Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста "Песни военных лет".
учебно-методический материал по музыке (старшая, подготовительная группа)

Боброва Людмила Алексеевна

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с песнями военных лет и историей их создания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesni_voennyh_let._tsikl_besed.docx28.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Песни военных лет.

Цикл тематических бесед для детей старшего дошкольного возраста.

ЦЕЛЬ: Дать детям представления о событиях Великой Отечественной войны через знакомство с песнями военных лет.

ЗАДАЧИ:

  • Учить вслушиваться и понимать содержание и характер военных песен; сопоставлять их с конкретными образами и действиями.
  • Использовать ДМИ для аранжировки марша, согласовывая свои партии в оркестре.
  • Исполнять песни слаженно, выразительно. В танцевальных движениях передавать плавность и красоту музыки.
  • Воспитывать чувство патриотизма, гордости за нашу Родину.

Беседа 1.

- Много лет назад 22 июня на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная война. Нелегко пришлось нашим защитникам, но они отстояли победу. И на протяжении всей войны поддерживали наших солдат песни. Эти песни мы храним и поем до сих пор. Нет ни одного российского человека, который бы ни знал военных песен. И именно об этих песнях мы поговорим сегодня.

Все, кто мог держать оружие, уходили на фронт.

Призывно и тревожно звучали в эти дни слова песни «Священная война» композитора Александрова.

«Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!» Кто хотя бы раз не слышал эти строки? Они были написаны Василием Ивановичем Лебедевым-Кумачом. На второй день после объявления войны один актер малого театра прочел их по радио. В тот же день оно было напечатано во многих газетах. Стихотворение каждый день звучало по радио и не могло не привлечь внимания композиторов. Музыку на эти стихи написал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Борис Александрович Александров.

Впервые песня исполнялась этим ансамблем на площади Белорусского вокзала, откуда постоянно уходили составы на фронт. Затем она звучала вновь и вновь, став гимном, призывом. Ее увезли на фронт три бригады ансамбля, чтобы исполнять перед солдатами. Эта песня шла с солдатами по дорогам войны, ее пели в землянках партизаны. Она прошла от стен Москвы через Польшу, Румынию, Венгрию, Болгарию, Чехословакию, Германию до стен рейхстага. Песню знали все. Ее и сейчас знают и поют.

«Священная война», 

муз. Б. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача.

https://www.youtube.com/watch?v=sailmeWkm_A&feature=emb_logo

- Что вы можете сказать о характере этой песни? /ответы детей/

- Да, это песня отважная, мужественная, такая, как и наши защитники, которые все, как один поднялись на защиту Родины.

Беседа 2.

Песни военных лет!.. от самых первых залпов и выстрелов и до победного майского салюта, через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Для тех, кто прошел и пережил войну, песни эти сродни позывным из той незабываемой далекой поры.

Казалось, какие ещё песни, когда идёт война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем! А всё как раз было наоборот. Песни нужны были всем: солдатам они помогали в трудные минуты, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто ждал солдат домой, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернуться с фронта живыми и невредимыми.

В первые четыре дня войны было написано более ста песен. А в течение долгих четырёх лет возникло столько прекрасных песен, сколько могло быть создано в течение десятилетий мирной жизни. Лучшие песни были для бойцов источником воодушевления и стойкости, мужества и веры в победу. С ними шли в бой и умирали.

- Насмерть стояли наши солдаты, порой даже не зная название того поселка, который они защищали. И часто бывало так, что из целого взвода, батальона оставалось в живых всего несколько бойцов. Об этом поется в песне композитора В. Баснера «На безымянной высоте».

 «На безымянной высоте»,

муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского.

https://www.youtube.com/watch?v=-NeXE6W0FQA

Беседа 3.

- После трудных боев солдаты отдыхали в землянках и готовились к новым сражениям. Вы знаете, что такое «землянка»? /ответы детей/

- Разжигали огонь, грелись и, конечно же, вспоминали своих близких и родных, оставшихся ждать их дома. Так родилась в ноябре 1941 года песня «В землянке», слова А. Суркова, музыка К. Листова. Алексей Сурков специально песню не писал. Он просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли. Он рассказал жене, где находится, о чем думает, какая погода в тех местах, где он воюет и какая обстановка. Письма в стихах в ту пору были весьма распространенным явлением, и многие красноармейцы писали домой стихотворные послания в самые тяжелые периоды Великой Отечественной. Возможно, потребность высказаться возвышенно, в стихах была той самой отдушиной между тяжелейшими боями, когда люди стояли на краю смерти и смотрели ей в лицо. После появления этого стихотворения многие солдаты просто переписывали его и отправляли домой своим любимым. В ее спокойной, задушевной интонации солдаты передавали свою тоску по дому, родным. Это была одна из самых любимых песен в годы войны. Такой же осталась она и теперь.

