Использование логоритмики при формировании пространственных и временных представлений у детей с ОВЗ.
статья по музыке (старшая, подготовительная группа)
В помощь музыкальным руководителям в работе с детьми при формироваии простраственных и временных представлений у детей с ОВЗ ( ограниченные возможости здоровья :с нарушениями речи , слуха, зрения, интеллекта ЗПР - задержка психического развития).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmikadokument_microsoft_word_3.docx | 20.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование логоритмики при формировании пространственных и временных представлений у детей с ОВЗ.
Ориентировка в пространстве затрагивает различные стороны взаимодействия человека с окружающим миром. Например, называние частей своего тела, передвижение по квартире или улице, понимание значения предлогов «на, в, за», ориентировка на страницах альбома или книги и т.д. Поэтому развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Несформированность пространственной ориентировки к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.
У большинства детей с ОВЗ отмечается низкий уровень развития по восприятию пространства и ориентировки в нем. У них возникают трудности в определении сторон пространства; наблюдается несформированность элементарных уровней овладения пространством, непонимание пространственных отношений между предметами.
Несформированность пространственных представлений напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребенка, что ведет к проявлению нарушений игровой, конструктивной, графической деятельности и счета. Для обучения детей пространственным представлениям я использую логоритмику, главная задача которой – помочь исправить речевые аномалии с помощью формирования двигательной активности.
При формировании пространственных представлений можно выделить следующие направления:
- ориентация в схеме собственного тела;
- в окружающем пространстве;
- на листе бумаги;
- восприятие пространственных отношений между предметами.
Я использую упражнения в стихотворной форме с музыкальным сопровождением, которые помогают усвоить понятие «лево-право». Овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировочными действиями повышает качество не только познавательной деятельности, но и продуктивно-творческой. Овладение пространственной координацией улучшает качество выполнения музыкально-ритмических и танцевальных движений. Дети свободно ориентируются в пространстве, знают «право-лево», умеют пользоваться картами, свободно читают графические изображения.
В качестве упражнений часто использую детские маленькие песенки. Это стимулирует детей, одновременно развивая пространственную ориентировку и детскую музыкальность.
Также применяю музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве («Гори, гори ясно», «Плетень» и др.).
Более сложным оказывается для детей работа в парах. («Зашагали ножки», «Пяточка-носочек»). На этом этапе дети знакомятся с парнопротивоположными направлениями. Например, прошу двоих детей, стоящих лицом друг к другу, показать правую руку (ногу). Часто они показывают так, как видят себя в зеркале – руки напротив. Но выясняется, что руки получаются «наискосок». И все это потому, что дети стоят не рядом, а лицом друг к другу. Предлагаю поменять положение рядом, напротив. И дети понимают почему так получается. Хочу подчеркнуть, что это результат систематического включения в образовательную деятельность игровых упражнений под музыку. В старших и подготовительных группах я использую схемы-опоры. Дети очень любят такие упражнения и с удовольствием меняют направления движения и перестроения в соответствии с карточкой-опорой под знакомые классические и народные произведения.
Значительно оживляют образовательную деятельность с детьми и родителями компьютерные технологии. Это мощное средство для повышения эффективности обучения, повышения непроизвольного внимания детей и родителей, усиления мотивации дошкольников в НОД.
Занятия логоритмикой способствуют формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлении и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.
Основные средства логоритмики, которые применяю для развития пространственного представления:
- Ходьба и маршировка в различных направлениях (с перестроениями), которые формируют координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляя понятия левостороннего и правостороннего движений. («Мы сейчас пойдем направо –раз, два. три»)
- Упражнения на активизацию внимания и памяти, которые воспитывают устойчивость и переключаемость внимания, способность переходить от одного действия к другому. Эти упражнения развивают все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память. («Солнышко», «Каравай»)
- Счетные упражнения, которые позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-10. («Собери кружок», «Мы поем сейчас для вас –это раз!»)
- Ритмические упражнения, помогающие детям с речевой патологией справляться с недостатками в восприятии ритма, проявляющимися в затруднении воспроизведении слов, состоящих их 3-х и более слогов. Особенно это важно для детей, имеющих заикание.(«Ручками похлопаем, ножками потопаем»)
- Упражнения на ориентировку в схеме собственного тела, помогающие формировать и закреплять названия и определения частей тела себя, другого живого существа. («Здравствуйте, ладошки», «Червячки», «Руку правую вперед, а потом ее назад»).
- Игровая деятельность: игры на месте, малоподвижные игры, подвижные игры, которые воспитывают внимание , инициативу, смелость, чувство товарищества, переключаемость движений, выносливость. («Автобус», «Мама в домике»).
Игра с завязанными глазами: (с тактильной и вербальной системой правления) : ребенок по словесной и тактильной подсказке взрослого шагает в колечки вперед, вправо, влево.( На усложнение – только с вербальной подсказкой).
Методика Железновых «Музыка с мамой» на сегодняшний день призвана одной из наиболее эффективных систем раннего развития. Поэтому я очень активно пользуюсь их методическими разработками и программами с детьми раннего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации образовательной деятельности, средства, методы и приемы работы по формированию пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
В презентации раскрыты формы организации и приемы работы по формированиювременых и пространственных представлений...
Формы организации образовательной деятельности, средства, методы и приемы работы по формированию пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
В презентации раскрыты формы организации и приемы работы по формированиювременых и пространственных представлений...
«Готовим детей к школе: формирование пространственных и временных представлений у детей 6-7 лет».
Рекомендации для педагогов ДОУ и родителей будущих первоклассников, с перечнем игр и упражнений....
Программа кружка « Всезнайки» по формированию пространственных и временных представлений у детей подготовительного к школе возраста
Программа «Развитие пространственно-временных представлений у детей 6-7 лет») является дополнительной общеобразовательной программой общеразвивающего вида социально-педагогической на...
Методика формирования пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ И ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Практическое занятие Игры и упражнения для формирования пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста
Практическое занятие " Игры и упражнения для формирования пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей «Готовим детей к школе: формирование пространственных и временных представлений у детей 6–7 лет»
умение определять временные пространственные представления...