«Музыкально — ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей».
статья

Березина Виктория Владимировна

В данной статье описываются технологии, в которых развиваются чувство ритма у детей дошкольного возраста

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкально — ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей».

Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых организмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворные тексты, ощущать и понимать музыкальные произведения.

В детском саду возможно и необходимо внедрять современные технологии, которые решают различные педагогические задачи по развитию ритмических способностей детей.

Я предлагаю рассмотреть следующие технологии, в которых развиваются чувство ритма, это:

  1. Песенки – распевки,

-Доброе утро, улыбнись скорее, (Поворачиваются друг к другу)
И сегодня целый день ( Хлопают в ладоши)
Будет веселее. 
Мы погладим лобик, ( по тексту)
Носик и щёчки,

Будем мы красивыми, ("фонарики")
Как в лесу цветочки.
Ушки мы теперь потрём (по тексту)
И здоровье сбережём
Улыбнёмся снова   ( кланяются, разводят руки в стороны)
Будьте все здоровы.

  1. Логоритмика - метод преодоления речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Сюда входят пальчиковые игры.

Эти игры развивают речь, чувство ритма, мелкую моторику рук. Всем известна замечательная серия пальчиковых игр Железновых, когда под весёлую музыку дети выполняют небольшой сюжет с помощью пальцев рук.

  НА ГОРЕ Я ВИЖУ ДОМ.

На горе я вижу дом   (Соединяют кончики пальцев рук.)

Много зелени кругом (Повернуть ладони к лицу и перебирать 

пальцами)

Есть деревья   (Поднять руки вверх)

Есть кусты (Опустить руки, согнув в локтях)

И душистые цветы   (Соединить руки от локтей до запястье, 

  кисти раскрыть)

Окружает всё забор   (Повернуть ладони к лицу и соединить руки)

За забором чистый двор (Правой рукой от левого плеча провести

  горизонт. линию)

Мы к забору подбегаем (Топают ногами имитируя бег.)

В дверь стучимся тук, тук, тук. (Кулачком прав. р. стучат по ладони левой)

Кто-то к нам спешит на стук   (Подставлять прав. р.к правому уху, также

       левую)

К другу в гости мы пришли (Пожатие правой и левой руки)

И подарки принесли. (Протягивают руки вперёд)

Музыкальность – это комплекс способностей. Чувство ритма – одна из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную природу, но и эмоциональную. В основе развития чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки. Музыка, являясь организующим фактором, регулирует движение и речь. Развивая чувство ритма в движениях мы помогаем ребёнку в развитии и речевых навыков. Ритм формирует тело и дух ребёнка, помогает ему осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

Что бы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать такой материал, как игры со словом. Особенностью являются, что все эти доступные игры воспитатель может проводить самостоятельно, без музыкального сопровождения, под мелодефицированный текст, который в определенной степени как бы заменяет собой мелодичный напев.

  Текст игры можно не заучивать с ребенком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное, как бы нараспев, ритмичное произнесение текста. Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребенка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках или ритмизировать. Например, пользуясь слогом «та» для выражения более долгого звука, а слог «ти» для более короткого, одновременно хлопая в ладоши, воспроизводим следующий ритмический рисунок текста «Солнышко»:

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко!

А теперь ритмизируем: Та ти – ти, та ти-ти, ти – ти – ти - ти, та – та.

Для восприятия метра речи мы подбираем такие стишки, потешки, где чётко прослушивается метрический пульс:
Например: « Серых зайчиков отряд».
В таком стишке дети воспроизводят метрический пульс шагами и даже с добавлением хлопков (в зависимости от индивидуальных возможностей):
Ле-вой, пра-вой, ле-вой, пра-вой, се-рых зай-чи-ков от-ряд
Ле-вой, пра-вой ба - ра - ба - нят, це-лых три ча - са под-ряд.

«ДВА ПЕТУХА» (Прослеживается метрический пульс)

Два петуха распетушились ( шагают соединяют пальцы над головой)

Но подраться не решились ( наклон вперёд. повор. голов. влево-вправо.)

Если очень петушиться (грозят пальцем.)

Можно пёрышек лишиться (как бы стряхивают с себя пылинки.)

Если пёрышек лишиться

Нечем будет петушиться (разводят руки в стороны.)

Что касается образа в движении, то есть несколько игр, которые развивают пантомимику и театрально игровую деятельность.

