Влияние музыки на психику ребенка
статья

Кирпилева Мария Александровна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «От природы музыкален каждый»

М. Глинка, П. Чайковский, В. Моцарт, Л. Бетховен….

Знаменитые,   известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов – композиторов? Природа? Родители? Педагоги?

       Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын учёного, повзрослев, станет учёным, а сын писателя – писателем?

        Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребёнок пошёл в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространённая формула определения  причины отсутствия  способностей сына или дочери.

        Однако всё в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребёнок учёного становится скрипачом, а врача – писателем. И объясняется это окружением, в котором растёт малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности, и характер человека. И если сын музыканта выбирает ту же профессию, что и его отец, то причина этого, прежде всего в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружён в мир волшебных звуков.

         Природа щедро наградила человека. Она дала ему всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать всё многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.

          Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребёнок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось, окружение, среда растит и питает личность. Музыка детства – хороший воспитатель и надёжный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужно помнить следующее:

  • Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. «Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно всё равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», - считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребёнка, будет невосполнимо.
  • Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далёким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи – не расстраивайтесь!
  •  Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.
  • Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.
  • Не «приклеивайте» вашему ребёнку «ярлык» – немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить. Чем активнее общение Вашего ребёнка с музыкой, тем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

Дети от природы наделены яркими способностями, но взрослым нужно как можно раньше создать благоприятные условия для их развития.

Есть такое человеческое качество – тонкость, эмоциональность души. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горе, несчастья, страдания другого человека, совесть заставит его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка. Если Вы хотите, чтобы сердце Вашего ребёнка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте научить его любить и понимать музыку! Учите его, учитесь вместе с ним!

            Возможно, некоторые советы  помогут Вам и Вашему малышу войти в огромный и прекрасный мир большого музыкального искусства.

  • Прежде всего, помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое.
  • Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке от самого начала до самого его завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду. Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство новое настроение, возможно прежде в жизни никогда неиспытанное.
  • На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слушания слухом за звуками ещё не выработан и внимание недостаточно дисциплинировано. Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения. Это может быть вокальная музыка или инструментальная. Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи.
  • Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст, всегда подскажет, о чём хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться.
  • В инструментальной музыке нет слов. Но от этого она не становится менее интересной. Какие только жизненные и сказочные ситуации не отображены в этой музыке. Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребёнка.
  • Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Чем чаще слушать уже знакомые произведения, тем они с каждым разом всё больше нравятся. Но всегда слушайте музыку внимательно, не отвлекаясь, вдумчиво. Надо учиться наслаждаться красочным музыкальным водопадом и уметь точно различать нужную хрустальную струйку. Учитесь сравнивать их, любуйтесь ими.
  • Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребёнка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех. Большим праздником в жизни ребёнка может стать его встреча с музыкой в концертном зале. Сама атмосфера звонка, где живёт музыка, создаёт особый эмоциональный настрой, вызывает острое желание прикоснуться к красоте. Конечно, перед концертом, или оперным спектаклем очень хорошо дать представление о музыке, которая звучит. Чтобы понять произведение, узнать о нём и его авторе, полезно заранее прослушать грамзаписи, прочитать книги. Если, например, предстоит встреча с оперой, хорошо познакомиться со словесным текстом оперы – либретто, ведь знать и понимать, о чём поют артисты очень важно.
  • Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов, смотреть спектакли с различным составом исполнителей. Всё это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.



Предварительный просмотр:

Консультация «Влияние музыки на психику ребенка»

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности и агрессии) .
В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети.
Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает ребенка состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым детям со слабым контролем, т. к. усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.
Спокойная музыка, вызывающая ощущение радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Можно использовать спокойную музыку во время рисования, выполнения аппликации, лепки и других настольных игр. Ведь музыка помогает (как установили психологи) выполнять движения спокойно, плавно; дети более сосредоточены на выполнении задания.
Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться. Когда ребенок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу на полянке, на берегу моря, в саду или любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Обратите внимание ребенка на то, ка расслабляется и отдыхает каждая частичка его тела. Не забывайте о колыбельных песнях, ведь они несут в себе столько любви и нежности, теплоты и добра, дети, слушая их спокойно засыпают.
Сейчас очень многообразен и доступен музыкальный материал для слушания.
Выбор музыки остается за вами, будьте внимательны!
Используемая литература:
1. М. В. Киселева «Арт – терапия в работе с детьми», С. Пб. «Речь», 2014г
2. К. В. Тарасова статья «Музыка дома», журнал «Музыкальный руководитель» № 3, 2001г.
http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-vlijanie-muzyki-na-psihiku-rebenka.html



Предварительный просмотр:

                                        Роль музыки в жизни ребенка.

Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека неоспорима.

Воспринимая музыку, ребёнок глубже чувствует и осознаёт окружающий его мир.

 Музыка вносит в жизнь ребёнка радостные переживания, развивает фантазию, творческие способности. Дети слушают музыку, двигаясь под неё, пляшут, играют, поют, подпевают.

