

По дорожке зимней, гладкой:

Цок, цок, цок, цок, цок, цок.

Холод, холод, стужа, стужа,

Снег пушистый кружит, кружит…

Едем, едем на лошадке

По дорожке зимней, гладкой:

Цок, цок, цок, цок, цок, цок.

Ехали мы, ехали, наконец доехали:

С горки «У-ух!», в ямку «Бух!»,

Приехали!

№ 7 Оркестр.

Прежде чем предлагать детям играть в оркестре, нужно чтобы они запомнили произведение, хорошо ориентировались в смене музыкальных частей. Для этого хорошо использовать игровые приемы. (пальчики бегают под веселую часть в музыке, а когда услышат смену частей – плавно «танцуют» руками.)

  Сейчас хочу предложить вам прослушать классическое произведение Лео Делиба «Пиццикато». Пиццика́то (итал. pizzicato) — приём игры на струнных смычковых инструментах, когда звук извлекается не смычком, а щипком струны, отчего звук становится отрывистым и более тихим, чем при игре смычком.

Слушание: «Пиццикато» Лео Делиб.

Предлагаю вам сыграть в оркестре. Я буду дирижером.  Инструменты для оркестра: бубенчики, колокольчики, треугольники, коробочки с резинкой, ленты или платки.

Слайд №7

Играть в оркестре всегда интересно и весело, не всегда требует специальной подготовки. Сейчас существует большое разнообразие музыкальных видео игр. И я хочу вас познакомить с одной из таких музыкальных игр, которые вы можете использовать в развлечениях с детьми. Возьмите необходимые инструменты и играем только на тех инструментах, которые вы увидите на экране.

Песня «Саночки»

Конечно, говорить о внедрении системы обучения К. Орфа в полном объеме в условиях дошкольного образовательного учреждения нецелесообразно, но элементы системы Карла Орфа очень органично вписываются в задачи современного дошкольного образования.

Слайд №8.

И подытожить вышесказанное хочется словами Карла Орфа:

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС ПО образовательной области, Художественно-эстетическое развитие.Мастер Класс для педагогов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРОСТИНОЙ АРИНЫ СТАНИСЛАОВНЫ МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,ОБМЕН ОПЫТОМ....

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....

Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер – класс «Чудо дерево»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе....