Развитие творческой активности дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности
статья по музыке

Захарова Ирина Васильевна

В статье раскрывается сущность музыкально-игровой деятельности дошкольников. Творчество на занятии.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие творческой активности дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности

Приобщение дошкольников к миру музыки – одна из основных задач музыкальных руководителей. Зачастую дети страдают неумением концентрировать свое внимание, существует проблема с запоминанием, восприятием и прочностью усвоения материала. По этой причине большое количество замечательных музыкальных произведений, предлагаемых различными программами, детям просто недоступны. Они не способны усвоить его по объему и уровню сложности.

Развитие у детей творческой активности предполагает осуществление умственных операций: сравнения, анализа, сопоставления, запоминания – и влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка. Чтобы воспитание и обучение носило творческий и развивающий характер, каждый из трех основных методов (наглядный, словесный и практический) применяется в проблемной форме, с нарастанием проблемности.

В силу возрастных психологических особенностей детей необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии заниматься подолгу одним делом: дети могут переутомиться и начать скучать. В работе с дошкольниками, прежде всего, нужно заинтересовать детей, научить сопереживать, фантазировать, воображать, вызвать желание слушать музыку, играть на музыкальных инструментах, с удовольствием петь. Каждый ребенок стремится найти неповторимый характер движения, изображая радостного гномика, грозного медведя, изящную бабочку.

Для создания благоприятной атмосферы и качественного усвоения материала ни одно занятие не проходит без игры. В работе с детьми необходимо систематически применять различные наглядные средства и методы музыкального воспитания и обучения, различные пособия, музыкально-дидактические игры, это обязательно, вызовет у детей интерес к музыке и будет способствовать быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром и развитию их творческой активности.

Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь, чувство товарищества, ответственности. В игре «Концерт», ребенок – артист, проникаясь ответственностью перед товарищами – зрителями, становится более собранным, серьезным, внимательным к своему «номеру, во время проведения игры редко отмечаются ошибки и срывы.

Большое значение для развития детей в детском саду имеют музыкальные игры: подвижные и танцевальные, развивающие, дидактические, народные, – они несут бесценный вклад в формирование полноценной личности каждого ребенка.

Целью применения музыкальных игр является развитие музыкальных способностей и углубления представления детей о средствах музыкальной выразительности. Игра идеально мобилизует эмоции ребенка.

Музыкальные игры – одно из наиболее доступных средств развития музыкального слуха, координации движений и способностей к импровизации. Большинство игр не имеет четких правил и детям предоставляется возможность в полной мере проявить свои творческие способности.

Музыкальные игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.

Игра «Музыкальный телефон» помогает каждому выразительно исполнить песню, а не только узнать ее по картинке. Для закрепления песен можно использовать игру «Волшебный волчок», дети определяют песню по вступлению, запеву, припеву, которые исполняются на фортепиано или 1-3 детьми, дети должны узнать песню по музыкальной фразе.

Дети часто обращаются к песне с целью выразить через неё своё настроение. Они поют их торжественно, с подъёмом, как «большие». В свободное от занятий время дети сами себе организуют различные игры, связанные с пением. Например, «Музыкальный магазин», «Из какой мы песни?» «Музыкальная шкатулка» помогают детям чисто интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания. Игры «Определи по ритму», «Вспомни мелодию» развивают чувство ритма, учат точно воспроизводить мелодию, ритмический рисунок песни или попевки. С этой же целью используют различные дидактические средства: ложки, кубики, ритмические палочки, погремушки, колокольчики, музыкальные и ритмические молоточки.

Музыкальным руководителям необходимо развивать и обогащать двигательную реакцию детей. Например, в игре «Кто из лесу вышел?», дети должны не только определить по характеру музыки, кто вышел из лесу: медведь, лиса и другие, но и передать тот или иной образ персонажа движением.

Музыкальные игры способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщать детей к основам музыкального искусства и развитию детского музыкального творчества.

Литература:

  1. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. – М.: Просвещение, 1982.
  2. Князева Л.Ю. Импровизируем в играем, поем ставим спектакль: музыкальный сборник.-М.: ВАКО, 2016.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественных техник в развитии творческой активности дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности

      Художественные техники – это система средств и приемов работы художественными материалами с помощью которых на бумаге реализуется зрительный образ. Ос...

Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию творческих способностей дошкольников в процессе обучения изобразительной деятельности

СодержаниеВведение1.      Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию художественно-творческих способностей дошкольников2.      Особенности ...

Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе конструктивной продуктивной деятельности

В  буклете представлены виды строительного материала, рассказывается о том, как можно обучить конструкторским навыкам, показаны условия для игр со строительным материалом....

Мастер-класс (для воспитателей) «Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе художественно-эстетической деятельности в рамках реализации ФГОС ДО».

laquo;Красная гвоздика-символ памяти, символ Победы».(Развитие творческого мышления и воображения на основе знакомства с технологией изготовления изделий из бумажных салфеток.)...

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектно- экспериментальной деятельности.

Цель: Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.Повестка дня:I. Вступительное слово.1. Дискуссия “Что мы знаем об экологии&rdq...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

«Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной - экспериментальной деятельности», доклад

Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 12.02.2019г....