Консультация для педагогов "Музыкально – ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей"
консультация

Студеникина Дарья Александровна

   Чувство ритма – одна из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную, но и эмоциональную природу. Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx22.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Музыкально – ритмические движения

как средство развития чувства ритма у детей

   Движения тела ребенка и восприятие им различных ощущений (зрительных, слуховых, вкусовых, равновесия, кинестетических) на начальных этапах развития являются средством познания окружающего мира на более элементарном уровне, чем интеллектуальное познание.

   Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обуславливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, медленно отвечает на вопросы, чаще старается умалчивать. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Рассматривая музыку как источник эмоционального, интеллектуального, творческого развития детей, необходимо освещать проблему развития у детей музыкального ритма и проблему развития чувства ритма как свойства и качества

личности детей.

   О влиянии музыки на детей, о её значении в эстетическом, умственном, нравственном воспитании писали многие педагоги – исследователи, подчёркивая необходимость воспитания общей музыкальности с раннего детства. Б. М. Теплов выделял три основные музыкальные способности: ладовое чувство, произвольное пользование слуховыми представлениями, ритмическое чувство.

   Правильно подобранная музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом, способствующим развитию чувства ритма. Особое место среди способностей занимает ритмическая способность. Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Действительно, в нашем организме ритмично работают сердце и лёгкие, мозговая деятельность подчинена множеству ритмов. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых организмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворные тексты, ощущать и понимать музыкальные произведения.

   Чувство ритма – одна из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную, но и эмоциональную природу. Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях.

В основе развития ритмического чувства лежит восприятие выразительности музыки через движения. Хорошо развитое, оно позволяет ребёнку понять и пережить музыку, даёт возможность жить в ней, чувствовать, двигаться. Ритм формирует тело и дух ребёнка, помогает ему осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

   Движения под музыку как вид музыкальной деятельности складываются из

двух компонентов:

  • музыкально – ритмических навыков (умения передавать движениями средства музыкальной выразительности: ритм, темп, динамику, форму, характер музыкального произведения);
  • навыков выразительных движений (основных, гимнастических с предметами и без них, сюжетно – образных, танцевальных).

   В процессе формирования движений под музыку у детей решаются следующие задачи:

1. Развитие музыкального восприятия, умения передавать различные средства музыкальной выразительности.

2. Овладение «языком движений», его семиотическими формами, умением с помощью жестов, мимики, пантомимики в танце, игре передавать музыкальный образ.

3. Развитие творческих проявлений в движениях под музыку, становление музыкально – двигательной импровизации в сюжетно – игровых композициях, этюдах, сюжетных танцах.

4. Осуществление средствами движений коррекции познавательной, эмоционально-волевой, моторной, личностной сфер ребёнка.

   Решение этих задач происходит через основные виды движений под музыку (игры, танцы, пляски, хороводы, упражнения), в которых естественная для ребёнка общая подвижность, двигательная активность, яркий эмоциональный отклик на музыку, желание двигаться под неё вместе со сверстниками дают положительные результаты в развитии ритмических способностей.

Ритм в музыке и ритм пластике очень тесно связаны, так как у них общая основа– движение. Важно воспринимать музыку не только одним ухом, но всем телом, это увеличивает музыкальные переживания.

Для правильного, ритмичного и легкого выполнения танцевальных движений нужны систематические упражнения, в которых ставятся задачи четкого выполнения музыкальных и двигательных заданий, вырабатывается техника движений и развивается чувство ритма:

1.Пружинящие полуприседания и вставания на носки, вырабатывающие навык пружинящего движения.

2.Ритмичное движение под музыку в соответствии с её жанровыми, характерными особенностями (марш, полька, «Королевский марш льва» муз. Сен-Санса,

«Шествие кузнечиков» муз. С. Прокофьева, «Хромой козлик» Д. Кабалевского) – передача музыкального образа.

3. Упражнения на ритмичные движения персонажей (медведь, лиса, заяц...) – передача музыкального образа.

4. Танцевальные импровизации.

5. Воспроизводить по подгруппам разный ритмический рисунок: одна группа воспроизводит «топающая пятка» - половинки, другая «дробный шаг» - четверти, третья «носочки» движется в ритме восьмыми.

