Развитие координации движения у детей на занятиях по ритмической гимнастике.
методическая разработка по физкультуре

Соловьева О.A.7

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №8 Приморского района Приморского района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка на тему:

«Развитие  координации движения у детей на занятиях  по ритмической гимнастике.»

 

 

 

 

 

 

Разработала:  Инструктор по физической культуре

Соловьева О.А.

 

 

 

Санкт-Петербург

2020

 

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

Введение

Движение играет особую роль в развитие опорно-мышечной и нервной системы, что в дальнейшем с возрастом улучшает и совершенствует координацию движения (координация умение согласовывать движения различных частей тела).

Одним из наиболее прогрессирующих методов работы по развитию детей дошкольного возраста является ритмическая гимнастика, так как ритм аэробики отвечает многим потребностям детей.

Ритмическая гимнастика - это разновидность гимнастики и такой системы упражнений, которая даёт занимающимся бодрость, здоровье, мышечное развитие, повышает тонус нервной системы. В ритмическую гимнастику входит неограниченный выбор движений, воздействующий на все части тела, на развитие всех физических качеств таких как: ловкость, гибкость, выносливость, пластичность . Ритмическая гимнастика использует средства и элементы художественной гимнастики ,а также элементы современного  танца. Большое разнообразие движений выполняется в различных плоскостях пространства,  что способствует совершенствованию двигательной памяти и координационных способностей. Отличительные особенности ритмической гимнастики заключаются в танцевальной манере выполнения упражнения. Она способствует быстрому переходу организма от сна к бодрствованию, настраивает центральную нервную систему на рабочий ритм, подготавливает организм к предстоящей активной деятельности.

Комплекс ритмической гимнастики состоит из набора общеразвивающих упражнений на самые различные группы мышц.  И практической каждое движение можно рассматривать как движение на развитие координации .  Возраст 5-7 лет по функциональным возможностям детей,  характеру генетического развития двигательной функции является благоприятным и важным для становления многих двигательных проявлений, в том числе и координационных. Именно в этот период работы по формированию координационных движений нужно проводить более интенсивно. И, кроме того, занятия должны быть не только полезны, но и занимательны. Поэтому наиболее лучшим и доступным выходом по развитию координации у детей этого возраста послужит занятия по ритмической гимнастике.

 Актуальность и новизна работы состоит в разработке содержания и формы развития координации движения у детей 5-7 лет при проведении ритмической гимнастики.

Теоретическая значимость работы : раскрыть возможность координационных способностей у детей дошкольного возраста с помощью ритмической гимнастики.

 Практическая значимость работы: разработана педагогическая методика обучения физическим упражнениям, направленных на координацию движения рук и ног, посредством ритмической гимнастики.

 Поскольку ритмическая гимнастика включает в себя общеразвивающие упражнения для различных групп мышц, элементы танца и музыкально-ритмические движения.  Они подчинены определенному темпу,  ритму выполнения и сопровождаются различной по характеру музыкой, весь этот комплекс воздействия направлены на формирование у детей координационных способностей.

 

Содержание ритмической гимнастике составляют общеразвивающие упражнения, поэтому при проведении её с детьми дошкольного возраста следует учитывать  возрастные особенности детей, двигательный режим, быстроту утомляемости от выполнения одних и тех же упражнений. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения - вот что должно быть характерно при выполнении детьми ритмических движений. Это сложная задача для педагога и поэтому следует учитывать при работе с детьми следующие принципы: комплексное решение основных задач физического воспитания, систематичность, постепенность, последовательность, повторность.

Все движения в ритмической гимнастике условно классифицируются на:

- упражнения для рук и плечевого пояса

-упражнения мышцы шеи и туловища

-упражнения для ног и мышц всего тела.

 С учетом этого при проведении занятий для этого возраста следует включать знакомые им упражнения: бег, прыжки, различные виды ходьбы, ритмические движения в сочетании с полу приседаниями, приставными шагами, выразительными движениями рук.

 Новые волнообразные движения туловищем дополняет упражнения, превращая их в своеобразный спортивный танец.

