Игры с музыкальными инструментами
картотека по музыке

Насекина Наталья Марксовна

Данную картотеку можно использовать как в кружковой деятельности так и на музыкальных занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_miuz.yu_instr._.docx61.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Игры с музыкальными инструментами для детей.

       Прежде, чем дети начнут играть на детских музыкальных инструментах, они должны научиться:

  1. Организованно их брать (желательно бесшумно, что практически невозможно)
  2. Аккуратно и бережно с ними обращаться (показывать ломаные инструменты)
  3. Играть артистично и выразительно
  4. Бережно складывать их на место (желательно туда, где они всегда лежат, иначе вы устанете их постоянно их убирать)

       Стихи или игровая ситуация подойдут как никогда в этом случае. Например, педагог говорит:

Только слаженно и дружно

Нам играть в оркестре нужно.

Громко, сильно не стучите,

Вы игрушки берегите!

Музыку слушайте внимательно

В ритм попадайте обязательно!

Формы работы с шумовыми инструментами:

1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам, музыкальное оформление произведений для слушания. 

2. Импровизация звуковых картин на заданную тему (используя игровую ситуацию)

3. Звуковая иллюстрация стихов. 

4. Сказки-шумелки. 

       Предложенные игры с музыкальными инструментами можно использовать как в процессе НОД, так и в самостоятельной деятельности детей.

Здравствуй, музыкант! (для детей старшей группы)
Цель: закрепить названия музыкальных инструментов и приемы игры на них.
Перед игрой выбрать ведущего – музыканта!
Дети выстраиваются в шеренгу, к ним лицом встаёт музыкант. Ведущий за спиной музыканта показывает картинку определённого музыкального инструмента – дети имитируют игру на нём. Музыкант должен угадать по действиям музыкальный инструмент.


Здравствуй, добрый музыкант!
Посмотри на наш талант.
Да смотри, не зевай –
Инструмент наш угадай!

Дети по очереди имитируют игру на музыкальном инструменте – музыкант угадывает инструмент.

Варианты для отгадывания –
- балалайка,
- скрипка,
- колокольчик
- гармошка
- пианино
- барабан
- дудочка

также можно предложить детям загадки о музыкальных инструментах, которые они любят отгадывать.

2.Мы загадки отгадаем, на инструментах поиграем (для детей средней группы)

На мольберте выложить картинки с изображениями музыкальных инструментов. Ребёнок, который отгадывает загадку об музыкальном инструменте, подходит к мольберту, находит картинку с соответствующим изображением инструмента и показывает всем. Остальные дети имитируют игру на этом инструменте. Картинку ребёнок может держать у себя в руках. По окончании отгадывания загадок, можно подвести итог и выявить детей, которые больше всех угадали загадок.

Варианты загадок:

1.Две весёлые подружки
Пляшут на его макушке.
Сам пустой, а голос густой.
Дробь отбивает, шагать нам помогает. (
барабан)

2.Он – деревянный инструмент,
Зазвучит в один момент.
Его струнам подпевай-ка,
Заиграла …
(балалайка)

3.Быстро кнопки нажимай,
Веселее запевай.
Растяни меха немножко,
И сыграй нам на …
(гармошке)

4.В руки ты его возьми
И немножко потряси.
Тонкой голосочек
Подаст на звонкий …
(колокольчик)

5.В руки их скорей бери,
Веселей на них стучи.
Поиграй еще немножко,
На расписных красивых …
(ложках)

6.Приложи к губам её,
Да еще подуй в неё.
Губки сделай трубочкой,
И сыграй на …
(дудочке)

3. Игра в оркестр  (для детей старшей группы)

По кругу расставить стулья. На каждом из стульев лежит любой музыкальный инструмент (разные). Для игры хорошо использовать двухчастную музыку.
На первую часть музыки дети поскоками (или легко бегом) двигаются вокруг стульев. С окончанием музыки берут в руки инструмент со стула, около которого остановились. На вторую часть музыки дети играют каждый на своем инструменте.


Как вариант
В четырех кругах разложены инструменты по количеству детей (в первом – ложки, во втором – трещотки, в третьем – колокольчики, в четвёртом – маракасы). Игра проводится под двухчастную музыку. На первую часть музыки дети играют на музыкальных инструментах в своих кругах. На вторую часть (спокойную) – дети переходят к другому кругу с инструментами. Таким образом, меняясь, дети сыграют на всех предложенных им инструментах. Для усложнения для каждого музыкального инструмента можно предложить определённый ритм игры.

Угадай-ка  (для детей любой возрастной группы.)
Цель: развитие творческих способностей детей
Задачи: обучать приемам игры на музыкальных инструментах; развивать творческое воображение; развивать ритмический слух

За маленькой ширмой музыкальный руководитель прячет музыкальные инструменты. По очереди играет на музыкальном инструменте, дети угадывают инструмент.

Как вариант для старших дошкольников для угадывания можно использовать фонограмму звучания инструментов.

Для 3-4 лет

 «Утром солнышко проснется»

(упражнение с ложками)

Для музыкального сопровождения игры можно использовать любую русскую народную мелодию, например «Ах вы, сени», «Светит месяц»…).

Ведущий: (показывает солнышко)
Вокруг солнышка, дружок,
Становись скорей в кружок.

(Дети встают в круг.  Солнышко можно положить в середину. На полу,  по кругу разложены деревянные ложки по количеству детей (2 ложки на каждого ребенка)

Ведущий: Ребятки, солнышко приготовило нам ложки и хочет, чтобы мы для него сыграли.

Дети приседают на корточки около своей пары ложек. Воспитатель или музыкальный руководитель говорит текст, дети слушают. Потом под музыку дети ритмично играют на ложках

Ведущий:

1.Утром солнышко проснется,
Сразу деткам улыбнется.
Детки с солнышком встают
В ручки ложечки берут.      
Под музыку дети медленно поднимаются, берут ложки в руки.

