Методические рекомендации. Как ставить звуки
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Мирова Анастасия Ивановна

Этот материал окажет помощь педагогам в работе с детьми, в особенности с логопедическими группами, у которых западают некоторые звуки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Разработка42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формируем музыкальную предметную среду

Что рассказали рыбы? Работаем со звуками [а, о, и]

Коренблит С.С.
композитор, автор и научный руководитель парциальной общеобразовательной программы "Весёлый день дошкольника"
Арушанова А.Г.
канд. пед. наук, ст. науч. сотрудник, специалист дошкольного воспитания, лауреат премии Правительства Российской Федерации
Рычагова Е.С.
канд. пед. наук, ст. науч. сотрудник МИРО, педагог высшей квалификации
Слуцкий М.Г.
поэт

Игры со звучащим словом: решаем задачи речевого развития дошкольников

Задачи:

  • Уточнить и закрепить правильное произношение ряда звуков [а, о, и].
  • Пробудить звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку грамотности.
  • Подводить к построению связного текста-монолога.
  • Вовлекать в игровое взаимодействие со сверстниками (диалог).

Оснащение:

  • Песня «Что рассказали рыбы», музыка С. Коренблита, стихи М. Слуцкого.
  • Иллюстрации к песне.
  • Тазик с водой.
  • Рыбки-игрушки.
  • Медали с изображением рыб.
  • Лоскуты голубой, синей, бирюзовой ткани.

Методические рекомендации:

Сюжет песни «Что рассказали рыбы?» прост: в море происходит борьба за жизнь, и бессловесные морские жители, оказывается, очень выразительно могут об этом рассказать.

Взрослый вовлекает детей в общение, организуя у них на глазах предметно-игровую среду:

1. Ставит тазик с водой, пускает плавающие игрушки-рыбки.

2. Включает фонограмму инструментовки песни.

Ход занятия:

Ненавязчиво побуждайте всех детей собраться возле игрушек.

Это у нас море. В море плавают разные рыбы. Рыбкам хорошо в воде. Вот только говорить они не умеют. Рыба открывает рот, но не слышно, что поёт. Сейчас мы с вами станем рыбками.

Раздайте детям медали с изображением рыб.

Рыбки спрятались в водорослях. (Сели на стульчики.) Рыбки открывают рот так, как будто хотят сказать «а-а-а».

Покажите сначала шёпотом тихо, потом беззвучно.

Покажите, как рыбы беззвучно говорят «а-а-а»и широко открывают ротики. Совсем беззвучно.

Поплыли рыбы и широко открывают ротики. Спрятались рыбы в водорослях. Теперь они беззвучно говорят удивлённо «о-о-о» (шёпотом). Покажите, как рыбы беззвучно говорят «о-о-о». Поплыли рыбы и беззвучно и удивлённо открывают ротики.

Спрятались рыбы в водорослях. Веселятся. Как будто хотят сказать «хи-и-и» (произнесите шёпотом, совсем тихо.) Покажите, как рыбы беззвучно говорят «хи-и-и». Поплыли, весело и беззвучно произносят «хи-и-и». Рыбы вернулись в домики. Мама-рыба что-то хочет сказать своим малькам. Смотрите на рот (беззвучно [о, и, о, а, и]). Что я сказала?

Дети произносят звуки с голосом.

Поплавайте и пообщайтесь друг с другом шёпотом, совсем тихо.

Дети выполняют выразительные движения, раскрывают рты, шёпотом произносят звуки. Затем предложите уютно устроиться «в водорослях» (лёжа на ковре) и послушать историю, которая произошла в море. Включите фонограмму песни. По желанию дети подпевают припев, в котором идёт игра со звукоподражанием:
Ай-ай-ай, ой-ой-ой,

Хи-хи-хи, ха-ха-ха
Не поймать тебе, акула, окунька!

Выставите на панно иллюстрацию к песне. Воспитанники рассматривают и обсуждают картинку. В процессе общения ненавязчиво дайте образец связного повествования.

Акула гонится за окунем.

Акула: – А! Сейчас проглочу!

Окунь: – О! Спасайся, кто может! А дельфин наблюдает и смеётся: – И – Хи! Попробуй догони!

Вносите в группу мягкие игрушки: дельфина, рыб; лоскуты голубой, синей, бирюзовой ткани. Дети по желанию наряжаются и воображают себя морскими обитателями.

Занимаясь со старшими дошкольниками, предложите самостоятельно придумать историю о приключениях морских обитателей, записать её в альбом, составить из рассказов книжку-малышку, иллюстрированную самими детьми. Составление книжки с детскими сочинениями будет продолжаться на протяжении всех занятий цикла.

Что рассказали рыбы?

Музыка Станислава Коренблита, стихи Михаила Слуцкого

Одинокая акула
Подлетела над волной,
В глубину опять нырнула –
Рыбки нету ни одной!

Пасть акула раскрывала
В жаркий солнечный денёк:
«Я бы окуня поймала,
Ах, как вкусен окунёк!»

Окунь спрятался в корягах,
А акула уплыла.
«Ох-ох-ох! – вздохнул бедняга, -
Жизнь морская тяжела…»

Рядышком дельфин плескался,
Всё мелькали плавники.
Над акулой он смеялся
Громким писком: «Хи-хи-хи!»

Ай-ай-ай, ой-ой-ой,
Хи-хи-хи, ха-ха-ха
Не поймать тебе, акула, окунька!

Обитатели морские все подряд,
Как известно, ничего не говорят,
Но о чём-то думают немножко
И большие рыбы, и рыбёшки.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по автоматизации звуков

Это пособие поможет  учителям  логопедам ,воспитателям и родителям   при работе над автоматизацией  поставленных звуков....

Методические рекомендации "Ускоренная постановка звуков"

Данное пособие содержит описание методически грамотных приемов по работе над речевым дыханием, голосом, артикуляцией и выразительностью речи, которые можно использовать в работе с детьми-логопатами на...

ДОЛГО СТАВИТЬ ЗВУК – ЭТО НОРМАЛЬНО?

Что можно сказать о сроках постановки. Работа над звуками всегда индивидуальна. Но есть определяющие моменты. Сейчас мы говорим о ребенке, у которого есть речь, о ребенке у которого сохранна...

"Как ставятся звуки". Презентация для родителей

Материал поможет родителям ориентироваться в системе работы по звукопостановке, правильно построить самостоятельные занятия с ребёнком дома....

" Что будет, если ставить звук -р- без специалиста".

В материале в доступной для родителей форме объясняются распространенные ошибки при самостоятельной постановке звука -р-...

Памятка "Методические рекомендации по автоматизации звука Л"

Памятка "Методические рекомендации по автоматизации звука Л"  предназначена для родителей детей, которым надо закреплять звук Л в слогах, словах, словосочетаниях и фразе....