РОЛЬ МУЗЫКИ И ДВИЖЕНИЙ В ПОЗНАНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЕТЕЙ.
статья по музыке

статья РОЛЬ МУЗЫКИ И ДВИЖЕНИЙ В ПОЗНАНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЕТЕЙ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РОЛЬ МУЗЫКИ И ДВИЖЕНИЙ В ПОЗНАНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

ДЕТЕЙ.

     Свобода движения - это лёгкость и радость. «Танцевать - ум развивать» ( Г. П. Фёдорова). Именно в дошкольном возрасте закладываются основы гармоничного умственного, нравственного, физического развития, формируется личность ребёнка.

     Музыкальные движения представляют особый интерес. Как средство музыкального воспитания они способствуют развитию музыкальной восприимчивости и физического развития. Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, что способствует улучшению осанки, координации рук и ног, вырабатывается легкость бега, прыжков.  

     Музыкально-ритмические движения - это то, что в полной мере может помочь в достижении главной цели - развитие эмоциональной сферы, раскрытие творческого потенциала. Самый простой и эффективный путь решения этой проблемы - это обыгрывание песен ,инсценировок творческих этюдов, интересных и понятных детям по содержанию. Идя от простого к сложному, ребёнок постепенно осваивает основные виды выразительных движений: мимику, жесты, позы. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Эмоции придают музыкально-ритмическим движениям выразительность, искренность, влияют на выбор партнера, служат регулятором складывающихся отношений между детьми и взрослыми. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Хорошее настроение улучшает запоминание! Разнообразная палитра эмоциональных переживаний учит согласовывать эмоциональный тон общения с его смыслом, реагировать на эмоции собеседника, находить адекватные средства поддержки диалога. Понимая смысл различных эмоциональных состояний, владея экспрессивными средствами самовыражения, ребенок тем самым может выбрать социально ценные способы поведения, самоутвердиться в обществе, стать восприимчивым, чувствительным к другим.

     Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением, но и образными упражнениями, сложными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию взрослых. Особенно дети любят на музыкальных занятиях перевоплощаться в какой-нибудь образ, музыка подводит их к этому. Идёт постепенный процесс формирования у детей двигательных навыков, приобретается опыт использования разнообразных видов движения. Эти первоначальные творческие проявления очень важны, для начала будущей творческой деятельности, т.к. импровизация различных видов движений под музыку в играх, инсценировках и есть творчество.

 Движение  под музыку позволяют значительно улучшить психическое и физическое развитие детей, приобрести навыки произвольно управлять своим вниманием на мышцы, различать и сравнивать мышечные ощущения. Например игры на напряжение-расслабление(игры-перевоплощения) : «Цветочек» р. н. попевка»

 «Утром солнышко взошло»- потянуться вверх, напрягая тело до кончиков пальцев рук (цветочек встречает солнышко), а затем последовательно уронить кисти рук- спряталось солнышко-головка цветочка поникла,(согнуть руки в локтях)-стебелёк поник, мышщы спины ,шеи и плеч освобождаются от напряжения, руки пассивно свисают, колени слегка сгибаются –«цветочек завял».

Игра «Деревянные и тряпичные куклы(А.Рыбников муз. к к/ф «Буратино»

Деревянные куклы «напрягают» мышщы ног, рук, выполняются резкие повороты корпуса вправо-влево, сохраняется неподвижность шеи и наоборот- тряпичные куклы короткими толчками поворачивают тело,, то вправо то влево, при этом руки произвольно взлетают и «обвиваются» вокруг тела.

Ребёнку даётся возможность испытать разнообразные ощущения, научиться изменять характер своих движений, опираясь на  работу воображении (я-«цветок»),(я-« деревянная кукла» и т.д.).Здесь можно дополнить и другими играми –перевоплощениями: «Оловянный солдатик», «Стряхнем воду с платочков», «Крылья самолётов и подушечки» и т.д.

     Главная трудность подчинить руки, ноги, тело ритму музыки, выполнению пластичных движений под музыку разного характера, темпа. Выполнить эти задачи помогают образы и игры с упражнениями на мимику и пластику.