2.Детки ложки в руки взяли,
Дружно в ложки застучали.    
Ударяют ложкой о ложку перед собой

3.Мы сейчас растопим печь –
Надо блинчиков испечь.      
Немного наклонив корпус с ложками вправо, левая рука с  ложкой сверху, затем тоже  влево – «печем блинчики»

4.Нам пора повеселиться,
В каруселях прокатиться.  
Кружатся вокруг себя топающим шагом, играют на ложках, держат их перед собой

5.С вами мы сейчас, ребятки,
Поиграем вместе в прятки.  
Ударяем ложками перед собой на сильную долю музыки, потом отводим руки за спину и ударяем в ложки за спиной

6.Будем в горку подниматься,
А потом с горы спускаться.  
Постепенно поднимая прямые руки вверх, быстро ударяя ложками, потом опускаем руки вниз, ударяя ложками

7.Наши ложки так устали,
Очень весело плясали.
На пол ложки мы положим,
И ладошки вместе сложим.
Мы немножко отдохнем,
И опять плясать начнем.  
Дети сидят на корточках, руки под щечкой – отдыхают.

Как мы весело плясали,
Дружно ложками стучали.
Солнце улыбается,
Значит,  ему нравится.

Жмурки  (средние, старшие группы)

Цель: развивать слуховое внимание, певческие способности, коммуникативные способности.

Задачи: соблюдать правила игры, учить согласовывать движение и пение.

«Жмурке»  завязывают глаза, а водящему дают колокольчик. Выбранные дети находятся внутри круга. Дети ведут вокруг них хоровод и поют:

Колокольцы-бубенцы, раззвонились, удальцы!

Диги-диги-диги-дон,  отгадай, откуда звон?

Водящий с колокольчиком или бубенцами  ходит по кругу и звонит, а «Жмурка» пытается его поймать. Как только  «Жмурка» поймает водящего, эти дети выбирают других игроков.

«Чили – чили воробей»

Цель: закреплять умения передавать ритмический рисунок потешки музыкальными деревянными ложками. Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических движений, восприятия ритмических свойств музыкальных звуков.

Ход игры:

Дети воробьи сидят на стульчиках, а двое детей встают в ряд, взяв деревянные ложки и на распев, передавая ритмический рисунок, деревянными ложками поют, прибаутку:

Чили – чили воробей-бей-бей!

Прилетай к нам поскорей–рей -рей!

Пекла баба калачи -чи-чи,

Калачи горячи –чи -чи!.

Ты скачи, воробей бей-бей!

Принеси нам калачей - чей-чей!

С последними словами прибаутки играющие прыгают к тому месту, где лежат калачи (любые предметы). Тот, кто первым допрыгает, с калачом вернется к месту начала игры, считается победителем.

Музыканты (младшие группы)

(для игры-упражнения можно использовать кукольный театр или игрушки)
Каждый персонаж приносит с собой корзиночку с музыкальными инструментами по количеству детей

1.Петя-петушок идет.
Он корзиночку несет.
А в корзиночке игрушки,
Озорные погремушки.
Погремушки позвенят ,
Всех вокруг повеселят. (под музыку ударяем погремушкой по ладошке)

2.К нам лисичка прибежала,
Палочки нам показала.
Мы к лисичке подойдем,
В руки палочки возьмем.
Палочками ударяем,
Очень весело играем.  
(стучим под музыку палочками)

3.В гости курочка пришла,
Маракасы принесла,
К курочке мы подойдем,
Маракасы мы возьмем.
Маракасы мы возьмем,
Дружно ими потрясем.  
(под музыку трясем маракасами )

Музыканты хороши,
Все играли от души.
Приготовьте все ладошки,
Нам похлопайте немножко.

Хомячок.(3-7 лет)

Цель. Развить чувство ритма

Задачи: Формировать и развивать навыки музицирования в ансамбле, чувство ансамблевой игры, ритма, способности быстро реагировать на  темповые изменения в музыке.

Инструменты и оборудование: Ксилофоны (3-5 штук, шумовые инструменты (погремушки, маракасы, ложки) по количеству детей.

Ход игры.

Жил был хомячок. Однажды он пришел на гороховое поле, увидел много гороха и стал жадно его собирать. А собирал он его себе за щечки, как это делают все хомячки. Набил полные щечки и пошел домой.

(Звучит медленная часть музыки «Калинка», дети играют на ксилофонах глиссандо» - горошек перекатывается.

И вдруг, хомячок как чихнет: Апчхи! Горошек и рассыпался. Хомячок стал быстро -быстро его собирать. (звучит быстрая часть «Калинки» Остальные дети играют на шумовых инструментах в такт музыке – «хомячок собирает горошек»

Музыкальный руководитель. Собрал он горошек и пошел дальше… Игра повторяется. Для детей старшей и подготовительной  групп быструю часть можно играть с ускорением. "Пришла курочка…начала горох клевать. Хомячок торопится его собирать – ускорение".

Веселые музыканты (3-7 лет)

Чем старше дети, тем больше разнообразие музыкальных стилей может быть включено в игру.

Цель. Обобщение опыта игры на детских муз. инструментах и выполнение знакомых танцевальных движений. Развитие творческих способностей, ритмического чувства. Предоставление каждому ребенку по возможности проявить себя и приобрести уверенность в своих силах.

Оборудование и атрибуты. Столик, детские музыкальные инструменты, 3-4 платочка из разной ткани.

Ход игры.  Дети стоят в кругу. В центре круга на столике лежат разные детские муз. Инструменты (те, на которых дети данной группы уже пробовали играть). Ведущий дает одному из детей платочек. Дети под музыку передают платочек друг другу и поют на мотив р.н. п.«Бульба»

«Я пою, не зная скуки, я сегодня не молчу,

Инструменты дайте в руки – музыкантом стать хочу».

По окончании песни тот ребенок, у которого остался платочек, выходит в круг, выбирает себе инструмент и под любую ритмическую музыку играет на этом муз. инструменте. Оставшиеся в кругу дети хлопают в такт исполнителю

Мы играем в паровоз

Возраст: 5 — 7 лет.

Цель игры: развитие музыкального слуха, координации движений, умения соотносить свои движения с изменением темпа музыки. Кроме того, в процессе игры отрабатываются навыки коллективизма и взаимодействия.

Необходимое оборудование: музыкальный инструмент (дудка).

Ход игры. Дети становятся друг за другом, поют.

Что за чудо-паровоз?

Он без пара и колес!

Прицепляемся друг к другу,

И поедем мы по кругу,

Машинист, давай сигнал!

Отправлений час настал...

С началом музыки «машинист» дает «гудок» (на дудке). «Паровоз» приходит в движение: дети перебирают ногами, изображая движение колес и имитируя их перестук. «Паровоз» трогается с места и едет до «станции» (например, «Ромашкино»), С изменением темпа музыки меняется и «скорость паровоза»: он идет то медленно, то ускоряет или замедляет ход.

Задача каждого участника — не отцепиться от впереди стоящего ребенка и не отстать, так как «состав» на полном ходу может «маневрировать». Поезд должен прийти к остановке в полном составе.

2 вариант.

Вот смотрите – паровоз,

Он вагончики повёз.

Путь у него дальний,

Ведь поезд – музыкальный.

Поёт: (восходящий, нисходящий звукоряд в любой тональности)

Паровоз гудит, поёт.

Инструменты он везёт.

На фланелеграфе паровоз с вагончиками, в окошки вставлены картинки с музыкальными инструментами. Вызванный ребёнок достаёт любую картинку и называет инструмент. Берёт соответствующий инструмент в руки, поёт и играет на нём. Например: «Вот спасибо, паровоз, ложечки он мне привёз». Затем дети должны повторить услышанный ритмический рисунок. Далее берутся инструменты в зависимости от возраста детей и используется любой ритмический рисунок.

В каком направлении

Цель: Развитие умения слушать и концентрировать внимание. Различать верхний и нижние регистры.

Атрибуты: можно использовать фортепиано, синтезатор, колокольчики (верхний и низкий регистр), металлофон, и.т.д. Платок или любой другой предмет по выбору педагога и детей.

Ход: Группа садится на ковре в круг. Когда зазвучит музыка в низком регистре платок передают по часовой стрелке, если звучит мелодия в верхнем регистре против часовой. Музыка продолжает звучать, и каждый раз, когда слышны высокие или низкие звуки, направление движения платочка изменяется.

Руки вверх

Цель: Повышение скорости реакции, развитие способности концентрировать внимание, умение слушать.

Атрибуты: разнообразные музыкальные инструменты для каждого участника игры.

Ход: Ведущий-педагог играет на фортепиано произведение или включает аудиозапись.

Пока музыка звучит, дети играют на музыкальных инструментах, музыка замолкает, дети медленно, бесшумно поднимают инструменты над головой, прислушиваются к тишине. Музыка возобновляется, когда наступает тишина.

Замечания: Наиболее важно в игре - тишина во время паузы, когда участники держат инструменты над головой. Ведущему необходимо обратить внимание на паузу, а не на период игры на музыкальных инструментах. Ведущий сам может быть примером.

Мирные и воинственные

Цель: Развитие способности различать звуки. Делить музыкальные инструменты на «шумные» и «мелодичные».

Атрибуты: музыкальные инструменты на каждого участника игры

Ход: Каждый участник выбирает себе инструмент, и группа делится на два «лагеря»:

«мирные» -«Мелодичные» инструменты, «воинственные»-«шумовые».

Играющие представляют, что находятся на разных берегах реки и могут общаться, по очереди играя на инструментах.

Замечания: «Мирным» следует играть тихо и спокойно - не всем одновременно.

 

Говорю играя

Цель: Развития чувства ритма, концентрации внимания. Развития чувства уверенности.

Атрибуты: Два музыкальных инструмента разные по звучанию.

Ход: На центр зала ставят два стула спина к спине, просят двух желающих выбрать инструменты, и сесть на стулья. Ведущий-педагог предлагает играющим поздравить друг друга с днем рождения. Каждый из участников проговаривая поздравления, одновременно проигрывают на музыкальном инструменте, поочередно. Затем участники меняются, в игру вступают другие дети.

Замечания: В диалоге не должно быть затянутых выступлений. Играющим необходимо постараться менять темп и ритмику игры.

 

Музыкальная линия

Цель: Улучшение согласованности между процессом слушания и зрительной координацией движений рук. Развития голосовых способностей.

Атрибуты: Доска или лист белой бумаги, мел (фломастер), мольберт.

Ход: Из группы выбирают ведущего, который на доске мелом будет рисовать музыкальную линию. Остальные пропевают (или проигрывают) звук. Как только ведущий перестает чертить, группа замолкает, линия прерывается, и возобновляется.

Замечания: Необходимо вначале игры детям объяснить, и показать на примере какой может быть музыкальная линия. Она может двигаться вверх, вниз, зигзагообразной и.т.д.

 Как вариант, можно ведущему вытягивать разноцветные нити из коробки или сундука. Как только нить заканчивается, дети перестают играть и петь.

Где бубенцы?

Цель: развитие умение слушать.

Дополнительные умения: побуждение к сотрудничеству в группе; развитие выдержки и способности концентрировать внимание.

Основной вариант:

Играющие, сидя на полу, образуют тесный круг. Убрав руки за спину, глаза закрыты, начинают петь, передавая за спиной бубенцы. Когда песня кончается, у кого бубенцы остаются, старается себя не выдавать. Ведущий поочередно спрашивает играющих, у кого, по их мнению, теперь бубенцы.

Замечания. Когда песня заканчивается, участникам следует сидеть тихо и спокойно. Возможно, понадобится напоминать играющим о том, что во время игры руки следует держать за спиной. Играющие могут стараться намеренно запутывать друг друга, передавая воображаемые бубенцы.

 

Спиной к спине

Цель: развитие умения слушать.

Дополнительные умения: развитие умения действовать по очереди; развитие уверенности в себе; побуждение к сотрудничеству в группе.

Атрибуты: Два контрастных по звучанию музыкальных инструмента.

Основной вариант:

Участники садятся в круг. В центре круга – два стула, установленные спинками друг к другу. Двум желающим предлагается сесть на эти стулья. Сидящие выбирают инструменты, и играют по очереди, диалогом.

Замечания.  Сольные диалоги не должны быть затянутыми.

 

Встречная передача

Цель: развитие умения слушать и концертировать внимание.

Дополнительные умения:

- побуждение к сотрудничеству в группе;

- повышение уверенности в себе;

- поощрение творческой активности.

Атрибуты: два музыкальных инструментов.