 

 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

 

 

 Дошкольный возраст у детей характеризуется активным, неравномерным развитием координационных способностей, что обусловлено ростом ребенка и развитием всех систем и функции его организма. Наиболее активно формируются двигательные координационные навыки в возрасте от 5-7  лет. Поэтому активную работу по информированию следует проводить именно в этот период. Работа по формированию координационных движений достаточно сложна по своему составу, она требует особой сосредоточенности, концентрированности  и внимательности, поэтому для повышения уровня координационных способностей следует эту работу проводить в более занимательной и интересной для малышей форме, то есть разучивать движение на координацию в комплексах ритмической гимнастики. Ритмическая гимнастика - это особая форма занятия, которая не только благотворно влияет на развитие всех систем организма, но и заинтересовывает детей развиваться в целом. Усилия, которые затрачиваются детьми на занятиях, компенсируются веселой, заводной, ритмичной музыкой.  Дети занимаются с большим удовольствием и усердием, различные движения выполняются более качественно.

Обучение идет по принципу от простого к сложному, поэтому выполнение координационных движений детьми препятствий не имеет. Выучив простое движение, добавляются различные элементы с подключением рук, плеч, головы и корпуса. Именно это способствует развитию способности контролировать движение своего тела. Упражнения по своей структуре необычны, поэтому детям нравится выполнять их с музыкальным сопровождением. Ритмические движения помогут ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей. Также учат ориентироваться в пространстве, укрепляют основные виды движений, способствуют усвоению элементов танца.

 

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

 

Упражнения в ритмической гимнастике выполняются из разных исходных положений: стоя, сидя на полу, лежа на животе, на спине, на боку, в различных упорах.

Комплекс ритмической гимнастике включают в себя 3  части: вводную, основную и заключительную.

 Вводную часть составляют упражнения, непосредственно воздействующие на весь организм ребенка. Комплексы ритмической гимнастики могут начинаться самыми разнообразными вариантами ходьбы и бега. Затем следуют общеразвивающие упражнения. Основная цель  - тренировка крупных мышечных групп, совершенствование координации движений,  умение четко и ритмично выполнять упражнения под музыку.

 В начале основной части следует серия упражнений различного характера: поднимание рук вверх,  в стороны;  упражнения для мышц  шеи: различные наклоны головы, сопровождающиеся пружинистыми приседаниями. Главное постепенно эти упражнения усложнять. Следующая серия упражнений  - нагрузочная. Здесь должны быть упражнения интенсивного характера: различные наклоны, выпады, приседания. Эти упражнения проходят в быстром темпе, и особое внимание нужно обращать на осанку ребенка.

Затем следует партерная серия упражнений, выполняющаяся из исходных положений сидя и лёжа. Эта группа упражнений направлена на развитие гибкости позвоночника, укрепление мышц спины и брюшного пресса, растяжки.

 Лучше эту серию упражнения выполнять в умеренном темпе.

 Заканчивается основная часть танцевально-прыжковой серией упражнений. Она проходит в интенсивном темпе, одно движение быстро сменяется другим.

 И, наконец,  в заключительной части следует обращать особое внимание на дыхание детей. В ней даются всевозможные упражнения на расслабление, цель которых обеспечить максимальный отдых детей в короткий промежуток времени. Все движения выполняются постепенно иногда закрытыми глазами.

Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение темпа  - необходимые условия для развития координации. Координация движений невозможна без пространственной ориентировки, она является необходимым компонентом любого двигательного действия. В общеразвивающих упражнениях пространственная ориентировка развиваются быстро, так как здесь одновременно участвуют зрительные и  кожно-мышечные ощущения, также они сопровождаются пояснениями, указаниями, командами преподавателя. На первом этапе овладения пространственными ориентирами изменения положения отдельных частей тела должно проходить под контролем зрения. На втором этапе детям доступно словесное обозначение  различных направлений, но всё это по отношению к частям тела самого ребенка. И только на третьем этапе дети могут определить направление по отношению к предметам и другим детям. Поэтому для развития пространственных ориентировок целесообразно дать следующую последовательность общеразвивающих упражнений:

  1. Движение рук, так как они наиболее управляемы, находятся в максимальном поле зрения (различные упражнения с вытягиванием рук  вперед, помахивая ним перед собой,  прочее ).
  2. Движение рук, находящихся частично в поле зрения (поднятие вверх, в стороны, назад со сгибанием, вращением в суставах в каком-либо одном направлении).
  3. Движения туловища в лицевой, боковой и  горизонтальной плоскости .
  4. Движение ног  вперед, в стороны, назад.
  5. Движение различных частей тела относительно каким-либо предметам, затем направо, налево.
  6. Движение по направлению к другому ребёнку.
  7. Движения любой части тела с постепенно повышающимися требованиями к точности направления, амплитуды и быстроте ориентировки. Временными ориентирами дети овладевают с большим трудом. Большинство общеразвивающих упражнений активно влияет на развитие временных ориентировок, так как они проводятся в определенном темпе и ритме. С целью развития временных ориентировок упражнения целесообразно давать в такой последовательности.

