Консультация для педагогов "Ритмика в детском саду"
консультация по музыке (младшая группа)

Консультация для педагогов "Ритмика в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ritmika_v_detskom_sadu.doc49.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«РИТМИКА В ДЕТСКОМ САДУ»

 

Внимание детей всегда привлекало хореографическое искусство. Дошкольники любят танцевать, проявляют настойчивость и усердие в приобретении двигательных навыков.

В танце ребенок проявляет активность, развивается его фантазия, творческие способности. Занятия танцем хорошо снимают напряжение, активируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и в целом повышают жизненный тонус ребенка. 

В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это танцевально-игровая ритмика.

Ритмика — вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ. Она доступна детям, начиная с раннего возраста, и дает выход повышенной двигательной энергии ребенка, создает ощущение радости, свободы движения, вызывает радостный отклик на музыку, дает детям творческий импульс, возможность высвободить их энергию.

Значимость ритмического воздействия на человека отмечалась в работах многих исследователей (В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова, В.А. Гиляровского, К. Орфа и др.), однако основоположником музыкально-ритмического направления (в системе музыкального воспитания) был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз.(1912г)

Его «метод ритмической пластики» основывался на том, что именно музыка является идеальным регулятором движения человека, помогает устанавливать соотношение между временем, пространством и движением.

Большой вклад в развитие музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста внесли Н.А. Ветлугина, А.Н. Зимина, Е.В. Конорова, Н.А. Метлов, Т.Н. Сауко и А.И. Буренина, которые раскрывают возможности использования ритмики в работе с детьми раннего возраста.

Ритмика закладывает надежный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребенка, для укрепления здоровья, умения контролировать свое тело, положительно влияет не только на физическую подготовку ребенка, но и развивает у него восприятие музыки и основные психологические функции детей (память, внимание, мышление, речь и воображение). Поэтому в дальнейшем ребенок сможет успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: хореография, гимнастика, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях.

Для реализации поставленных задач в нашем детском саду разработана Программа дополнительного образования «Ритмика для малышей» для детей младшего дошкольного возраста, с учетом возрастных и физиологических особенностей характерных для детей данного возраста. Программа разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (имеет развивающий характер, учтѐн оздоровительный компонент, базируется на игровых методах, музыкальная деятельность происходит в разнообразных формах).

Основу занятий составляют комплексы упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальным характером.

Для реализации поставленных целей и задач используются разнообразные средства и методы, основанные на личностно - ориентированном обучении.  Одним из приемов проведения занятий является разговорно-игровой метод, позволяющий естественному проникновению ребенка в художественный замысел, настраивающий его на эмоциональное освоение движения и помогающий ему скоординировать движения своего тела с музыкальным и речевым сопровождением.

На занятиях ведется работа над формированием физической и эмоционально - художественной культуры танца, непрерывно подчеркивается связь движений с музыкой. Для того чтобы объединить физкультурный, танцевальный и образный виды движений на одной музыкальной основе, подбирается музыкальный репертуар, соответствующий эстетическому уровню восприятия дошкольников.

Культуру танцевальных способностей у воспитанников необходимо повышать через постановку игровых танцев, которые направлены на формирование танцевальных движений. В этот раздел входят танцевальные шаги, позиции рук, движения рук, ног, корпуса, хлопки, прыжки, построения и перестроения. Осваиваются виды движений различных танцев.  

Для развития мышечной силы и гибкости детей можно применять методику игровой пластики, которая основана на элементах гимнастических движений и упражнений в игровой и сюжетной форме. Значительное место в работе занимают упражнения, передающие воображаемые действия и изобразительные движения, при выполнении которых детям приходится активизировать свою зрительную память, наблюдательность, воображение «срывать цветы», «полоскать платок». В этом разделе используются как правило изученные танцевальные движения. Помогают созданию образа и атрибуты. Использование данных упражнений дает возможность ребенку свободно выражать свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу.

Ведущим видом деятельности на занятиях могут служить подвижные игры с музыкальным сопровождением. Для достижения целей, при проведении хореографических занятий, используются такие приемы, как имитация, подражание, образные сравнения, ролевые ситуации, например, «идем как цапля», «летим как птички», «прыгаем как зайчики».

Эффективно применять в работе с детьми театрализованные композиции. Художественное слово, элементы сказок, загадки помогают «разбудить» воображение детей, обострить восприятие, повысить интерес к процессу и результату. Дети с удовольствием перевоплощаются в сказочных персонажей, используют мимику, характерные жесты, действия, проявляют фантазию, выдумку и инициативу. Сюжетно-образные движения связаны с элементами подражательства. Для веселого и бодрого настроения их можно использовать в музыкальных играх.

Развивая мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста необходимо на занятиях использовать пальчиковую гимнастику с музыкальным сопровождением и без него.

Выполнение упражнений поточным способом с большим количеством повторений дает возможность соединить преимущество циклических видов деятельности с аэробными возможностями и эмоциональностью гимнастических упражнений. Такие занятия воздействуют на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, эндокринную системы организма.

Комплексное сочетание упражнений превращают  учебный процесс в увлекательную игру, обогащают внутренний мир ребенка, оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию и пластику движений.

Чтобы приобщить детей к удивительному миру музыки и танца, способствовать их  эстетическому развитию, оздоровлению и сохранению их здоровья, педагогу надо приложить все усилия и практические навыки, чтобы музыкальные впечатления, полученные от движения на занятиях по ритмике, остались надолго в памяти воспитанников.

В современном мире наиболее интересные открытия и проявления разнообразных форм интеграции происходят на пересечениях различных наук и специальностей. Это не чуждо и искусству, где на слиянии и интеграции музыки, пластики, ритмики, хореографии, гимнастики и аутотренинге рождаются современные идеи формирования музыкально-ритмических приемов педагогической деятельности.

Литература:

  1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012. С. 66-190.
  2. Елисеева Е.И. , Родионова Ю.Н. Ритмика в детском саду. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. С. 76-85.
  3. Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей. М., 1998.
  4. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада Раевская Е.П. 3 издание, дораб. – М.: «Просвещение», 1991г
  5. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2015
  6. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Лечебно-профилактический танец. «ФИТНЕС-ДАНС». Учебное пособие – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. С. 108-124.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей в детском саду по ПДД: «Безопасность детей — забота взрослых» Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и

Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и семьи. О том, что и к...

Консультация родителей младших групп детского сада. Детские капризы и истерики, как быть и что делать взрослым?

Довольно часто можно услышать от родителей, что их чадо ведет себя очень агрессивно и неуправляемо. Капризничает по поводу и без, ставя в неловкое положение, и даже вгоняя в ступор родителей. На улице...

Консультация для родителей в детском саду «Детское экспериментирование»

- Побуждать родителей использовать экспериментирование в повседневной жизни.- Укреплять сотрудничество между родителями и детьми.- Укреплять сотрудничество между родителями и педагогом.- Формировать п...

Консультация для родителей в детском саду «Предупреждение детских неврозов».

Консультация для родителей в детском саду«Предупреждение детских неврозов»....

Консультация для родителей в детском саду. Детские манипуляции

Что делать, если ребенок манипулятор?Детские манипуляции — это фактор, который довольно распространен среди подрастающего поколения. Маленькие бунтари и провокаторы часто пытаются сыграть на чув...