Основной ход:

Группа садится в круг и двум участникам, сидящим рядом, дают музыкальные инструменты. Как только зазвучит музыка, инструменты начинают передавать по кругу в противоположных направлениях. Когда музыка смолкает, участники, в руках у которых оказались инструменты, оба начинают играть. После окончания их дуэта вновь звучит музыка, и инструменты опять начинают передавать по кругу.

 

Где я буду играть?

Цель: развитие инициативы.

Дополнительные умения: развитие умения слушать; побуждение к сотрудничеству в группе.

Атрибут: бубны.

Ход игры: Участники танцуют в свободной манере и играют на бубнах. Через несколько минут ведущий делает участникам музыку тише и предлагает участникам играть на бубнах, показывая разные места, по которым они будут ударять бубном. Это может быть спина другого участника, пол или стена комнаты, собственное колено и.т. д.

Замечания. Спокойная, мелодичная музыка способствует тому, что участники не слишком энергично ударяют друг друга бубнами.

Вот все ребята собрались (младший, средний возраст) 

Цель: закрепление приемов игры на музыкальных инструментах.

Задачи: учить играть на музыкальных инструментах, согласовывать движения с музыкой, развивать мелкую моторику рук.

 Перед началом игры целесообразно провести дидактическую игру «Угадай, на чем играю», узнанные по тембру музыкальные инструменты выкладываются на стол. Музыкальный руководитель поет на мелодию «В лесу родилась елочка»:

Вот все ребята собрались, и музыка звучит,

А Саша (называется любой ребенок) барабан берет и палочкой стучит.

(Выходит названный ребенок, выбирает из 4-5 инструментов заданный и начинает играть под 2 часть  - подвижную плясовую)

Таким образом, вызываются еще дети, каждый из них берет названный инструмент и играет. В конце все играют одновременно.

Кто пришел в гости?

Цель: Развивать тембровый, ритмический слух, слуховую память.

Ход игры: Дети стоят свободно у стены, в руках колокольчики, бубны, барабаны и, двигаясь к противоположной, поют:

У зайчонка День рождения,

Получил он поздравленья.

Кто пришел, отгадай?

Вова, быстро называй.

Повернувшись спиной к играющим, стоит водящий. Он называет «гостей», ориентируясь на звуки звучащих поочередно музыкальных инструментов (колокольчики – птички, бубны – медвежата, барабаны – зайчата).

Тихо вокруг

Цель: Развивать слуховую память, ритмический и тембровый слух.

Задачи: учить спокойной игре на музыкальных инструментах, развивать творчество.

Ход игры: Педагог читает стишок, дети играют на муз. инструментах, соответственно тексту:

Тихо, тихо все вокруг,

Слышен где-то слабый звук.

Колокольчик прозвенел, ложки застучали,

Бубен песенку пропел – тихо все играли.

«Бубен» Фрида (младший и средний возраст)

Задачи: формировать навыки игры на бубне (2 приема – удар и встряхивание), воспитывать коммуникативные качества, развивать ритмичность.

Педагог поет: Постучи, Алена, в бубен,

                         Мы в ладоши хлопать будем,

                         Постучи веселей,

                         Посильнее в бубен бей. (Алена ударяет в бубен)

На проигрыш – прием «встряхивание»

Педагог поет дальше: Ах, Алена, как играет.

                                      Как ладошкой ударяет!

                                      Поиграла, вот и все,

                                      Бубен Ване отнесем (Алена передает бубен Ване)

«Танец с бубнами» (младший и средний возраст)

Задачи: формировать умение двигаться и звенеть бубном, реагировать на смену частей музыки

 Дети легко бегают на носочках врассыпную, с окончанием музыки останавливаются и играют на бубнах. Если бубнов всем не хватает, то сыгравшие ребята отдают бубны другим детям.

Игра с бубнами (средний и старший возраст)

 Задачи:  учить слышать смену частей музыки (3 контрастные части), развивать чувство ритма, навыки игры на бубнах, формировать чувство ансамбля, умение ориентироваться в пространстве.

     Игра проходит в сопровождении фортепиано. На 1 часть музыки (спокойную) дети, стоящие в кругу, приседают и закрывают глаза, воспитатель кладет за спины 3-4 ребятам бубны. С началом второй громкой плясовой части дети, обнаружив у себя за спиной бубен, выходят в круг и ударяют в бубны, остальные дети пляшут. На 3ью часть (легкую, подвижную) «музыканты» встряхивают бубны, дети легко бегут по кругу.

Игра повторяется с началом 1 части

Игра с бубном (старший возраст)

Оборудование: Длинная бельевая резинка со связанными концами, бубен (можно без него).

Содержание
Дети стоят по кругу, повернувшись в одну сторону, натянутая резинка чуть ниже колен, надета на одну ногу (ту, что ближе к центру круга). Под звук бубна дети идут по кругу в одну сторону, стараясь не уронить резинку. Как только звук бубна прекратился(или по хлопку), дети должны быстро поднять одну ногу, выпрыгнуть из резинки. Кто остался, тот выходит из игры. Каждый раз участников меньше, когда осталось двое детей, они идут вдвоем по кругу, кто из них первый выпрыгнет из круга и останется без резинки, тот и выигрывает.

Правила
1. Идти по кругу, можно вправо и влево, резинка должна быть натянута.
2. Выпрыгивать из круга можно только, когда прекратил звучание бубен или услышали хлопок в ладоши.
3. Если нет бубна, игру можно проводить под пение песенки, которая прекращается по хлопку одного из игроков (по предварительной договоренности).

Усложнение/Упрощение
Упрощение: Перед прекращением звучания, удары бубна становятся реже.
Усложнение: скорость движения в круге зависит от ритма звучания бубна. Частота остановок может быть то реже, то чаще.

Что развивает игра
Развивает внимание, быстроту реакции, дружеские взаимоотношения.

Комментарии
Игра не требует большого пространства, хороша в ненастную погоду под навесом или даже в помещении.

«Оркестр» украинская народная мелодия (средний, старший возраст)

Задачи:  способствовать развитию внимания, выдержки, реакции, ритмичности, учить ориентироваться в пространстве.