 

 

КОМПЛЕКС РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Построение в шеренгу. Маршем дети идут по кругу. Построение в два звена.

«Наклоны головы»

И.П.: Стоя, ноги врозь, руки на пояс. 1- повернуть голову направо, поднять правое плечо, 2-И.П., 3- то же в другую сторону, 4- И.П.

«Круг головой»

И.П.: Стоя, ноги врозь, руки на пояс. 1-8 повернуть голову направо, сделать круг головой, 9-16 то же в другую сторону.

«Поднимаем плечи»

И.П.: Стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1- поднять оба плеча, поднятьчя на полу пальцы, 2- И.П.

«Будь внимательным»

И.П.- о.с., 1-правая рука на пояс, 2—левая то же, 3-правая к плечу, 4-левая то же, 5- правая вверх, 6-левая то же, 7-8-хлопки над головой, 9-18-действия выполняются в обратном порядке.

«Спрятались-показались»

И.П. - о.с. 1- полуприсед, руки к плечам, 2-левая рука вправо с поворотом туловища вправо, 3 - полуприсед, руки к плечам, 4-правая рука влево с поворотом туловища влево.

«Наклоны вперед»

И.П. стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1- наклон вперед с отведением правой прямой руки вперед, 2-И.П., 3 -наклон вперед с отведением левой прямой руки вперед, 4- И.П.

«Каблучок»

И.П. - стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 -наклон вправо. Поднимая левую руку через вверх, вправо, поставить правую ногу на каблук, 2-И.П., 3 -то же в левую сторону, 4-И.П.

«Присядь»

И.П.-стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1- поворот направо, присесть на левое колено, поднять обе руки вверх, 2— И.П., 3 —то же влево, 4-И.П.

«Крестик»

И.П.- стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 - согнуть, с поворотом вправо, левую ногу, локтем правой руки коснуться колена левой ноги, 2-И.П., 3-то же влево, 4 — И.П. 

«Скакалка»

И.П.- стоя ноги вместе, в руках будто скакалка. В такт музыки, выполняются прыжки вначале на двух ногах, затем на правой, на левой, затем попеременный бег, и руками имитируются движения скакалкой.

«Хлопни»
И.П. стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-3-волнообразные движения правой рукой перед собой, 4- хлопок, 5-7-то же в другую сторону, 8- хлопок.
«Ногу выше»
И.П. сидя на полу, ноги вместе, вытянуты, руки упор сзади. 1-поднять правую ногу, 2- согнуть ногу в колене, поставить за левой ногой, 3-поднять правую ногу вверх, 4- И.П., 5-8-повторить с левой ноги.
«Шлёпаем по лужам»
И.П. - сидя на полу, ноги вместе, согнуты в коленях, руки упор сзади. 1— поднять правую ногу, выпрямить её в колене, наклонить голову вправо, 2-опустить правую ногу, 3 - поднять левую ногу, наклонить голову влево, 4-опустить левую ногу.
«Ползём»
И.П. - сидя на полу, ноги врозь, вытянуты, руки согнуты в локтях. 1-8 — поочерёдное продвижение вперед, то с правой, то с левой ноги, 9-16-то же назад.
«Ветерок»
И.П. стойка на коленях, руки вверх. 1-2—наклон вправо, 3-4-наклон влево, 5-6 наклон вперед, руки назад, 7-8-И.П.
«Кошечка»
И.П. - упор на коленях. 1 — низко опустить голову, прогнуть спину вверх, 2— поднять голову, прогнуть спину вниз.
«Лягушка»
И.П. - упор, лежа на бедрах, ноги врозь. 1-4 - прогнуться, согнуть ноги в коленях, головой коснуться стоп, 5-6- удержать принятое положение, 7-8- И.П.
«Отдыхаем»
И.П. - лёжа иа животе, руки под подбородком, локти в стороны, 1-2- согнуть правую (левую) ногу, отведя колено в сторону, 3-4- И.П. Маршем дети перестраиваются из звеньев в круг, хлопку в такт музыки, уход из зала.

