Конспект музыкального занятия «Игра звуками»
план-конспект занятия по музыке

Сереброва Ольга Анатольевна

Конспект музыкального занятия с элементами музыкального экспериментирования и использованием ИКТ (для детей 5-7 лет)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_zvukami.docx36.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2»

Конспект

 музыкального занятия «Игра звуками»

с элементами музыкального экспериментирования и использованием ИКТ

(для детей 5-7 лет)

Разработал: музыкальный руководитель

                                                                                       I кв. категории                         Сереброва О.А.

г. Богородск, 2021.

Цель: Развитие музыкально-творческих способностей детей через исследование звуковых свойств различных материалов и предметов из них (бумага, дерево, металл).

Задачи:

  • Развивать фантазию и образно-ассоциативное мышление детей;
  • Развивать навыки элементарной импровизации;
  • Развивать темброво-ритмический и интонационный слух;
  • Активизировать восприятие классической музыки посредством ИКТ (видеофрагмент на музыку Э.Грига «Утро»);
  • Обогащать словарный запас детей через эмоциональное восприятие музыки.

Планируемый результат: Дети свободно пользуются навыками импровизации, высказываются о своих впечатлениях и эмоциях, выражают их в движении.

Предварительная работа:

  • Слушание пастушьих наигрышей;
  • Похлопывание  ритмических рисунков, разучивание приветствия;
  • Закрепление  терминов:  оркестр, дирижёр, композитор;
  • Разговор о шумовых и музыкальных звуках.

Способы: совместные действия, обсуждения, объяснение, вопросы, поощрение, показ, упражнение, самостоятельные действия, решение проблемных ситуаций.

Средства:

  • Мультимедийный видеопроектор, интерактивная доска;
  • Презентация с использованием фотоматериалов о природе, аудиозапись шумов;
  • Музыкально-дидактическая игра для интерактивной доски «Звуки природы»
  • Видеофрагмент «Утро» муз. Э.Григ;
  • Карандаши, рубель, деревянные палочки и гребень, трещотки;
  • Бумажные листы, картонные коробочки;
  • Кастрюля, крышки, ложки, решётка из духовки, крышки в пакете.
  • Кукла бибабо ворона

Музыкальный материал: музыкальное приветствие, «Клоуны» Д.Кабалевского, полька на выбор, «Утро»  Э.Грига.

Ход занятия:

Дети проходят под музыку по залу, останавливаются в кругу, здороваются валеологической распевкой  «Трямди-песенка» с музыкальным руководителем

Затем двигаются поскоками по залу врассыпную, с окончанием музыки выбирают себе пару и обнимаются. Повторяют несколько раз.

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы с вами будем играть в необычные игры, это игры со звуками. Но вначале я хочу пригласить одну мою знакомую, которая давно хотела побывать в нашем саду. Вы не будете возражать?

Дети: Нет, не будем.

Музыкальный руководитель: Но как нам дать ей знать, что мы её ждём. Как вы думаете?

Варианты детей: позвонить, покричать, написать письмо…

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, это будет письмо, но не простое, а звуковое. Помогут нам в этом вот эти шумовые коробочки. Разбирайте их скорей. А писать будем так – как только я заиграю, так дружно начинайте мне подыгрывать.

Звуковое письмо

Стук в дверь

Музыкальный руководитель: А вот и она, пойду встречу (подходит к двери, надевает на руку куклу-бибабо).

Ворона: Здравствуйте, ребята. Я Каркуша, самая любознательная в мире ворона. А чем это вы здесь занимаетесь?

Музыкальный руководитель: Мы собрались, чтобы поиграть со звуками разных предметов.

Ворона: С какими такими звуками?

Музыкальный руководитель: Со звуками, которые нас окружают. Ну вот, смотри, Каркуша, ты издаёшь очень характерный звук.

Ворона:  Кар-р-р. Я ничего такого не издаю.

Музыкальный руководитель: Ребята, что это за звук?

Дети: Карканье.

Ворона: Ну я же не виновата, что у меня такой голос.

Музыкальный руководитель: Вот именно, Каркушечка, твой голос и есть тот самый звук, который ты издаёшь. А хочешь, я открою тебе один секрет? Голос есть у любого предмета.

Ворона: Да быть такого не может.

Музыкальный руководитель: Ребята, Каркуша,  посмотрите на нашу комнату. А ведь даже она имеет свой голос. Хотите его услышать?

Игра «Наша комната»

Каркуша на руке. Дети ходят по залу за музыкальным руководителем и простукивают ритмические рисунки по полу, по стеклу и т.п. последними стучат по стульям, на которые затем садятся.

Ворона:  Ребята, как вы думаете, а у моего леса тоже есть голос?

Дети предлагают разные варианты.

Музыкальный руководитель: А давайте попробуем эти звуки отыскать на экране. Посмотрите на слайд и скажите, какие звуки можно услышать в лесу.

1 слайд – в лесу

Дети: Журчание ручья, пение птиц, звуки животных, треск веток, кваканье лягушек.

Музыкальный руководитель: А теперь давайте представим, что мы с вами на море, какие звуки там можно услышать?

2 слайд – на море

Дети: Шум моря, крик чаек, звуки корабля, крики дельфинов.

Музыкальный руководитель: А вот перед нами белая пустыня. Северный полюс. Здесь точно нет никаких звуков, или есть, как вы думаете?

         3 слайд – на Северном полюсе

Дети: Шум ветра, скрип снега, рычание медведя или моржа, всплески воды.

Музыкальный руководитель: Посмотрите, какие безмолвные горы, неужели и в них обитают звуки?

        4 слайд – в горах

Дети: Эхо, писк летучих мышей, звук камнепада, шум ветра.

       5 слайд – симфонический оркестр

Музыкальный руководитель: А это что за группа людей, с какими-то предметами?

Дети: Оркестр.

Музыкальный руководитель: А что это за предметы, для чего они?

Дети: Музыкальные инструменты, чтобы играть музыку.

Музыкальный руководитель: Молодцы. Но по картинке искать звуки легко, правда, Каркуша? Интересно, сможете ли вы определить звуки на слух. Давайте поиграем в игру «Звуки природы».

Музыкально-дидактическая игра для интерактивной доски

 «Звуки природы»

Музыкальный руководитель: Ну, вот и подошло время поиграть со звуками. Пойдемте со мной, ребята. А ты, Каркуша, посиди и посмотри.

(подходят к столам, на которых разложены предметы и музыкальные инструменты из разных материалов: дерево, металл, бумага)

Деревянная музыка

Музыкальный руководитель: Перед вами на столе деревянные предметы и инструменты.

(берёт рубель, гребень)

Посмотрите,   какой странный предмет.   Как он называется – рубель, что им делали -  гладили бельё. А вот этим гребнем чесали лён, из которого затем ткали ткань. Давайте придумаем, как на них играть.

(пробуют играть)

Музыкальный руководитель: А теперь, возьмите, кто что хочет,  поиграйте и послушайте голос своего инструмента.

(дети играют)

Музыкальный руководитель: Когда мы описываем голос человека, мы говорим, что он хриплый, звонкий и т.п., а какой, по-вашему, голос у деревянных предметов?

Дети: У трещоток и рубеля голос громкий, а у гребня тихий. А ещё отрывистый, резкий, стучащий, колкий.

Музыкальный руководитель: Каркуша, а ты согласна с ребятами?

Ворона: Согласна.

Музыкальный руководитель: Ребята, помните такого героя – Буратино? Ведь он тоже был каким? Деревянным. А скажите, дерево гибкое или нет?

Дети: Нет не гибкое.

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, какие у него были движения?

Дети: Резкие, угловатые, не гибкие, прямые.

 (дети показывают)

Музыкальный руководитель: А сейчас  я хочу предложить вам потанцевать, как деревянные куклы.

«Клоуны» Д.Кабалевского

(  Ворона танцует с детьми, в конце танца роняет листы бумаги)

Бумажная музыка

Ворона: Ой, простите меня, я такая неловкая.

Музыкальный руководитель: Ничего страшного. (посадить ворону ) Ребята, возьмите, пожалуйста, листочки, давайте их исследуем. Подумайте, как при их помощи можно извлекать звук.

(стучат по листу, мнут и шуршат, медленно рвут лист)

Музыкальный руководитель: (стучит пальцами по листу) Как вы думаете, на что похож этот звук?

Дети: На стук капель дождя.

Музыкальный руководитель:

А теперь возьмите лист за уголок и потрясите его. (трясут) какой-то грохочущий звук, на что он похож?

Дети: Похож на раскаты грома.

Музыкальный руководитель: Вот видите, как много разных звуков может издавать всего лишь один лист бумаги. Скажите мне какой у бумаги голос? Громкий?

Дети: Нет тихий, глухой, шелестящий, гулкий.

Музыкальный руководитель: А как вы думаете, если бы мы при помощи бумаги решили озвучить стихотворение, то о чём оно могло быть.

Дети: Про лес, про мышку, про дождь.

Озвучивают стихотворение. Договориться, что одни будут шуршунчиками, другие, когда услышат слова о громе, будут греметь листом, третьи, когда услышат слова про дождь, начнут барабанить по листу

                    В.Суслов «В тишине»

В тишине, в лесной глуши      (дети шуршат)

Шепот к шороху спешит,

Шепот к шороху спешит,

Шёпот по лесу шуршит.

Вдруг раздался гром – ба-бах,    (трясут листом)

Ничего не слышу.

Дождь, как из ведра полил,     (стучат по листу)

Убегай под крышу.

Музыкальный руководитель: Молодцы. Складывайте свои листочки и ответьте мне на вопрос. При помощи чего можно сыграть металлическую музыку?

Дети: При помощи металлических предметов и музыкальных инструментов из металла.