Какова же роль родителей в музыкальном воспитании ребёнка?

Вы должны привлекать ребёнка к слушанию музыки. Начинать можно с маленьких игр-попевок.

Мелодии у них спокойные или плясовые, которые доступны неподготовленным в музыкальном отношении детям. Исполнять их можно во время умывания, одевания, бодрствования, кормления, прогулок. Чтобы воспитать интерес у ребёнка к музыке с ним нужно заниматься с самого раннего возраста. Как можно больше петь ребёнку, привлекая внимание к музыке, к подпеванию песен, движению под музыку. Ваш ребёнок уже способен узнать песню по мелодии.

Мы с вами должны развивать музыкальную память, обращать внимание на композиторов, давать простейшие сведения о них. Помните, что при исполнении детьми взрослых песен они перенапрягают голосовые связки, а это плохо сказывается на развитие певческих навыков.

Слушая с ними песню или инструментальную музыку, обратите внимание на содержание, выразительные средства музыки, характер. Если ребёнок пляшет, обратите внимание на ритмичность движений, выразительность, красоту.

Хорошие результаты приносит знакомство детей с различными музыкальными инструментами, прослушивание знакомых мелодий на этих инструментах. Обязательно прослушивайте с детьми музыкальные сказки, песни, предварительно рассказав об их содержании.

Эти приёмы не сложны и вполне доступны: результат скажется в том, что ваш ребёнок полюбит музыку и станет она для него необходимостью. Пусть дети не станут музыкантами-профессионалами, но зато обогатится их духовный мир.

Музыка, помимо своего эстетического значения, способна оказать благотворное влияние на здоровье ребёнка. На это в своё время указывал профессор В.М.Бехтерев. И он же предупреждал о том, что нельзя безнаказанно терзать детский слух различными побрякушками и несвойственными детскому возрасту резкими звуковыми эффектами.

Органу слуха необходима тренировка: способность правильно улавливать звуки, понимать их гармонию, которая приходит не сама собой – она воспитывается. Такой тренировке и воспитанию могут немало способствовать музыкальные игрушки.

В возрасте от года до трёх лет детям полезны поющий волчок или органчик, механически воспроизводящие звуки – несложные музыкальные мелодии. Другие музыкальные игрушки в руках таких малышей, ещё не обладающих ни развитым музыкальным слухом, ни необходимыми навыками, обычно превращаются лишь в источник шума. А шум утомителен и вреден не только взрослым, но и самим детям.

Ребёнок 4-5 лет способен самостоятельно извлекать певучие созвучия и простейшие мелодии из детских муз. инструментов: труб, металлофонов, роялей  и т.д.

Но мало дать ему такую игрушку, надо терпеливо, не раз и не два показать, как ею пользоваться, проследить, усвоил ли он ваши уроки.

Установлено, что из всех компонентов музыки, ребёнок раннего возраста улавливает главным образом ритм. И это не случайно. Ведь чувство ритма имеет глубокие биологические корни. Ритмично большинство функций

человеческого организма: биение сердца, дыхание, ходьба. Ритм их меняется в зависимости от физического и психического состояния.

Есть наблюдения, позволяющие предположить, что в первые месяцы жизни, когда ребёнок особенно тесно связан с матерью, по ритму её дыхания и сердца улавливает её настроение.

Став старше, дети реагируют на мелодию, а позднее на тембровое звучание различных муз. инструментов. Музыка не только создаёт настроение, она воздействует на работу мышц и внутренних органов. Вот почему физкультурой приятнее и легче всего заниматься под музыку.

Будет очень хорошо, если вы привьёте ребёнку любовь к пению. А для этого необходим пример взрослого. Пойте вместе с ним. Это будут очень приятные минуты, усиливающие доверие, понимание и дружбу между вами.

Музыка, игры и пляски вызывают у ребёнка желание петь. Сперва он начинает подпевать «ля-ля-ля» или «траля-ля». Потом запоминает и воспроизводит несложные куплеты и наконец, в возрасте 2-3 лет – простые песенки.

Ребёнку нужно помочь увидеть и понять прекрасное.

Взрослые должны научить его видеть красоту в природе, в труде, в искусстве. Должны научить радоваться и  волноваться, слыша трель соловья, журчанье ручья, видя, как человек создаёт прекрасное своими руками, своим трудом, преображая природу и быт народа. Должны научить не оставаться равнодушным к живой природе, к хорошей картине, памятнику архитектуры, к народной песне, к музыке. Воспринимая музыку, ребёнок глубже чувствует и осознаёт окружающее. Она будит его мысли и чувства, развивает творческую фантазию, формирует художественный вкус. Но музыка действенное средство тогда, когда она осознанно воспринимается ребёнком, когда он осмысливает преданные в ней чувства, настроения.

Семья должна помочь детям полюбить и понять хорошую музыку. Это воспитывает ребёнка нравственно, развивает у него хороший вкус. Ребёнок, умеющий видеть прекрасное, никогда не совершит плохого поступка.