 

ВЫВОД

Таким образом, ритмическая гимнастика-это прекрасное средство разностороннего физического развития и эстетического воспитания ребенка, которая берет своё начало далеко в недрах истории, которая не только благоприятно воздействует на все системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, выделительную и т.д.), но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие. А так как структура ритмической гимнастики достаточно гибкая, то широко применяется в детских дошкольных учреждениях. Музыка, используемая на гимнастике, повышает не только интерес и желание заниматься, но и способствует более качественному исполнению движения, четкости, правильности, пластичности, выразительности.

Обобщая выше сказанное, следует, что развитие координационных движений осуществляется уже с раннего возраста. Поэтому работу по развитию координационных способностей нужно проводить, начиная с младших групп. Но так как совершенствование координации у маленьких детей сложный и трудный, отмечено, что наиболее благоприятный период для развития координационных способностей это старший дошкольный возраст (дети 5-7 лет).

Способность правильно координировать свои движения, залог того, что ребенок будет правильно выполнять все предложенные ему движения. А от того, как правильно выполняются упражнения, зависит и степень нагрузки, на какую либо часть тела, точность исполнения, а так же развитие всего организма в целом. Поэтому работу по формированию координационных движений следует проводить на занятиях, которые будут детям интересны, а сложность не будет отвлекать малышей от работы. К занятиям такого рода и относится ритмическая гимнастика.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №8 Приморского района Приморского района

Методическая разработка на тему:

«Развитие  координации движения у детей на занятиях  по ритмической гимнастике.»

Разработала:  Инструктор по физической культуре

Соловьева О.А.

Санкт-Петербург

2020

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

Введение

Движение играет особую роль в развитие опорно-мышечной и нервной системы, что в дальнейшем с возрастом улучшает и совершенствует координацию движения (координация умение согласовывать движения различных частей тела).

Одним из наиболее прогрессирующих методов работы по развитию детей дошкольного возраста является ритмическая гимнастика, так как ритм аэробики отвечает многим потребностям детей.

Ритмическая гимнастика - это разновидность гимнастики и такой системы упражнений, которая даёт занимающимся бодрость, здоровье, мышечное развитие, повышает тонус нервной системы. В ритмическую гимнастику входит неограниченный выбор движений, воздействующий на все части тела, на развитие всех физических качеств таких как: ловкость, гибкость, выносливость, пластичность . Ритмическая гимнастика использует средства и элементы художественной гимнастики ,а также элементы современного  танца. Большое разнообразие движений выполняется в различных плоскостях пространства,  что способствует совершенствованию двигательной памяти и координационных способностей. Отличительные особенности ритмической гимнастики заключаются в танцевальной манере выполнения упражнения. Она способствует быстрому переходу организма от сна к бодрствованию, настраивает центральную нервную систему на рабочий ритм, подготавливает организм к предстоящей активной деятельности.

Комплекс ритмической гимнастики состоит из набора общеразвивающих упражнений на самые различные группы мышц.  И практической каждое движение можно рассматривать как движение на развитие координации .  Возраст 5-7 лет по функциональным возможностям детей,  характеру генетического развития двигательной функции является благоприятным и важным для становления многих двигательных проявлений, в том числе и координационных. Именно в этот период работы по формированию координационных движений нужно проводить более интенсивно. И, кроме того, занятия должны быть не только полезны, но и занимательны. Поэтому наиболее лучшим и доступным выходом по развитию координации у детей этого возраста послужит занятия по ритмической гимнастике.

 Актуальность и новизна работы состоит в разработке содержания и формы развития координации движения у детей 5-7 лет при проведении ритмической гимнастики.

Теоретическая значимость работы : раскрыть возможность координационных способностей у детей дошкольного возраста с помощью ритмической гимнастики.

 Практическая значимость работы: разработана педагогическая методика обучения физическим упражнениям, направленных на координацию движения рук и ног, посредством ритмической гимнастики.

 Поскольку ритмическая гимнастика включает в себя общеразвивающие упражнения для различных групп мышц, элементы танца и музыкально-ритмические движения.  Они подчинены определенному темпу,  ритму выполнения и сопровождаются различной по характеру музыкой, весь этот комплекс воздействия направлены на формирование у детей координационных способностей.

