"Ритмическая мозаика" Программа дополнительного образования по развитию танцевально-ритмических движений у детей 5-7 лет
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме
Всестороннее развитие личности ребенка средствами танцевально-ритмической гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
luchik_progr._dop.obraz-iya.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Заверяю: Консультант КОМП АЭМР ______________ Булычева Е.Ф. «___» _______________ 2011 г. | Утверждаю Заведующая МБДОУ №77 Минасонова В.В. _____________ Принята на Совете педагогов «____» ______________ 2011 г. |
Ритмическая
мозаика
Программа
дополнительного образования
для детей старшего дошкольного возраста
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №77»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Составила: Панкеева Надежда Владимировна, инструктор по физической культуре МБДОУ №77 |
Пояснительная записка
Растить детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Здоровье, полученное в дошкольном возрасте – это фундамент общего развития. Движение – врожденная жизненно-необходимая потребность человека. Без движения ребенок не может вырасти здоровым. У малоподвижных детей чаще всего наблюдается отставание моторного и нервно-психического развития. Такие дети в большей мере подвержены простудным заболеваниям.
Занятия с дошкольниками танцевально-ритмической гимнастикой позволят детям в совершенстве овладеть своим телом, проявить творчество, сохранить здоровье.
Доступность этого вида деятельности основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.
Значение: танцевально-ритмическая гимнастика развитию танцевально-ритмических движений детей 5-7 лет
При выборе данного направления работы исходили из:
- объективной потребности в обновлении деятельности ДОУ в целом;
- социального заказа, определяемого в результате анкетирования родителей;
- реальных возможностей и условий дошкольного учреждения
Цель программы – всестороннее развитие личности ребенка средствами танцевально-ритмической гимнастики.
Задачами программы являются:
- Укрепление здоровья:
- способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата:
- формировать правильную осанку;
- содействовать профилактике плоскостопия;
- содействовать развитию и функциональному совершенствованию кровообращения, сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем организма.
- Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:
- развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, гибкость, скоростно-силовые и координационные способности;
- содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
- формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;
- развивать ручную умелость и мелкую моторику.
- Развитие творческих и созидательных способностей:
- развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;
- формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
- воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях.
Учебная программа рассчитана на 38 часов, предполагает проведение одного занятия в неделю. Продолжительность каждого занятия 25 - 30 мин. Общее количество учебных занятий в год 38. На каждом занятии предполагается освоение детьми строевых упражнений в сочетании с игроритмикой (5 – 8 мин), основная часть – танцевально-ритмическая гимнастика (15 - 18 мин), заключительная часть (2 – 3 мин), включает разделы:
- игрогимнастика ;
- танцевально-ритмическая гимнастика;
- игроритмика ;
- игропластика;
- пальчиковая гимнастика;
- игровой самомассаж;
- музыкально-подвижная игра.
При изучении курса прослеживается тесная связь:
- физического движения с общим психическим развитием;
- точного (мелкого) движения с развитием речемыслительных центров;
- целенаправленного психического развития ребенка с личностным ростом
Содержание программы
«Игрогимнастика» - служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых для освоения танцевально-ритмических элементов. В раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а также на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.
«Игроритмика» - является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. в раздел входят специальные упражнения для согласовании движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
«Танцевально – ритмическая гимнастика» - представлена образно-танцевальными композициями, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Физические упражнения, входящие в такую композицию, оказывают определенное воздействие на занимающихся, решают конкретные задачи программы. Все композиции объединяются в комплексы упражнений для детей различных возрастных групп.
«Игропластика» - основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Используются элементы древних гимнастических движений, выполняемые в игровой форме. Такие упражнения, кроме радостной и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.
«Пальчиковая гимнастика» - служит для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.
«Игровой самомассаж» - является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
«Музыкально-подвижные игры» - раздел содержит упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования .
Для того, чтобы дошкольники в совершенстве овладели огромным разнообразием движений, комбинаций и целых комплексов упражнений, входящих в танцевально-ритмическую гимнастику, используется целостный процесс обучения гимнастическим упражнениям:
- начальный этап – обучение упражнению (отдельному движению);
- этап углубленного разучивания упражнения;
- этап закрепления и совершенствования упражнения.
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. Педагог объясняет, демонстрирует упражнение, дети пытаются воссоздать увиденное.
Название упражнения создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей.
Успех начального этапа обучения зависит от умения своевременного предупреждения и исправления ошибок.
Уточнением и совершенствованием деталей технике выполнения упражнения характеризуется этап углубленного разучивания. Основная задача этапа – уточнение двигательных действий, понимание закономерностей движения, усовершенствование ритма, свободное и слитное выполнение упражнения.
Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения. Расчленение движения происходит только в случае уточнения его деталей. Повышение активности детей способствует изменение условий выполнения упражнения, постановка определенных двигательных задач. С этой цель используется соревновательный метод с установкой на лучшее исполнение или запоминание упражнения с помощью исполнения.