     Такие игры представляют собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных бытовых, трудовых действий (сажаем сад, поливаем цветы, расчищаем тропинки от снега и. т .п. ) и поведение птиц и зверей(птички летают, клюют, зайчики прыгают, прячутся от лисы  и дрожат и т.п.).

Пример игры: «Зайцы и лиса» (Бегут зайчата белые»)В. Вихарева – зайчата эмоционально выполняют выразительные движения и хитрая «пластичная»лиса ищет зайчиков(по тексту).

Хоровод «А я грушу посадила» ( фольклор русского Севера)-выразительные действия как сажали, поливали грушу, собирали урожай.

 Не секрет, что люди любят двигаться под музыку, но спонтанный танец - это не продукт интеллектуальной деятельности человека, это, скорее движение, возникающее на уровне подсознания. Гораздо сложнее точно выполнять комплекс движений в определённой последовательности под определённую музыку. Ещё сложнее танцевать группой, когда необходимо не просто выполнить движение, но и выполнить их синхронно.

При разучивании танца происходит тренировка многих умений ребёнка: запоминание отдельных движений и движений в комплексе, координация движений, способность слушать музыку и повторять под неё движения, выполнять движение с пением. Все эти умения помогают формировать умственные способности ребёнка, т.е. помогают развивать интеллект. Музыка, движение и развитие интеллекта тесно связаны. Эмоциональное воздействие музыки глубоко осмысливается ребёнком, приобретает личностное воздействие. Воспитать умного ребёнка сложно, а вырастить тонко чувствующего человека ещё сложнее. Музыкально-ритмические движения та форма обучения, которая является и комфортной, и интересной, и дающей возможность самовыражения.

Развивая ребёнка гармонично, решая эти и другие поставленные задачи, необходимо точно осознать, чего от данного конкретного ребёнка мы хотим сейчас и в ожидаемом будущем. Именно в дошкольном возрасте дети не испытывают чувства неудобства, стеснения, связанного с тем, что может что-то не получиться. Свобода движения - это лёгкость и радость. «Танцевать - ум развивать» ( Г. П. Фёдорова). Именно в дошкольном возрасте закладываются основы гармоничного умственного, нравственного, физического развития, формируется личность ребёнка. Осваивая танцевальные композиции, дети запоминают определённые чередования движений, при этом стремятся взаимодействовать друг с другом, ориентироваться в пространстве, импровизировать. У детей своё восприятие того, что происходит на занятиях - все они не предсказуемы, и, как ни странно, но более сложные композиции детям интересны, исполняют они их с большей эмоциональной отдачей. Детей дошкольного возраста специалисты называют гениями труда и великими творцами. Творит ребёнок самого себя, совершенствует память и внимание, характер и волю. Ценность детского творчества не в результате, а в процессе, оно нужно не зрителям, а детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми третьего года жизни.

Ознакомление ребенка с окружающим миром, очень важно начинать через художественную литературу. С помощью художественной литературы взрослый сеет в душе ребенка "разумное, доброе, вечное"....

Консультация для воспитателей "Наблюдение как форма познания окружающего мира детей дошкольного возраста"

Методический материал для воспитателей для организации работы с дошкольнимами по познавательному развитию...

Роль природоведческой художественной литературы в познании окружающего мира

Роль природоведческой художественной литературы в познании окружающего мира...

Распространения опыта работы : "Познание окружающего мира детей дошкольного возраста через организацию познавательно-исследовательской деятельности"

Представлен опыт работы по созданию макетбука с целью формирования у детей знаний о цикличности явлений природы, времен года[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17149355","attributes":{"...

Конспект интегрированного занятия по познанию окружающего мира + движение для детей старшего дошкольного возраста

Расширять и уточнять знания детей об окружающем мире; учить применять свои знания о растительном и животном мире для поиска объекта; совершенствовать умения ориентироваться в пространстве и на плоскос...

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ТВОРЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (консультация)

Можно говорить о творчестве, как о способе положительной мотивации учения дошкольников, так как дошкольное образование предполагает развитие творческих способностей в ребёнке. Именно в творчестве зало...