Предметно-пространственная среда музыкального зала (аналитическая записка)
материал по музыке

Коваленко Галина Фадеевна

Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала отражает содержание различных образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_prostranstvennoy_sredy.docx910.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Предметно-пространственная среда музыкального зала (аналитическая справка)

Реализация программы музыкального воспитания дошкольников

Основная цель музыкального воспитания в детском саду – это всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка. Музыкальное воспитание не только развивает музыкальные способности, эмоциональную отзывчивость, музыкальный слух, но и способствует в полной мере формированию у детей социально-коммуникативных качеств, познавательно-речевому и физическому развитию.

Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала отражает содержание различных образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

I. Социально-коммуникативное развитие

Социально-коммуникативное развитие осуществляется через создание различных игровых ситуаций, через театрализованную деятельность, в процессе коммуникативных игр.

Музыкальный зал оснащен:

игрушками;

шапочками животных;

игрушками бибабо;

костюмами сказочных героев, овощей и фруктов, животных;

ширмой.

В музыкальном зале широко представлена литература, содержащая информацию об организации коммуникативных игр, игр с пением, игр-драматизаций: М. Ю. Картушина «Коммуникативные игры для дошкольников», О. Н. Арсеневская «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Занятия. Игры. Упражнения», Т. Сауко, А. Буренина «Топ-хлоп, малыши. Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2–3 лет», С. Г. Насауленко «Музыкальные игры и новые песни» и др.

II. Познавательное развитие

В музыкальном зале широко представлены детские ударные инструменты:

металлофоны,

треугольники,

бубны,

румбы,

барабаны,

колокольчики,

маракасы и др.

Все инструменты доступны детям и обеспечивают их свободный выбор. Дети знакомятся с внешним видом инструментов, их звучанием, их свойствами (деревянный, металлический, пластмассовый, большой, маленький, звонкий, тихий, громкий, шуршащий, звенящий и т. д.).

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-297428-1441737173.jpg

Также дети знакомятся с инструментами симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов. Музыкальным руководителем записаны музыкальные диски со звучанием различных музыкальных инструментов, а также разработаны электронные обучающие презентации по данной теме. Закрепить соответствующие знания помогают детям дидактические пособия «Музыкальные инструменты», «Симфонический оркестр».

На музыкальных занятиях, досугах дети знакомятся с музыкальными произведениями русских и зарубежных композиторов: П. И. Чайковского, М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича, И. С. Баха, А. Вивальди, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Портреты этих композиторов представлены в музыкальном зале и музыкальных уголках групп детского сада.

В процессе музыкального воспитания дети получают элементарные знания по теории музыки. Они знакомятся с основными понятиями и учатся различать на слух различные музыкальные жанры, музыкальные формы (двухчастная, трехчастная, куплетная, музыкальные фразы, низкие и высокие звуки, вступление и проигрыш в песнях и т. д. Заинтересовать детей, облегчить усвоение материала помогают музыкально-дидактические игры. Например, различение на слух высоких и низких звуков легко усваивается детьми в процессе таких игр, как «Мама и детки», «Гномик идет по лесенке», «Какой колокольчик звучит», «Какая птичка поет», «Кто в теремочке живет» и др.

Музыкальный руководитель работает в тесном взаимодействии с воспитателями всех возрастных групп, помогая средствами музыки глубже раскрыть содержание, эмоционально обогатить знания по таким темам как «Времена года», «Моя семья», «Братья наши меньшие», «Транспорт», «Профессии», «Земля – наш общий дом», «Мой город». Атрибуты, представленные в зале, делают песни, танцы, исполняемые детьми, более яркими, красочными, запоминающимися. Очень любимы детьми атрибуты, соответствующие различным временам года: осенние листья, зонтики, дождики («султанчики», снежки, снежинки, цветы, солнечные лучики (желтые ленточки).

Одной из приоритетных задач музыкального руководителя является формирование у дошкольников представлений о культуре и традициях своего народа. Музыкальный зал оснащен русскими народными инструментами (трещотки, гармошки, хохломские ложки, свирели, «немые» балалайки, фольклорными костюмами. Музыкальным руководителем составлена картотека русских народных игр, считалок, потешек.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-297428-1441737263.jpg

Не менее важной задачей является формирование у детей представлений об отечественных праздничных датах: Дне России, Дне Государственного флага Российской Федерации, Дне Победы, Дне защитника Отечества. Создать атмосферу праздника, патриотизма помогают российские флажки, солдатские пилотки, береты воздушно-десантных войск, матросские гюйсы и бескозырки.