Металлическая музыка

На столе лежат металлические предметы: кастрюля, крышки, ложки, тупые ножи, решётка из духовки, кастрюля, железные тарелки, крышки в завязанном прозрачном пакете. Дети их изучают.

Ворона: Ой, как громко, я даже испугалась.

Музыкальный руководитель: Не бойся, Каркуша, посиди немножко, а мы с ребятами поиграем в оркестр, а в оркестре кто самый главный?

Дети: Дирижёр.

Музыкальный руководитель: Верно.  У меня  есть палочка как у настоящего дирижера, да ещё волшебная. Сейчас я превращу вас в дракона.

Ворона: А можно я буду дирижёром?

Музыкальный руководитель: Конечно, можно.

Озвучивают стихотворение «Дракон». Каждый ребёнок – это одна из голов дракона. Он начинает играть только тогда, когда на него укажет дирижёр. На слова «зачавкал же этот дракон»– играют все вместе.

            В.Берестов «Дракон»

В дверь диетической столовой

Вошёл дракон семиголовый.

Он хором «Здравствуйте!» сказал

И, улыбаясь, заказал:

– Для этой головы, пожалуйста, халвы.

Для этой пасти – прочие сласти.

Для этой головки – перловки.

Для этой глотки – селёдки.

Для этой башки – пирожки.

Для этой рожи – тоже.

Для этого личика – два сдобных куличика.

 А этой надо –  бутылку лимонада.

Ну и зачавкал же этот дракон.  (играют все)

Музыкальный руководитель: Ну что, Каркуша, убедилась, что каждый предмет имеет свой голос.

Ворона: Да, убедилась.

Музыкальный руководитель: Ой, надо не забыть расколдовать детей, а то их мамы не узнают.

Молодцы, ребята, кладите инструменты на стульчики.

(садятся перед экраном)

Музыкальный руководитель: А хотите послушать настоящую музыку?

Дети: Да хотим.

Музыкальный руководитель: Тогда садитесь к экрану.

6 слайд – портрет Э.Грига

Написал эту музыку композитор Э. Григ.

7 слайд – горный пейзаж

Его Родиной была страна Норвегия. У неё очень красивая природа с горами, долинами. Эдвард Григ часто воспевал в своей музыке красоту своей Родины. Пьеса называется  «Утро». Её мелодия напоминает норвежские народные пастушьи наигрыши – светлые, простые.

Основную мелодию играют по очереди два духовых инструмента – флейта и гобой.

8 слайд фото флейты

Флейта это красивая тонкая дудочка, звук у неё тонкий и высокий.

9 слайд

Гобой имеет больший размер, поэтому голос у него более низкий. Вот с разговора этих двух инструментов и начинается музыка.

Обратите внимание, как композитор при помощи музыкальных звуков изобразил природу.

Видеофрагмент «Утро»

Музыкальный руководитель: Кто запомнил, как называлась музыка, и кто её написал.

Дети: Эдвард Григ. «Утро».

Музыкальный руководитель:  А какие чувства она у вас вызвала?

Дети: Хорошие, приятные, добрые…

Музыкальный руководитель: А давайте опишем голос этой красивой мелодии.

Дети: Нежный, светлый, добрый, ласковый, мечтательный.

Музыкальный руководитель: Если бы вы были художниками, то каким бы цветом вы изобразили эту музыку.

Дети: Голубым, красным, ярким…

Музыкальный руководитель: А скажите мне, соответствует ли музыка картине утра, или может, было бы лучше, если бы она была другой, например, подвижной, отрывистой, задорной?

Дети: Да соответствует, т.к. утром природа просыпается, вокруг ещё тишина, солнце медленно встаёт из-за горизонта…

Музыкальный руководитель: Совершенно верно, молодцы, ребята. Ну, а тебе, Каркуша, музыка понравилась?

Ворона: Очень понравилась, такого я ещё не слышала. А можно ещё что-нибудь послушать.

Музыкальный руководитель: Конечно можно, но, к сожалению, нам с ребятами пора прощаться. Приходи в другой раз.

(дети поют «до свидания», под музыку выходят из зала)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия "Необычные звуки " для детей подготовительной группы

Конспект музыкального занятия "Необычные звуки " для детей подготовительной группы                            ...

Конспект музыкального занятия «Страна музыкальных звуков»

Конспект музыкального занятия для детей подготовительной группы  «Страна музыкальных звуков»...

Конспект музыкального занятия "Целебные звуки"

Конспекти музыкального занятия в старшей группе детского сада с использованием здоровьесберегающих технологий...

Конспект музыкального занятия "Целебные звуки природы"

Конспект музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий для старшего дошкольного возраста«Целебные звуки природы»Создать условия для укрепления психофизического здоро...

Конспект музыкального занятия в подготовительной к школе группе «В мире музыкальных звуков»

В процессе занятия дети учатся многоголосной музыке слышать разные музыкальные инструменты. Закрепляют знания о музыкальных инструментах. Учатся играть на различных детских инструментах индивидуально ...