Развитие творческих способностей средствами нетрадиционных техник в художественно-эстетическом развитии детей. Батик
статья по рисованию на тему

Ямалова Ирина Хамитовна

Педагогическая статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_yamalova_i.h._madou_no_39.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 39 «Семицветик» общеразвивающего вида

городского округа город Нефтекамск

Статья

«Развитие творческих способностей средствами нетрадиционных техник в художественно-эстетическом развитии детей. Батик»

  Ямалова Ирина Хамитовна,

воспитатель МАДОУ № 39

г. Нефтекамск

2018 год

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, привели к реализации модели дошкольного образования путем повышения доступности качества образования и определили новые подходы к содержанию.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие является одним из направлений образования, поэтому необходимо разрабатывать новые подходы к эстетическому воспитанию дошкольников через художественное творчество. В качестве тематического модуля образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» дошкольного образования выделяют «Художественное творчество», которое формирует культуру личности ребенка, его развития и способности, развивает познавательные интересы в совместной изобразительной и конструктивной деятельности. Все выделенные в стандарте образовательные области необходимы для всестороннего развития ребёнка на всех этапах дошкольного детства. Но, пожалуй, именно область «Художественно-эстетическое развитие» обладает таким мощным потенциалом, который объединяет все области и интегрирует их в воспитательно - образовательном процессе, что позволяет формировать у детей ассоциативные связи, способствующие развитию воображения, творческого начала.

В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Большую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приучая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.  Детское рисование всегда вызывает интерес многочисленных исследователей. Ученые различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон, искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества, психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей, задумываясь над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.

Сохранить устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности у детей помогают занятия с нетрадиционными материалами, а вернее, с использованием нестандартных техник рисования.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счёт изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счёт работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребёнка.

На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь.

Работа с детьми по эстетическому развитию посредством нетрадиционных техник рисования строится на следующих принципах:

- От простого к сложному.

- Принцип наглядности.

- Принцип индивидуализации.

- Связь обучения с жизнью.

- Принцип соразмерности.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

И именно поэтому в группе был выбран кружок по дополнительному образованию «Мастерилка» (рисование и художественный труд).

На занятиях дети знакомятся с такими художественными материалами как уголь, масляная пастель, восковые мелки, цветные ручки, мел, и художественными техниками: «набрызг», «рисование углем», «граттаж», «рисование мелом по цветной бумаге», «трафаретная печать», «лепка из соленого теста», «монотипия», «компьютерная графика» и   другими.

 Остановимся подробнее на одном из них – батике.

 «Батик» – это роспись по ткани, одна из древнейших технологий, имеющая широкое распространение и в современном искусстве. Технология такой росписи возникла в Индонезии ещё в 16 веке. Происхождение слова «батик» в разных источниках разное.

Последние годы характеризуются повышением интереса к использованию техники батик в работе с воспитанниками. Так возможности использования техники батик находят отражение в исследованиях Л. Ковалицкой, Абрамовой О.А., Кожохиной С.К. Достоинством данных работ являются методические рекомендации по организации занятий с детьми на основе использования техники батик.

Ребенок с помощью техники батик учится видеть, чувствовать и оценивать все по законам красоты. У него развивается художественный вкус. Техника батик позволяет создавать новые оригинальные замыслы в рисунках на ткани, формировать у детей интерес к изобразительному творчеству. Одним из наиболее важных условий успешного развития способностей ребенка на занятиях по технике батик является разнообразие и вариативность работы.

На сегодняшний день такой вид росписи ткани стал очень популярен по всему миру, только не все знают, как происходит процесс нанесения рисунка на ткань. В работе по батику используются акриловые краски «Батик». Они не токсичны, разводятся водой, их можно легко смыть пока краска не высохла.  Изделие после сушки нужно прогладить утюгом. Для дошкольников можно так же использовать гуашь или акварель. Ткань для батика подойдёт всех видов. Для классического батика используют шёлк. Можно ограничиться синтетическим материалом или взять простую хлопчатобумажную ткань.

