Народный обряд "Агафья - коровница" Воспитатель Гончарова Е.Н. высшей категории МКДОУ Д/С № 420 "Сибирячок" г. Новосибирск
материал по музыке (подготовительная группа)

Воспитатель высшей категории МКДОУ Д/С № 420 Гончарова Елена Николаевна

Народный праздник – Агафья – коровница.

Вед.

Встаньте рано поутру,

Чисто в доме приберите,

Животинку накормите,

На сердитесь, улыбнитесь,

И спешите все на двор,

На веселый разговор.

Праздник на селе у нас

Ку-ка-ре-ку, в добрый час!

Много мы обрядов знаем,

А сейчас Агафью — коровницу обыграем.

Звучит фонограмма: “Голос деревни”. (автор создания полихудожественного проекта Богданова А.Б.)

Показ картин русских художников: Владимира Жданова, Вячеслава Папаева, Степанова, Бориса Бессонова, Фёдора Александровича Васильева, Роберта Дункана в полихудожественном подходе.

В зал входят мальчики. За кушаком у них дудочки, свистульки.

 

Мальчики. Эй, девки, пора опахивать.

Мальчики кругом встают к столбу спиной, руки скрещены под локтями.

 

Обряд опахивания: девочки с распущенными волосами, в одних рубахах держа плуг обходят вокруг столба несколько раз, где под руки стоят мальчики. Взрослые с девочками напевают песню:

Хоровод “Бурёнушка”.

Уж как я ль мою коровошку люблю!

Уж как я ль-то ей крапивушку нарву!

Кушай вволюшку, коровушка моя,

Ешь ты досыта, Бурёнушка моя,

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Сытна пойла я коровушке налью!

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек Бурёнушка дала.

 

После обряда девочки выходят с плугом из зала надевать сарафаны, а мальчики достают дудочки и свистульки и под музыку врассыпную ходят по залу и играют на инструментах.

Песня “У нашей у Дуни” (входят девочки переодетые).

I куплет:

У нашей у Дуни

Полный двор скотины.

II куплет:

Полный двор скотины

Всех зовут по имени

III куплет:

Корова Арина,

Жеребец Гаврила

Припев:

Ай, Дуня, моя, Дуня,

Милая Авдотья.

Припев:

Ай, Дуня, моя, Дуня,

Милая Авдотья.

IV куплет:

Корова Матрена,

А бычок Ерема.

Припев:

V куплет:

У нашей у Дуни

Полный двор скотины.

Припев.

Вед. Помимо работы люди ещё отдыхали: пели песни, плясали, водили хороводы, устраивали игры. Сегодня все эти традиции стали забываться. Но каждый должен знать и чтить обычаи и праздники русского народа. Давайте создадим художественный образ, который воспевается в песнях, играх, танцах.

(Подходят к гостям).

Вед.2 Ноги сами в пляс пустились.

Очень танец заводной.

Встретимся с тобой в кадрили.

Потанцуй, дружок, со мной! (берёт себе пару и встаёт на начало танца).

Вед.3. Я зимой пляшу и летом.

Как, кадриль, ты хороша!

Развернётся в ней гармошкой

Вед.4. Моя русская душа! (берёт себе пару и встаёт на начало танца).

Не проспи! Меняем пары!

Наступаем мы стеной.

Танец милый и лукавый.

Поскорей спляши со мной! (берёт себе пару и встаёт на начало танца).

Кадриль.

 

 

Вед. 1. А кто знает пословицы и поговорки (поднимают руки), а чтобы его выбрать, давайте посчитаемся:

Та-ра-ба-ра

Домой пора

Коров доить

Тебе водить.

1реб. Корову палкой бить – молока не пить.

2реб. Корова в тепле – молоко на столе.

3реб. Сметану любить – корову кормить.

 

В зале появляется Лихоманка.

Вед.2. На Агафью-коровницу день, девчата поют частушки о коровушке, играют на музыкальных инструментах, чтоб нечистая сила не погубила их коровушек.