 «В землянке»,

муз. К. Листова, сл. А. Суркова.

https://www.youtube.com/watch?v=JZLPjWRKWjY

Предлагаю разучить эту песню детям вместе с родителями.

«В землянке».

Слова Алексея Суркова
Музыка Константина Листова


Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега...
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.

Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.

слова - ноябрь 1941
музыка - февраль 1942

Беседа 4. 

- Пока солдаты защищали нашу Родину, дома, в тылу ждали их семьи: матери, жены, дети. Им тоже приходилось нелегко – они работали за себя и за своих солдат: готовили снаряды, оружие, выращивали хлеб и отправляли все на фронт.

Горячо верили, что Россия победит и надеялись, что их любимые обязательно вернутся с войны и обязательно – героями. И писали им письма.

Стихотворение И. Уткина «Письмо на фронт». 

Если будешь ранен, милый, на войне,
Напиши об этом непременно мне.
Я тебе отвечу в тот же самый вечер,
Это будет теплый ласковый ответ.

Все проходят раны – поздно или рано,
А любовь, мой милый,
Не проходит, нет!
Если вдруг изменишь, встретишься с другой…

И об этом пишут в письмах, дорогой.
Я тебе отвечу… ну, не в тот же вечер,
Только будь уверен, что ответ придет.
Все проходят раны – поздно или рано…

Погрущу, поплачу…
Может быть, пройдет.
Но в письме не вздумай заикнуться мне
О другой измене – клятве и войне.

Ни в какой я вечер трусу не отвечу,
У меня для труса есть один ответ:
Все проходят раны – поздно или рано,
А презренье к трусу не проходит, нет!

- Чего не прощали девушки своим парням? (трусость, предательство).

- Очень страшной и тяжелой была война! И бои шли не только на фронте. Фашистские самолеты-бомбардировщики «Мессершмидты» бомбили мирные города, и тогда погибали мирные жители: старики, женщины, больные и даже маленькие дети.

- Но вот в войне наступил переломный момент, и наша армия из обороны перешла в наступление, прогоняя фашистов с русской земли. Появились новые виды орудий. И одним из самых значимых стала минометная установка, ласково называемая «Катюша». Любимой в годы войны стала песня с таким же названием. Любимой она остается и в наши дни. Эту песню знают не только в нашей стране, но и во всем мире.

«Катюша»,

муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского.

https://www.youtube.com/watch?v=Mowe4ojo_iY

Предлагаю разучить песню детям вместе с родителями.

«Катюша».

Музыка М. Блантера

Слова М. Исаковского

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег катюша,
На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.

Ой ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед
И бойцу на дальний пограничный
От катюши передай привет.

Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь катюша сбережет.

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег катюша,
На высокий берег на крутой.

Беседа 5.
- Песни нашей памяти…Военные песни… Они не награждались во время войны орденами, о них не сообщалось в сводках Советского информбюро, их боевой потенциал не учитывался в штабах при обороне или наступлении. Но для нашей Победы они сделали очень и очень многое. Может быть, это нельзя назвать подвигом, а вот честной солдатской службой назвать можно и нужно. К долгосрочной и прекрасной службе этих песен не сможет предъявить претензий ни один, даже самый строгий командир.

Песня у нас – неотъемлемая часть нашего народа, верная спутница всех наших дел. В мирные дни – это помощник, друг, советчик, а в грозные дни войны – это воин, борец. Хорошо сказал об этом поэт Сергей Островой:

«А песни ходят на войну,

А песню любят свято…

За всех людей, за всю страну

Она хранит солдата!..»

Одной из таких песен, которые поднимают дух солдата была песня «Смуглянка», муз. Анатолия Новикова, сл. Якова Шведова

У «Смуглянки» была непростая судьба. Чтобы разобраться в истории её создания, пришлось поднять архивные документы. Вот что выяснилось: песня эта появилась еще до начала Великой Отечественной войны. Песня была частью сюиты, посвященной герою гражданской войны Григорию Котовскому, написанной композитором Анатолием Новиковым и поэтом Яковом Шведовым в 1940 году. Но в песне описана и девушка-партизанка. А партизанское движение было очень распространено на оккупированных фашистами землях нашей страны и внесло огромный вклад в разгром вражеской армии. Песня «Смуглянка» стала поистине народной. 

«Смуглянка»,

муз А. Новикова, сл. Я. Шведова.

https://www.youtube.com/watch?v=CXMEto5NXb8

- Какой характер песни? Какая часть песни, запев или припев, звучит более задорно? Предлагаю послушать еще раз и прохлопать припев ладошками или шумовыми инструментами.

Беседа 6.

- Наши бойцы защитили свою Родину, а потом стали освобождать и другие страны: Польшу, Румынию, Болгарию. Но много, очень много солдат погибло в Великой Отечественной войне, защищая свой дом, свою землю, семью и нас с вами.

Помните!
Через века, через года!
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда!

Помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны!
Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!
Почтим память героев, не вернувшихся с войны, минутой молчания.