В результате использовании «Звучащих жестов» (т. е изображать кого – то) у детей возникает огромное количество вариантов их сочетания и комбинирования. Начинают с самого простого стихотворение «Мишка косолапый» (Использование бубенчиков на ногах.)

«ДОЖДИК» (Прослеживается метрический пульс)

Капля первая упала - кап (Палец прав. р. на ладонь лев. р. и

ногой с  бубенцом топают один раз)

И вторая прибежала – кап

Мы на небо посмотрели (Смотрят на небо)

Капельки кап – кап запели

Намочились лица (Вытирают лица)

Мы их вытирали

Туфли, посмотрите,   (Показывают на обувь)

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведём

И все капельки стряхнём.   (Движения плечами)

От дождя убежим

Под кусточком посидим. (Приседают)

Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях.

3.Музыкальные упражнения, развивающие чувство ритма

Данный вид деятельности взят мною из методики Железновой. Сильной стороной этого пособия является помощь детям в выполнении движений по тексту. Песня сама подсказывает какие движения надо выполнять в данном ритме. Как показала практика на всех возрастах дети проявляют большой интерес к этой методике. Вот несколько таких песен.

  Выполнение движений под песни:

Чтоб вы (дети) чуть - чуть встрепенулись мы с вами прогоним лень.

Песня с движениями: « Лень стряхнуть».

Какое время года у нас на улице? (Ответ: Зима.)

Давайте покажем как холодно зимой и как мы с этим боремся

  Песня с движениями: «Мороз».

Мы не хотим морозится и поедем туда где тепло.

Песня с движениями: «Автобус».

Приехали и вдруг навстречу нам охотник.

Песня с движениями: «Охотник».

Но так как мы приехали с вами в тёплые края здесь обитает много живых существ. Например в земле ползают кто? (Ответ: «Червяки») Давайте изобразим червяков.

Песня с движениями: «Червяки».

Идём мы по лесу, а навстречу нам скачет кто? (Ответ: «Зайчик»). Ну конечно же зайчик. Давайте изобразим зайчиков.

  Песня с движениями: «Зайчик».

Идём мы дальше по лесу и наткнулись на болото. А на болоте у нас кто живёт? (Ответ: Лягушки.) Правильно и как вы думаете в кого мы сейчас превратимся? …..

  Песня с движениями: «Лягушата».

Так как мы приехали в жаркие страны какие деревья там растут? (Ответ: Пальмы) А на пальмах прыгают кто? ( Ответ: Обезьянки) Чем же там обезьянки занимаются, сейчас мы узнаем.

Песня с движениями: «Обезьянки».

А теперь такой вопрос: Каких животных вы знаете, которые живут в  жарких странах? (Ответ: жираф, слон, зебра, тигры, львы и т. д.) Что же есть у этих животных мы сейчас покажем.

Песня с движениями: «Жираф».

Ну хорошего по немножку в жарких странах мы побывали. Покажите как жарко в них (Показывают: Вытирают пот со лба.) Садимся в автобус и возвращаемся домой.

Песня с движениями: «Автобус».

Как говорится в пословице « В гостях хорошо, а дома лучше».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Мастер-класс «Музыкально – ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей»

В данном мастер-классе я предлагаю рассмотреть технологии, в которых развиваются чувство ритма у детей. Этот мастер-класс практикум позволяет совместно с воспитателем применять методы, которые ре...

Рречь и движение, как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста

как речь и движение помогают развитию чувства ритма у дошкольников...

Мастер-класс практикум « Музыкально – ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей.»

Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Действительно, в нашем организме ритмично работают сердце и лёгкие, мозговая деятельность подчинена множеству рит...

Консультация для педагогов "Музыкально – ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей"

 Чувство ритма – одна из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную, но и эмоциональную природу. Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в ...

Музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возрастаЕще в раннем возрасте дети откликаются на веселую плясовую музыку, с большим интересом прислушива...

Консультация для воспитателей "Музыкально-ритмические движения - как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста"

Рассматривая музыку как источник эмоционального, интеллектуального,творческого развития детей, необходимо освещать проблему развития у детеймузыкального ритма и проблему развития чувства ритма как сво...

Музыкально-ритмическая игра как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

В детском саду закладываются основы духовной культуры, музыкальной образованности, формирующие музыкально - эстетические идеалы, вкусы и потребности дошкольников. Большое значение приобретают занятия ...