Конспект музыкального занятия «Игра звуками»
план-конспект занятия по музыке

Сереброва Ольга Анатольевна

Конспект музыкального занятия с элементами музыкального экспериментирования и использованием ИКТ (для детей 5-7 лет)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_zvukami.docx36.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2»

Конспект

 музыкального занятия «Игра звуками»

с элементами музыкального экспериментирования и использованием ИКТ

(для детей 5-7 лет)

Разработал: музыкальный руководитель

                                                                                       I кв. категории                         Сереброва О.А.

г. Богородск, 2021.

Цель: Развитие музыкально-творческих способностей детей через исследование звуковых свойств различных материалов и предметов из них (бумага, дерево, металл).

Задачи:

  • Развивать фантазию и образно-ассоциативное мышление детей;
  • Развивать навыки элементарной импровизации;
  • Развивать темброво-ритмический и интонационный слух;
  • Активизировать восприятие классической музыки посредством ИКТ (видеофрагмент на музыку Э.Грига «Утро»);
  • Обогащать словарный запас детей через эмоциональное восприятие музыки.

Планируемый результат: Дети свободно пользуются навыками импровизации, высказываются о своих впечатлениях и эмоциях, выражают их в движении.

Предварительная работа:

  • Слушание пастушьих наигрышей;
  • Похлопывание  ритмических рисунков, разучивание приветствия;
  • Закрепление  терминов:  оркестр, дирижёр, композитор;
  • Разговор о шумовых и музыкальных звуках.

Способы: совместные действия, обсуждения, объяснение, вопросы, поощрение, показ, упражнение, самостоятельные действия, решение проблемных ситуаций.

Средства:

  • Мультимедийный видеопроектор, интерактивная доска;
  • Презентация с использованием фотоматериалов о природе, аудиозапись шумов;
  • Музыкально-дидактическая игра для интерактивной доски «Звуки природы»
  • Видеофрагмент «Утро» муз. Э.Григ;
  • Карандаши, рубель, деревянные палочки и гребень, трещотки;
  • Бумажные листы, картонные коробочки;
  • Кастрюля, крышки, ложки, решётка из духовки, крышки в пакете.
  • Кукла бибабо ворона

Музыкальный материал: музыкальное приветствие, «Клоуны» Д.Кабалевского, полька на выбор, «Утро»  Э.Грига.

Ход занятия:

Дети проходят под музыку по залу, останавливаются в кругу, здороваются валеологической распевкой  «Трямди-песенка» с музыкальным руководителем

Затем двигаются поскоками по залу врассыпную, с окончанием музыки выбирают себе пару и обнимаются. Повторяют несколько раз.

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы с вами будем играть в необычные игры, это игры со звуками. Но вначале я хочу пригласить одну мою знакомую, которая давно хотела побывать в нашем саду. Вы не будете возражать?

Дети: Нет, не будем.

Музыкальный руководитель: Но как нам дать ей знать, что мы её ждём. Как вы думаете?

Варианты детей: позвонить, покричать, написать письмо…

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, это будет письмо, но не простое, а звуковое. Помогут нам в этом вот эти шумовые коробочки. Разбирайте их скорей. А писать будем так – как только я заиграю, так дружно начинайте мне подыгрывать.

Звуковое письмо

Стук в дверь

Музыкальный руководитель: А вот и она, пойду встречу (подходит к двери, надевает на руку куклу-бибабо).

Ворона: Здравствуйте, ребята. Я Каркуша, самая любознательная в мире ворона. А чем это вы здесь занимаетесь?

Музыкальный руководитель: Мы собрались, чтобы поиграть со звуками разных предметов.

Ворона: С какими такими звуками?

Музыкальный руководитель: Со звуками, которые нас окружают. Ну вот, смотри, Каркуша, ты издаёшь очень характерный звук.

Ворона:  Кар-р-р. Я ничего такого не издаю.

Музыкальный руководитель: Ребята, что это за звук?

Дети: Карканье.

Ворона: Ну я же не виновата, что у меня такой голос.

Музыкальный руководитель: Вот именно, Каркушечка, твой голос и есть тот самый звук, который ты издаёшь. А хочешь, я открою тебе один секрет? Голос есть у любого предмета.

Ворона: Да быть такого не может.

Музыкальный руководитель: Ребята, Каркуша,  посмотрите на нашу комнату. А ведь даже она имеет свой голос. Хотите его услышать?

Игра «Наша комната»

Каркуша на руке. Дети ходят по залу за музыкальным руководителем и простукивают ритмические рисунки по полу, по стеклу и т.п. последними стучат по стульям, на которые затем садятся.

Ворона:  Ребята, как вы думаете, а у моего леса тоже есть голос?

Дети предлагают разные варианты.

Музыкальный руководитель: А давайте попробуем эти звуки отыскать на экране. Посмотрите на слайд и скажите, какие звуки можно услышать в лесу.

