Главные вкладки

    РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВОЙ ГИМНАСТИКИ
    консультация по музыке

    К сожалению, в последние годы резко возросло число дошкольников с проблемами психомоторного развития. Наблюдаются нарушения в виде плохой координации сложных движений, скорости и ловкости их выполнения.

    Работая над развитием двигательных способностей у детей дошкольного возраста, необходимо обращать внимание на возникающие трудности при выполнении движений по словесной инструкции и при выполнении серии двигательных упражнений. Дети не успевали точно воспроизводить задания ритмического характера по пространственно-временным параметрам, нарушали  последовательность действий, опускали его составные части.

    Опираясь на важность и необходимость работы по повышению эффективности  процесса развития двигательных способностей, необходимо обращаться к технологии использования танцевально-игровой гимнастики в развитии двигательных качеств детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon semykina.doc102.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВОЙ ГИМНАСТИКИ

    Семыкина Светлана Анатольевна,

    музыкальный руководитель

    МАДОУ ДС №73 «Мишутка»

    Старый Оскол,

    2020


     «Развитие двигательных способностей дошкольников посредством танцевально-игровой гимнастики»

    Движение лежит в основе жизни человека. Его можно рассматривать как основные проявления деятельности организма и необходимый фактор для нормального развития ребенка. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

    К сожалению, в последние годы резко возросло число дошкольников с проблемами психомоторного развития. Наблюдаются нарушения в виде плохой координации сложных движений, скорости и ловкости их выполнения.

    Работая над развитием двигательных способностей у детей дошкольного возраста, необходимо обращать внимание на возникающие трудности при выполнении движений по словесной инструкции и при выполнении серии двигательных упражнений. Дети не успевали точно воспроизводить задания ритмического характера по пространственно-временным параметрам, нарушали  последовательность действий, опускали его составные части.

    Опираясь на важность и необходимость работы по повышению эффективности  процесса развития двигательных способностей, необходимо обращатьсяь к технологии использования танцевально-игровой гимнастики в развитии двигательных качеств детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

    В своем историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Развитие науки и техники способствовало постепенному снижению двигательной активности людей, что со временем стало отрицательно сказываться на их здоровье.

    Современные условия жизни (транспорт, техника, комфортное жильё и т.д.) способствуют уменьшению двигательной активности детей. Такие явления, как гиподинамия, двигательное «голодание», наблюдаются во многих современных семьях.

    Дошкольный возраст является весьма важным периодом в развитии человека. Он имеет много своих особенностей и, не понимая возрастных закономерностей ребёнка - дошкольника, можно превысить или занизить уровень их возможностей, что одинаково вредно для их развития. Ведь именно в эти годы начинается процесс формирования гармоничного, когнитивного, психического и физического развития ребенка, его личности. В соответствии с требованиями ФГОС ДО были пересмотрены подходы к организации развития детей дошкольного возраста. Художественно-эстетическое развитие дошкольников остается одним из базовых элементов в системе становления личности ребенка, в том числе - развитие двигательных способностей.

    Использование элементов танцевально - игровой гимнастики является эффективным средством в работе с детьми дошкольного возраста, так как именно в доступной и интересной форме, оно дает возможность ребенку удовлетворить свои потребности и желания разнообразно двигаться: танцевать, скакать, бегать, прыгать, подражать животным, птицам и т.д. Под воздействием музыки движения становятся более четкими, ритмичными, координированными. Танцевально-игровые движения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, ориентироваться в пространстве, развивать скоростно - силовые способности, чувство выносливости.

    Наряду с этим, в ходе педагогической деятельности обнаруживается противоречие между необходимостью комплексного развития двигательных качеств и недостаточной проработкой методических комплексов с направленным развитием двигательных способностей и методики их применения на музыкальных занятиях. Необходимо применять эффективные методы развития двигательных способностей.

    Двигательные способности — это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида двигательной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения. К таким способностям относятся выносливость, быстрота, пространственные ощущения, координиция. Вопросы координации движений человека с давних пор привлекали внимание исследователей. А.В. Коробков в результате экспериментальных физиологических исследований приходит к выводу, что в возрасте четырех-пяти лет происходит становление координационных механизмов и налаживание их взаимодействия с вегетативной сферой организма, повышение роли второй сигнальной системы в становлении координационных двигательных механизмов.

    Н.А. Ветлугина указывает на необходимость как можно раньше начинать развивать двигательные умения в доступной и интересной форме работы с детьми дошкольного возраста: ритмических упражнениях, музыкальных играх, танцах, хороводах.  

    Ритмические упражнения помогают ребёнку научиться владеть своим телом, координировать движения, а выполнение их под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений. Для дошкольного возраста упражнения, выполненные с музыкальным сопровождением, являются основными, базовыми при овладении двигательной культурой.