Оркестр русских народных инструментов. Лихоманка пугается, уходит.

 

После оркестра дети тихо кладут инструменты и выстраиваются в круг. Мальчик на городецкой лошадке, переделанной в бычка входит в круг.

Вед.3. В старину русская народная песня постоянно была с человеком. Человеку плохо – он поёт, трудится – опять поёт. Человек и песня были всегда неразлучны.

Сейчас мы с вами отдохнём и поиграем.

Игра “Иван да бычок”

Иван выходит в круг,. показывает движения

Иван:

Давайте, подавайте мне косу.

Дети: Да куда, Иван, с косой?

Иван: Сено косить.

Дети: Куда с сеном?

Иван: Коров кормить.

Дети: Куда с коровами?

Иван: Молоко доить.

Дети: Куда с молоком?

Иван: Ребят поить.

Дети: Куда с ребятами?

Иван: Щепу собирать.

Дети: Куда со щепой?

Иван: Бобы варить.

Дети: Куда с бобами?

Иван: Бычка кормить.

Дети: Куда с бычком?

Иван: Покататься верхом.

Садится верхом и скачет внутри круга. Останавливается на окончание песни возле двух ребят, протягивая бычка между ними. Двое детей поворачиваются спиной к бычку, дети хлопают в ладоши и поют песню:

Бычок, бычок,

Смоляной бочок,

Полевой хвосточок.

Смоляной бычок,

1,2,3 –беги.

Двое детей оббегают с разных сторон вокруг всего круга. Кто первый дотронется до бычка, тот и становится бычком.

– Ну, а больше всего дети любят МО-ЛО-КО

Русская народная песня «Ой, вставала я ранёшенько».

Русская народная песня

Ой, вставала я ранёшенько,

Умывалася белёшенько.

Припев:

Ой-ли, да-ли, калинка моя,

В саду ягода-малинка моя!

 

Надевала черевички на босу,

Я гнала свою корову на росу.

Припев:

Я гнала свою корову на росу…

Повстречался мне медведь во лесу.

Припев:

Я медведя испугалася,

Во часты кусты бросалася.

Припев:

Ты, медведюшка-батюшка,

Ты не тронь мою коровушку.

Припев:

Ты не тронь мою коровушку,

Не губи мою головушку!

Припев:

Я коровушку доить буду,

Малых детушек поить буду.

Припев:

 

Выход Коровы на конец песни, пританцовывая.

Заклинание:

Веничками брызгают водой на корову, приговаривая:

1 реб. Водой поливаю,

2 реб. Худобу вынимаю,

3 реб. Из коровы Бурёны

4 реб. На долгие годы.

5 реб. Агафья-матушка, спаси,

6 реб. Мою коровушку обереги.

 

Вед.

Пора и доить коровушку мою. (достаёт кувшин с молоком, корова уходит). Это от коровушки, чтобы Агафью-коровницу помнили и чтили, чтобы все были здоровы.

Реб. Агафьюшке святой помолимся о том,

Чтоб поили нас коровки вкусным молоком

Чтоб паслись в лугах у речки

Чтоб давали шерсть овечки,

реб. Чтоб у курочки-пеструшки

Яйца хорошо неслись.

Чтоб у нашей круглой хрюшки

Поросята родились.

 

Все. Чтоб всегда были здоровы

Козы, овцы и коровы!

Дети под музыку уходят хороводом за ведущим.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Агафья Коровница17.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Народный праздник – Агафья – коровница.

Вед.

Встаньте рано поутру,

Чисто в доме приберите,

Животинку накормите,

На сердитесь, улыбнитесь,

И спешите все на двор,

На веселый разговор.

Праздник на селе у нас

Ку-ка-ре-ку, в добрый час!

Много мы обрядов знаем,

А сейчас Агафью — коровницу обыграем.

Звучит фонограмма: “Голос деревни”. (автор создания полихудожественного проекта Богданова А.Б.)

