Использование логоритмики при формировании пространственных и временных представлений у детей с ОВЗ.
статья по музыке (старшая, подготовительная группа)

Кучеренко Людмила Юрьевна

В помощь музыкальным руководителям в  работе с детьми при формироваии простраственных и временных  представлений   у детей с ОВЗ ( ограниченные возможости здоровья  :с нарушениями  речи , слуха, зрения, интеллекта ЗПР - задержка психического развития).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmikadokument_microsoft_word_3.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Использование логоритмики при формировании пространственных и временных представлений у детей с ОВЗ.

     Ориентировка в пространстве затрагивает различные стороны взаимодействия человека с окружающим миром. Например, называние частей своего тела, передвижение по квартире или улице, понимание значения предлогов «на, в, за», ориентировка на страницах альбома или книги и т.д. Поэтому развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Несформированность пространственной ориентировки к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.

     У большинства детей с ОВЗ отмечается низкий уровень развития по восприятию пространства и ориентировки в нем. У них возникают трудности в определении  сторон пространства; наблюдается несформированность элементарных уровней овладения пространством, непонимание пространственных отношений между предметами.

     Несформированность пространственных представлений напрямую влияет  на уровень интеллектуального развития ребенка, что ведет к проявлению нарушений игровой, конструктивной, графической деятельности и счета.  Для обучения детей пространственным представлениям я использую логоритмику, главная задача которой – помочь исправить речевые аномалии с помощью формирования двигательной активности.

     При формировании пространственных представлений можно выделить следующие направления:

- ориентация в схеме собственного тела;

- в окружающем пространстве;

- на листе бумаги;

- восприятие пространственных отношений между предметами.

      Я использую упражнения в стихотворной форме с музыкальным сопровождением, которые помогают усвоить понятие  «лево-право». Овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировочными действиями повышает качество не только познавательной деятельности, но и продуктивно-творческой. Овладение пространственной координацией улучшает качество выполнения музыкально-ритмических и танцевальных движений. Дети свободно ориентируются в пространстве, знают «право-лево», умеют пользоваться картами, свободно читают графические изображения.

     В качестве упражнений часто использую детские маленькие песенки. Это стимулирует детей, одновременно развивая пространственную ориентировку и детскую музыкальность.

     Также применяю музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве («Гори, гори ясно», «Плетень» и др.).

     Более сложным оказывается для детей работа в парах. («Зашагали ножки», «Пяточка-носочек»). На этом этапе дети знакомятся с парнопротивоположными направлениями.  Например, прошу двоих детей, стоящих лицом друг к другу, показать правую руку (ногу). Часто они показывают так, как видят себя в зеркале – руки напротив. Но выясняется, что руки получаются  «наискосок». И все это потому, что дети стоят не рядом, а лицом друг к другу. Предлагаю поменять положение рядом, напротив. И дети понимают  почему так получается.  Хочу подчеркнуть, что это результат систематического включения в образовательную деятельность игровых упражнений под музыку.   В старших и подготовительных группах я использую схемы-опоры. Дети очень любят такие упражнения и с удовольствием меняют направления движения и перестроения в соответствии с карточкой-опорой под знакомые классические и народные произведения.

     Значительно оживляют образовательную деятельность  с детьми и родителями компьютерные технологии. Это мощное средство для повышения эффективности обучения, повышения непроизвольного внимания детей и родителей, усиления мотивации дошкольников в НОД.

Занятия логоритмикой  способствуют формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлении и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.

     Основные средства логоритмики, которые применяю для развития пространственного представления:

  1. Ходьба и маршировка в различных  направлениях (с перестроениями), которые формируют координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляя понятия левостороннего и правостороннего движений. («Мы сейчас пойдем направо –раз, два. три»)
  2. Упражнения на активизацию внимания и памяти, которые воспитывают устойчивость и переключаемость внимания, способность переходить от одного действия к другому.  Эти упражнения развивают все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память. («Солнышко», «Каравай»)
  3. Счетные упражнения, которые позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-10. («Собери кружок», «Мы поем сейчас для вас –это раз!»)
  4. Ритмические упражнения,  помогающие детям с речевой патологией справляться с недостатками в восприятии ритма, проявляющимися в затруднении воспроизведении слов, состоящих их 3-х  и более слогов. Особенно это важно для детей, имеющих заикание.(«Ручками похлопаем, ножками потопаем»)
  5. Упражнения на ориентировку в схеме собственного тела, помогающие формировать и закреплять названия и определения частей тела себя, другого живого существа. («Здравствуйте, ладошки», «Червячки», «Руку правую вперед, а потом ее назад»).
  6. Игровая деятельность: игры на месте, малоподвижные игры, подвижные игры, которые воспитывают  внимание , инициативу, смелость, чувство товарищества, переключаемость движений, выносливость. («Автобус»,  «Мама в домике»).

Игра с завязанными глазами: (с тактильной и вербальной системой правления) : ребенок по словесной  и тактильной подсказке  взрослого шагает в колечки вперед, вправо, влево.( На усложнение – только с вербальной подсказкой).

     Методика Железновых «Музыка с мамой» на сегодняшний день призвана одной из наиболее эффективных систем раннего развития. Поэтому я очень активно пользуюсь их методическими разработками и программами с детьми раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных и временных представлений

Формирование пространственных и временных представленийС целью развития и уточнения пространственно-временных представлений необходимо учитывать закономерности формирования пространственно-временных ф...

Формирование пространственных и временных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями

Формирование пространственных и временных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями...

Формирование пространственных и временных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями

Данный материал расскрыает теоретические и практические аспекты формирования пространственных и временных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями...

«Готовим детей к школе: формирование пространственных и временных представлений у детей 6-7 лет».

Рекомендации для педагогов ДОУ  и родителей будущих первоклассников, с перечнем игр и упражнений....

Комплекс игр и упражнений, направленных на формирование пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста.

Комплекс игр и упражнений, направленных на формирование пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста....