Использование игровых технологий на музыкальных занятиях в детском саду
статья по музыке (старшая группа)

Герасимова Светлана Никифоровна

Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности.

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Можно выделить следующие её функции:

· обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие;

· развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение;

· коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения;

· релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде;

· психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения;

· функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал;

Отдельное место в педагогики занимают дидактические игры, существенно обогащая процесс обучения.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

   дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

· учебная деятельность подчиняется правилам игры;

· учебный материал используется в качестве ее средства;

· успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Детское музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в восприятии музыки, в пении, ритмике, игре на музыкальных инструментах. И чтобы учебная деятельность была интересной для детей, чтобы, ненавязчиво, легко и просто рассказывая им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, сочинять, импровизировать, фантазировать, использую в своей работе разные инновационные технологии:

·        игровые (непосредственная образовательная деятельность, праздники, развлечения, спектакли, кружковая работа);

·        здоровьесберегающие (дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастика, музыко-терапия, элементы самомассажа);

·        атр-технология (совокупность методов и приемов разных  видов искусства);

·        технология проблемного обучения;

·        информационно-компьютерные технологии (использование

Технических Средств Обучения и мультимедийных презентаций в образовательной деятельности).

Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом зависят от понимания педагогом функции игры. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленного построения их программ, сочетания их с обычными дидактическими упражнениями.

 Организация  работы проводится по трем направлениям:

1.     Групповая и индивидуальная работа с детьми.

2.     Взаимодействие и просветительская работа с родителями.

3.     Совместная работа педагогов ДОУ.

Этапы   реализации педагогической технологии:

Создаём условия для реализации этапов педагогической технологии.

Обогащаем опыт детей новыми музыкальными впечатлениями и образами в ходе слушания муз. произведений; обогащаем сюжеты игр сюжетами муз. повествования; обучаем детей умениям переноса муз. сюжета в игру, с последующим развитием.

Результаты  использования игровых технологий в работе:

1.     Дети легче усваивают и запоминают материал занятия;

2.     Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить

их  в самостоятельной деятельности;

3.     В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.

Повышается  уровень развития у детей познавательной активности.

Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания.

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогают игры  драматизации, музыкальные игры.

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка.

Как мы знаем, что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.

С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

 Использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду (из опыта работы)

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду....

Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду.

В нашем детском саду мною проводится  музыкально-оздоровительная работа, направленная на развитие музыкальности детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью ...

«Использование информационно - коммуникационных технологий на музыкальных занятиях в детском саду»

laquo;Использование информационно - коммуникационных  технологий на музыкальных занятиях в детском  саду»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ»(из опыта работы)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ»(из опыта работы)...

Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду

Материал будет полезен воспитателям детских садов, специалистов: логопедов, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре, родителям. Материал используется на зантиях с детьми, и в со...

Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду»

Методическая разработка«Использование здоровьесберегающих технологий  на музыкальных занятиях в детском саду»...