1 слайд – в лесу

Дети: Журчание ручья, пение птиц, звуки животных, треск веток, кваканье лягушек.

Музыкальный руководитель: А теперь давайте представим, что мы с вами на море, какие звуки там можно услышать?

2 слайд – на море

Дети: Шум моря, крик чаек, звуки корабля, крики дельфинов.

Музыкальный руководитель: А вот перед нами белая пустыня. Северный полюс. Здесь точно нет никаких звуков, или есть, как вы думаете?

         3 слайд – на Северном полюсе

Дети: Шум ветра, скрип снега, рычание медведя или моржа, всплески воды.

Музыкальный руководитель: Посмотрите, какие безмолвные горы, неужели и в них обитают звуки?

        4 слайд – в горах

Дети: Эхо, писк летучих мышей, звук камнепада, шум ветра.

       5 слайд – симфонический оркестр

Музыкальный руководитель: А это что за группа людей, с какими-то предметами?

Дети: Оркестр.

Музыкальный руководитель: А что это за предметы, для чего они?

Дети: Музыкальные инструменты, чтобы играть музыку.

Музыкальный руководитель: Молодцы. Но по картинке искать звуки легко, правда, Каркуша? Интересно, сможете ли вы определить звуки на слух. Давайте поиграем в игру «Звуки природы».

Музыкально-дидактическая игра для интерактивной доски

 «Звуки природы»

Музыкальный руководитель: Ну, вот и подошло время поиграть со звуками. Пойдемте со мной, ребята. А ты, Каркуша, посиди и посмотри.

(подходят к столам, на которых разложены предметы и музыкальные инструменты из разных материалов: дерево, металл, бумага)

Деревянная музыка

Музыкальный руководитель: Перед вами на столе деревянные предметы и инструменты.

(берёт рубель, гребень)

Посмотрите,   какой странный предмет.   Как он называется – рубель, что им делали -  гладили бельё. А вот этим гребнем чесали лён, из которого затем ткали ткань. Давайте придумаем, как на них играть.

(пробуют играть)

Музыкальный руководитель: А теперь, возьмите, кто что хочет,  поиграйте и послушайте голос своего инструмента.

(дети играют)

Музыкальный руководитель: Когда мы описываем голос человека, мы говорим, что он хриплый, звонкий и т.п., а какой, по-вашему, голос у деревянных предметов?

Дети: У трещоток и рубеля голос громкий, а у гребня тихий. А ещё отрывистый, резкий, стучащий, колкий.

Музыкальный руководитель: Каркуша, а ты согласна с ребятами?

Ворона: Согласна.

Музыкальный руководитель: Ребята, помните такого героя – Буратино? Ведь он тоже был каким? Деревянным. А скажите, дерево гибкое или нет?

Дети: Нет не гибкое.

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, какие у него были движения?

Дети: Резкие, угловатые, не гибкие, прямые.

 (дети показывают)

Музыкальный руководитель: А сейчас  я хочу предложить вам потанцевать, как деревянные куклы.

«Клоуны» Д.Кабалевского

(  Ворона танцует с детьми, в конце танца роняет листы бумаги)

Бумажная музыка

Ворона: Ой, простите меня, я такая неловкая.

Музыкальный руководитель: Ничего страшного. (посадить ворону ) Ребята, возьмите, пожалуйста, листочки, давайте их исследуем. Подумайте, как при их помощи можно извлекать звук.

(стучат по листу, мнут и шуршат, медленно рвут лист)

Музыкальный руководитель: (стучит пальцами по листу) Как вы думаете, на что похож этот звук?

Дети: На стук капель дождя.

Музыкальный руководитель:

А теперь возьмите лист за уголок и потрясите его. (трясут) какой-то грохочущий звук, на что он похож?

Дети: Похож на раскаты грома.

Музыкальный руководитель: Вот видите, как много разных звуков может издавать всего лишь один лист бумаги. Скажите мне какой у бумаги голос? Громкий?

Дети: Нет тихий, глухой, шелестящий, гулкий.

Музыкальный руководитель: А как вы думаете, если бы мы при помощи бумаги решили озвучить стихотворение, то о чём оно могло быть.

Дети: Про лес, про мышку, про дождь.

Озвучивают стихотворение. Договориться, что одни будут шуршунчиками, другие, когда услышат слова о громе, будут греметь листом, третьи, когда услышат слова про дождь, начнут барабанить по листу

                    В.Суслов «В тишине»

В тишине, в лесной глуши      (дети шуршат)

Шепот к шороху спешит,

Шепот к шороху спешит,

Шёпот по лесу шуршит.

Вдруг раздался гром – ба-бах,    (трясут листом)

Ничего не слышу.

Дождь, как из ведра полил,     (стучат по листу)

Убегай под крышу.

Музыкальный руководитель: Молодцы. Складывайте свои листочки и ответьте мне на вопрос. При помощи чего можно сыграть металлическую музыку?

Дети: При помощи металлических предметов и музыкальных инструментов из металла.

