Развитие творческих способностей средствами музыкального воспитания
статья по музыке (старшая группа)

Бушуева Ольга Викторовна

В статье говорится о том, как музыкальное воспитание помогает развить творческие способности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv_tvorch_sposobn_sredstv_muzyki.odt30.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей детей средствами музыкального воспитания в соответствии с ФГОС ДО»

Бушуева О.В. воспитатель.

«Без творчества немыслимо познание

человеком своих сил, способностей,

наклонностей…» В. А. Сухомлинский

Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе, и мы постоянно ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути, в детстве. Общество нуждается в активных творческих людях. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, а не в игрушках и компьютерах? Как заставить душу трудиться? Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – естественной, необходимой частью жизни? Мы должны найти пути решения задач музыкально-творческого развития.

Гегель писал: «Человек должен родиться дважды, один раз естественно, а затем духовно».

В становлении личности ребёнка, в развитии его творческих способностей неоценима роль музыкальной деятельности, при помощи которой ребёнок воспринимает окружающий его мир и формируется как творчески мыслящая личность.

Способности, считал Теплов Борис Михайлович, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. «Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, художественное творчество и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.»

Таким образом, всё выше перечисленное доказывает необходимость развития музыкальных творческих способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее  благоприятным, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, мы тем самым будем способствовать расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей музыкальной творческой деятельности.

Дошкольное образование за последние несколько лет претерпело изменения.

Одним из основных документов, которые изменили содержание дошкольного образования - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Как вы знаете, музыкальное воспитание вошло в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие». Первое изменение, которое следует отметить – это ориентация документа на социализацию и индивидуализацию развития личности. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направлена на развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

* развитие музыкально-художественной деятельности;

* приобщение к музыкальному искусству;

* развитие музыкальности детей;

* развитие способности эмоционально воспринимать музыку,

* развитие творческих способностей детей,

что в музыкальном воспитании является приоритетным направлением, так как  способствует развитию логического и ассоциативного мышления, формирует навыки самостоятельной работы. А при формировании мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.

Музыка, среди многочисленных элементов системы воспитания, занимает одно из главных мест, по своей способности вызвать в ребенке творческую фантазию. Развитие творческих способностей происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Наталья Алексеевна Ветлугина в своих исследованиях отмечает, что необходимым условием возникновения детского творчества является накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретают необходимые навыки, умения, знания, для того чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления.

Предлагаю вспомнить виды музыкальной деятельности 

 Музыкально-ритмические движения - танцы, пляски, хороводы

Слушание

Пение

Игра на детских музыкальных инструментах

Музыкальные игры

Что же такое творческие способности?  Это индивидуальные качества и способности человека,  которые проявляются в умении применять знания, умения и навыки в условиях нестандартной ситуации.

А детское творчество характеризуется как форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для себя и окружающих. В музыкальной педагогике существует ряд теоретических и экспериментальных работ, где дается высокая оценка воспитательному значению творчества.

Блестящим примером выявления возможностей музыкальной деятельности в развитии творческих музыкальных способностей служит опыт Болеслава Яворского. Основные положения его работ следующие:

— все проявления творческой инициативы детей ценны, поэтому главная задача педагога — всемерно стимулировать их;

— важным средством активизации творческих способностей является комплекс всех видов музыкальной деятельности, когда дети могут проявить себя в самых различных направлениях;

— педагогическая ценность детского творчества заключена в самом процессе творчества.

Ученый, вскрывая природу творческого процесса, показал, что в развитии творческих способностей существуют определенные этапы:

— накопление впечатлений;

— выражение творческого начала в зрительных, сенсомоторных, речевых направлениях;

— двигательные, речевые, музыкальные импровизации;

— создание собственных композиций, которые являются отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического;

— собственно музыкальное творчество (написание песен, музыки).

Идеи Б.Л. Яворского, нашли широкое воплощение в музыкальном воспитании дошкольников, где, например, музыкально-творческие способности формируются на основе игры на инструментах, движении, пении, декламации и др.

Излагая теоретические положения о творческой деятельности, Б.В. Асафьев,  дает методические рекомендации, касающиеся развития музыкального творчества детей. Анализ изученной педагогической и психологической литературы выдвигает показатели творческих способностей, позволяющих выражать создаваемые образы в наиболее оптимальной для детей форме:

— оригинальность движений;

— эмоциональность при воплощении игрового образа;

— наличие выразительных средств для воплощения образа;

— гибкость при принятии решений;

— умение находить нестандартные решения творческих задач.

 Что же считается основным в обучении творчеству? Ребенку необходимо помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не найдет эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.