      Дирижер выбирается по считалке. Дети встают в круг с музыкальными инструментами (бубны, маракасы, бубенчики). С началом 1ой громкой части начинают ритмично играть. На вторую контрастную легкую и тихую оставляют свой инструмент  на полу, бегут по кругу вокруг инструментов. С окончанием музыки берут любой музыкальный инструмент. Игра повторяется сначала. Проигравший ребенок выбывает из игры. (Он может подойти к музыкальному руководителю и поиграть на предложенном инструменте рядом с ним, вне игры). Выбирается новый дирижер.

2 вариант. Дирижер говорит, какую музыку он будет исполнять (быструю или медленную, громкую или тихую)

3 вариант. Дирижер называет любимую песенку, которую хочет продирижировать. Все ее играют и поют одновременно.

 Урожайный оркестр для детей старшего дошкольного возраста

Задачи: Развивать чувство ритма, музыкальной формы; способствовать закреплению и расширению знаний детей о ягодах, фруктах, овощах средствами музыкальной игры; развивать быстроту реакции.

Атрибуты: пластмассовые фрукты, овощи, ягоды, внутри которых различный наполнитель  (крупа, бисер, мелкий песок и прочее); поварской колпак, поварешка.

Ход игры: На полу по кругу лежат пластмассовые фрукты, овощи, ягоды. Атрибутов на один меньше играющих. Дети идут по кругу, поют 1 куплет.

Музыкантами мы стали, друг за другом зашагали.

Инструменты в руки взяли, очень весело сыграли.

С окончанием куплета поднимают предмет около которого остановились. Тот, кому не достался предмет, тот выходит в центр круга, становится поваром, который в шутку «дирижирует» фруктами, овощами, ягодами. Можно на повара одеть поварской колпак, в руки дать поварешку. Все, стоя в кругу, поют 2 куплет, отстукивая простой ритм, повар «дирижирует» поварешкой.

А оркестр наш непростой, он веселый, озорной!

Фрукты, ягоды берем, вам сыграем и споём!

Затем играющие спрашивают повара (без музыки):

«Что тебе для блюда надо,

Мы поможем, мы тут рядом!»

Повар называет что-то одно. Например, фрукты. Те дети, у кого в руках оказались фрукты, поднимают их высоко и громко, весело шумят ими под музыку. Остальные дети прячут руки за спину, ведь ягоды и овощи пока повару не нужны. Повар проверяет, не попал ли в его фруктовое блюдо, например, лучок или чеснок. Игра повторяется.

Игра проходит весело, с интересом детей, т. к. каждый раз у детей оказывается в руках другой предмет.

Примечание. В качестве музыкального сопровождения можно использовать мелодию игры «Оркестр» Картушиной, первый куплет песни взят из неё. Также очень хорошо ложится текст на мелодию русской народной песни «Ах вы, сени».

Телеграмма  (старший возраст)

Задачи: развивать слуховое внимание, чувство ритма

 Педагог играет определенный ритмический рисунок, дети повторяют.

Усложнение: один ребенок играет, все повторяют, или ребенок играет ритм по карточке, все повторяют.

Вариант: ребенок играет ритмический рисунок на музыкальном инструменте для одного ребенка, тот отвечает. Потом второй ребенок играет для следующего и так далее.

«Эхо» (старший возраст)

Задачи: развивать чувство ритма, динамический слух

Педагог отхлопывает в ладоши ритмический рисунок достаточно громко, дети повторяют 3 раза, с каждым разом все тише и тише. То же на музыкальных инструментах.

Пояснение: объяснить детям, что такое эхо, придумать и проговорить несколько слов, фраз с затиханием. Например: «Ау! Ау! Ау! Ау!», «Куда! Куда! Куда! Куда!» «Ба-ба-бам! Ба-ба-бам! Ба-ба-бам! Ба-ба-бам!». И так далее.

 Внимание (средний и старший возраст)

Задачи: развивать внимание, тембровый слух, чувство ритма

 Дети танцуют все вместе с музыкальными инструментами. С окончанием музыки педагог играет на каком-либо инструменте. К нему  только подбегают дети с такими же инструментами, остальные отбегают в сторону. Достаточно четырех видов инструментов: ложки, колокольчики, бубны, маракасы.

Усложнение: педагог может играть за небольшой настольной ширмой, чтобы дети не видели, какой инструмент звучит.

Побегаем, поиграем  (средний, старший возраст)

Задачи: закреплять навыки игры на шумовых музыкальных инструментах (бубны, коробочки, шаркунки, румбы, ложки, маракасы, бубенчики и т.д.), учить реагировать на смену частей музыки, формировать умение играть по ритмосхемам (старший возраст)

 Стулья стоят по кругу, на стульях инструменты. Дети легко, на носочках бегут по кругу за стульями, с окончанием музыки садятся на  стул, около которого остановились. Звучит веселая музыка, дети играют произвольно или ритмический рисунок, который показывает педагог (в том числе и в графическом изображении).

Вариант: дети играют на инструментах, сидя на стульях, с окончанием музыки встают, оставляя свой инструмент на стуле, и переходят к другому стульчику. Игра повторяется. Таким образом, дети поиграют на всех музыкальных инструментах.

Набираем в оркестр (старший возраст)

Задачи: способствовать формированию слухового внимания, чувство ритма.

Дети сидят по кругу  (на полу или стульях). У каждого музыкальный инструмент. Педагог сидит вместе с детьми и под музыкальное сопровождение начинает играть на своем инструменте, потом произносит: «Витя!» - и Витя играет вместе с педагогом. Педагог далее называет имя другого ребенка, потом следующего. Когда он назовет всех детей – получается оркестр. Не обязательно называть подряд имена детей, сидящих рядом. Дети должны внимательно вслушиваться в речь педагога.

«Игра с бубном» (средний, старший возраст)

Задачи: способствовать проявлению фантазии, творчества, ритмичности

Дети встают врассыпную. У одного ребенка (ведущего) бубен, на котором он играет. Под веселую музыку дети танцуют, кто как хочет, с окончанием музыки замирают в разных позах. Ведущий выбирает того, чья поза ему больше понравилась и отдает ему бубен.

