План конспект Мастер класса по теме «Игровое распевание детей. Применение звукоподражательных и дыхательных упражнений в работе над развитием детского голоса»
методическая разработка по музыке

Устимова Наталья Владимировна

Любое музыкальное занятие должно включать в себя распевание, задачей которого является подготовка детского голоса  к пению. Оно может длиться от 3 до 10 минут.

Распевка должна сочетаться с дыхательной и артикуляционной гимнастикой, так как правильное дыхание и хорошая дикция и артикуляция служат основой для развития голоса!

Наша задача – сделать процесс распевания интересным, увлекательным для маленьких детей, но при этом не превращать его только в игру, сохранить образовательную, обучающую функцию.
Этот материал будет полезен музыкальным работникам детских садов, учителям музыки в начальных классах, руководителям и хормейстерам младших и подготовительных хоров.
Цель разработки: описание игровых приемов, используемых на уроках в процессе распевания детей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_igrovoe_raspevanie_konspekt1.docx20.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План конспект Мастер класса по теме

«Игровое распевание детей. Применение звукоподражательных и дыхательных упражнений в работе над развитием детского голоса»

Автор: Устимова Наталья Владимировна

Январь 2019

 Основа игрового обучения пению - учение с увлечением!

На музыкальных занятиях по методике О.В.Кацер был введен речевой этап, как подготовительный к певческому. Весь материал речевого этапа содействует формированию речевого и певческого дыхания, умений изменять силу и высоту голоса, правильному воспроизведению звуков и их сочетаний, речевого и певческого материала в заданном темпе и ритме. Способствует умению выражать свои эмоции разной интонацией голоса.

Любое музыкальное занятие должно включать в себя распевание, задачей которого является подготовка детского голоса  к пению. Оно может длиться от 3 до 10 минут.

Распевка должна сочетаться с дыхательной и артикуляционной гимнастикой, так как правильное дыхание и хорошая дикция и артикуляция служат основой для развития голоса!

Наша задача – сделать процесс распевания интересным, увлекательным для маленьких детей, но при этом не превращать его только в игру, сохранить образовательную, обучающую функцию.
Этот материал будет полезен музыкальным работникам детских садов, учителям музыки в начальных классах, руководителям и хормейстерам младших и подготовительных хоров.
Цель разработки: описание игровых приемов, используемых на уроках в процессе распевания детей.
Задачи игрового распевания:
1.Способствовать общему оздоровлению организма ребенка.

 Делаем оздоровительный разогревающий массаж.

 Выполняем несколько дыхательных упражнений по методике Стрельниковой
2. Подготовить певческий и артикуляционный аппараты к пению.
3. Развить звуковысотный слух, поработать над чистотой интонации и расширить диапазон голоса.
4. Проучить сложные моменты изучаемых произведений.

Разогревающий массаж.

Растираем ладони, нос, лоб, уши, грудную клетку.

Трем ладошки поскорее

Носик ты погрей быстрее(лобик, ушки, голосок)

Дыхательные упражнения. 

Проводим выборочно по несколько упражнений, вводя постепенно новые

«Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обхвати плечи», «Рок-н-ролл»и т.д.

Подготавливаем певческий и артикуляционный аппарат к пению.

Используя звуко-подражательные приемы и упражнения разогреваем связки, снимаем зажатость и расширяем диапазон.

 «Филин»- У-у-у,

 «Собачка»- мелкое дыхание на открытом рте, Ав-ав-ав- активные толчки от диафрагмы,

 «Кошка»- мягое открытие рта и глиссандо на Мя-у(3 раза),

 «Хохотушки»- упереть кулачки в живот и толкнуть 3 раза Ха-ха-ха

 «Скорая помощь»- звуковое глиссандо И-у-и-у-и-у

 «Ракета или салют»-вдох на удивлении, задержка дыхания и Пииии-ууу- выстрел сверху- вниз,

 «Волшебники»- 1)рисование голосом различных образов - ветер, волны, облака, солнце, дождь(кластер, глиссандирование вверх-вниз, по кругу, точечно)

2)выбираем зверька и начинаем «выращивать», называя его и постепенно усиливая силу звука с каждым последующим разом (всего макс.4), затем возвращаем назад.