Уже с младенческих лет ребёнка нужно приобщать к музыкальной культуре. К сожаленью, многие родители считают, что забота о муз. воспитании правомерна по отношению к одарённым детям, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребёнок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем не обязательно.

Каждому родителю следует помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Каждый нормальный здоровый ребёнок всегда эмоционально реагирует на неё. К тому же, главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребёнка.

 Если даже ваш ребёнок посещает детский сад, вы не должны оставаться в стороне от муз. воспитания, нельзя лишать его возможности петь, плясать, слушать музыку дома. Приглядитесь, какое отношение к музыке проявляет ваш ребёнок. Если он равнодушен – это плохо! Значит, музыка не стала его потребностью. И вина семьи и педагогов здесь неоспорима. Ведь именно семья – главный помощник детскому саду в приобщении детей к муз. культуре.

В семье наиболее доступным средством приобщения детей к муз. искусству является слушание музыки. Оно вызывает у ребёнка эмоциональную отзывчивость, вырабатывает худ. вкус, способствует формированию эстетических идеалов, помогает ребёнку понимать прекрасное в жизни.

Д.Кабалевский в одном из своих докладов приводил такой пример: «Как-то приведя к учительнице музыки свою семилетнюю дочь, её мать спросила: «Стоит ли учить девочку музыке? Есть ли у неё для этого достаточно способностей?» Вместо ответа учительница задала свой вопрос: «А вы не спрашивали у преподавателя физики, истории – есть ли у вашей дочери способности к физике, истории? Ведь вас не удивляет то, что она будет изучать эти предметы, хотя возможно она не станет ни историком, ни физиком. Почему же музыкой, этим чудесным предметом, созданием человеческого гения, без которого не может прожить свою жизнь ни физик, ни историк, должны заниматься только избранные, особо одарённые дети?!»

Музыка развивает, воспитывает, она заставляет нас смотреть на мир другими глазами. Делает нас чище, духовно богаче, культурнее, интеллигентнее.

В наше время в  магазинах можно найти много интересной литературы по муз. воспитанию детей, аудиозаписей с различными сказками, детскими песнями, а также дисков с муз. фильмами. Всё это помогает значительно расширить кругозор и воспитывать здоровый, требовательный, художественный вкус. А он необходим, чтобы сделать достоянием ребёнка подлинные сокровища музыкального искусства и оградить его от того, что могло бы развратить его и исказить представления о прекрасном.

        
                                                                                                 

                                                                    ПРАЗДНИКИ ДОМА

Почти в каждой семье есть хорошие традиции, связанные с общественной жизнью страны, со своими памятными датами – праздник великой Победы, день города, Новый год, профессиональные дни, дни рождения и т.д.

В детских садах ведётся большая подготовка ребят к праздникам.

В доступной форме ведётся рассказ о предстоящем празднике, проводятся экскурсии. Дети учат стихи, песни, танцы к праздничному утреннику, готовят костюмы, декорации, участвуют в оформлении зала. Однако остаётся широкое поле деятельности и для воспитательной роли родителей, особенно, если принять во внимание то обстоятельство, что праздничные дни проводят всегда  дома.

Поинтересуйтесь у своего воспитателя, музыкального руководителя, как именно идёт подготовка к празднику, о чём они беседовали с детьми, какой репертуар готовят к утреннику.  И в зависимости от этого подумайте, чем вы можете дополнить знание детей о празднике. В предпраздничные дни детям интересно, как украшают улицы, площади, дома. Во время прогулок ребята живо интересуются предстоящим праздником, задают вопросы. Это очень подходящий момент для того, чтобы рассказать ребёнку в доступной форме о предстоящем празднике. Удачно подобранные стихи, рассказ, иллюстрации в связи с основной темой праздника дадут детям более полное представление о предстоящем празднике.

 Праздничные дни представляют собой интересное зрелище-украшение флагами, плакатами, разноцветными огнями улицы, концертами на площадях города, радостным настроением людей. Отдельные фрагменты дети могут послушать или посмотреть по радио и по телевизору. Но иногда праздничный день приносит ребёнку разочарование и огорчение. Его укладывают спать пораньше, чтобы не мешал, а сами родители празднуют. Но можно так продумать праздник, что будет интересно и детям, и взрослым. Дома можно устроить театрализованное представление или небольшой концерт. Концерты бывают

музыкальными, литературными, музыкально-литературными.

 Для дома наиболее интересными являются музыкально-литературный концерт, где чтение стихов, рассказов чередуются с музыкальными номерами (исполнение песен, игра на музыкальных инструментах, танцы). В детском саду с детьми готовят праздничный репертуар, с которым могут ознакомиться все родители и могут помочь ребёнку вспомнить песню, стихотворение или роль, предназначенную вашему ребёнку в какой-нибудь сценке.