Этап закрепления и совершенствования характеризуется образование двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Применяется весь комплекс методов предыдущего этапа, однако ведущую роль приобретают методы разучивания в целом – соревновательный и игровой.
По мере многократного повторения упражнения двигательный навык формируется в основном варианте. Задача на этом этапе состоит не только в закреплении двигательного навыка у детей, но и в создании условий для формирования движения более высокого уровня, выполнения которых можно было бы использовать в комбинации с другими упражнениями. Здесь необходимо, совершенствуя качество выполнения. Формировать индивидуальный стиль.
Использование музыкального сопровождения усиливает эмоциональную окраску и повышает интерес к занятиям. Ритмичность, пластичность, умение двигаться всем телом, новая образная ритмическая связь движения и музыки из популярных детских фильмов и песен радует ребят, развивает слуховое восприятие. чувство ритма.
Яркие и интересные комплексы танцевально-ритмической гимнастики развивают адекватные образы, фантазию. Радостные эмоции позволяют сделать движения выразительными, более точными и правильными.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ
В результате изучения программы «Ритмическая мозаика» дошкольник должен:
- двигаться в заданном темпе, четко выполняя команды педагога;
- правильно выполнять строевые упражнения;
- сохранять правильную осанку;
- выполнять танцевальные движения выразительно, пластично, грациозно;
- владеть навыками закаливания и оздоровления детского организма;
- освоить приемы имитации, подражания, образного сравнения.
У дошкольника формируются:
- мышление, воображение, находчивость и познавательная активность, расширяется кругозор;
- навыки выразительности, пластичности, изящества танцевальных движений;
- навыки самостоятельного выражения движения под музыку.
В конце года проводится мониторинг развития танцевально – ритмических движений детей старшего дошкольного возраста по следующим параметрам:
- умение принять цель;
- понимание указания педагога;
- восприятие характера музыки;
- согласование движения с характером музыки;
- навыки пластичности, выразительности, грациозности выполнения движений;
- развитие ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук;
- владение приемами самомассажа;
- музыкально-подвижные игры с имитацией, подражанием;
- навык самостоятельного выражения движения под музыку;
- умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях.
Низкий уровень: ребенок неуверенно выполняет сложные упражнения, слабо контролирует способ выполнения упражнения, не обращает внимание на качество движений.
Средний уровень: ребенок правильно выполняет большинство упражнений, но не всегда проявляет должные усилия. Понимает зависимость между качеством выполнения упражнений и результатом.
Высокий уровень: ребенок уверенно, точно, пластично, в заданном темпе и ритме, выполняет упражнения. Способен творчески составить несложные комбинации из знакомых упражнений. Проявляет самоконтроль и самооценку.
ЛИТЕРАТУРА
- Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина, СА-ФИ-ДАНСЕ, танцевально-игровая гимнастика для детей, учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений, Санкт – Петербург, «Детство-пресс», 2000 г.
- Л.И. Литохина, Хатха –йога для детей, Москва: «Просвещение», 1993 г.
- О.Н. Моргунова, Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ, Волгоград, 2005 г.
- К.К. Утробина, Занимательная физкультура для дошкольников 5-7 лет, Москва, 2003 г.
- С. Якунина, Ритмическая гимнастика, журнал «Дошкольное воспитание», №10, 2002 г., стр.64
- М.Ю. Картушина, Быть здоровым хотим, Москва, 2004 г.
- А.И. Буренина, Программа по ритмической пластике «Ритмическая мазайка»,
- Санкт-Петербург, 2000 г.
- С.И. Бекина, Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет, Москва, 1983 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Мастер-класс «Музыкально – ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей»
В данном мастер-классе я предлагаю рассмотреть технологии, в которых развиваются чувство ритма у детей. Этот мастер-класс практикум позволяет совместно с воспитателем применять методы, которые ре...
Проект "Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-волевой сферы детей"
Проект спроектирован для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста....
«Музыкально — ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей».
В данной статье описываются технологии, в которых развиваются чувство ритма у детей дошкольного возраста...
Мастер-класс практикум « Музыкально – ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей.»
Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Действительно, в нашем организме ритмично работают сердце и лёгкие, мозговая деятельность подчинена множеству рит...
Консультация для педагогов "Музыкально – ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей"
Чувство ритма – одна из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную, но и эмоциональную природу. Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в ...
Консультация для воспитателей "Музыкально-ритмические движения - как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста"
Рассматривая музыку как источник эмоционального, интеллектуального,творческого развития детей, необходимо освещать проблему развития у детеймузыкального ритма и проблему развития чувства ритма как сво...
Технологическая карта образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы Занятие по развитию речи «Знакомство с былиной «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» в рамках дополнительной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской
Знакомство детей с былинным жанром русского народного устного творчества в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре". Тема: "Знаком...
Комментарии
Программа дополнительного образования по развитию двигательных с
Надежда Владимировна, спасибо.
спасибо
спасибо