Мастер-класс практикум « Музыкально – ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей.»
консультация по музыке

Высоцкая Лариса Анатольевна
Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Действительно, в нашем организме ритмично работают сердце и лёгкие, мозговая деятельность подчинена множеству ритмов. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых организмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворные тексты, ощущать и понимать музыкальные произведения.
         Правильно подобранная музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом, способствующим развитию чувства ритма.
         В детском саду возможно и необходимо внедрять современные  технологии, которые решают различные педагогические задачи по развитию ритмических способностей детей. 
Так как мы пилотное учреждение по реализации программы « Музыка для всех» где большое внимание уделено игре на музыкальных инструментах, для этого необходимо развитие чувства ритма у детей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_vospitateley_dou_.docx22.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультации для воспитателей

Мастер-класс практикум « Музыкально – ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей.»

Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Действительно, в нашем организме ритмично работают сердце и лёгкие, мозговая деятельность подчинена множеству ритмов. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых организмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворные тексты, ощущать и понимать музыкальные произведения.
         
Правильно подобранная музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом, способствующим развитию чувства ритма.
         В детском саду возможно и необходимо внедрять современные  технологии, которые решают различные педагогические задачи по развитию ритмических способностей детей.

Так как мы пилотное учреждение по реализации программы « Музыка для всех» где большое внимание уделено игре на музыкальных инструментах, для этого необходимо развитие чувства ритма у детей.

  Я предполагаю рассмотреть следующие технологии, в которых развиваются чувство ритма, это:

  1.   Песенки – распевки,

-Доброе утро, улыбнись скорее,              (Поворачиваются друг к другу)
И сегодня целый день                                
( Хлопают в ладоши)
Будет веселее.                                           
Мы погладим лобик,                               
( по тексту)
Носик и щёчки,
 Будем мы красивыми,                                      ("фонарики")
Как в лесу цветочки.
Ушки мы теперь потрём                          (
по тексту)
И здоровье сбережём
Улыбнёмся снова                            
( кланяются, разводят руки в стороны)
Будьте все здоровы.


         2.      Логоритмика - метод преодоления речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Сюда входят пальчиковые игры.

Эти игры развивают речь, чувство ритма, мелкую моторику рук. Всем известна замечательная серия пальчиковых игр Железновых, когда под весёлую музыку дети выполняют небольшой сюжет с помощью пальцев рук.

                                          НА ГОРЕ Я ВИЖУ ДОМ.

На горе я вижу дом                         (Соединяют кончики пальцев рук.)

Много зелени кругом                      (Повернуть ладони к лицу и перебирать пальцами.)

Есть деревья                                     (Поднять руки вверх)

Есть кусты                                        (Опустить руки, согнув в локтях)

И душистые цветы                    (Соединить руки от локтей до запястье, кисти раскрыть)

Окружает всё забор                         (Повернуть ладони к лицу и соединить руки)

За забором чистый двор            (Правой рукой от левого плеча провести горизонт. линию)

Мы к забору подбегаем                  (Топают ногами имитируя бег.)

В дверь стучимся тук, тук, тук.     (Кулачком правой руки стучат по ладони левой руки)

Кто-то к нам спешит на стук     (Подставлять правую руку к правому уху, также левую.)

К другу в гости мы пришли           (Пожатие правой и левой руки)

И подарки принесли.                      (Протягивают руки вперёд)


           Музыкальность – это комплекс способностей. Чувство ритма – одна из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную природу, но и эмоциональную. В основе развития чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки. Хорошо развитое чувство ритма позволяет ребёнку понять и пережить музыку, даёт возможность «жить в ней», двигаться. Поэтому чувство ритма должно развиваться в комплексе с другими способностями, в их тесной взаимосвязи.

Музыка, являясь организующим фактором, регулирует движение и речь. Развивая чувство ритма в движениях мы помогаем ребёнку в развитии и речевых навыков. Ритм формирует тело и дух ребёнка, помогает ему осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

          Что бы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать такой материал, как игры со словом. Особенностью являются, что все эти доступные игры воспитатель может проводить самостоятельно, без музыкального сопровождения, под мелодефицированный текст, который в определенной степени как бы заменяет собой мелодичный напев.

Взрослый, например воспитатель, не владеющий игрой на музыкальном инструменте, с помощью игр со словом в состоянии грамотно помочь детям овладеть выразительными движениями. Текст игры можно не заучивать с ребенком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное , как бы нараспев, ритмичное произнесение текста. Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребенка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках или ритмизировать. Например, пользуясь слогом «та» для выражения более долгого звука, а слог «ти» для более короткого, одновременно хлопая в ладоши, воспроизводим следующий ритмический рисунок текста «Солнышко»:

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко!

А теперь давайте ритмизируем: Та ти – ти, та тити, ти – ти – ти - ти, та – та.

              Для восприятия метра речи мы подбираем такие стишки, потешки, где чётко прослушивается метрический пульс:
Например:
« Серых зайчиков отряд».
В таком стишке дети воспроизводят метрический пульс шагами и даже с добавлением хлопков (в зависимости от индивидуальных возможностей):
Ле-вой, пра-вой, ле-вой, пра-вой, се-рых зай-чи-ков от-ряд
Ле-вой, пра-вой ба- ра- ба- нят, це-лых три ча- са под-ряд.