6. Отработка понятия музыкальная пауза в движении.

7. Узнавать танец, пляску по ритмическому рисунку.

8. Выделение музыкальной фразы жестами.

9. Движение с музыкой и без неё.

10.Музыкальные игры на развитие чувства ритма.

Игра «Шла коза на каблуках»

Описание игры. Вариантов этой игры может быть несколько. Первый с палочками, в сопровождении стихов. Начальные четыре строчки исполняются вместе с «шагами» палочек (по четыре шага на каждую строчку). На слова «Ах!» - удары палочек друг о друга.

В следующих строчках стучим восьмыми длительностями. На возглас «Ох!» - удар палочками и остановка.

Следующие четыре строчки сопровождаются «прыжками» одной из палочек. Затем три строчки читаются со скользящим движением одной палочки о другую. На возглас «Ох!» - удар палочками и остановка. Дети кладут палочки на пол. Дальше четыре строчки сопровождаются переменными шлепками ладошек по коленям (восемь шлепков на одну строчку). Последние четыре – сопровождаются ударами обеих ладошек по коленям. При этом ладошки высоко подбрасываются вверх. Надо следить чтобы движения выполнялись

точно, под ритм стихов.

Рифмовка. Они построены по законам ритма и рифмы, служат развитию не только выше указанных способностей, но и развитию фонематического восприятия.

Шла коза на каблуках. Ах! Ах! Ах! Ах!

В модных красных сапогах. Ах! Ах! Ах! Ах!

По дорожке: цок – цок – цок, чок, чок, чок, чок.

Поломала каблучок. Ох!

Вот коза на одной ножке прыг – скок, прыг – скок.

Поскакала по дорожке, прыг – скок, прыг – скок.

Зацепилась за сучок, чок – чок, чок – чок.

Вновь сломала каблучок, Ох!

Вот коза сняла сапожки, так – так, так – так.

Побежала по дорожке, так – так, так – так.

Стала прыгать высоко. Их – вох! Их – вох!

Как без каблуков легко! Их – вох! Их – вох!

Игра «Какое слово лишнее?»

В сочетании с речью игры эффективно развивают чувство ритма, так как вносят в упражнения элемент движения, который необходим для ощущения музыки детьми и усвоения её ритма, внутреннего пульса. Использование на занятиях звучащих жестов, способствуют развитию внимания и координации у детей помогает в дальнейшем при разучивании и исполнении танца. В упражнениях используются обычно хлопки, шлепки по коленям, притопы.

  • Мак, бак, рак, банан.
  • Сом, ком, крокодил, дом.
  • Лимон, вагон, кот, батон.
  • Мир, пир, кефир.

Игра «На дворе»

Наши уточки с утра:

Кря – кря – кря, (Удар в музыкальный инструмент)

Кря – кря – кря. (Жест или движение)

Наши гуси у пруда:

Га – га – га, (Удар в музыкальный инструмент)

Га – га – га. (Жесты или движение)

Наши курочки в окно:

Ко – ко – ко, (Удар в музыкальные инструменты)

Ко – ко – ко. (Жесты или движения)

Упражнение «Путешествие»

Упражнение научит ребенка выявлять ритмический рисунок с помощью мелкой моторики.

Тук – тук – тук – тук – тук –тук,

Наши ушки слышат стук. (Возле уха палец о палец стучат – 3 раза)

Вот ладошечки шуршат, (Потирают ладони друг о друга)

Наши пальчики трещат. (Потирают кулачков друг о друга)

Теперь в ладоши громко бей, (Хлопки)

А теперь ты их согрей. (Ладони кладут на щеки)

К путешествию готовы? (Кулаки на коленях)

Да! (Руки вверх, ладони раскрыть)

В путь отправимся мы снова, (Вращательные движения кистями)

Сядем мы на самолет

И отправимся в полет. (Руки вытянуты в стороны, ладони напряжены)

Мы теперь на корабле,

Нас качает на волне. (Ладони лодочкой, одна вверх, вторая вниз)

Едет поезд, (Ребром ладони двигать по коленям)

Колеса стучат. (Кулачки стучат по коленям)

В поезде много веселых ребят. (Подушечками пальцев поочередно нажимать на

колени)

Для того чтобы, ребенок действительно проникся чувством ритма можно использовать синхронизацию речи и движения, имеющий яркий эмоциональный настрой.