Показ картин русских художников: Владимира Жданова, Вячеслава Папаева, Степанова, Бориса Бессонова, Фёдора Александровича Васильева, Роберта Дункана в полихудожественном подходе.

В зал входят мальчики. За кушаком у них дудочки, свистульки.

Мальчики. Эй, девки, пора опахивать.

Мальчики кругом встают к столбу спиной, руки скрещены под локтями.

Обряд опахивания: девочки с распущенными волосами, в одних рубахах держа плуг обходят вокруг столба несколько раз, где под руки стоят мальчики. Взрослые с девочками напевают песню:

Хоровод “Бурёнушка”.

Уж как я ль мою коровошку люблю!

Уж как я ль-то ей крапивушку нарву!

Кушай вволюшку, коровушка моя,

Ешь ты досыта, Бурёнушка моя,

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Сытна пойла я коровушке налью!

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек Бурёнушка дала.

После обряда девочки выходят с плугом из зала надевать сарафаны, а мальчики достают дудочки и свистульки и под музыку врассыпную ходят по залу и играют на инструментах.

Песня “У нашей у Дуни” (входят девочки переодетые).

I куплет:

У нашей у Дуни

Полный двор скотины.

II куплет:

Полный двор скотины

Всех зовут по имени

III куплет:

Корова Арина,

Жеребец Гаврила

Припев:

Ай, Дуня, моя, Дуня,

Милая Авдотья.

Припев:

Ай, Дуня, моя, Дуня,

Милая Авдотья.

IV куплет:

Корова Матрена,

А бычок Ерема.

Припев:

V куплет:

У нашей у Дуни

Полный двор скотины.

Припев.

Вед. Помимо работы люди ещё отдыхали: пели песни, плясали, водили хороводы, устраивали игры. Сегодня все эти традиции стали забываться. Но каждый должен знать и чтить обычаи и праздники русского народа. Давайте создадим художественный образ, который воспевается в песнях, играх, танцах.

(Подходят к гостям).

Вед.2 Ноги сами в пляс пустились.

Очень танец заводной.

Встретимся с тобой в кадрили.

Потанцуй, дружок, со мной! (берёт себе пару и встаёт на начало танца).

Вед.3. Я зимой пляшу и летом.

Как, кадриль, ты хороша!

Развернётся в ней гармошкой

Вед.4. Моя русская душа! (берёт себе пару и встаёт на начало танца).

Не проспи! Меняем пары!

Наступаем мы стеной.

Танец милый и лукавый.

Поскорей спляши со мной! (берёт себе пару и встаёт на начало танца).

Кадриль.

Вед. 1. А кто знает пословицы и поговорки (поднимают руки), а чтобы его выбрать, давайте посчитаемся:

Та-ра-ба-ра

Домой пора

Коров доить

Тебе водить.

1реб. Корову палкой бить – молока не пить.

2реб. Корова в тепле – молоко на столе.

3реб. Сметану любить – корову кормить.

В зале появляется Лихоманка.

Вед.2. На Агафью-коровницу день, девчата поют частушки о коровушке, играют на музыкальных инструментах, чтоб нечистая сила не погубила их коровушек.

Оркестр русских народных инструментов. Лихоманка пугается, уходит.

 

После оркестра дети тихо кладут инструменты и выстраиваются в круг. Мальчик на городецкой лошадке, переделанной в бычка входит в круг.

Вед.3. В старину русская народная песня постоянно была с человеком. Человеку плохо – он поёт, трудится – опять поёт. Человек и песня были всегда неразлучны.

Сейчас мы с вами отдохнём и поиграем.

Игра “Иван да бычок”

Иван выходит в круг,. показывает движения

Иван:

Давайте, подавайте мне косу.

Дети: Да куда, Иван, с косой?

Иван: Сено косить.

Дети: Куда с сеном?

Иван: Коров кормить.

Дети: Куда с коровами?