   



Предварительный просмотр:

          Консультация для родителей «Домашняя фонотека»
Растет ребенок, и домашние с радостью отмечают в нем новые черты: он чутко реагирует на музыку – любит слушать, петь, неловко, но с удовольствием пытается танцевать, запоминает понравившиеся мелодии. Наверное, еще рано говорить о гениальности и музыкальной одаренности. Скорее всего, как и большинство малышей, он ЧУВСТВУЕТ музыку и получает большое удовольствие от ее звучания.
Если у вас дома небольшой выбор музыки, можно положить начало новому семейному хобби - фонотеке. Ребёнку будет интересен процесс: отправиться в музыкальный магазин, попросить совета у продавца, выбрать понравившейся диск и потом, придя домой, устроить презентацию купленного альбома вместе со всеми домашними. Кроме того, домашняя фонотека может пополниться и другими экземплярами.
Музыкальные сказки.
Днём, когда у детей много времени, они частенько скучают. Если малыш ещё не умеет читать, главным развлечением становится телевизор и компьютер. Многие из нас забыли, что есть прекрасная альтернатива этому занятию - музыкальные сказки. Это могут быть компакт-диски с музыкальными сказками: Чайковский – «Лебединое озеро»,
«Спящая красавица», «Щелкунчик», музыкально-литературные композиции по балету Прокофьева «Золушка», «Конёк-Горбунок» Щедрина. Дети любят слушать такие произведения, тем более, что одновременно можно заниматься другими делами – рисованием, лепкой, да и просто играть в игрушки.
Коллекция звуков.
Для того, чтобы собрать «коллекцию» звуков, вам понадобиться диктофон. Объясните ребёнку, как пользоваться функцией записи, и отправьте его в путешествие по собственной квартире. Пусть он прислушивается к тому, как звучат ваши шаги, скрипит дверь, открывается замок, мяукает кошка. Между прочим, очень полезное увлекательное музыкальное упражнение.



Предварительный просмотр:

 Конспект музыкального занятия с использование   здоровье   сберегающих  технологий для детей 5-6 лет.

                                                                  Музыкальный руководитель:

                                                                                                     Кирпилева М.А.

                                                                                                       МКДОУ № 18

                       МУЗЫКА УКРЕПЛЯЕТ ЗДОРОВЬЕ НАШЕ

Музыкальное занятие с использованием  здоровье сберегающих технологий для детей 5-6 лет

Цель: развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровье сберегающие технологии.

Задачи:

1.Обучающие:

- обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

- обогащать впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.

- способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

- закреплять умение петь коллективно, с музыкальным сопровождением

2. Развивающие:

- развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов;

- способствовать развитию творческой активности детей в музыкальной, исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.)

- развивать речь детей с помощью артикуляционной гимнастики, соотносить движение с текстом в речевых играх, само массажах;

- развивать у детей позитивную оценку действительности взглядов, вкусов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей;

3. Воспитательные:

-воспитывать эстетический вкус в передаче образа;

-совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка;

- воспитывать умение общаться через песню и танец;

4. Оздоровительные:

- с помощью дыхательной гимнастики, психо гимнастики, валео-логической распевки, музыкотерапии, динамических и музыкально- ритмических упражнений укреплять физическое и психическое здоровье;

- с помощью здоровье сберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям)

- слушание классической музыки стабилизирует эмоциональное состояние;

- способствовать развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга, формировать произвольное внимание памяти; учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

Методы и приёмы: объяснительно – иллюстративный, игровой, творческий, метод практической деятельности, погружение в музыку, вопросы к детям.

Форма организации деятельности: групповая

Средства обучения:

1. Оборудование:

-музыкальный центр,

-проэктор

- ноутбук,

- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, трещотки, султанчики, деревянные ложки, маракасы, деревянные палочки, барабан, шуршанчики.

2. Наглядный материал:

Презентация с картинами

3. Музыкальный материал: Песенка-распевка, Э.Григ «Утро», «В пещере  горного короля», П.Чайковский «Вальс цветов», «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая греза», «Гавот» Госсек, «Волшебство природы. Водопад», песня «Мамочка», валео -логическая песенка-распевка  «Доброе утро» О.Н.Арсеневской.

Ход занятия.

М.р. Здравствуйте, ребята! Сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко! Давайте пожелаем всем «Доброго утра»

Валеологическая  песенка -распевка  с оздоровительным массажем

«Доброе утро».

1. Доброе утро!                                          Разводят руки в стороны

Улыбнись скорее!                                     и слегка кланяются друг другу.

И сегодня весь день                                   «Пружинка».

Будет веселее.                                              Поднимают ручки вверх.

2. Мы погладим лобик,                              Выполняют движения по тексту.

Носик, и щечки.

Будем мы красивыми,                                Наклоны головы к правому

Как в саду цветочки!                                  и левому плечу поочередно.

3. Разотрем ладошки                                  Движения по тексту.

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

4. Ушки мы теперь потрем

И здоровье сбережем.

Улыбнемся снова,

Будьте все здоровы!                                   Разводят руки в стороны.

М.р. Замечательно,

(говорит на фоне музыки)

- Льётся музыка рекою,

Закружила всё вокруг,

И кораблики мелодий

Выплывают из-под рук.

Их волна крутая гонит,

Но унять не может, нет.