                                                       2 ПЕТУХА  (Прослеживается метрический пульс)

Два петуха распетушились                       ( шагают соединяют пальцы над головой)

Но подраться не решились                        ( наклон вперёдповороты головой влево, вправо.)

Если очень петушиться                              (грозят пальцем.)

Можно пёрышек лишиться                        (как бы стряхивают с себя пылинки.)

Если пёрышек лишиться

Нечем будет петушиться                           (разводят руки в стороны.)

Что касается образа в движении, то есть несколько игр, которые развивают пантомимику и театрально игровую деятельность.

В результате использовании «Звучащих жестов» (т.е изображать кого – то)  у детей возникает огромное количество вариантов их сочетания и комбинирования. Начинают с самого простого стихотворение «Мишка косолапый»  (Использование бубенчиков на ногах.)

                                                     «ДОЖДИК»  (Прослеживается метрический пульс)

Капля первая упала - кап                                      (Палец правой руки на ладонь левой руки и нагой с            

                                                                                  бубенцом топают один раз)

И вторая прибежала – кап    

Мы на небо посмотрели                                      (Смотрят на небо)

Капельки кап – кап запели                                  (

Намочились лица                                                 (Вытирают лица)

Мы их вытирали

Туфли, посмотрите,                                             (Показывают на обувь)

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведём

И все капельки стряхнём.                                   (Движения плечами)

От дождя убежим

Под кусточком посидим.                                   (Приседают)

     Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях.       

  1. Музыкальные упражнения, развивающие чувство ритма

          Данный вид деятельности взят мною из методики Аэробика Е.С.Железновой. Сильной стороной этого пособия является помощь детям в выполнении движений по тексту. Песня сама подсказывает какие движения надо выполнять в донном ритме. Дети легко воспринимают ритм потому, что он сопровождается движениями со слов этой песни. Если дети от предлагаемых в методике музыкально-двигательных упражнений получают удовольствие, то задача формирования чувства ритма будет успешно решена. Как показала практика на всех возрастах дети проявляют большой интерес к этой методике. Сейчас мы с вами продемонстрируем несколько таких песен.

Выполнение движений песен:

  1. Чтоб вы (педагоги) чуть -чуть встрепенулись мы с вами прогоним лень.

Песня с движениями: « Лень стряхнуть»

  1. Какое время года у нас на улице? ( Ответ: Зима.) Правельно… Давайте покажем как холодно зимой и как мы с этим боремся Песня с движениями: «Мороз».
  2. Мы не хотим морозится и поедем туда где тепло. Песня с движениями: «Автобус».
  3. Приехали и вдруг навстречу на охотник. Песня с движениями: «Охотник».
  4. Но так как мы приехали с вами в тёплые края здесь обитает много живых существ. Например в земле ползают кто? (Ответ: «Червяки») Давайте изобразим червяков.

        Песня с движениями: «Червяки».

  1. Идём мы по лесу, а навстречу нам скачет кто? (Ответ: «Зайчик») Ну конечно же зайчик. Давайте изобразим зайчиков. Песня с движениями: «Зайчик».
  2. Идём мы дальше по лесу и наткнулись на болото. А на болоте у нас кто живёт? (Ответ: Лягушки.) Правильно и как вы думаете в кого мы сейчас превратимся? …..                      Песня с движениями: «Лягушата».
  3. Так как мы приехали в жаркие страны какие деревья там растут? (Ответ: Пальмы) А на пальмах  прыгают кто? ( Ответ: Обезьянки) Чем же там обезьянки занимаются, сейчас мы узнаем. Песня с движениями: «Обезьянки».
  4. А теперь такой вопрос: Каких животных вы знаете, которые живут в жарких странах? (Ответ: Жираф, слон, зебра, дикие кошки различные.) Что же есть у этих животных мы сейчас покажем. Песня с движениями: «Жираф».
  5. Ну хорошего по немножку в жарких странах мы побывали. Покажите как жарко в них (Показывают: Вытирают пот со лба.) Садимся в автобус и возвращаемся домой.  

        Песня с движениями: «Автобус».

 

Как говорится в пословице « В гостях хорошо, а дома лучше.»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Мастер-класс «Музыкально – ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей»

В данном мастер-классе я предлагаю рассмотреть технологии, в которых развиваются чувство ритма у детей. Этот мастер-класс практикум позволяет совместно с воспитателем применять методы, которые ре...

«Музыкально — ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей».

В данной статье описываются технологии, в которых развиваются чувство ритма у детей дошкольного возраста...

Рречь и движение, как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста

как речь и движение помогают развитию чувства ритма у дошкольников...

Консультация для педагогов "Музыкально – ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей"

 Чувство ритма – одна из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную, но и эмоциональную природу. Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в ...

Музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возрастаЕще в раннем возрасте дети откликаются на веселую плясовую музыку, с большим интересом прислушива...

Консультация для воспитателей "Музыкально-ритмические движения - как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста"

Рассматривая музыку как источник эмоционального, интеллектуального,творческого развития детей, необходимо освещать проблему развития у детеймузыкального ритма и проблему развития чувства ритма как сво...

Музыкально-ритмическая игра как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

В детском саду закладываются основы духовной культуры, музыкальной образованности, формирующие музыкально - эстетические идеалы, вкусы и потребности дошкольников. Большое значение приобретают занятия ...