 «Мальчики и девочки»- Ух!- устали, интонация вниз, Ух!-задорно и звонко- интонация вверх.

Выбираем небольшой, наиболее сложный отрывок в любой песне, и прорабатываем его различными способами (по фонопедическому методу В.В.Емельянова):
1. Пропеваем, «сидя в автомобиле» (вибрация губами, соблюдая звуковысотность, характер исполнения);
2. Пропеваем, «сидя на лошадке» («процокать» мелодию, стараясь губами формировать слова песни);
3. «Выдуваем» мелодию (пропевать мелодию, выдувая при этом воздух);
4. Пропеваем, «сидя на слоне» (пропевать мелодию с хорошо открытым ртом, но звук направлять не в рот, а в нос).
Этой игрой мы так же решаем несколько задач:
1. Разогреваем артикуляционный аппарат.
2. Прорабатываем сложные отрывки в произведении.

Развиваем звуковысотный слух, работаем над чистотой интонации и расширяем диапазон голоса.

Для решения этих задач нам понадобятся распевки.

 Используем распевки

  1. с закрытым ртом МММ- губы сомкнуты, зубы разжаты, на примарных тонах ре-ми 1,
  2. Сидит ворон на дубу У-у-у…
  3. на слоги Зи-и-ма 1-2-1ступени, 1-2-3-4-5-4-3-2-1 ст.
  4. по трезвучию сверху вниз –Я пою хорошо пою.
  5. Мама мама мама, папа папа папа и конечно я

Но петь распевки на слоги детям скучно и неинтересно, поэтому включаем распевки со словами, желательно найти картинки на каждую распевку, рассказывать детям какие-то истории на тему. Картинки надо стараться подбирать такие, где действующие герои широко раскрывают рот. В этом случае у детей возникает зрительный образ, интерес, и достичь поставленной цели (открыть рот) будет проще.
При распевании также можно использовать артикуляционные жесты Н.В.Рыбкиной, они помогают сформировать правильные гласные, и вносят игровой момент. Эти жесты можно использовать как в речевых упражнениях, так и в попевках.
«У»: ладони положить на щеки (пальцы – к шее), рисовать руками раструб трубы. 

«О»: ладони на щеках (пальцами вверх), гладим по щекам сверху вниз.

«А»: указательные пальцы поднимают вверх уголки рта

«И»: руки на верхней губе, расходятся в стороны.

Таким образом, мы решаем все поставленные задачи в процессе распевания, при этом распевание превращается в интересный, увлекательный процесс! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект мастер-класса на тему «Рассматривание иконы «Сретение» с детьми подготовительной к школе группы»

Конспект мастер - класса для педагогов на тему «Рассматривание иконы «Сретение» с детьми подготовительной к школе группы»...

План – конспект мастер класса на тему «Декоративно-прикладное искусство - квиллинг»

мастер класс для воспитателей на тему «Декоративно-прикладное искусство -  квиллинг». формирование представления у педагогов о декоративно-прикладном искусстве— квиллинг, з...

План-конспект мастер-класса Роспись имбирного пряника для детей и родителей

План-конспект мастер-класса Роспись имбирного пряника для детей и родителей...

План - конспект мастер – класса на тему: «Кукла - прятка своими руками»

Цель мастер-класса: - Заинтересовать и побудить педагогов к изготовлению куклы прятки с последующим ее использованием для детей дошкольного возраста в детских театрализованных постановках и образ...

План-конспект мастер класса по теме:«Зарядка по Норбекову-метод физического совершенствования здоровья и профилактики заболеваний»

План-конспект мастер класса по теме:«Зарядка по Норбекову-метод физического совершенствования здоровья и профилактики заболеваний» Составитель: Петренко Наталья ВалерьевнаФорма ...