Эскиз модели деятельности педагога по выявлению одаренности у детей 6-8 лет в условиях мастерской «Музыка и живопись У-син»
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Головлева Татьяна

Целью разработанной модели является знакомство с техникой живописи У-син в тесной взаимосвязи с музыкой                                                                                                              

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Головлева Татьяна Николаевна

ГБОУ СОШ №1 ОЦ

пгт Стройкерамика СП ДС «Солнышко»

Эскиз модели деятельности педагога по выявлению одаренности

у детей 6-8 лет в условиях мастерской «Музыка и живопись У-син»

I. Пояснительная записка.

Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения одаренных детей.

На мой взгляд, решить эту задачу можно, познакомив детей с интереснейшим видом живописи У-син. Уникальность этой техники – в ее простоте. Даже если у ребенка совсем нет навыков рисования, после первого же урока он создает картины, используя всего несколько приемов движений кистью. Еще одно преимущество это –результат. Здесь нет не получившихся картин. Следующий плюс- доступность. Можно рисовать на чем угодно и чем угодно.

Свобода творчества, которая рождается при создании картин – это развитие способностей ребенка в восприятии окружающего мира, воплощению образов в художественном произведении, это свобода движений и владение своим телом. Взаимосвязь с областью «Музыка» дает возможность перенести движения кисти на движения тела под музыкальное сопровождение.

Целью разработанной модели является: познакомить с техникой живописи У-син в тесной взаимосвязи с музыкой                                                                                                               Задачи модели:

  1. Показать взаимосвязь пяти основных движений кисти и движений тела  («син» - в переводе с китайского – движение)
  2. Формировать умение создавать композиции от лица автора, используя пять движений кисти (земля, металл, огонь, вода, дерево)
  3. Формировать умение концентрироваться не наконечном результате, а на процессе создания чего-то нового

Конструкция модели:

Теоретико-методологический блок (составлен в соответствии с «Рабочей концепцией одаренности»[1] (речь идет о творческой одаренности)

Техника живописи У-син полностью соответствует принципам обучения.

— Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Обучение живописи способствует не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию (знакомит с культурой другой страны), а также воспитанию личностных качеств учащихся.

— Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Цели, содержание и процесс обучения более полно учитывают индивидуальные и типологические особенности учащихся. Каждый рисунок – уникальное творение автора. Огромное количество вариантов нанесения мазков дает возможность сделать работу только так как ты задумал. Нет эталонов и правил в вариациях. Нет «неправильных» или «испорченных» работ.

— Принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип полностью соответствует содержанию образования и методам обучения живописи -специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, что позволяет избежать отрицательных последствий, учитывая более высокие возможности детей. Разработка четких градиентов исключает завышение уровней трудности обучения.

На занятиях по приобщению детей к данному виду живописи решается особо важная задача обучения одаренных детей - поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей.

Ориентиры результатов прохождения данной модели – это успешный, то есть свободный в движении и творчестве воспитанник, умеющий спокойно и уверенно выражать свое отношение к миру с помощью музыки и живописи.

Содержательно-технологический блок 

1 этап. Знакомство с историей у-син живописи и ее основными движениями

2 этап. Практическое воплощение движений с музыкальным сопровождением и сухой кистью без краски

3 этап. Практическое воплощение мазков на разных типах бумаги, различными кистями и красками (в том числе тушью). Варианты композиций.

4 этап. Свободное творчество (создание художественных произведения от лица автора с использованием пяти основных движений у-син)

Результативно-оценочный блок 

Основным показателем одаренности скорее всего будет:

 -  высокий уровень выполнения художественной деятельности. Это значит, что ребенок быстро и успешно осваивал, изобретал новые способы деятельности, выдвигал новые цели, которые вели к созданию нового продукта

Также, если в процессе работы создалось единство «могу» и «хочу» и ребенок осознал, что он узнал что-то новое и знает как правильно это делать, то есть применять в рисунке мазки и с помощью этого передавать какую то идею. Если он овладел специфическими способами деятельности, свойственными только ему и смог создать неповторимый продукт.

В связи с этим методы обучения являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению одаренных детей, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных детей. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, и разработанных четких градиентов по степени сложности.  

В целом, в обучении одаренных эффективность использования средств обучения определяется главным образом содержанием и методами обучения, которые реализуются с их помощью.

II. Планируемые результаты модели:

- Создание банка данных детей с предпосылками творческой одаренности.

- Формирование банка разработанных пошаговых градиентов создания композиции по возрастам

- формирование аудиотеки для второго этапа модуля

- формирование банка работ воспитанников

III. Средства оценивания результатов модели.

Диагностический инструментарий по выявлению одаренности у  детей 6-8 лет включает:

Методику «Искусство+»[2] 

Методика «Искусство +» разработана для выявления «дуовекторной» одаренности. Она доступна для педагогов и экономична по времени. Она представляет собой часть диагностического инструментария в которые входят тесты Е.П. Торренса, Дж.Дрейк и Э. Виннер, Н.И. Гуткиной, И. Богдановой, М.С. Бриля, В.П. Анисимова, Й. Йырасика, и 4-ый субтест методики МЭДИС.