В царство музыки целебной

Поплывём за ними вслед?

Я приглашаю вас в гости в волшебный замок к Царице Целебной Музыки.

У Целебной Музыки есть помощницы - весёлые нотки здоровья, они расскажут, как музыка помогает нам укреплять своё здоровье. Живут они здесь, на нотном стане. Ой, а нотный стан пуст, где же нотки? Посмотрите, вот письмо от Царицы Музыки, да оно музыкальное. Посмотрите, на нем есть нотка, давайте послушаем.

Голос Царицы Музыки: «Чтоб секрет здоровья вам узнать - надо нотки все собрать, Путь нелегкий предстоит, вам массаж не повредит».

Ну, что ж, в путь. Я предлагаю вам выполнить

Комплекс игрового массажа «Дружок».

Дети стоят парами по всему залу.

У меня такие ручки!

По-смо-три!                                                    гладят руки.

Звонко хлопают в ладоши.                            Хлопают

Раз, два, три!

Твои ручки тоже

На мои похожи.,                                            гладят по ручкам друг друга.

Хорошо с тобой, дружок,                              Кружатся «лодочкой».

Покружись со мной разок.

У меня такие щечки!

По-смо-три!                                                    гладят свои щечки.

Пощипаю их немножко.                            Легко щиплют щечки.

Раз, два, три!

Твои щечки тоже                                          растирают

На мои похожи.                                            щечки друг друга.

Хорошо с тобой, дружок,                            Кружатся «лодочкой».

Покружись со мной разок.

У меня такие ушки!                               массируют мочки ушей. Растирают

По-смо-три!

Разотру их потихоньку.

Раз, два, три!

Твои ушки тоже,                                          теребят ушки друг друга.

На мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок,

Покружись со мной разок.                          Кружатся «лодочкой».

У меня такая спинка!                                    гладят себя по спине.

По-смо-три!                                                  Шлепают ладошками.

Я похлопаю по спинке.

Раз, два, три!

Твоя спинка тоже                                      шлепают по спине друг друга.

На мою похожа.

Хорошо с тобой, дружок,

Покружись со мной разок.                            Кружатся «лодочкой».

М.р. Почувствовали, как по телу разливается тепло? Значит, мы массаж сделали правильно.  Смотрите,  и первая  нотка  возвращается на нотный стан (появляется на экране)

М.р: «Вы умеете мечтать? Помечтайте о чем-нибудь приятном, красивом, хорошем, а потом поделитесь своими впечатлениями».

-Устраивайтесь удобно на ковре, закрывайте глаза и немного помечтаем, а потом поделитесь своими мечтами, фантазиями.

Звучит музыка "Сладкая грёза" П. И. Чайковского.

М.р. Необыкновенная музыка. Какими красивыми словами можно сказать о ней? А кто поделится своими мечтами, фантазиями?

- Сколько замечательных слов, не зря П. И. Чайковский назвал свою музыку "Сладкая грёза" - это и есть сон, фантазии, мечты.

- Давайте оживим свои фантазии, создадим выразительный, пластичный танец.

Двигательная импровизация под музыку "Сладкая грёза"

П.И. Чайковский.

М.р. Вы прекрасно передали в танцевальной импровизации свои мечты. Дети, кто из ребят вам понравился больше? Чей танец был более легким, воздушным, волшебным

М.р. Ваши горящие глаза и улыбки говорят мне, что вам понравилось это задание. Вот и вторая нота возвращается на нотный стан.

Третья нотка живёт на поляне зеркальных цветов,

М.р: Ребята, я знаю как мы можем использовать эти зеркальные цветы. Давайте выполним

Комплекс артикуляционной гимнастики «Язычок».

Наш забавный язычок..                                             дети хором произносят слова.

Щелк, щелк. Щелк, щелк.                                        Щелкают языком.

Зубки чистим умело,                                                 показывают, как чистят зубки

Вправо-влево, вправо-влево.

Мы ни сколько не устали.                                         Высовывают язычок и «дразнят»

Вверх вниз им двигать стали.

Словно пчелки пожужжали                                       Ж-ж-ж-ж-ж

Как машина, поурчали                                                 У-у-у-у-у

Как, лошадки, вскачь пустились                         двигаются по залу прямым галопом

Вовремя остановились! Стоп!                               Останавливаются.

М.Р. Ребята, а вот и третья нотка! Вы догадались, какой секрет здоровья был спрятан на этой полянке? Правильно, мы с вами размяли свой язычок и теперь готовы искать следующую нотку.

Четвертая нотка живёт в песне (дети садятся на стулья, стоящие по кругу)

М.р: Дети, какие ноты вы знаете?
Дети: До, ре, ми, фа…..
М.р: Правильно ребята! Я предлагаю исполнить песенку, но прежде чем ее исполнить, что нам необходимо сделать? Правильно, разогреть наши голосовые связки, подготовить наши голоса к пению. А помогут нам нотки мажорной гаммы. И так, приготовились.

М.р: А сейчас, давайте споем песенку.