III. Речевое развитие

Важную роль в речевом развитии детей играет вовлечение их в певческую деятельность. В процессе пения совершенствуется артикуляционный аппарат, развиваются органы дыхания, детский голос укрепляется и становится более выразительным, ярким, эмоциональным. Максимально включить детей в процесс пения помогают игры с пением, хороводы, инсценировки песен, а также использование при этом игрушек, костюмов, атрибутов.

Речевое развитие детей реализуется и в процессе других видов музыкальной деятельности. Так, по окончании восприятия музыки с детьми проводится беседа, во время которой дети отвечают на вопросы, обсуждают ее содержание и характер. Во время музыкально-ритмической деятельности детям предлагается подобрать игрушку, атрибут, музыкальный инструмент в соответствии с характером прослушанной музыки и объяснить свой выбор. Таким образом, происходит расширение словарного запаса, коррекция звукопроизношения, грамматического строя речи.

Музыкальный зал оснащен:

картотекой «Словарь эстетических эмоций»;

картотекой считалок;

музыкально-дидактической игрой «Копилка эмоций»;

музыкально-дидактической игрой «Назови инструмент и исполнителя»;

музыкально-дидактической игрой «Разбери инструменты по группам» (духовые, ударные, струнные);

музыкально-дидактической игрой «Собери инструмент» (пазлы).

IV. Художественно-эстетическое развитие

Основная цель художественно-эстетического развития – привить детям способность и стремление получать удовольствие от встречи с настоящим искусством, воспитать у них вкус, потребность в эстетическом наслаждении. Приобщение детей к музыкальному искусству происходит через восприятие и исполнение произведений русского фольклора, фольклора других народов, классической музыки русских и зарубежных композиторов, детских песен. Главные требования к репертуару – это художественность и доступность возрастным и индивидуальным возможностям детей.

Музыкальный зал оснащен фонотекой, состоящей из лицензионных и самостоятельно составленных с использованием интернет-ресурсов дисков с музыкой П. И. Чайковского, М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича, И. С. Баха, А. Вивальди, В. А. Моцарта, Л. Бетховена.

Ребенка в музыкальном зале должны окружать не только образцовая музыка, но и эстетичные атрибуты, реквизит, декорации. Красиво оформленный зал вызывает восторг, восхищение и радость у детей.

V. Физическое развитие

Музыкальный зал оснащен лентами, обручами, мячами, платками, скакалками и др. Педагог включает в работу с детьми танцы и упражнения с использованием данной атрибутики. Эти упражнения развивают ловкость, точность и координацию движений.

Музыкальный руководитель использует в музыкально-ритмической деятельности следующие лицензионные диски с танцевальной музыкой:

Ку-Ко-Ша (выпуски 1–9);

«Танцевальная ритмика» Т. И. Суворовой (выпуски 1–5, «Экологические танцы» Т. И. Суворовой;

«Танцевальный калейдоскоп» Ю. Сухановой, Е. Новиковой (выпуски 4-6);

Музыкальная программа музыкального воспитания «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.

Музыкальным руководителем составлены диски с танцевальной музыкой для музыкальных занятий и досугов, а также для самостоятельной танцевальной деятельности детей в группах детского сада. Вовлекаясь в музыкально-ритмическую деятельность, дети получают возможность для эмоционального самовыражения, совершенствуют свои физические навыки.

Вывод:

развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала обеспечивает: всестороннее, гармоничное развитие личности каждого ребенка, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых; содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

C:\Users\Галина Фадеевна\Desktop\DSC_0086.JPG

C:\Users\Галина Фадеевна\Desktop\DSC_0015.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАЛА

ЗОНИРОВАНИЕ,ФОРМЫ РАБОТЫ,ЛИТЕРАТУРА, КОСТЮМЫ,НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ...

«Формирование инновационной предметно-пространственной развивающей среды спортивного зала МБДОУ»

Руководство к действию по созданию инновационного спортивного зала ДОУ....

Аналитическая записка «Построение предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе с учетом ФГОС»

Аналитическая записка "Построение предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе с учетом ФГОС"...

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА СПОРТИВНОГО ЗАЛА

Для успешной реализации оздоровительных задач, решаемых в ДОУ, необходимо соблюдение многих условий, одним из которых является создание предметно-пространственной среды спортивного зала....

Предметно-пространственная развивающая среда музыкального зала

Музыкальный зал в нашем детском саду – это самое большое, светлое и наилучшим образом оборудованное помещение, это визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но ...