Игра «Заводные игрушки»

Детям предлагается посетить магазин игрушек и изобразить все, что они увидели.

Вот солдатики стоят

Начинается парад. (Маршировать, как солдаты)

Ра, два, три, четыре, пять

Начинаем мы шагать.

Далее можно изобразить бегущие машины, зайчиков, медвежонка, неваляшек, забавных мартышек, утят, кукол, мячик, паровоз. Наряду с различными музыкальными играми, используются игры на развитие ритмического слуха.

Игра «Часы»

Цель игры: развивать распределение внимания, ощущение метроритма.

Дети стоят в кругу и в умеренном темпе проговаривают текст, выделяя хлопками ударные слоги.

Вот часы идут – тик – так,

Вот часы бегут – тик – так,

Будем дружно мы играть,

И часы изображать.

Под размеренную музыку дети по очереди хлопают в ладоши и произносят слова: первый – тик, второй – так. Слог, звук, хлопок соответствуют метроритмической доли. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не изобразят тиканье часов.

Коммуникативная игра «Мяч – другу!» муз. и сл. Л. Е. Казанцевой

Цель: развивать у детей ритмическую пульсацию.

Оборудование: резиновый мячик.

Описание игры: педагог вместе с детьми садится в круг, поют песню. Педагог стучит мячом по коленям, дети стучат по коленям кулачками.

Поиграю, поиграю,

Мяч красивый я держу!

Поиграю, поиграю,

Мяч Танюше отдаю!

На последние слова педагог передаёт мяч ребёнку, сидящему рядом. Ребёнок, у которого в руках мяч, стучит им по коленям, остальные дети стучат по коленям кулачками. Игра повторяется несколько раз. Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие, как неотъемлимая его часть.

   Чувство ритма имеет не только двигательную, моторную, но и эмоциональную природу. Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях. Развитие моторики и экспрессивной речи у ребёнка происходит в тесном единстве. А значит, под влиянием коррекционной работы они могут совершенствоваться одновременно. Музыка, являясь организующим фактором, регулирует движение и речь. В основе развития ритмического чувства лежит восприятие выразительности музыки через движения. Хорошо развитое, оно позволяет ребёнку понять и пережить музыку, даёт возможность жить в ней, чувствовать, двигаться. Ритм формирует тело и дух ребёнка, помогает ему осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. Одновременно, ритм является также и основой правильного формирования речи и её восприятия.

«Музыкальный ритм, в отличие от мелодии, оказывает решающее влияние на физиологическое и эмоциональное состояние человека в процессе музыкального переживания», отмечал В. И. Петрушин. Учёные доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память. Чувство ритма даёт возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке, а воспитание с помощью музыки формирует

духовно богатый мир ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Мастер-класс «Музыкально – ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей»

В данном мастер-классе я предлагаю рассмотреть технологии, в которых развиваются чувство ритма у детей. Этот мастер-класс практикум позволяет совместно с воспитателем применять методы, которые ре...

«Музыкально — ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей».

В данной статье описываются технологии, в которых развиваются чувство ритма у детей дошкольного возраста...

Рречь и движение, как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста

как речь и движение помогают развитию чувства ритма у дошкольников...

Мастер-класс практикум « Музыкально – ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей.»

Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Действительно, в нашем организме ритмично работают сердце и лёгкие, мозговая деятельность подчинена множеству рит...

Музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возрастаЕще в раннем возрасте дети откликаются на веселую плясовую музыку, с большим интересом прислушива...

Консультация для воспитателей "Музыкально-ритмические движения - как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста"

Рассматривая музыку как источник эмоционального, интеллектуального,творческого развития детей, необходимо освещать проблему развития у детеймузыкального ритма и проблему развития чувства ритма как сво...

Музыкально-ритмическая игра как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

В детском саду закладываются основы духовной культуры, музыкальной образованности, формирующие музыкально - эстетические идеалы, вкусы и потребности дошкольников. Большое значение приобретают занятия ...