Детское музыкальное творчество предполагает наличие у детей музыкальных способностей, знаний и умений, которые они получают на музыкальных занятиях. Н.А. Ветлугина обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей. Освоение программных умений дает возможность ребенку свободно, уверенно действовать не только при исполнении музыкальной игры, пляски, песни, но и при выполнении творческих заданий. С другой стороны, творческие задания активизируют музыкальные способности детей, что помогает им более успешно усваивать навыки и умения. Работа по развитию творческих способностей детей осуществляется в соответствии с этапами развития детского творчества: от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности (при этом дается установка на создание нового – измени, придумай, сочини), к заданиям, способствующим освоению творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей.

Развивая творческие способности детей, мы развиваем индивидуальные способности каждого ребенка. Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. Чтобы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях. Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно.

 Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления постоянно обогащаются, если есть возможность проявить самостоятельность. Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание. Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта. Одно из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество - владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой - либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

 Важно побуждать детей к самостоятельному применению достигнутых творческих умений. Необходимо вызвать у детей старшего дошкольного возраста желание импровизировать на детских музыкальных инструментах. Очень действенным методом в развитии творческих способностей детей является элементарное музицирование. Оно предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, дает возможность экспериментировать, нетрадиционно взаимодействовать с ребенком. Можно предложить детям следующие творческие задания:

 • озвучивание стихотворений, сказок;

• озвучивание рассказов о явлениях природы, животных и птицах;

 • сочинение собственных рассказов и озвучивание их;

• сочинение рассказов по репродукциям картин с последующим озвучиванием рассказа (картины);

• придумывание и озвучивание загадок о явлениях природы, окружающего предметного мира и т.д. Безусловно, те или иные способы озвучивания должны соответствовать возможностям детей, их интересам, времени года и т.д. Важно также активизировать творческий поиск ребенка в подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста, его содержания и т.д. Работая в тесном контакте, мы — педагоги и музыкальные руководители, нередко используем драматизации по сказкам А.С. Пушкина, К.Чуковского и др.

Л.С.Выготский обращает внимание на то, что в развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. Это говорит о том, что творчество детей не может быть ни обязательным, ни принудительным. Оно может возникать только из детских интересов.

Таким образом, для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:

- соблюдение принципа свободы;

- накопление впечатлений от восприятия искусства;

- накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);

- развитие основных музыкальных способностей;

- оснащения музыкального творчества как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.

Для достижения успехов в музыкальном воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Родители должны принимать активное участие в развитии музыкальных способностей ребенка. Даже если они не причастны к миру музыки и не стремятся вырастить музыканта, необходимо заниматься с ребенком в этом направлении. Проведение совместных мероприятий и проектов с участием родителей стало уже традиционным в нашем учреждении. Это  развивает искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Тематика таких вечеров  различна, например: «Любимые сказки», «Театральные встречи», «Смешные истории» и др.

Мы привлекаем родителей к активному участию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей,  изготовителей декораций, костюмов и т.д. В любом случае союз педагогов и родителей  способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. Родители становятся непосредственными творцами интересной жизни детей и в детском саду, и дома. Интерес и доверие друг к другу позволяют родителям наших воспитанников узнать о различных подходах к воспитанию, что помогает в дальнейшем избежать проблем в детско-родительских отношениях и быстрее находить верный выход из трудной ситуации. Таким образом, можно заключить, что правильно организованные действия педагогов и родителей позволят ребенку получить основы эстетического воспитания и музыкальной культуры. Это откроет для ребенка мир творческого развития, будет способствовать его социализации и подготовит его к полноценной взрослой жизни.

1. Асафьев Б.В. О музыкально – творческих навыках у детей: избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л. – М., 1975.

2. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. - М. - 1972.

3. Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 92стр

4. Левин В.А., Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей средствами экспериментальной деятельности"

Систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интерес...

Развитие творческих способносте средствами музейной педагогики.

На ребенка обрушивается огромное количество информации, возрастает актуальность воспитания детей на лучших образцах художественно-литературного искусства. Глубина восприятия увиденного и последующая т...

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельности.

Данная статья посвящена аспектам развития творческого потенциала личности ребёнка....

Развитие творческих способностей средствами театрального искусства средний дошкольный возраст

Развитие творческих способностей средствами театрального искусства...

Доклад "Как влияет тесное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателя на развитие творческих способностей и музыкальности у детей дошкольного возраста"

Совместная согласованная деятельность музыкальног руководителя и воспитателя- результат достижения поставленных целей программы развития ребёнка дошкольного возраста....

"Развитие творческих способностей в музыкальном развитии детей".

Развитие творческих способностей детей происходит через музыку. У детей развиваются музыкальные способности в процессе музыкальной деятельности....