« Мамочка»

М.р: Как мы с вами исполняли песню? (мы пели хором)

Как называется исполнитель, который поёт вместе с хором? (солист)

А кто такой дирижёр? (тот, кто руководит хором)

М.Р. Голосов чудесных пенье улучшает настроенье. Какое у вас стало настроение?

- Чтобы жить и не болеть, каждый день старайтесь петь!

- А вот и четвёртая нотка вернулась на нотный стан.

М.р: «Засиделись вы немножко,

Ну-ка, разомнитесь, крошки».

М.р: Я предлагаю выполнить вам

Музыкально - игровую гимнастику «По дорожке»

По извилистой дорожке

Предлагаю вам пройти.

Может, сможете, ребята,

В сказочный вы лес войти.

Идем спокойно, не спеша,                Дети идут спокойным шагом под музыку

Прямо голову держа,                      «Марш» М. Роббера.

У всех осанка хороша.

Как солдаты мы шагаем,                  Дети маршируют высоко поднимая

Выше ноги поднимаем.                  колени, руки вдоль туловища под

Рук нельзя нам поднимать,              «Марш деревянных солдатиков»

Только ножками шагать.                  П. И. Чайковского.

Спину прямо всем держать,

Чтобы было видно стать.

Вот пещера перед нами,                  Дети идут полуприседом под музыку

Чтоб пройти присядем с вами.        Э. Грига «В пещере горного короля»

Полуприседом пойдем,

Чтоб не стукнуться нам лбом.

Побежим мы как лисички                Легкий бег, дети показывают «повадки»

Очень хитрые сестрички,                лисы под музыку «Гавот» Госак.

Будем хвостиком вилять,

Будем след свой заметать.

Сказочные цветы на поляне            Танец - фантазия «Вальс цветов»

Распустились.                                             П. И. Чайковский.

В вальсе цветов они

Закружились.

Так красиво танцевали,

Но немного мы устали.

Упражнение на дыхание.  «Волшебство природы».

Вот волшебный водопад                      Дети ладонями «ловят» воду.

Он умоет всех ребят.                            Дети «умываются».

Воздух в грудь мы набираем                Руки вверх, глубокий вдох через нос.

И поглубже все ныряем.                      Дети приседают, группируются

А теперь мы все всплываем,              Дети встают, руки в стороны.

И воздух дружно выдыхаем.                Дети медленно делают выдох через рот

Дыхательное упражнение « Подуй на горячий чай».

М.р. Как вы замечательно двигались. Движение - это тоже здоровье!

И пятая нотка находит своё место на нотном стане.

М.р: «Лесная сказка ждет вас впереди. А сопровождать ее должна музыка».

М.р: Ну, что ж, хорошо. Нам под силу это задание? (ответ детей)

Ой, ребята, а я что-то не подберу слово. Вы мне поможете? Скажите, кто у нас пишет музыку: поэт, писатель, композитор? Спасибо, ребята, правильно композитор. Сейчас будет звучать музыка композитора Грига «Утро». Но прежде чем ей зазвучать, я хочу вам показать, какие необычные инструменты я вам принесла: вот птичка-свистулька, трещотки ,барабан  - шуршалки.  А это что?

Дети: деревянные ложки, маракасы, колокольчики.

М.р. В нашей сказке у каждого героя будет свой муз.инструмент, попробуем, вот вам инструменты.

(Детям  дают  инструменты, делят по группам инструментов. Каждая группа  пробует играть.)

 

Тихо бродит по дорожке                        Тихо бить ладошкой по барабану.

Утро в золотой одёжке

Где листочком зашуршит                                      Маракасы

Где росинкой зазвенит                                        колокольчики

Раздаётся громкий стук                                  Деревянные ложки

Это дятел – тук да тук!

Дятел делает дупло –

Птенцам будет там тепло

Из-за леса, не спеша,                                                шуршалки

Вышла рыжая лиса.

Ступает она мягко

по шелковой травке.

Белка прыгнула наверх                                              трещотка

И грызет там свой орех —

Вот идёт по шишкам                                                  деревянные палочки

Косолапый мишка.

Ветерок вдруг налетел                                             султанчики

По деревьям зашумел

Тучки разгоняет

Солнышко сияет

В небе крылья  раскрывая                                          свистулька

Жаворонок вьётся

Жив-жив-жив, жив-жив-жив,

Над полями льётся.

На фоне музыки Грига дети играют оркестр «Лесная Сказка».

М.р. Молодцы, ребята!

Сейчас мы с вами сделали музыкальную зарисовку «Лесная Сказка», мы ее нарисовали не на бумаге, воспринимали ее не зрительно, а на слух, через уши. Замечательно получилось, вы все творческие ребята.

Вот и шестая нотка!

М.р: «А может нотка прятаться в весёлом танце?» (ответ детей)

М.р: Проверим?

Чтоб здоровье укреплять – будем с вами танцевать!

Танец «Веселые поварята».

М.р.: Посмотрите, последняя нотка вернулась на нотный стан. Царица музыки поделилась своим секретом! Давайте вместе прочитаем, кто нам сегодня помогал укреплять здоровье.