Экспериментировать с цветами можно в баночках с водой. Самое лёгкое работать на белой ткани. Тогда нам не нужна белая краска. Если мы работаем на другом цвете, необходимо учитывать его как цветообразующий компонент.

Для детей роспись по ткани оказывается очень интересным и увлекательным занятием, простым в исполнении, и в то же время весьма эффектным по результатам. Наблюдая за тем, как яркая краска медленно растекается по ткани, ребёнок чувствует себя волшебником, и он готов фантазировать, творить.

Знакомство с этим видом декоративно-прикладного искусства начинается с игры в сказку. Поэтому и занятия эти не простые, волшебные: «Волшебный сундучок» (знакомство, история возникновения), «Волшебные узоры» (различные техники), «Волшебный узелок и волшебная ниточка», «Как свеча помогла художнику» и др.

Можно отметить, что наибольший интерес вызывает создание акварельных переливов (работа по мокрому фону с вливанием цвета в цвет) и использование кристаллов соли, ниток. В целом, так как для детей очень важен именно процесс рисования, батик очень захватывающее занятие. Акриловые краски для батика обладают большой насыщенностью цвета, поэтому результат получается очень сочным, живым, что не может не радовать малышей.

Роспись по ткани открывает перед ребенком широкое поле для реализации идей по дизайну одежды или интерьера, и знакомство с этим видом декоративно-прикладного искусства обязательно продолжится.

 Кружковая работа позволяет познакомиться с необычными, трудоемкими способами изображения, с которыми зачастую нет возможности познакомиться в ходе НОД, требуют большой подготовки, разнообразных материалов. В данном случае неоценима помощь родителей. В ходе предварительной работы (собрания, различных консультаций) они были ознакомлены с предстоящей деятельностью, планом работы кружка. Родители заинтересовались, поддержали и оказывают необходимую поддержку и помощь, приносят необходимые художественные материалы, бросовый и природный материал. Спецификой работы в данной технике является предварительная работа педагога и родителей – подготовка подрамников, нанесение резервирующего состава по эскизам детей.

Дети, посещающие кружок, участвуют в выставках (групповые, садовые, отчетные для родителей, а также городского уровня). К примеру, они неоднократно выставляли свои работы в художественном салоне «Сиринь» (выставки ко Дню защиты детей), в декабре они приняли участие в муниципальном конкурсе «Елочка, живи!»

Сложившаяся система кружковой работы, включающая нетрадиционные техники рисования, позволяет постепенно и последовательно двигаться к основной цели – творческому развитию личности, личности неординарной, умеющей не просто смотреть, а видеть и выражать языком различных материалов свой восторг перед окружающим миром.

Роспись и украшение ткани - увлекательное занятие, которое наполняет ребенка радостью творчества. Работа с прекрасными материалами - шелком, атласом, красками, кистью доставляют удовольствие. Ребенок имеет возможность ощутить ни с чем не сравнимую радость от реализации самых смелых идей по дизайну окружающего мира. Поэтому знакомство с росписью по ткани в детском саду невозможно переоценить и необходимо внедрять в практику эстетического воспитания в дошкольных учреждениях. Таким образом батик способствует развитию творческих способностей в художественно-эстетическом развитии детей.

Список используемой литературы:

  1. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М., 2016.
  2. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. М., 2016.
  3. Соколова О. Волшебный мир батика. СПб., 2013.
  4. Ковалицкая Л. Батик. Методика занятий с детьми. М., 2008.
  5. Смирнова Т.А. Батик для детей. Особенности работы.

htpps://stranamasterov.ru/node/96746


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Детское изобразительное творчество - это мир ярких, удивительных образов. Оно нередко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством ...

ДОКЛАД «Нетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связанно с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка....

Статья «Развитие художественно - творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования у детей старшего дошкольного возраста»

Статья «Развитие художественно - творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования у детей старшего дошкольного возраста»...

Проект «Развитие у детей творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования»

Педагогический проект.Тема: «Развитие у детей творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования».Для детей среднего дошкольного возраста.Вид проекта: информационно-творчес...