    При организации системы работы по развитию двигательных способностей у дошкольников педагогом широко использовались технологии игрогимнастики и игропластики, описанные авторами Ж.Е. Фирилёвой и Е.Г. Сайкиной в учебно-методическом пособии «Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей». Таким образом, танцевально-игровую гимнастику определяется как система упражнений, которая повышает тонус нервной системы, развивает психофизические качества (быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость и т.д.).

    В ходе режимных моментов необходимо использовать следующие формы работы с воспитанниками:

    -        индивидуальная;

    -        групповая.

    Продолжительность таких занятий обусловлена возрастом детей и не превышает 30 минут для детей 6-7 лет.

    В системе работы по данному направлению необходимо применять:

    - комплексы ритмической гимнастики (степ-гимнастика, эвритмическая гимнастика);

    - занятия «Театр физического воспитания»;

    - комплексы танцевально-ритмической гимнастики (игроритмика, игрогимнастика, игропластика) [17];

    - музыкально-подвижные игры;

    - игры-путешествия.

    Занятия состоят из подготовительной, основной и заключительной частей.

    Вводную часть занятий составляют упражнения и движения динамического характера, воздействующие на весь организм. Обязательно включать в нее ходьбу, бег, прыжки. В комплекс продолжительностью 5 - 8 минут включать упражнения для мышц рук и плечевого пояса, шеи, ног и туловища, всевозможные прыжки, стимулирующие деятельность органов дыхания и кровообращения. Упражнения разучивать во время утренней гимнастики, отдельные элементы — на музыкальных занятиях, прогулках, во время подвижных игр («Делай, как я», «Зеркало»). Также можно использовать один из комплексов ритмической гимнастики — степ-гимнастику.

    Степ-гимнастика — это не просто сочетание разнообразных движений, но красивый спортивный танец,  который приносит  пользу здоровью детей и улучшает их настроение. Оптимальное время для проведения занятий степ-гимнастикой — утро. Это придает детскому организму бодрости на весь день и повышает общий тонус. С помощью степ-гимнастики у детей вырабатываются выразительные, плавные, точные движения. На занятиях для выполнения упражнений степ-гимнастики обязательно  использовать музыкальное сопровождение. Так, на занятиях в средней группе, можно применять общеукрепляющие упражнения: «Пружинка», «Цветок», «Шалаш», «Ласточка», «Петушок». С детьми старшего дошкольного возраста с помощью упражнений комплекса степ-гимнастики развивается чувство равновесия, ориентировка в пространстве, гибкость (упражнение «Иголка, нитка и оловянный солдатик»). Элементы вышеуказанных упражнений можно применять в постановке танцевальных номеров спортивного характера. Затем можно использовать общеразвивающие упражнения эвритмической гимнастики, целью которых служит тренировка крупных мышечных групп, совершенствование координации движений, умение четко и ритмично выполнять упражнения под музыку. Эвритмическая гимнастика — вид развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики. Основные задачи, решаемые на занятиях с детьми 4-7 лет по эвритмической гимнастике:

    • формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации;
    • развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;
    • коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук) и ног;
    • улучшение психического состояния (снижение тревожности, агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения).

    Затем следует основная часть, которая начинается с поклона. Основная часть занятий – музыкально-ритмическая, она наиболее динамичная. В нее включаются танцевальные движения, творческие задания, танцевальные композиции, хороводы, задания на построения и перестроение.

    В этой части дети самостоятельно могут создавать музыкально - пластические образы в сюжетно - образных танцах. Упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической нагрузки в основной части занятия. Постепенное увеличение этих параметров движения и темпа приводит к усилению нагрузки в основной части. Для сбалансированной работы всех функциональных систем организма общеразвивающие упражнения сочетаются с дыхательными. Например, выполняя наклоны, на выдохе дети  произносят «Шшшш» (дыхательное упражнение «Насос»), а приседая, «Мяу» (дыхательное упражнение «Кошка»). Также основная часть занятий предполагает использование нового подхода к развитию двигательных умений и навыков, с использованием методики физического развития детей «Театр физического воспитания дошкольников».

    Театр – это игровая по форме система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей.

    Каждое занятие представляет собой ситуационную мини – игру (СМИ), в которой дети вступают в этап ролевой или «подражательной», имитационной игры, выступая то в ролях животных, то в роли птиц, насекомых или сказочных героев. На таких занятиях дети не замечают, что эти занятия по формированию культуры движений, и они являются полноправными участниками сказочного театрального действия. На музыкальных занятиях в средней группе использовались такие игровые упражнения как «Музыка здоровья», «Жираф и новые друзья», в результате которых осуществлялось совершенствование согласованности движений и умений входить в воображаемую ситуацию, развитие фантазии, чёткости и выразительности действий, быстрота реакции в различных заданиях. Обогащался двигательный опыт детей.