Варианты:

А. Педагог играет на фортепиано. Ведущий с бубном проходит мимо детей и «играет на них» (по спинке, коленке, локтю, руке). Ведущий должен стараться играть ритмично. Затем отдает бубен тому ребенку, который оказался последним в его игре.

Б. Ведущий без бубна. У всех детей бубны. Они танцуют, с окончанием музыки замирают в любой позе. Ведущий проходит мимо них и играет на их бубнах. Он должен стараться играть ритмично, без пауз; возможно, ему придется быстро пробежать от одного ребенка до другого.

В. Проговаривать стихотворение и играть на бубнах.

     Пере-звоны, пере-клики,

    Пере-стуки, пере-бряк!

    Бубен, бубен, пре-великий

    Ты шутник и весельчак! (Э.Огнецвет)

Г. Проиграть на бубнах и прочитать стих цепочкой, то есть один ребенок произносит только одну строчку или слово.

Игры на развитие тембрового слуха

(младший, средний, старший возраст по мере усложнения)

 За ширмой на столе разложены инструменты.

А. Желающий ребенок играет на любом инструменте.

Б. Та же самая игра, но с аккомпанементом педагога (задание усложняется, т.к. к детскому инструменту прибавляется звук пианино или того инструмента, на котором играет педагог)

В. Двое детей играют на музыкальных инструментах (на разных)

Г. Та же самая игра, но с аккомпанементом педагога.

Д. Трое детей играют на музыкальных инструментах.

Е. Та же игра, но с аккомпанементом педагога.

Озвучиваем стихи

Цель. Формировать навыки импровизации на заданный поэтический образ, закрепляя умение творчески озвучивать стихи тембрами музыкальных инструментов.

Описание игры.

Педагог читает стихотворение, обсуждает с детьми варианты его тембрового озвучивания. Задавая вопросы, педагог подводит детей к тому, что к этому стихотворению лучше всего подходят тембры данных инструментов, напоминает приемы исполнения. Итогом игры является выбор детьми лучшего импровизатора.

Вариант игры.

Дети вспоминают и читают стихотворение.

- А давайте мы это стихотворение оживим!

Как вы думаете, какими инструментами мы сможем изобразить тройку лошадей? (ложки, трещотки, стучалки, ритмические палочки) А скрип и звук летящего снежка из под копыт (шелестящие пакеты, разрезанные бутылки, маракасы, шумелки, шуршалки). А теперь возьмем музыкальные инструменты и сядем на ковер.

Тройка скачет, тройка мчится, - ложки, трещотки

Снег летит из-под копыт. -«шуршалки», маракасы, бутылки, бумага

Колокольчик под дугою - колокольчики (трубочки, бубенцы

Заливается, звенит.

Пролетают мимо ели - металлофоны, ксилофоны

И березы все в снегах…

Ах ты, тройка, птица-тройка, -все вместе

Русской удали размах!

 Бубен   Координационно-ритмическая игра.

Цель: Развивать координацию движений, ритмический слух и умение действовать согласованно.

Ход игры: Дети сидят на коленях по кругу, у каждого в правой руке бубен.

Дети проговаривают текст вместе с педагогом и передают бубен по кругу.

Бубен весело звенит:                                   кладем бубен соседу на колени

-Дили-дили-дон! Дили-дили-дон!             звеним,  хлопаем на слог «дон»

Ребятишек веселит:                                    повторяем движения на каждую строчку

-Дили-дили-дон! Дили-дили-дон!

Бубен, спой еще разок:

-Дили-дили-дон! Дили-дили-дон!

Твой чудесен голосок:

-Дили-дили-дон! Дили-дили-дон!

2 вариант. В игре один бубен. Дети передают друг другу бубен и поют: Ты катись, веселый бубен, быстро-быстро по рукам, у кого веселый бубен, тот сейчас сыграет нам». Тот у кого остался бубен, играет под музыку.

 Скок скок поскок

Задача: Развивать внимание, ритмичность, координацию движений.

Скок-скок-поскок,       ритмичные поскоки по кругу,

Сколочу мосток,         в руках – деревянные ложки или кубики, на них

Серебром замощу,      отстукивается ритм стиха

Всех ребят пущу.

В конце все останавливаются, ведущий вступает в диалог с кем-нибудь из участников («ритмический разговор»).

Едем на тележке

Задача: Озвучивание стишка, развитие ритмичности, творческого воображения.

Развитие внимания и чувства ритма, менять характер движения в соответствии с изменением ритма музыки.

Едем, едем на тележке                            скрипелки

Распевать в лесу потешки.

Листья ласково шуршат,                          шуршики

Птички звонко так свистят.                     колокольчики  или свистульки

Белочка на ветке орешки грызёт,            кубики или крышечки

Рыжая лисичка зайца стережёт.              тс-тс

Едем, едем на тележке                             скрипелки

Распевать в лесу потешки.

Ручеёк журчит,                                         «ключики»

В речку он бежит.

Долго-долго ехали,                                  скрипелки

Наконец, приехали!

Ух!                                                             Хором

Раз,  два

Задача: Развивать устойчивость внимания при воспроизведении ритмических рисунков.

Ход игры. Ритмическая игра проводится под музыку танцевального характера.

1 Вариант. Звучит 1-я часть «Летки-енки» Р.Лихтенене. На первую и третью четверти нечетных тактов дети выполняют пружинки, считая вслух «Раз-два!». На четные такты – действия по тексту.

1т. – Раз, два!                5т. – Раз, два!

2т. – Хлоп-хлоп-хлоп.   6т. – Шлеп-шлеп-шлеп.

3т. - Раз, два!                 7т. – Раз, два!

4т. -Топ-топ-топ.                8т. – По-во-рот!

Первый раз дети выполняют игру, стоя лицом в круг, на повторении – разворачиваются спиной в круг.

2 Вариант. Дети берут любые музыкальные инструменты и располагаются свободно по комнате.

        1 часть – отстукивают ритмический рисунок.

        2 часть – меняются инструментами.

При повторении могут менять ритмический рисунок.

Рондо   Музыка В.А.Моцарта

Цель: Развивать музыкальные и коммуникативные способности, внимание, ориентировку в пространстве, умение ощущать метроритм.

Ход игры: Дети берут любые инструменты, которые есть в наличии в группе (бубны, капельки, коробочки, маракасы) и встают по кругу.