Содержание ритмической гимнастике составляют общеразвивающие упражнения, поэтому при проведении её с детьми дошкольного возраста следует учитывать  возрастные особенности детей, двигательный режим, быстроту утомляемости от выполнения одних и тех же упражнений. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения - вот что должно быть характерно при выполнении детьми ритмических движений. Это сложная задача для педагога и поэтому следует учитывать при работе с детьми следующие принципы: комплексное решение основных задач физического воспитания, систематичность, постепенность, последовательность, повторность.

Все движения в ритмической гимнастике условно классифицируются на:

- упражнения для рук и плечевого пояса

-упражнения мышцы шеи и туловища

-упражнения для ног и мышц всего тела.

 С учетом этого при проведении занятий для этого возраста следует включать знакомые им упражнения: бег, прыжки, различные виды ходьбы, ритмические движения в сочетании с полу приседаниями, приставными шагами, выразительными движениями рук.

 Новые волнообразные движения туловищем дополняет упражнения, превращая их в своеобразный спортивный танец.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

 Дошкольный возраст у детей характеризуется активным, неравномерным развитием координационных способностей, что обусловлено ростом ребенка и развитием всех систем и функции его организма. Наиболее активно формируются двигательные координационные навыки в возрасте от 5-7  лет. Поэтому активную работу по информированию следует проводить именно в этот период. Работа по формированию координационных движений достаточно сложна по своему составу, она требует особой сосредоточенности, концентрированности  и внимательности, поэтому для повышения уровня координационных способностей следует эту работу проводить в более занимательной и интересной для малышей форме, то есть разучивать движение на координацию в комплексах ритмической гимнастики. Ритмическая гимнастика - это особая форма занятия, которая не только благотворно влияет на развитие всех систем организма, но и заинтересовывает детей развиваться в целом. Усилия, которые затрачиваются детьми на занятиях, компенсируются веселой, заводной, ритмичной музыкой.  Дети занимаются с большим удовольствием и усердием, различные движения выполняются более качественно.

Обучение идет по принципу от простого к сложному, поэтому выполнение координационных движений детьми препятствий не имеет. Выучив простое движение, добавляются различные элементы с подключением рук, плеч, головы и корпуса. Именно это способствует развитию способности контролировать движение своего тела. Упражнения по своей структуре необычны, поэтому детям нравится выполнять их с музыкальным сопровождением. Ритмические движения помогут ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей. Также учат ориентироваться в пространстве, укрепляют основные виды движений, способствуют усвоению элементов танца.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

Упражнения в ритмической гимнастике выполняются из разных исходных положений: стоя, сидя на полу, лежа на животе, на спине, на боку, в различных упорах.

Комплекс ритмической гимнастике включают в себя 3  части: вводную, основную и заключительную.

 Вводную часть составляют упражнения, непосредственно воздействующие на весь организм ребенка. Комплексы ритмической гимнастики могут начинаться самыми разнообразными вариантами ходьбы и бега. Затем следуют общеразвивающие упражнения. Основная цель  - тренировка крупных мышечных групп, совершенствование координации движений,  умение четко и ритмично выполнять упражнения под музыку.

 В начале основной части следует серия упражнений различного характера: поднимание рук вверх,  в стороны;  упражнения для мышц  шеи: различные наклоны головы, сопровождающиеся пружинистыми приседаниями. Главное постепенно эти упражнения усложнять. Следующая серия упражнений  - нагрузочная. Здесь должны быть упражнения интенсивного характера: различные наклоны, выпады, приседания. Эти упражнения проходят в быстром темпе, и особое внимание нужно обращать на осанку ребенка.

Затем следует партерная серия упражнений, выполняющаяся из исходных положений сидя и лёжа. Эта группа упражнений направлена на развитие гибкости позвоночника, укрепление мышц спины и брюшного пресса, растяжки.

 Лучше эту серию упражнения выполнять в умеренном темпе.

 Заканчивается основная часть танцевально-прыжковой серией упражнений. Она проходит в интенсивном темпе, одно движение быстро сменяется другим.

 И, наконец,  в заключительной части следует обращать особое внимание на дыхание детей. В ней даются всевозможные упражнения на расслабление, цель которых обеспечить максимальный отдых детей в короткий промежуток времени. Все движения выполняются постепенно иногда закрытыми глазами.

Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение темпа  - необходимые условия для развития координации. Координация движений невозможна без пространственной ориентировки, она является необходимым компонентом любого двигательного действия. В общеразвивающих упражнениях пространственная ориентировка развиваются быстро, так как здесь одновременно участвуют зрительные и  кожно-мышечные ощущения, также они сопровождаются пояснениями, указаниями, командами преподавателя. На первом этапе овладения пространственными ориентирами изменения положения отдельных частей тела должно проходить под контролем зрения. На втором этапе детям доступно словесное обозначение  различных направлений, но всё это по отношению к частям тела самого ребенка. И только на третьем этапе дети могут определить направление по отношению к предметам и другим детям. Поэтому для развития пространственных ориентировок целесообразно дать следующую последовательность общеразвивающих упражнений:

  1. Движение рук, так как они наиболее управляемы, находятся в максимальном поле зрения (различные упражнения с вытягиванием рук  вперед, помахивая ним перед собой,  прочее ).
  2. Движение рук, находящихся частично в поле зрения (поднятие вверх, в стороны, назад со сгибанием, вращением в суставах в каком-либо одном направлении).
  3. Движения туловища в лицевой, боковой и  горизонтальной плоскости .
  4. Движение ног  вперед, в стороны, назад.
  5. Движение различных частей тела относительно каким-либо предметам, затем направо, налево.
  6. Движение по направлению к другому ребёнку.
  7. Движения любой части тела с постепенно повышающимися требованиями к точности направления, амплитуды и быстроте ориентировки. Временными ориентирами дети овладевают с большим трудом. Большинство общеразвивающих упражнений активно влияет на развитие временных ориентировок, так как они проводятся в определенном темпе и ритме. С целью развития временных ориентировок упражнения целесообразно давать в такой последовательности.

КОМПЛЕКС РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Построение в шеренгу. Маршем дети идут по кругу. Построение в два звена.

«Наклоны головы»

И.П.: Стоя, ноги врозь, руки на пояс. 1- повернуть голову направо, поднять правое плечо, 2-И.П., 3- то же в другую сторону, 4- И.П.

«Круг головой»

И.П.: Стоя, ноги врозь, руки на пояс. 1-8 повернуть голову направо, сделать круг головой, 9-16 то же в другую сторону.

«Поднимаем плечи»

И.П.: Стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1- поднять оба плеча, поднятьчя на полу пальцы, 2- И.П.

«Будь внимательным»

И.П.- о.с., 1-правая рука на пояс, 2—левая то же, 3-правая к плечу, 4-левая то же, 5- правая вверх, 6-левая то же, 7-8-хлопки над головой, 9-18-действия выполняются в обратном порядке.

«Спрятались-показались»

И.П. - о.с. 1- полуприсед, руки к плечам, 2-левая рука вправо с поворотом туловища вправо, 3 - полуприсед, руки к плечам, 4-правая рука влево с поворотом туловища влево.

«Наклоны вперед»

И.П. стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1- наклон вперед с отведением правой прямой руки вперед, 2-И.П., 3 -наклон вперед с отведением левой прямой руки вперед, 4- И.П.

«Каблучок»

И.П. - стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 -наклон вправо. Поднимая левую руку через вверх, вправо, поставить правую ногу на каблук, 2-И.П., 3 -то же в левую сторону, 4-И.П.

«Присядь»

И.П.-стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1- поворот направо, присесть на левое колено, поднять обе руки вверх, 2— И.П., 3 —то же влево, 4-И.П.

«Крестик»

И.П.- стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 - согнуть, с поворотом вправо, левую ногу, локтем правой руки коснуться колена левой ноги, 2-И.П., 3-то же влево, 4 — И.П. 

«Скакалка»

И.П.- стоя ноги вместе, в руках будто скакалка. В такт музыки, выполняются прыжки вначале на двух ногах, затем на правой, на левой, затем попеременный бег, и руками имитируются движения скакалкой.