    В старшей группе выполнение упражнений «Путешествие в страну здоровья», «Кладоискатели», «Не теряй домик», «Я - впереди»  способствовало развитию быстроты, инициативы, выдержки. Игра «Ловишки с ленточкой» способствовала развитию ловкости.

    В подготовительной группе, используются такие упражнения как «Ледоход», «Стройные березы», «Капель», «Звонкие ручейки», «Льдины» и др., педагоги преследовали задачи профилактики нарушения осанки и плоскостопия за счет укрепления «мышечного корсета», верхнего плечевого пояса, мышц ног.

    Музыкальные занятия по развитию двигательных способностей также включают в себя ритмические блоки танцевально-игровой гимнастики: игроритмику, игрогимнастику, игропластику, музыкально-подвижные игры, игры-путешествия.

    Таким образом, музыкальные занятия способствуют формированию двигательных навыков у воспитанников, созданию благоприятных возможностей для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности. Дошкольники были вовлекаются в интересную для них танцевально-игровую деятельность, посредством которой обеспечивается необходимая двигательная активность, физическое и творческое развитие.    

    Свой творческий потенциал дети реализуют, выступая на праздниках, концертах, конкурсах, совместных с родителями музыкально-спортивных праздниках «День защиты детей», «Вместе весело шагать», «Путешествие в страну Здоровья».

    Таким образом, создание необходимых условий, систематизация работы по развитию двигательных способностей дошкольников в рамках организованной образовательной деятельности посредством использования упражнений танцевально-игровой гимнастики позволяет добиться положительных результатов.


    Библиографический список

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.
    2. Анисимова Г. И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников / Г. И. Анисимова. – Ярославль: Академия развития, 2005.- 96 с.
    3. Бекина С.И. Музыка и движение/ Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. - М.: Просвещение, 1983.- 207с.
    4. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением/ О.С. Боромыкова. - СПб.: Детство Пресс, 1999. – 63 с.
    5. Буренина А.И. Коммуникативные танцы – игры для детей/ А.И. Буренина. - СПб.: Музыкальная палитра, 2004. – 35  с.
    6. Буренина А.И. Ритмическая мозаика/ А.И. Буренина. – СПб.:- 2000 – 217.с.
    7. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду/Н.А. Ветлугина.- М.: Просвещение, 1981.-240 с.
    8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С Выготский Психология: Классические труды – М.: Просвещение, 1996
    9. Галиченко И.Г. Танцуем, играем, всех приглашаем/ И.Г Галиченко, М.А Михайлова. – Ярославль, Академия развития, 2006.-159 с.
    10. Горшкова Е.В. О музыкально-двигательном творчестве в танце. // Дошкольное воспитание, 1991. - № 12.
    11. Зимина А.Н. Большой хоровод/ А.Н. Зимина. - М.: Издательское объединение «Композитор», 1993.- 47 с.
    12. Коробков А. В. Практикум по нормальной физиологии: учебное пособие /А. В. Коробков - Издательство: Москва: Высшая школа, 1983
    13. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим / М.Ю. Картушина. – М.: Сфера, 2004.
    14. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей/ Г.А. Колодницкий. – М.: Просвещение, 2000г.
    15. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду/ Е.П. Раевская [и др.]. - М.: Просвщение, 1991г.
    16. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная

    гимнастика/ Т.Т. Ротерс. - М.: Просвещение, 1989 г.

    17. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб.;«Детство-пресс», 352с.

    18. От рождения до школы. Комплексная основная образовательная программа дошкольного образования под ред. Е.Н. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд. - М.: Мозаика – Синтез, 2016

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО - ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА»

    Долгосрочный музыкальный проект, на учебный год. База внедрения проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги....

    Презентация "Сенсорное развитие дошкольников посредством танцевально - игровой деятельности"

     Презентация работы хореографа ДОУ по сенсорному развитию  дошкольников посредством танцевально - игровой деятельности....

    Консультация для педагогов "Развитие двигательных способностей дошкольников"

    У подвижного ребенка, как правило, хороший аппетит, крепкий сон, ровное, веселое настроение, он более ловкий и выносливый. Но неверно думать, что ребенок самостоятельно научится всем движениям. Надо п...

    "Укрепление здоровья дошкольника посредством танцевально-игровой гимнастики "Са-Фи-Дансе"

      Актуальность выбранной работы определена особой социально-экономической и социально-гигиенической ситуацией в стране. В последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению ...

    Воздействие подвижных игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей дошкольников

    По сравнению с подвижными играми  игры с элементами спорта- более сложная форма деятельности. Следовательно, и влияние их на организм шире и глубже....

    Развитие творческих способностей дошкольников посредствам художественно-эстетического развития во второй младшей группе

    Развитие творческих способностей дошкольников посредствам художественно-эстетического развития во второй младшей группе...