Дети читают слово на нотках "МУЗЫКА! "

Правильно, музыка нам помогала укреплять здоровье! Давайте напоследок испечём «Весёлый пирог»

Психо гимнастика «Весёлый пирог»

Если стало вдруг кому-то

Очень грустно почему-то

И не знаешь - как же быть?

Как его развеселить?

Мы возьмём стакан смешинок,

Громкий хохот из корзинок,

Рассыпного смеха ложку

И хихиканья немножко.

Их весёлкой размешай,

В тонкий юмор раскатай,

Обваляй всё в прибаутках,

Запекай в горячих шутках.

Кто попробует кусочек –

Непременно захохочет (смеются)

- Я здоровым быть хочу,

Хохочу и хохочу.

М.р: «Мы вернули все  нотки на нотный стан.»

Слайд с красотой.

М.р. Вот и подошло к концу наше занятие. Мы были с вами одним целым, дружным, сплоченным коллективом. И прежде, чем мы скажем до свидания друг другу и нашим гостям, я предлагаю каждому вспомнить и поделиться с нами тем, что больше всего запомнилось и понравилось на сегодняшнем занятии. Присаживайтесь по кругу на ковер, вы будете передавать этот скрипичный ключ по очереди друг другу и делиться своими впечатлениями.

Дети передают «скрипичный ключ» с привязанной к нему ниточкой и говорят, что кому запомнилось, понравилось на занятии. 

Дети уходят из зала.



Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Увлечения  современного ребенка-дошкольника»

М.А. Кирпилева, музыкальный руководитель МКДОУ № 18 г. Элиста

В наше нелегкое для жизни сейчас время, а точнее большую его часть занимает «всемогущий интернет».Термин компьютерной зависимости появился еще в 1990 г .Однако не все взрослые понимают насколько он полезен, и в тоже самое время вреден для всего человечества. Педагоги и психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.

 В России проблема компьютерной зависимости с каждым годом становится все актуальнее и актуальнее.  Наши дети сутками, без еды и отдыха, могут находиться  перед  монитором компьютера проигрывая очередную компьютерную игру.  Исследования ученых  показывают, что на сегодняшний день до 80% дошкольников и школьников в возрасте 4-15 лет страдают компьютерной зависимостью.

Однако в педагогической науке так и не сложилось единого мнения - вредны или полезны компьютерные игры для дошкольников?  Например, воспитатели и родители, разделяющие принципы  вальдорфской педагогики считают, что ребенок и компьютер не совместимы. Они утверждают, что компьютеры подавляют у детей творческое мышление, внимательность, человеческие взаимоотношения и подвижность.

К исследованию данной проблемы обращались: детские педагоги-психологи ,и детские психиатры. Но даже они не могут понять до конца, что привлекает ребенка-дошкольника в « компьютерном мире». Ведь еще пару поколений назад, а точнее каких-то 20-30 лет, наши родители и мы, нынешнее поколение даже представить себе не могли, насколько переменится вся наша жизнь и ее «ритм». Практически, все свое свободное время мы проводим в социальных сетях. То ли это касается работы ,или же общение с друзьями. Ребенку любого возраста проще нажимать кнопки клавиатуры, чем бегать и резвиться во дворе, или играть в какую-нибудь интересную настольную игру, не говоря уже о спортивных  играх.

Компьютерная  игра – это упрощенная имитация реальности.  Такой реальностью очень легко научиться управлять.  Ребенок  с азартом  утверждает, что выигрывая, и проходя очередной уровень, получает ощущение, что добился результата, что он умный, способный, сообразительный . Его самооценка соответственно повышается, а это очень приятное чувство. Даже для взрослого игра может стать основным способом самореализации, что уж говорить про ребенка-дошкольника.

Основная причина формирования игровой зависимости заключается в том, что индивид, будучи не в состоянии справиться со сложной ситуацией вынужден эмоционально отстраняться от нее, замещая свою реальную жизнь жизнью вымышленного персонажа. По большому счету, жизнь « мультяшного» персонажа «замещает» жизнь самого  ребенка ,а на главного героя проецируются все те качества и черты характера, которые зависимому по тем или иным причинам не удается проявлять в реальной жизни. Ведь в игре ребенок ощущает себя героем, чего не скажешь по его успехам,и темпераменту в реальном мире.

Компьютерные игра  – это попытка человека подчинить себе реальность. Управляя виртуальным пространством, игрок чувствует себя не просто зрителем, а настоящим соучастником или даже творцом. В виртуальном мире, в отличие от мира реального, все происходит мгновенно. Нажимая на кнопку, сразу же получаешь определенный результат. Не надо ничего ждать, прикладывать усилия.

Условно делят компьютерную зависимость на 4 степени:

1-я степень - увлеченность на стадии освоения. Это первый месяц после приобретения компьютера, происходит овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период «застревание» за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль. Вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные другими занятиями и увлечениями. Если же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход на вторую степень.