Минута молчания.

Если сегодня над нами мирное небо, нет войны, люди радуются жизни, то это потому, что была Победа. Победа на фронте, победа в тылу. Свой вклад в Победу внесли и наши песни. Представляете, что надо было пережить, вынести, какие муки испытать, какую усталость превозмочь для того, чтобы однажды над удивленной землей прозвучала крылатая и лихая песня:

«Ехал я из Берлина

По дороге прямой.

На попутных машинах

Ехал с фронта домой.

Ехал мимо Варшавы.

Ехал мимо Орла,

Там, где русская слава

Все тропинки прошла!

Эй, встречай,

С победой поздравляй!

Белыми руками

Покрепче обнимай…!

«Ехал я из Берлина»,

музыка И. Дунаевского, слова Л. Ошанина.

https://www.youtube.com/watch?v=jfqEoOrNQvk

Беседа 7.

- В память о героях Великой Отечественной войны в каждом городе, в каждом селе есть памятники солдатам, отдавшим жизнь за Родину. И люди несут туда цветы. В нашем городе тоже есть мемориал памяти воинам, погибшим в Великой Отечественной Войне.  Каждый год в День победы проходит возложение цветов к вечному огню.

Уже после окончания войны композиторы и поэты написали много песен о войне. Песня «Журавли» принесла своему автору Расулу Гамзатову фантастическую популярность и славу. В своем последнем интервью Расул Гамзатов рассказывал об истории стихотворения «Журавли»: «В то не близкое уже время я находился в Японии и увидел в городе Хиросиме памятник белым журавлям. У японцев есть такое поверье, если больной человек вырежет из бумаги тысячу фигурок журавлей, то он выздоровеет. Мне рассказали, что в Хиросиме умерла девочка, ставшая жертвой последствий ядерной бомбардировки, но она не успела довести количество бумажных журавлей до тысячи. Я был потрясен этой смертью. И тут советский дипломат вручил мне телеграмму, в которой сообщалось о кончине моей матери. Я вылетел в Москву и в самолете, думая о матери, вспомнил и умершего отца, и погибших на войне братьев. Но та хиросимская девочка с бумажными журавликами не уходила из памяти, так было написано это стихотворение.

Известный артист Марк Бернес в 1965 году наткнулся в журнале «Новый мир» на стихотворение Р. Гамзатова, посвященное двум погибшим на войне братьям. Он прочитал это стихотворение «Журавли» композитору Яну Френкелю, попросил написать к нему музыку. Вникая в поэтические строки, композитор Я. Френкель окунулся в свои воспоминания: довоенное детство, начало войны, эвакуация, фронт, ранение и послевоенные годы. Вскоре песню узнали и полюбили все люди нашей страны. Каждый год в день Победы эта песня звучит как гимн об ушедших в небытие солдатах, не вернувшихся с войны.

«Журавли»,

муз. Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова.

https://www.youtube.com/watch?v=L_Y6Mj-nMWY

Беседа 8.

- Мы будем беречь мир, беречь свою Родину с ее необыкновенно красивыми полями, реками, лесами, в которых шумят русские березы.

- Мы вспоминали песни военных лет, песни о войне. Какие из них и чем вам запомнились? Какие военные песни вы поете дома с родителями? (ответы детей).

Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойно уснут города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой!

Ни один пусть не рвется снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.

Пусть спокойно проходят года…
Пусть не будет войны никогда!

Всем известно, что фронтовики - народ не сентиментальный. Много раз они смотрели смерти в лицо. Но когда они слышат мелодию и слова песни «День Победы», никто не остается равнодушным. Нередко даже слезы наворачиваются на глаза. Впервые она прозвучала на праздновании тридцатилетия Победы. Полюбившаяся песня звучит везде и, конечно, тогда, когда собираются ветераны. Они считают ее своей, фронтовой. И это самая высокая оценка работы авторов песни.

«День победы»,

муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.

https://www.youtube.com/watch?v=Jv9wuRx42jk


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста по правилам поведения на проезжей части улицы

уточнить представления детей о правилах уличного движения, проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для пешеходов, убедить в необходимости соблюдать их....

Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста по правилам поведения на проезжей части улицы

Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста по правилам поведения на проезжей части улицы...

Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста по правилам поведения на проезжей части улицы

Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста по правилам поведения на проезжей части улицы...

Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Загадочный космос».

Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста  по теме: «Загадочный  космос». Беседа 1:  «Где летают самолёты? »(с использованием информационно ...

Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста "Песни военных лет".

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с песнями военных лет и историей их создания....

ЦИКЛ БЕСЕД ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ШКОЛА ПЕШЕХОДА»

ЦИКЛ БЕСЕД ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ШКОЛА ПЕШЕХОДА»...

Цикл мероприятий "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с военными профессиями"

Цикл мероприятий непосредственно образовательной деятельности по физической культуре «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с военными профессиями»...