Новизна методики заключается в ее содержании, направленном на вовлечении ребенка в творческую деятельность по принципам современного искусства, не ограничивающим автора в выборе средств выразительности, способов освоения «плодотворного беспорядка». Действия и арт-продукт увлеченного художественным творчеством ребенка указывают на одаренность, «маркируя» ее признаки.

Возможность валидизации заданий –субтестов подтверждена соответствиями: субтест «Живой орнамент», субтест «Сигналы с другой планеты» и субтест «Музыка чисел». Если анализ данных показывает частоту и стабильность проявления ребенком одаренности в двух областях, объединённых субтестом, диагностируется дуовекторная одаренность.

Использование данной методики не приводит к скованности ребенка во время тестирования, а, наоборот, стимулирует творчество. Задания – субтесты предполагают, что 6-7 летний автор будет импровизировать движения, стихи, музыкальные ритмы и мотивы, рисовать. Арт-продукт в данном случае – ризома, элементы которой объединены лишь выбранным ребенком смысловым центром.

IV. Материально-техническое обеспечение модели.

Обогащенная образовательная среда («арт-мастерская») включает:

- аудиотека (музыкальные отрывки)

- фотоальбом готовых работ (из журналов, интернета  и тд)

- кисти различной плотности, ширины и качества щетины. А также специальные кисти для живописи У-син

- бумага различного качества (для письма, для ксерокса, рисовая бумага, для черчения, для акварели и тп)

- краски (гуашь, масляные, тушь разных оттенков и цветов)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностическая карта методики «Искусство+»

Шифр обучающегося  111

Возраст (_5 лет)

Образовательный модуль  Арт -мастерская «Музыка и живопись У-син»

Форма занятия (подчеркнуть): а) групповое; б) индивидуальное

Первый субтест «Мелодия чисел».

Уровень проявления музыкальной одаренности (от 0 до 3 баллов) _3

Уровень проявления математической одаренности (от 0 до 3 баллов) _2

«Дуовекторная» музыкально-математическая одаренность  2 

Проявилась обоснованность выбора материала для творческой деятельности замыслом ребенка (подчеркнуть): да, нет

Создан художественный образ, содержание которого совпадает с названием арт-композиции, понятно педагогу и другим детям (подчеркнуть): да, нет.

Второй субтест «Живой орнамент».

Уровень проявления одаренности:

– в области изобразительного искусства (от 0 до 3 баллов) __2_____

– спортивной (от 0 до 3 баллов) ___2___

Дуовекторная одаренность. (от 0 до 3 баллов) ___2___

Проявилась обоснованность выбора материала замыслом ребенка (подчеркнуть): да, нет

Создан художественный образ, содержание которого, совпадающее с названием арт-композиции, понятно педагогу и другим детям (подчеркнуть): да, нет

Третий субтест «Сигналы с другой планеты».

Уровень проявления музыкальной одаренности (от 0 до 3 баллов) __1____

Уровень проявления лингвистической одаренности (от 0 до 3 бал-лов) ___1___

Уровень проявления «дуовекторной» музыкально-лингвистической одаренности (от 0 до 3 баллов) __1____

Проявилась обоснованность выбора материала замыслом ребенка (подчеркнуть): да, нет

Создан художественный образ, содержание которого, совпадающее с названием арт-композиции, понятно педагогу и другим детям (подчеркнуть): да, нет 

Диагностическая карта методики «Искусство+»

Шифр обучающегося 111

Возраст (_5__ лет)

Образовательный модуль Арт -мастерская «Музыка и живопись У-син»

орма занятия (подчеркнуть): а) групповое; б) индивидуальное

Первый субтест «Мелодия чисел».

Уровень проявления музыкальной одаренности (от 0 до 3 баллов) 3

Уровень проявления математической одаренности (от 0 до 3 баллов) 2

Дуовекторная одаренность.

Способ, которым ребенок определяет местоположение кульминации в мелодии (подчеркнуть):

а) отсчитывает, действуя логически:

– уверенно, правильно, самостоятельно – 3 балла

– с небольшой подсказкой педагога, но правильно – 2 балла

– после наводящих вопросов педагога, ошибся и исправил ошибку – 1 балл

– способ использован, но не привел к определению кульминации – 0 баллов

Уровень проявления математического (логического) компонента дуовекторной одаренности (от 0 до 3 баллов) __2____

б) пропевает мелодию и догадывается интуитивно:

– уверенно, правильно, самостоятельно – 3 балла

– с небольшой подсказкой педагога, но правильно – 2 балла

– с постоянной помощью педагога (например, пропевающего мелодию или играющего ее на музыкальном инструменте), ошибся и исправил ошибку – 1 балл

– способ использован, но не привел к определению кульминации – 0 баллов

Уровень проявления музыкального (интуитивного) компонента дуовекторной одаренности (от 0 до 3 баллов) __2____

в) то и другое вместе – «дуовекторная» музыкально-математическая одаренность:

– выполнил задание самостоятельно одним из способов и, по просьбе педагога, вторым; кульминация определена верно в том и другом случае – 3 балла

– выполнил задание тем и другим способом с небольшими затруднениями и подсказками педагога; кульминация определена верно в том и другом случае – 2 балла

– выполнил задание уверенно одним из способов, а вторым – с постоянной помощью педагога, ошибся и исправил ошибку – 1 балл

– оба способа использованы, но не привели к определению кульминации даже с подсказками педагога или один из способов ребенку не удалось использовать – 0 баллов

Уровень комплексного проявления дуовекторной музыкально-математической одаренности (от 0 до 3 баллов) ___2___

Проявилась обоснованность выбора материала для творческой деятельности замыслом ребенка (подчеркнуть): да, нет

Создан художественный образ, содержание которого совпадает с названием арт-композиции, понятно педагогу и другим детям (подчеркнуть): да, нет.

«Да»:

– художественный образ создан, его содержание и название арт-композиции совпадают, т.е. очевидно осмысление ребенком творческого процесса – 3 балла

– художественный образ создан, но есть расхождение между его содержанием и названием арт-композиции, которое ребенок не объяснил собственным пониманием творческой задачи – 2 балла

– художественный образ не завершен, но с помощью вопросов педагог устанавливает наличие творческого замысла – 1 балл

– задание не выполнено, творческий замысел не выявлен – 0 баллов


Второй субтест «Живой орнамент».

Уровень проявления одаренности:

– в области изобразительного искусства (от 0 до 3 баллов) __2__

– спортивной (от 0 до 3 баллов) ___2___

Дуовекторная одаренность.

В продукте, созданном ребенком – орнаменте (подчеркнуть):

а) использованы предметы, предполагающие движение, без показа того, что они движутся

Уровень проявления изобразительного компонента дуовекторной одаренности (от 0 до 3 баллов) __2____

б) показано движение, но без использования предметов, по своему предназначению предполагающих его (движение природных объектов; живых существ; частей архитектурного сооружения, как на картине «Звон» А.В. Лентулова; фантастических существ, как на картине Д.Д. Бурлюка «Приход весны и лета» и т. п.)

Уровень проявления спортивного компонента дуовекторной одаренности (от 0 до 3 баллов) ___2___

в) использованы предметы, предполагающие движение, в том числе спортивное, и отражено то, что они движутся («дуовекторная» – в области изобразительного искусства и спорта – одаренность)

Уровень проявления спортивного компонента дуовекторной одаренности (от 0 до 3 баллов) __2____

Уровень комплексного проявления дуовекторной одаренности (от 0 до 3 баллов) _2_____

Проявилась обоснованность выбора материала замыслом ребенка (подчеркнуть): да, нет


Создан художественный образ, содержание которого, совпадающее с названием арт-композиции, понятно педагогу и другим детям (подчеркнуть): да, нет

Третий субтест «Сигналы с другой планеты».

Арт-композиция создана (подчеркнуть): «ДА», «НЕТ»

В продукте, созданном ребенком – арт-композиции в виде «текста на языке инопланетян» – используются (подчеркнуть):

а) только речь; б) только музыкальные звучания – пение, игра на детских музыкальных инструментах, «звучащие жесты»4; в) речь в сочетании с музыкальными звучаниями («дуовекторная» – музыкально-лингвистическая – одаренность)5

Уровень проявления музыкальной одаренности (от 0 до 3 баллов) __1____

Уровень проявления лингвистической одаренности (от 0 до 3 бал-лов) ___1___

Уровень проявления музыкального компонента дуовекторной музыкально-лингвистической одаренности (от 0 до 3 баллов) __0____

Уровень проявления лингвистического компонента дуовекторной музыкально-лингвистической одаренности (от 0 до 3 баллов) __0____

Уровень комплексного проявления дуовекторной музыкально-лингвистической одаренности (от 0 до 3 баллов) __0____

Проявилась обоснованность выбора материала замыслом ребенка (подчеркнуть): да, нет 

Создан художественный образ, содержание которого, совпадающее с названием арт-композиции, понятно педагогу и другим детям (подчеркнуть): да, нет


[2] Калинина Лариса Юрьевна, Иванов Дмитрий Викторович Методика выявления «Дуовекторной» одаренности у детей 6-7 лет в условиях художественно-творческого процесса // СНВ. 2018. №4 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-vyyavleniya-duovektornoy-odarennosti-u-detey-6-7-let-v-usloviyah-hudozhestvenno-tvorcheskogo-protsessa.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Действующая модель деятельности педагога-психолога МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка» (для детей с нарушениями зрения)

Представлено описание модели деятельности педагога-психолога коррекционного детского сада в рамках работы службы коррекционно-психологического сопровождения образовательного процесса. Модель предусмат...

"Раннее выявление одаренности у детей"

консультация для воспитателей...

ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Среди самых  интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одну из ведущих мест. Проблема ее диагностики и развития волнует много педагогов и ученых на протяжении многих ст...

Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)

Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)...

ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА. ПРОЕКТ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого ...

«Целостная модель деятельности Службы ранней психолого-педагогической помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет в условиях дошкольной организации»

laquo;Целостная модель деятельности Службы ранней психолого-педагогической помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет в условиях дошкольной организации»...