ДОКЛАД «Нетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
материал

Сокольникова Анна Васильевна

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связанно с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 с. Кабанск»

ДОКЛАД

 «Нетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Сокольникова Анна Васильевна

Воспитатель первой

квалификационной категории

с. Кабанск2017г.

«Нетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

В нашем детском саду решаются задачи на всестороннее развитие личности. Много лет одной из важных задач является развитие художественно-творческой личности.  И одним из своих направлений в работе, я выбрала развитие художественно- творческих способностей детей в изобразительной деятельности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связанно с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве.

Актуальность моей темы в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Поэтому необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.

Многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как, не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования, привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Приобщая детей к искусству, я выбрала направлением в своей работе.

Целью моей работы является:развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду», я нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

Развивающие:

-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательные:

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

Оздоровительные:

-Укреплять здоровье детей, используя, комплексы Здоровьесберегающие технологий, благотворно влиять с помощью нетрадиционной технике рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.

На первоначальном этапе–я подобрала необходимую методическую литературу, разработала программу, тематическое перспективное планирование своей работы, конспектов занятий, оформление наглядных пособий, организовала предметно-развивающую среду.

На втором этапе -  введение в воспитательно-образовательную работу с детьми новых форм и методов в художественно-продуктивную деятельность.

Третий этап - проведение диагностики и анализа результатов, подведение итогов.

 Работу с нетрадиционными техниками рисования строила на

следующих принципах:

* систематичность и последовательность подачи материала

* учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка

*  динамичность (техника понятна и освоена в рамках возрастных возможностей)

*  сравнение  (разнообразие вариантов и поиск новых техник и материалов)

* содействие и сотрудничество детей и взрослого

* поддержка детской инициативы в различных видах деятельности

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих  направлениях:
- От рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- От применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

 - От использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

- От использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

- От применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- От индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

В своей работе использую различные  формы и методы работы с детьми.

Для успешной работы, создала доступную для ребёнка развивающую среду.

Работа на первом этапе велась индивидуально с каждым ребенком. Работы своей красочностью и необычностью выполнения еще больше заинтересовали детей. Они с не терпением ждали занятий и с удовольствием приступали к работе с тем или иным материалом.

Дети готовы были многократно повторять то или иное действие. И чем лучше получалось у них движение, тем с большим удовольствием они его повторяли, радуясь своему успеху.

 В своей работе я пробовала некоторые способы нетрадиционной техники рисования, и все они понравились детям.

Например «Пластелинография». Заключается в том, что ребенок пластилином закрашивает рисунок. На начальном этапе создавали объёмные рисунки 3д, в дальнейшем рисунок закрашивался приёмом разглаживания.  

Рисование крупами. На первоначальном этапе дети учатся создавать рисунок на крупах при помощи рисования пальчиком. Создавать подходящий цвет при помощи закрашивания крупы гуашью.

Второй этап используют готовый силуэт.

Также дети с удовольствием используют в рисовании трафареты.  В дальнейшем самостоятельно придумывают и создают рисунки.

Не менее интересный способ рисования нитью. Изначально мы с детьми учились создавать рисунки на поверхности, для этого лучше использовать шнурки или капроновую верёвку.

Затем перешли к созданию рисунка используя шерстяные нити и клей ПВА.

Особенно дети любят сочетать между собой различные техники,  устраивать мини выставки в группе.

Такие занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию у детей: мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; сенсорного восприятия; глазомера; логического мышления;воображения; волевых качеств: усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца; художественных способностей и эстетического вкуса; изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрывает и обогащает его творческие способности.

Так же работа проходит в тесном сотрудничестве с родителями. При взаимодействии с семьёй, мы провели мероприятия, направленные на повышение уровня знаний у родителей по развитию художественно-творческих способностей у детей. После нашего активного сотрудничества с семьёй, родители стали проявлять интерес в дальнейшем развитии своих детей, научились создавать дома условия для изо деятельности. Проявляют активность в совместном творчестве с детьми.

Результаты диагностики развития творческих способностей детей (по методике Т. Г.Казаковой) свидетельствуют о положительной динамике:

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май).

Основные критерии оценки этой методики:

  • Средства выразительности.
  • Практические умения.
  • Эстетическая компетентность.
  • Художественный образ.
  • Креативность.
  • Эмоциональность.
  • Общий показатель.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали проявлять творчество, фантазию, реализовать свой замысел, приобрели уверенность в себе, им интересно смешивать различные техники рисования между собой. Работая с детьми, я отметила, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, а, напротив, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Так же применение нетрадиционных техник рисования позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.

Работу по нетрадиционному рисованию с детьми я продолжу дальше, способ рисования постепенно усложнится и появятся новые нетрадиционные способы рисования «техника торцевания из бумаги», «гроттаж или по простому техника царапанья».

Хотелось бы пожелать каждому педагогу окунуться в этот маленький мир нетрадиционной техники рисования. Это увлекательно не только детям, но и мы взрослые с удовольствием растворяемся в мире красок и творчества!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и  изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что  детскую изобразите...

Методическая разработка по рисованию по теме: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

В данной разработке рассказывается о нетрадиционных техниках рисования, которые полезны и интересны для детей дошкольного возраста....

Методическая разработка: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Ознакомление детей с жанрами живописи, с приемами рисования в традиционной и нетрадиционной форме на занятиях в течение учебного года и вне занятий.Младший и средний возраст....

Доклад. Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Этот доклад я подготовила для своего выступления педагогическом совете. Я думаю каждый воспитатель может найти интересную и полезную информацию для себя. ...

Доклад "Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста".

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...