Технологическая карта по музыкальному развитию, подготовительная к школе группа "Русское народное творчество, как часть нашей истории"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Сабурова Виктория Германовна

Тема:Русское народное творчество, как часть нашей истории.

Образовательные области:Социально-коммуникативное, Познавательное, Художественно-эстетическое.

Группа (возраст):Подготовительная к школе.

Тип занятия: Тематическое.

Цель: развивать у детей интерес и любовь к русскому народному музыкальному творчеству.

Задачи:1. Образовательная: а) расширять знания детей о русском народном музыкальном искусстве;

б) познакомить с рус.нар. музыкой, рус. нар. песнями и потешками, рус. нар. музыкальными инструментами;

в) закрепить умение правильно и выразительно выполнять элементы рус.нар. плясок и игр;

г) раскрыть понятия «оркестр», «дирижер», «исполнители», «певцы».

2. Развивающая: а) развивать эмоциональность и выразительность в исполнении рус.нар. песен и потешек;

б) развивать ритмичность и пластику движений в элементах рус.нар. плясок, сноровку в рус. нар. играх.

3. Воспитывающая: воспитывать желание выразительно исполнять рус.нар. песни, потешки, плясовые движения, игры и использовать их в повседневной жизни.

Оборудование: Иллюстрации народных музыкальных инструментов, магнитофон, кассета с записьюрус.нар. музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема:Русское народное творчество, как часть нашей истории.

Образовательные области:Социально-коммуникативное, Познавательное, Художественно-эстетическое.

Группа (возраст):Подготовительная к школе.

Тип занятия: Тематическое.

Цель: развивать у детей интерес и любовь к русскому народному музыкальному творчеству.

Задачи:1. Образовательная: а) расширять знания детей о русском народном музыкальном искусстве;

б) познакомить с рус.нар. музыкой, рус. нар. песнями и потешками, рус. нар. музыкальными инструментами;

в) закрепить умение правильно и выразительно выполнять элементы рус.нар. плясок и игр;

г) раскрыть понятия «оркестр», «дирижер», «исполнители», «певцы».

2. Развивающая: а) развивать эмоциональность и выразительность в исполнении рус.нар. песен и потешек;

б) развивать ритмичность и пластику движений в элементах рус.нар. плясок, сноровку в рус. нар. играх.

3. Воспитывающая: воспитывать желание выразительно исполнять рус.нар. песни, потешки, плясовые движения, игры и использовать их в повседневной жизни.

Оборудование: Иллюстрации народных музыкальных инструментов, магнитофон, кассета с записьюрус.нар. музыки.

Этап занятия, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

(с указанием технологии, методов, приёмов)

Деятельность детей

(формы, возможные виды детской деятельности)

Результаты

Ориентировка в деятельности

Психологический настрой, до 1 мин.

Развить воображение и творческую активность.

Определение темы занятия.

Определение актуальной зоны развития у детей по теме занятия.

Сюрпризный момент (встреча воспитателем детей, в русском народном костюме)

- Создание атмосферы сотрудничества;

Мотивация, 1 мин.

Словесный метод (беседа, вопрос-ответ)

Дети отвечают на вопросы.

Актуализация, 2-3 мин.

Словесный метод (Вопрос-ответ)

Рассказывают о своих знаниях по теме занятия.

Постановка проблемы, целей, 2-3 мин.

Выдвижение гипотезы

Практический

Действие

Развитие интереса у детей интереса к русскому народному творчеству.

Словесный метод (беседа)

Метод практической деятельности (изучение музыкально-ритмических движений)

Наглядный метод( рассматривание иллюстраций)

- Беседуют с воспитателем;

- Выполняют музыкально – ритмические движения;

- Рассматривание иллюстраций

- Слушание музыки

У детей развивается интерес к русскому творчеству. Знакомство с разновидностью русского народного творчества.

Контроль

Изучение русской народной прибаутки.

Дети изучают русскую народную прибаутку.

Исполнение прибаутки.

Самоконтроль

Поддержка детской инициативы

- Выполняют музыкально – ритмические движения

Достижение результата

Динамическая пауза, 1-2 мин.

Словесный метод

(Поэтическое слово)

Рефлексивно-аналитический

Логическая рефлексия, 2-3 мин.

Подведение итогов занятия.

- Словесный метод (вопросы)

- Словесный метод (ответы)

- Подведение итога занятия

Эмоциональная  рефлексия, 1 мин.

Предлагает детям приклеить улыбку или слезку.

Выбирают и приклеивают к солнышку-улыбку или слезку.

Определение ближайшей перспективы

Сценарный план занятия

Ход занятия

Действия воспитателя и детей

1.Психологический настрой

Музыкальный руководитель встречает детей в русском народном костюме.