На 1 часть музыки - дети ритмично играют на инструментах.

На 2 часть музыки – дети гуляют и меняются инструментами.

И так повторяется несколько раз.

Музыкальный магазин.

Цель: Развивать

Ход игры. Дети ходят по кругу с инструментами и поют:

Заходите, мы вас ждем, инструменты продаем.

Музыкальный магазин, он у нас такой один.

Ведущий, внутри круга спрашивает, показывая на любой из инструментов: Я покупаю …(называет инструмент). Остальные дети поют: Мы…… не отдадим, пригодится нам самим. После этих слов ребенок с инструментом убегает за кругом, а ведущий пытается его поймать. Если ведущий догнал, то он забирает инструмент. Игра повторяется с новым ведущим.

2 вариант.

Цель: Объединить детей в совместной деятельности. Создать атмосферу коллективного творчества.

Педагог: У меня в руках обыкновенный звонок, который звонит и подает сигнал. Но он может быть и волшебным, и что-то открывать. Смотрите…

Открывайся, дзинь-дзинь-дзинь,

Наш волшебный магазин!

Открывается оформленная витрина с музыкальными инструментами, масками, куклами, элементами одежды…

Вот веселая витрина, загляденье, как картина!

Магазина нету краше! Продавец в нем тетя Маша.

Весь товар покажет нам: всем ребятам, всем друзьям!

Подходите, подходите, что понравится – берите,

Товары здесь не продаю, а даром детям отдаю

За песню, танец иль стишок. Кто первый? Подходи, дружок!

Дети подходят, выбирают понравившиеся им инструменты, элементы костюмов и т. д.

Что желаете купить? А чем будете платить?

Я не деньги получаю, исполненье принимаю.

Что исполните для нас? Будем рады слушать (видеть) вас!

Дети исполняют знакомые песни, частушки, стихи, загадки, пословицы и др. Все остальные участники встречи делают покупки таким же образом.

Вот и получился импровизированный концерт!

Потрудились вы на славу, получайте же по праву

В магазине главный приз – его название «Сюрприз»!

Это могут быть и веселая игра, и веселый танец, и вкусные конфеты.

Пришло время расставаться, магазину закрываться,

Веселитесь, не скучайте, магазин мой вспоминайте!

Витрина закрывается, продавец «уходит»

Игра с колокольчиками.

Цель: Развивать слуховое внимание, коммуникативные навыки, умение согласовывать движения с музыкой.

Ход игры:

Колокольчик – музыкант, у него большой талант.

Может он весь день звонить, радость детям приносить.

Загадка.

Ты держал его в ладошке – он молчал.

А как только покачал, он динь-динь тебе сказал.

1 вариант. Ребенок ходит с голубым колокольчиком и поет:

С колокольчиком гуляю,

Динь, динь, дон, динь, динь, дон (останавливается и играет стоя на месте)

С колокольчиком играю динь, динь, дон, динь, динь, дон.

Позвеню и покружусь, всем ребятам покажусь,

Колокольчик голубой, кто гулять пойдет с тобой?

 (Выбирает ребенка,  который тоже берет колокольчик. Идут вдвоем)

С колокольчиком гуляю, динь, динь, дон, динь, динь, дон

С колокольчиком играю динь, динь, дон, динь, динь, дон.

Динь, динь, дон, динь, динь, дон. Динь, динь, дон, динь, динь, дон. (Кружатся в конце)

2 вариант. Группа детей гуляет, и по окончании первой части музыки, выбирают себе «друга». Далее все дети гуляют с колокольчиками.

3 вариант. Если у вас есть серия разноцветных диатонических колокольчиков, то их можно использовать при разучивании попевки «Бубенчики» Тиличеевой.

4 вариант. Достань колокольчик. Педагог держит высоко колокольчик. Дети стараются подпрыгнуть и позвонить в него. В игре не должно быть большое количество детей.

 Симфонический оркестр.

Игра в легкой, доступной форме знакомит детей с устройством симфонического оркестра и с музыкальными инструментами, входящими в него; пробуждает интерес к музыке. Также игра способствует развитию внимания, памяти, логике и связной речи ребенка.

Варианты игры:

1. Воспитатель или родители показывают детям карточки с инструментами и зачитывают информацию о них.

2. Ведущий читает информацию, дети должны угадать о каком инструменте идет речь. Кто угадает, берет карточку с данным инструментом себе. Выигрывает тот, кто соберет большее количество карточек.

3. Ведущий показывает нарисованный инструмент, а дети находят его в оркестре. Кто первый покажет правильно, берет карточку себе.

4. Ведущий показывает инструмент, дети стараются рассказать о нем. Выигрывает тот, кто скажет больше информации.

5. Ведущий называет деталь инструмента, а дети должны сказать какие инструменты обладают данной деталью.

6. Дети загадывают друг другу инструменты движениями, руками, показами.

Желаем вдохновения и успехов!

Приложение

Симфонический оркестр

Музыкальные инструменты любят проводить время в обществе друг друга. И самое большое представительное собрание музыкальных инструментов называется симфонический оркестр. Управляет оркестром дирижер, при помощи дирижерской палочки.

Струнно-смычковые инструменты.

В эту группу входят изящные аристократические инструменты разных размеров, сделанных из дерева, с натянутыми четырьмя струнами. Музыканты правой рукой водят смычком по струнам, а пальцами левой руки прижимают струны в разных местах.

1. Скрипка- пожалуй, главный инструмент оркестра с высоким, певучим, похожим на женский голос звуком. При игре ее кладут на плечо. В оркестре скрипки звучат по- разному: то нежно шепчут, то веселятся, то грустят.

2. Альт- инструмент, похожий на скрипку, но голосом ниже, гуще и размером побольше. Альты не обижаются, когда за внешнее сходство их принимают за скрипки, а голос- за виолончельный.

3. Виолончель- вдвое больше альта. Во время игры исполнитель держит ее между коленями, острым металлическим шпилем упирая в пол. Виолончель- прежде всего певучий, мелодичный инструмент. По теплоте, сердечности, силе чувств с «пением» виолончели может соперничать лишь низкий бархатный человеческий голос.