«Хлопни»
И.П. стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-3-волнообразные движения правой рукой перед собой, 4- хлопок, 5-7-то же в другую сторону, 8- хлопок.
«Ногу выше»
И.П. сидя на полу, ноги вместе, вытянуты, руки упор сзади. 1-поднять правую ногу, 2- согнуть ногу в колене, поставить за левой ногой, 3-поднять правую ногу вверх, 4- И.П., 5-8-повторить с левой ноги.
«Шлёпаем по лужам»
И.П. - сидя на полу, ноги вместе, согнуты в коленях, руки упор сзади. 1— поднять правую ногу, выпрямить её в колене, наклонить голову вправо, 2-опустить правую ногу, 3 - поднять левую ногу, наклонить голову влево, 4-опустить левую ногу.
«Ползём»
И.П. - сидя на полу, ноги врозь, вытянуты, руки согнуты в локтях. 1-8 — поочерёдное продвижение вперед, то с правой, то с левой ноги, 9-16-то же назад.
«Ветерок»
И.П. стойка на коленях, руки вверх. 1-2—наклон вправо, 3-4-наклон влево, 5-6 наклон вперед, руки назад, 7-8-И.П.
«Кошечка»
И.П. - упор на коленях. 1 — низко опустить голову, прогнуть спину вверх, 2— поднять голову, прогнуть спину вниз.
«Лягушка»
И.П. - упор, лежа на бедрах, ноги врозь. 1-4 - прогнуться, согнуть ноги в коленях, головой коснуться стоп, 5-6- удержать принятое положение, 7-8- И.П.
«Отдыхаем»
И.П. - лёжа иа животе, руки под подбородком, локти в стороны, 1-2- согнуть правую (левую) ногу, отведя колено в сторону, 3-4- И.П. Маршем дети перестраиваются из звеньев в круг, хлопку в такт музыки, уход из зала.

ВЫВОД

Таким образом, ритмическая гимнастика-это прекрасное средство разностороннего физического развития и эстетического воспитания ребенка, которая берет своё начало далеко в недрах истории, которая не только благоприятно воздействует на все системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, выделительную и т.д.), но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие. А так как структура ритмической гимнастики достаточно гибкая, то широко применяется в детских дошкольных учреждениях. Музыка, используемая на гимнастике, повышает не только интерес и желание заниматься, но и способствует более качественному исполнению движения, четкости, правильности, пластичности, выразительности.

Обобщая выше сказанное, следует, что развитие координационных движений осуществляется уже с раннего возраста. Поэтому работу по развитию координационных способностей нужно проводить, начиная с младших групп. Но так как совершенствование координации у маленьких детей сложный и трудный, отмечено, что наиболее благоприятный период для развития координационных способностей это старший дошкольный возраст (дети 5-7 лет).

Способность правильно координировать свои движения, залог того, что ребенок будет правильно выполнять все предложенные ему движения. А от того, как правильно выполняются упражнения, зависит и степень нагрузки, на какую либо часть тела, точность исполнения, а так же развитие всего организма в целом. Поэтому работу по формированию координационных движений следует проводить на занятиях, которые будут детям интересны, а сложность не будет отвлекать малышей от работы. К занятиям такого рода и относится ритмическая гимнастика.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ритмическая мозаика" Программа дополнительного образования по развитию танцевально-ритмических движений у детей 5-7 лет

Всестороннее развитие личности ребенка средствами танцевально-ритмической гимнастики....

Влияние ритмической гимнастики на координацию движений старших дошкольников.

Занятия физической культурой – это, прежде всего воспитание здорового ребёнка. А воспитание физически полноценных детей – основная цель воспитателя и для этого он должен  использовать в...

ритмическая гимнастика как нетрадиционная форма обучения детей движениям

Ритмическая гимнастика - комплекс физических упражнений (ходьба, бег, прыжки и др.), выполняемых под музыку. Ритмическая гимнастика  (известна также под названием аэробика) используется в оздоров...

Влияние ритмической гимнастики на формирование координации движений у детей старшего дошкольного возраста

Влияние ритмической гимнастики на формирование координации движений у детей старшего дошкольного возрастаДошкольный возраст характеризуется активным, неравномерным и равномерным развитием координацион...

"Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду с примерами ритмических игр.

Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду.Памятка для родителей с примерами ритмических игр....

Ритмическая гимнастика как форма обучения детей движениям

Ритмическая   гимнастика   как  форма   обучения детейдвижениям...

Консультация: Тема «Ритмическая гимнастика как форма обучения детей движениям»

организовать физическое воспитание в ДОУ таким  образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие,   для сохранения,   укрепления здоровья, приобщение детей и родител...