Мотивация

-Ребята, а как вы думаете, в какой костюм я сегодня оделась???? (Русский- народный)

-А вы знаете русскую народную музыку??? (Нет) Давайте все вместе познакомимся с ней. (Или продолжим знакомство с ней)

Актуализация

Ребята а вы раньше слышали народные музыкальные песни??? (Нет) Или может, видели русские народные танцы??? (Нет)

Постановка проблемы, целей

- С самой старины ведется, что наш русский народ любит петь, танцевать, веселиться. Наши русские люди сами слагали песни, придумывали танцы, хороводы, игры, поэтому свое свободное время они проводили весело и интересно. Девушки и парни любили водить хороводы. Они сами придумывали разные танцевальные шаги, которые применяли в своих хороводах.

Действие

-Давайте вместе будем знакомиться с народными танцами. Вот например, вы знали, что хоровод это русский народный танец. (Да)  И хоровод бывает разный.

Покажите,какие танцевальные шаги вы знаете??

Дети совместно с руководителем упражняются в выполнении танцевальных шагов (хороводный, дробный, пружинящий, шаг с притопом). Упражнения выполняются под русские народные хороводные песни.  

Муз.рук. обращает внимание детей на иллюстрации, на которых изображены рус. нар. музыкальные инструменты.

- Ребята, посмотрите на эти иллюстрации (Баян, балалайка, дудочка, бубен)  

Что вы на них видите??? (Музыкальные инструменты)

 А как эти музыкальные инструменты называются??? (Баян, балалайка, дудочка, бубен)  

Почему вы так считаете???? (Потому что характер музыки веселый, темп исполнения быстрый)

Слушание музыки, где ярко слышны изученные музыкальные инструменты.  (Фрагмент «Русской кадрили» в исполнении оркестра русских народных инструментов)

-Какие инструменты вы услышали в данном музыкальном произведении??? (Баян, балалайку, дудочку, бубен)

- Ребята, покажите как играют на: баяне, балалайке, дудочке, бубне.( Дети изображают как играют на инструментах).

А сейчас давайте послушаем музыку «Русской Кадрили», и изобразим как играют на  баяне, балалайке, дудочке, бубне, когда звучит музыка в исполнении этих инструментов.   ( Манипуляции выполняются под фрагмент «Русской кадрили» в исполнении оркестра русских народных инструментов).

- А кто на этих инструментах играет, как называют этих людей? (Музыканты)

- А когда музыканты играют на разных инструментах одновременно, такой коллектив называется оркестром.

- Эх, оркестр народный,

Раздольный, хороводный.

Если грянет плясовую –

Я со всеми затанцую!

Если песню грустную –

Грусть в душе почувствую!

А «Страданья» заиграет –

Прямо сердце замирает!

То он плачет, то хохочет –

С нами делает, что хочет!

(Л. Яковлев)

- А теперь осталось уточнить. Если музыканты в оркестре играют на русских народных инструментах, то как же такой оркестр будет называться? (оркестр рус. нар. инструментов) Если дети затрудняется ответить на вопрос, муз.рук. отвечает сам на поставленный вопрос.

- А теперь нас ждет встреча с рус.нар. песнями. И мы с вами уже будем исполнителями песен, т. е. певцами. Но прежде чем начать исполнять песни, нам необходимо «разогреть» свои голосочки, чтобы они у нас звонко и ярко звучали.

А распоемся мы на коротких веселых, шутливых песенках. Ребята, а вы знаете, что короткие шутливые песенки называются прибаутками.

- А кто их сочинил? Чьи они? (русские народные)

Дети распеваются на русской народной прибаутке «Скок-поскок».

Контроль

Включение хороводной песни.

А что можно делать под эту музыку??? (Танцевать)

Как называется танец???? (Хоровод)

Как называется коллектив ,который исполняет музыку одновременно на нескольких музыкальных инструментах????(Оркестр)

Динамическая пауза

Ребята, а вы играли в русские народные игры??? (Нет) А хотите поиграть??? (Да) Так давайте мы поиграем в русскую народную игру-«ручеек».

Логическая рефлексия

- Ну вот, ребята, мы с вами много сегодня узнали о музыкальном творчестве нашего народа. Помните и не забывайте русскую народную музыку, песни, танцы и игры. И я надеюсь, что вы с удовольствием будете петь и танцевать рус.нар. песни и пляски и играть в рус. нар. игры, а также познакомите с ними и других знакомых вам детей.

Эмоциональная  рефлексия

Ребята, кому понравилось занятие возьмите улыбочку и приклейте на солнышко. А кому не очень понравилось, возьмите слезку и тоже приклейте на солнышко.

Определение ближайшей перспективы

Ребята на следующем занятии мы познакомимся с новой русской народной музыкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыкальному развитию (подготовительная к школе группа)

В дошкольной педагогике музыка рассматривается, как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни....

Конспект ООД по «Художественно – эстетическому развитию» в подготовительной к школе группе Тема: «Народное творчество Воронежского края. Матрёшка».

Познакомить с историей воронежской матрёшки; дать представление о самобытной росписи воронежской матрёшки; развивать воображения, эстетический и художественный вкус....

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе "Русский народный сарафан"

Цель: систематизация знаний о русском народном костюме через создание индивидуальных образцов мужского или женского русского народного костюма....

Образовательный проект по познавательно-творческому развитию во второй младшей группе «Русское народное творчество»

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Де...