Иван: Молоко доить.

Дети: Куда с молоком?

Иван: Ребят поить.

Дети: Куда с ребятами?

Иван: Щепу собирать.

Дети: Куда со щепой?

Иван: Бобы варить.

Дети: Куда с бобами?

Иван: Бычка кормить.

Дети: Куда с бычком?

Иван: Покататься верхом.

Садится верхом и скачет внутри круга. Останавливается на окончание песни возле двух ребят, протягивая бычка между ними. Двое детей поворачиваются спиной к бычку, дети хлопают в ладоши и поют песню:

Бычок, бычок,

Смоляной бочок,

Полевой хвосточок.

Смоляной бычок,

1,2,3 –беги.

Двое детей оббегают с разных сторон вокруг всего круга. Кто первый дотронется до бычка, тот и становится бычком.

– Ну, а больше всего дети любят МО-ЛО-КО

Русская народная песня «Ой, вставала я ранёшенько».

Русская народная песня

Ой, вставала я ранёшенько,

Умывалася белёшенько.

Припев:

Ой-ли, да-ли, калинка моя,

В саду ягода-малинка моя!

Надевала черевички на босу,

Я гнала свою корову на росу.

Припев:

Я гнала свою корову на росу…

Повстречался мне медведь во лесу.

Припев:

Я медведя испугалася,

Во часты кусты бросалася.

Припев:

Ты, медведюшка-батюшка,

Ты не тронь мою коровушку.

Припев:

Ты не тронь мою коровушку,

Не губи мою головушку!

Припев:

Я коровушку доить буду,

Малых детушек поить буду.

Припев:

Выход Коровы на конец песни, пританцовывая.

Заклинание:

Веничками брызгают водой на корову, приговаривая:

1 реб. Водой поливаю,

2 реб. Худобу вынимаю,

3 реб. Из коровы Бурёны

4 реб. На долгие годы.

5 реб. Агафья-матушка, спаси,

6 реб. Мою коровушку обереги.

Вед.

Пора и доить коровушку мою. (достаёт кувшин с молоком, корова уходит). Это от коровушки, чтобы Агафью-коровницу помнили и чтили, чтобы все были здоровы.

Реб. Агафьюшке святой помолимся о том,

Чтоб поили нас коровки вкусным молоком

Чтоб паслись в лугах у речки

Чтоб давали шерсть овечки,

реб. Чтоб у курочки-пеструшки

Яйца хорошо неслись.

Чтоб у нашей круглой хрюшки

Поросята родились.

Все. Чтоб всегда были здоровы

Козы, овцы и коровы!

Дети под музыку уходят хороводом за ведущим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Природа родного края." Выполнила: Гончарова Е.Н. Воспитатель высшей категории МКДОУ Д/С № 420 "Сибирячок" г. Новосибирск

Проект "Природа родного края." Выполнила: Гончарова Е.Н. Воспитатель высшей категории МКДОУ Д/С № 420 "Сибирячок" г. НовосибирскВ современных условиях проблема экологического воспи...

Выпуск в школу. Воспитатель Гончарова Е.Н. высшей квалификационной категории МКДОУ Д/С № 420 "Сибирячок" г.ь Новосибирск

Выпуск детей в школу.      Вот и подошёл к концу год. По традиции в нашем учреждении в конце года проводится выпускной бал. Выпускной в детском саду — день и грустный, и...

МКДОУ Детский сад №1 г.Камызяк» (структурное подразделение № 5) Информация для родителей от логопеда высшей категории Коновской Марины Владимировны

МКДОУ Детский сад №1 г.Камызяк»(структурное подразделение № 5)Информация  для родителей от логопедавысшей категорииКоновской Марины Владимировны    Дизартрия возникает в...

МКДОУ Детский сад №1 г.Камызяк» от логопеда высшей категории Коновской Марины Владимировны

Речевое дыхание - важно при звукообразовании Правильное дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность речи. Так как речь осущ...