Металлическая музыка

На столе лежат металлические предметы: кастрюля, крышки, ложки, тупые ножи, решётка из духовки, кастрюля, железные тарелки, крышки в завязанном прозрачном пакете. Дети их изучают.

Ворона: Ой, как громко, я даже испугалась.

Музыкальный руководитель: Не бойся, Каркуша, посиди немножко, а мы с ребятами поиграем в оркестр, а в оркестре кто самый главный?

Дети: Дирижёр.

Музыкальный руководитель: Верно.  У меня  есть палочка как у настоящего дирижера, да ещё волшебная. Сейчас я превращу вас в дракона.

Ворона: А можно я буду дирижёром?

Музыкальный руководитель: Конечно, можно.

Озвучивают стихотворение «Дракон». Каждый ребёнок – это одна из голов дракона. Он начинает играть только тогда, когда на него укажет дирижёр. На слова «зачавкал же этот дракон»– играют все вместе.

            В.Берестов «Дракон»

В дверь диетической столовой

Вошёл дракон семиголовый.

Он хором «Здравствуйте!» сказал

И, улыбаясь, заказал:

– Для этой головы, пожалуйста, халвы.

Для этой пасти – прочие сласти.

Для этой головки – перловки.

Для этой глотки – селёдки.

Для этой башки – пирожки.

Для этой рожи – тоже.

Для этого личика – два сдобных куличика.

 А этой надо –  бутылку лимонада.

Ну и зачавкал же этот дракон.  (играют все)

Музыкальный руководитель: Ну что, Каркуша, убедилась, что каждый предмет имеет свой голос.

Ворона: Да, убедилась.

Музыкальный руководитель: Ой, надо не забыть расколдовать детей, а то их мамы не узнают.

Молодцы, ребята, кладите инструменты на стульчики.

(садятся перед экраном)

Музыкальный руководитель: А хотите послушать настоящую музыку?

Дети: Да хотим.

Музыкальный руководитель: Тогда садитесь к экрану.

6 слайд – портрет Э.Грига

Написал эту музыку композитор Э. Григ.

7 слайд – горный пейзаж

Его Родиной была страна Норвегия. У неё очень красивая природа с горами, долинами. Эдвард Григ часто воспевал в своей музыке красоту своей Родины. Пьеса называется  «Утро». Её мелодия напоминает норвежские народные пастушьи наигрыши – светлые, простые.

Основную мелодию играют по очереди два духовых инструмента – флейта и гобой.

8 слайд фото флейты

Флейта это красивая тонкая дудочка, звук у неё тонкий и высокий.

9 слайд

Гобой имеет больший размер, поэтому голос у него более низкий. Вот с разговора этих двух инструментов и начинается музыка.

Обратите внимание, как композитор при помощи музыкальных звуков изобразил природу.

Видеофрагмент «Утро»

Музыкальный руководитель: Кто запомнил, как называлась музыка, и кто её написал.

Дети: Эдвард Григ. «Утро».

Музыкальный руководитель:  А какие чувства она у вас вызвала?

Дети: Хорошие, приятные, добрые…

Музыкальный руководитель: А давайте опишем голос этой красивой мелодии.

Дети: Нежный, светлый, добрый, ласковый, мечтательный.

Музыкальный руководитель: Если бы вы были художниками, то каким бы цветом вы изобразили эту музыку.

Дети: Голубым, красным, ярким…

Музыкальный руководитель: А скажите мне, соответствует ли музыка картине утра, или может, было бы лучше, если бы она была другой, например, подвижной, отрывистой, задорной?

Дети: Да соответствует, т.к. утром природа просыпается, вокруг ещё тишина, солнце медленно встаёт из-за горизонта…

Музыкальный руководитель: Совершенно верно, молодцы, ребята. Ну, а тебе, Каркуша, музыка понравилась?

Ворона: Очень понравилась, такого я ещё не слышала. А можно ещё что-нибудь послушать.

Музыкальный руководитель: Конечно можно, но, к сожалению, нам с ребятами пора прощаться. Приходи в другой раз.

(дети поют «до свидания», под музыку выходят из зала)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста по ФГТ "Рождение звуков"

Инструментальная музыка раскрывает внутренний потенциал детей. Развивает чувство ритма, эмоциональный отклик на музыку....

Конспект музыкального занятия "Необычные звуки " для детей подготовительной группы

Конспект музыкального занятия "Необычные звуки " для детей подготовительной группы                            ...

Конспект музыкального занятия «Страна музыкальных звуков»

Конспект музыкального занятия для детей подготовительной группы  «Страна музыкальных звуков»...

Конспект музыкального занятия "Целебные звуки"

Конспекти музыкального занятия в старшей группе детского сада с использованием здоровьесберегающих технологий...

Конспект музыкального занятия "Целебные звуки природы"

Конспект музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий для старшего дошкольного возраста«Целебные звуки природы»Создать условия для укрепления психофизического здоро...