4. Контрабас- инструмент огромного, можно сказать, баскетбольного роста. Он самый большой и самый низкий по звучанию в скрипичном семействе. Голос контрабаса густой и суровый. На нем играют стоя или сидя на специальных высоких табуретах. В оркестрах контрабасы выполняют особое поручение- поддерживают глубокими басами всё звучание оркестра, как фундамент здание.

Деревянные духовые инструменты.

В симфоническом оркестре деревянные духовые (флейты, гобои, фагот, кларнет) имеют вид небольших прямых трубочек с клапанами и отверстиями. Исполнитель вдувает в инструменты воздух и нажимает пальцами на клапаны.

5. Флейта- серебристая трубочка, которую при игре держат справа от себя. Голос у нее прозрачный, холодноватый, будто лесной ручеек. В оркестре флейта обычно рассказывает о нежных чувствах. Пение ее льется то ровно и спокойно, то рассыпается искрящимися водопадами.

6. Гобой- дудочка темного цвета с голосом островатым, носовым, немного похожим на утиный. В оркестре гобой способен на нежные чувства не хуже флейты и может звучать трогательно, ласково, порой жалобно и грустно.

7. Кларнет- как и гобой, темного цвета дудочка с клапанами, только чуть шире и длиннее. Его звук полный и округлый, отличается благородством. В голосе кларнета слышна теплая, светлая грусть и мечтательность. Но на низких тонах звук его темнеет, становится сумрачным и угрюмым.

8. Фагот- самый длинный инструмент своего семейства. Его держат перед собой вертикально, слегка наклонив вперед. У фагота низкий, чуть сдавленный хрипловатый голос. Главная задача его в оркестре- басить.

Медные духовые инструменты.

Это группа тотчас привлекает взгляд праздничным сверканием металла, из которого сделаны эти причудливо изогнутые инструменты, напоминающие то рог, то гигантскую улитку.

9. Труба- блестящая длинная трубочка согнутая дважды. Голос у трубы решительный, сильный, яркий. Она любит ворваться в звучание оркестра звонким свежим возгласом. Но и никогда не откажется пропеть длинную певучую фразу.

10. Валторна- закрученная в кольцо труба, похожая на огромную улитку. Валторна- самый поэтичный инструмент в группе медных духовых. Ее полный благородства, бархатно мягкий звук способен передавать тонкие переживания.

11. Тромбон- большой изогнутый, блестящий металлический инструмент. Голос тромбона мужественный, суровый, сильный и пронзительный. Иногда решается пооткровенничать. А бывает, как медведь рявкнет зычным басом.

12. Туба- большой неповоротливый духовой инструмент, голосом и тучной комплекции похожий на слона. В оркестре туба очень редко подает свой тяжеловесный, глубокий мощный бас.

Ударные инструменты.

Эти инструменты украшают звучность оркестра, придавая ему блеск и яркость, упругость и динамичность. Их стихия- ритм.

13а. Литавры- медные котлы, обтянутые кожей. Играют на литаврах двумя мягкими колотушками. Литавры в оркестре то тревожно дрожат, то выбивают победный ритм, то поражают громоподобными раскатами.

13б. Тарелки- два тонких медных блестящих диска с ремешками для рук. Ударяя друг о друга, издают долгий, звенящий, яркий звук. В симфоническом оркестре порой можно встретить и арфу и рояль, и орган.

14. Арфа- изящный, похожий на крыло бабочки инструмент. Смотрится по-королевски: внизу сверкающие золотом педали, вверху на тонкой металлической колонне что-то вроде маленькой резной короны и тончайшая накидка из 46 струн. Голос у арфы не громкий, нежный, он журчит ручейком, убаюкивает и ласкает. Но может и засверкать, переливаясь как струи фонтана. На арфе играют, перебирая ее струны пальцами.

       Детские музыкальные инструменты можно использовать для озвучивания музыкальных вступлений в песнях, для обыгрывания танцев. Это помогает включать в работу тех детей, которые давно не были на занятиях. Возможно, они не знают движений танца или правил игры. Игра на шумовых инструментах дает возможность всем принять участие в действии, при этом не испортить игровой или танцевальный  номер.

Вообще рекомендуется как можно чаще включать детские музыкальные инструменты в занятия, так как при этом, помимо развития общей музыкальности:

  1. Дети запоминают названия дми
  2. Происходит развитие и корректировка тембровогослуха
  3. Запоминаются способы звукоизвлечения, что ведет к развитию мелкой и крупной моторики рук

Произведения, рекомендованные для оркестровки:

«Ослик», «Полька», «Тихий вечер» в переложении С. Урбаха,  П. И. Чайковский: «Немецкая песенка», «Камаринская»» Старинная французская песенка». Д. Шостакович: «Вальс – шутка», «Шарманка», Ф. Шуберт: «Вальс – фа мажор», «Экозез» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах.

Консультация  для родителей на тему: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  через игру на музыкальных инструментах....

Презентация на тему: Приобщение детей к музыкальному искусству через обучение игры на музыкальных инструментах"

Презентация  на тему: "Приобщение детей к музыкальному искусству через обучение игры на музыкальных инструментах"...

Консультации с родителями музыкального руководителя "Музыкальные инструменты своими руками. Правила игры на музыкальных инструментах"

В данных консультациях я рассказываю, как можно изготовить музыкальные инструменты в домашних условиях и о правилах игры на некоторых музыкальных инстументах. Красочное оформление позволяет выставлять...

Презентация на тему: "Развитие музыкальности у детей младшего дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах"

Игра на музыкальных инструментах является одним из самых увлекательных занятий для детей....

"Приобщение дошкольников к традициям народной музыкальной культуры посредством игры на музыкальных инструментах"

Мой опыт работы, который я представляла педагогам нашего детского сада 15.12.2010г. в рамках  круглолго стола "От истоков к традициям"...

Речевые игры с музыкальными инструментами и инструментами из бросового материала для детей дошкольного возраста

Речевые игры с музыкальными инструментами и инструментами из бросового материала ...

Презентация музыкальная дидактическая игра"Кто играет на музыкальном инструменте?"

Игра - презентация. Закрепляет знание детей музыкальных инструментов. Закрепляет знание и  умение называть специальности музыкантов, их музыкальную профессию....