2-я степень – состояние возможной зависимости. Характеризуется сильной погруженностью в игру, время, проведенное за компьютером более трех часов в день. Происходит снижение познавательной мотивации, нежелание помогать родителям в чем либо. Наблюдается повышение эмоционального тонуса во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие играть. Все разговоры только о компьютерных играх, вследствие чего сужается круг общения. Иногда нарушается сон.

3-я степень - выраженная зависимость. Дошкольник не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою реальность может уйти из дома, пойти к соседям, жаловаться на родителей.  Равнодушен  к вещам, которые раньше были дороги. Становится безразличным ко всему, что не касается его увлечения (играм и игрушкам, которые раньше любил; успехам в каком-либо виде деятельности, например, к танцам, спорту). Характерна повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточение внимания вне игровой деятельности. Регресс познавательных процессов, угасание интереса к общению, полная замена друзей компьютером. Опасность перехода в 4-ю стадию, если ребенок не получает помощи в течение длительного времени, а пребывание за компьютером превышает пять часов в сутки.

4-я степень - клиническая зависимость. Серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций), отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля. Ребенок начинает слышать голоса, команды, у него потухший, пустой, отсутствующий взгляд. Наблюдается потеря аппетита и интереса к жизни.

В своих исследованиях ученые  выделяют следующие ведущие параметры, влияющие на формирование у детей компьютерной зависимости:

- отсутствие контроля со стороны родителей;

- неумение ребенка самостоятельно играть, организовывать свою игру;

- дефицит общения в семье, т. е. стремление заменить компьютером общение с близкими людьми;

- стрессы у родителей и стойкие внутрисемейные конфликты с вовлечением в них ребенка;

- родители не осознают взросление ребенка и не изменяют стиль общения с ним;

- противопоставление родительских или семейных ценностей ценностям ребенка;

- ребенку дома не комфортно, т. к. у него нет личного пространства, где бы он чувствовал себя хозяином;

- низкая самооценка и неуверенность ребенка в своих силах, зависимость его от мнения окружающих;

- замкнутость ребенка, его непринятие сверстниками.

По мнению , ученых и выдающихся психологов, рациональное использование компьютера в вопросах воспитания и развлечения детей полезно. Однако время, проводимое за монитором компьютера, должно быть ограничено. У старших дошкольников оно должно составлять не более получаса дважды в день. Иначе избыток эмоций вызовет перевозбуждение, а мерцание экрана, не видное глазу, но чувствительное для мозга, будет формировать переутомление и даже снижение зрения и внимания.  Компьютерные игры полезны, но в меру.  Если родителям грамотно и тщательно подбирать компьютерные игры, то они будут очень удобным инструментом для обучения. Причем игры могут задействовать те области знаний, где взрослые порой не могут столько дать ребенку, сколько даст хорошая развивающая игра. Многие игры учат чтению и письму, развивают логику, пространственное мышление, расширяют кругозор. Кроме того, в детской среде владение компьютером и умение играть в популярные игры - это повод для знакомства и общения. Только во время игр нужно следить за положением ребенка и освещением комнаты, выбирать современные мониторы, менее вредные для глаз, и дозировать удовольствие.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что игровая компьютерная зависимость характеризуется определенным поведением ребенка и параметрами, влияющими на формирование у детей компьютерной зависимости.

 Игровая компьютерная зависимость - это хорошо видимый симптом, указывающий на то, что родители не достаточно хорошо знают, что происходит с их ребенком, как ему живется, каковы его проблемы и желания. Основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей считается недостаток общения и взаимопонимания со стороны родителей и сверстников.

 Однако не все компьютерные игры приводят к зависимости, если родителям грамотно и тщательно подбирать компьютерные игры, то они будут очень удобным инструментом для обучения. Многие игры учат чтению и письму, развивают логику, пространственное мышление и расширяют кругозор. Чтобы компьютерные игры не стали главной целью и смыслом жизни дошкольника, достаточно наполнить его жизнь яркими, интересными событиями. Если родители уделяют ему достаточное количество внимания и предлагают интересный, увлекательный досуг, то у дошкольника вырабатывается стойкий  иммунитет  к игровой компьютерной зависимости.

Уважаемые родители и коллеги, судя из строк моей статьи, я надеюсь, что ее прочтут многие и сделают соответствующие выводы для себя и своих детей.

Ведь наша страна очень богата талантливыми людьми, и если мы будем уделять больше времени своим детям, то наши дети вырастут, и станут действительно выдающимися людьми для нашей огромной России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыки на психику ребенка (консультация для родителей)

Каково воздействие музыки на психологическое состояние ребенка?...

Консультация для родителей "Влияние музыки на психику ребенка"

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональ...

Влияние музыки на психику ребенка

Консультации для родителей...

Влияние музыки на психику ребенка

консультация для  родителей детей  дошкольного возраста...

Влияние музыки на психику ребенка

консультация для  родителей детей  дошкольного возраста...

влияние музыки на психику ребенка

информация для родителей...

Влияние музыки на психику ребенка.

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоц...