"Влияние музыки на культуру общения в семье"
методическая разработка по музыке

Гасанбекова Азиза Нурмагомедовна

Семинар для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vliyanie_muzyki_na_klimat_v_seme.docx29.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение Детский сад № 10 «Колобок»

Диспут для родителей «Влияние музыки на культуру общения в семье».

Музыкальные руководители:

Гасанбекова А.Н,

Долгова Э.Л.

        

Городской округ Химки

Московская обл.

Март, 2019г.

Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.

Характерной особенностью музыки является сильное, тонкое и глубокое воздействие на внутренний мир слушателя, оказываемое как на эмоциональную, так и на интеллектуальную стороны его личности.

1 слайд. Музыкальное воспитание и обучение не только духовно воздействует на детей, но и укрепляет их физические силы. Музыка создает жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма.

Музыка возбуждает непосредственные эмоции, определяющие действия ребёнка, поэтому она является незаменимым средством воспитания в семье.

Задача литературы и искусства, обращенных к детям, прежде всего, заключается в том, чтобы «помочь познанию ими мира». В книгах, рисунках и музыке для детей должна отражаться жизнь, которая их окружает, такою «какая она есть». [Н.К. Крупская]

2 слайд. Особая роль в воспитании ребёнка принадлежит музыке. Исполнение песен и участие в играх развивает также память детей. Родитель может вызвать в памяти ребёнка песни, напевая без слов мелодию одной из них. Прослушивание дома с ребёнком детских песен и инструментальной музыки развивает воображение детей. Слушая музыку, ребёнок создает в своем воображении новые эмоциональные связи в соответствии с характером музыки или же вспоминает ранее пережитые ситуации и разукрашивает их своей фантазией.

3 слайд. Первые песни, с которыми встречается ребенок в своей жизни - колыбельные. Колыбельная песня родилась из необходимости помочь маленькому ребенку при засыпании. Ведь детский организм занят собственным выстраиванием и созиданием, и в первый год жизни этот процесс идет особенно быстрыми темпами. Все её средства выразительности: темп, мелодика, ритмическая структура - направлены на то, чтобы выровнять пульс, дыхание ребенка, снять эмоциональное возбуждение, успокоить его и усыпить. Однако колыбельная песня - это не только укачивание, убаюкивание ребенка, но, прежде всего, общение с ним близкого, любящего человека через ласковые, успокаивающие интонации, создание для него комфортного состояния защищенности вблизи с любящими взрослыми. Можно сказать, что колыбельные - это звучащие образы любви и ласки, обращенные к малышу. Пение колыбельных песен в народной традиции реализовывало потребность ребенка в общении, способствовало накоплению у него чувственных впечатлений об окружающем его мире. Благодаря легким интонациям колыбельных песен, мир был наполнен лаской, теплом, уютом и любовью.

С этим искусством дети соприкасаются с первых дней жизни, слушая колыбельные песни, а позднее пытаясь издавать голосом протяжные звуки, ритмично двигаясь в «такт» музыкеМузыка возбуждает непосредственные эмоции, определяющие действия ребёнка, поэтому она является незаменимым средством воспитания в семье.

Даже не зная колыбельных песен, мама может напевать свою придуманную колыбельную.

  • Теперь мы просим вас поделиться и рассказать, что вы пели своим детям?
  • Колыбельная

4слайд. Известно, что у музыки очень много различных функций. Она звучит везде – дома, на даче, в детсаду. Чаще всего эта музыка развлекательного плана. Она помогает отдохнуть, украсить досуг, сделать физическую работу более увлекательной. Но не стоит забывать, что музыка может играть очень важную оздоровительную роль. Но для этого подходит не любая музыка. И вот здесь очень важно, какую музыку нужно слушать детям и когда, на что она влияет. Это зависит от того, что мы хотим получить от музыки. Например, вам не помешает узнать, что на детский организм плохо влияет очень громкая музыка с грубым ударным ритмом. Тем не менее, она в наше время звучит очень часто.

5 слайд. Существует очень много музыкальных произведений, песен, созданных специально для детей. Они соответствуют детским запросам, как привило, у таких произведений специальная аранжировка, и они доступны детям для восприятия. И, конечно же, есть большое количество классической музыки, которую детям можно и нужно слушать. А ведь не секрет, что большинство детей слышат классику лишь в детском саду на занятиях. И помочь изменить эту ситуацию могут лишь родители.

Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня.

  • Беседа с гостями. Поделитесь какая музыка чаще звучит у вас дома? Какая вам больше нравится?

Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа, которой вы являетесь. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Прививается любовь к своему народу и его традициям.

  • Сохраняете ли вы свои народные традиции в семье? С помощью чего вы пытаетесь привить любовь к народной музыке?

Слушание народной музыки : «Ой, полным полна коробочка»

Ребенку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

7слайд. Ученые после проведенных исследований, считают, что если ребёнок будет слушать произведения классических музыкантов, то мыслительные процессы его будут лучше. Дети, слушающие классическую музыку, легче усваивают материал, у детей вырабатывается пространственное мышление и развивается хорошая память.

 А дети, матери которых во время беременности слушали классическую музыку, намного спокойнее и уравновешеннее.

Существует несколько мнений по поводу благотворного воздействия классической музыки на детейПерваяклассическая музыка обладает успокаивающими свойствами для психики. Ребёнок, слушающий музыку, успокаивается, он сосредоточен, а мозг имеет больше времени на концентрацию внимания перед выполнением поставленных задач, без нетерпения и стресса.

Втораямузыка является еще одним языком, который воспринимает мозг. Так, классическая музыка положительно влияет на развитие ребенка, его словарного запаса. В дальнейшем это положительно повлияет на развитие пространственного мышления ребенка.

  • Слушание музыки. Сейчас  мы с вами прослушаем фрагменты, нескольких классических произведений. Игра «Узнай мелодию»
  • Беседа по характеру и настроению музыки. Чайковского балет Щелкунчик знакомую музыку. Дебюсси свет луны. Бизе кармен.

Обсуждайте прослушанные произведения, спросите, что чувствует ребёнок, слушая его, какую по характеру музыку он услышал, потанцуйте под неё (если музыка располагает к танцу).

Сделайте слушание музыки семейной традицией, тогда постепенно у ребёнка оно станет потребностью.

8 слайд. Для регуляции психоэмоционального состояния детей предлагаются следующие произведения классической музыки:

- уменьшить чувство тревоги и неуверенности: Шопен, вальсы Штрауса, Рубинштейн;

- упокоиться: Бетховен, Шуберт, Брамс;

- для поднятия жизненного тонуса: Моцарт, Лист, Хачатурян;

- поднять настроение: Бетховен, Чайковский;

- концентрация внимания: Мендельсон, Чайковский, Дебюсси;

- уменьшает злобность: Бах, Гайдн;

- снять напряжение: Бах.

Одной из форм музыкальной деятельности является Исполнительство.

Постарайтесь создать в семье такую обстановку, чтобы ребёнок мог сам музицировать – наигрывать простейшие мелодии. Сформировать начальные исполнительские навыки вам помогут детские музыкальные инструменты и музыкальные игрушки. На чём можно сыграть простую мелодию?  На металлофоне, на игрушечном пианино, на ксилофоне. Другая группа инструментов – ударные: барабан, бубен, маракас, треугольник- помогут развить тембровый слух, чувство ритма. Не держите сломанные или расстроенне музыкальные инструменты дома –они пагубно влияют на слух ребёнка.

  • Игра на инструментах. А сейчас мы предлагаем сыграть на инструментах. Просим желающих выйти к нам

Хорошо сделать своими руками неозвученные пианино, балалайку, гитару –ребёнок, “играя” на них, сочиняет сам мелодию, фантазирует. (показать балайку и самодельные инструменты)

Много радости ребёнку приносят самодельные шумелки. Возьмите вместе с ним различные баночки, насыпьте в них крупу: в одну рис, в другую горох, в какую-то поменьше, в какую-то побольше, пусть ребёнок послушает, как звучит та ил иная баночка, выберет понравившееся звучание. Если постучать палочкой или карандашом по пластиковой баночке от сельди -получится игра на барабане. Все самоделки нужно красиво с ребёнком оформить -это будет способствовать развитию у ребёнка художественного вкуса.

  • Беседа. Играете ли вы с детьми дома на инструментах, какие инструменты есть у вас?
  • Можно сделать своими руками.

Известно, что заинтересовать детей зависит от увлечения взрослых. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми.

Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.

Порою родители сетуют  на то, что их ребёнок неуклюжий, что внимания у него нет, рассеянный. И в этой ситуации может помочь музыка, но уже танцевальная, ритмичная, которая и настроение поднимет, и будет развивать то же самое внимание и координацию. Главное – танцевать вместе с ребёнком. Дети любят копировать движения взрослых. А ведь это лишь на первый взгляд кажется просто. В самом деле ребёнку это стоит некоторых усилий. А порой даже немалых. Вот и будут подключаться и развиваться при этом все психические процессы: и восприятие, и внимание, и различного вида память. Потребуется и воля ребёнка, желание, чтобы научиться делать так, как мама или папа. А в целом нервная система тоже будет укрепляться. Это тоже важно для здоровья детей, особенно радость от этого совместного дела. Овладев некоторыми навыками в танцах, ребенок уже сможет проявить своё первое творчество.

  • Сейчас предлагаем провести совместное творчество, исполнив танец.  Красный сарафан.

Еще одной важной формой является пение. Если мама просто напевает малышу, он уже приобщается к искусству, и тем самым она передаёт ему частицу вдохновения. Пойте с ребёнком вместе детские песенки -это принесёт ему радость, облагородит внутрисемейные отношения. Дети копируют взрослых. Поэтому ваше пение должно быть, по возможности, точным, выразительным, голос лёгкий, негромкий. Ребёнку будет удобно подпевать, если взрослый поёт не высоко, не низко. Постарайтесь сами почувствовать характер песни и передать это в пении (про барабан смело, про солнышко нежно),ребёнку обязательно передастся ваше эмоциональное состояние и он с удовольствием будет петь также.

Можно совместно взрослым и ребёнку подобрать к полюбившимся песням яркие картинки – тогда, просматривая их, ребёнок сам захочет петь эти песенки.

Музыка очень тесно связана с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством. А сейчас мы предлагаем вам один из примеров связи музыки и изобразительного искусства.

Слушание и просмотр Вивальди. Спросить об их эмоция, вызванные музыкой. Можно предложить ребенку нарисовать свою картинку.

Полезно не только слушать, но петь самим, так как во время пения звуковые частоты активизируют развитие ребенка, влияя на его головной мозг.

Пение помогает избавляться от стрессов. Ученые обнаружили, что во время пения вырабатываются эндорфин, вещество, благодаря которому человек ощущает радость, умиротворение, прекрасное настроение и повышенный жизненный тонус. Таким образом, с помощью пения можно вызвать и выразить те или иные чувства. При помощи пения можно привести в порядок легкие улучшить кровообращение и цвет лица, исправить осанку, улучшить дикцию и постановку разговорной речи, даже исправить такой дефект, как заикание.

Особенно важно пение для детей. Невозможно переоценить влияние пения на здоровье ребенка. Не случайно в нашей стране так много детских хоровых коллективов. Практически в каждой школе стараются организовать хор, так как коллективное пение это не только польза для здоровья, но и формирование дружеских отношений. Дети, занимающиеся пением, отличаются от своих сверстников положительной эмоциональностью, самодостаточностью. Удовлетворение занимающимся делом – стимуляция хорошего настроения, и отсутствие желания поисков каких либо других стимулирующих средств и поисков опасных удовольствий.

Также музыка непосредственно влияет на дыхание (быстрая ритмичная музыка ускоряет дыхание, спокойная- наоборот) и температуру тела (громкая с сильными ритмами способна повысить температуру и даже согреть в холод).

  • Дыхательное упражнение японская мелодия. Несколько желающих. Насос, кошечка.

С детьми можно песни из мультфильмов, народные, патриотические. Есть такие песни, которые написаны уже очень давно, но до сих пор известны и  любимы.

  • Угадай мелодию
  • В преддверии праздника победы, предлагаем спеть всем вместе песню Катюша.

Окружите ребёнка миром волшебных звуков пойте с ними, слушайте, играйте на инструментах, импровизируйте - и вы приблизите ребёнка к пониманию красоты в музыке, сделаете его духовно богаче, взаимоотношения светлее и радостнее.

У детей, которые часто соприкасаются с музыкой, более богатый мир чувств, они более отзывчивы на переживания других людей, более жизнерадостны и деятельны, лучше, быстрее и полнее воспринимают всё новое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребёнка

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. В настоящее врем...

Консультация для родителей "Культура общения в семье - основа формирования авторитета родителей"

Счастлива та семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми....

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье раскрыты понятия культуры общения, как важнейшая составная часть общей поведенческой культуры. Рассмотрены идеи педагогической поддержки, её влияние на формирование культуры общени...

Консультация для родителей «Культура общения в семье»

Счастливая семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми. Семья для ребенка – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественно...

"Влияние музыки на психологический климат в семье"

Выступление на встрече с жителями микрорайона в рамках работы муниципального проекта "Химки - интересно жить!"....

«Культура общения в семье – основа формирования авторитета родителей»

Счастливая семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми. Семья для ребенка – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественно...