Шумовой оркестр для детей
консультация по музыке (младшая, средняя группа)

Алейникова Ольга Юрьевна

ШУМОВОЙ ОРКЕСТР СНАРУЖИ И ИЗНУТРИ

Дошкольники и сладшие школьники очень любят играть в шумовой оркестре - это знают все, кто хотя бы раз дал в руки детям  незатейливые инструменты. После этого дети, как завороженные, каждый урок спрашивают спрашивают: "А мы будем сегодня играть в оркестре?". Право же устоять тут перед таким натиском детей невозможно. Работая в детском саду, невольно задумываешься: "Как должна быть организована работа по обучению игре в шумовой оркестре, чтобы она удовлетворяла четырем важным для меня условиям":

  1. быть лёгкой для детей и педагога.
  2. быть интересной для них.
  3. быть систематической формой обучения.
  4. быть групповой формой обучения.

Учение для дошкольников должно быть не только лёгким и приятным времяпровождением, но и интересным. Некоторые педагоги предполагают, что самого использования детских шумовых инструментов на музыкальном занятии достаточно, чтобы детям было интересно. Действительно, инструмент - чудодейственный предмет, завораживающе действующий на детей. Но, подержав бубен в руках 5 минут, ребёнок тут же захочет обменяться с соседом на маракас, маракас поменять на барабан и т.д. И если интерес будет отсутствовать в самой работе с инструментом, то даже при наличии различных "шумелок" скука в глазах детей неизбежно появится.

Любой чуткий педагог, если слушает собственное сердце, помогающее ему правильно понимать действия детей, владеет "техникой трех П": похвалить, помочь, поддержать. Этот метод "сердечной диагностики" и есть самая точная методика и лучшая технология. Но его, очевидно, надо дополнить некоторыми соответствующими знаниями и практическими навыками.

Музыка, которую вы собираетесь играть с детьми в оркестре, должна быть не только яркой, но и доступной: не длинной, не очень быстрой, понятной по структуре, лучше жанровой или образной. У шумового оркестра в детском саду есть свои особые задачи:

  • активное приобщение детей к музыке в одном из самых привлекательных видов деятепльности - игре в детском оркестре.
  • воспитание интереса и любви к музицированию.
  • практическое овладение детьми элементами музыкального языка и некоторыми понятиями музыкальной грамоты.
  • создание предпосылок для развития творческого мышления.
  • знакомство с отдельными произведениями классической и детской музыки в практике инструментального музицирования.

Шумовой оркестр в детском саду должен быть формой работы, в которую могут быть включеня все дети: ВСЕ ХОТЯТ! Чаще, к сожалению, бывает по-другому. Педагог выбирает для разучивания пьесы в оркестре 8-10 способных детей, муштрует их пару месяцев, после чего победоносно выступает на каком-нибудь концерте. А затем целый год собой гордится. Ничего более циничного придумать нельзя!

 

Первым педагогическим правилом должнот быть: "ИГРАЮТ ВСЕ". Все дети в группе знают все партии и могут друг друга заменить. Для этого партии должны быть легкими. Во время занятий дети меняются инструментами, а, следовательно, играют разные партии. Во время занятий нет никакого разделения на способных и всех остальных. Конечно, иногда может возникнуть необходимость выбрать ребенка, которому надо поручить более сложную - "сольную" партию, но скорее это исключение, чем правило.

Для того, чтобы обучение игре в оркестре стало групповым, оно должно быть технологичным и систематическим. В основу педагогической работы над шумовым оркестром должно быть положено формирование и развитие метроритмического чувства во всем его многообразии.

Одной из форм работы метроритмической работы является активное слушание музыки. Современная детская музыкальная педагогика не только не отвергает, но и рекомендует соединять восприятие музыки с каким-либо движением, исполнением звучащих жестов. Это может быть как свободное движение в пространстве, так и различные виды тактирования, метрирования, двигательного моделирования протяженности фраз, предложений, подчеркивание их окончаний. Та детская классическая музыка, которая рекомендуется для активного слушания, вполне допускает такое с ней обращение.

Слушать музыку и одновременно слышать, реагировать сначала действием, а потом внутренним слухом на отдельные ее элементы: метр, ритм, динамику, структуру, - в этом состоит смысл активного слушания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shumovoy_orkestr.docx18.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ШУМОВОЙ ОРКЕСТР СНАРУЖИ И ИЗНУТРИ

Дошкольники и сладшие школьники очень любят играть в шумовой оркестре - это знают все, кто хотя бы раз дал в руки детям  незатейливые инструменты. После этого дети, как завороженные, каждый урок спрашивают спрашивают: "А мы будем сегодня играть в оркестре?". Право же устоять тут перед таким натиском детей невозможно. Работая в детском саду, невольно задумываешься: "Как должна быть организована работа по обучению игре в шумовой оркестре, чтобы она удовлетворяла четырем важным для меня условиям":

  1. быть лёгкой для детей и педагога.
  2. быть интересной для них.
  3. быть систематической формой обучения.
  4. быть групповой формой обучения.

Учение для дошкольников должно быть не только лёгким и приятным времяпровождением, но и интересным. Некоторые педагоги предполагают, что самого использования детских шумовых инструментов на музыкальном занятии достаточно, чтобы детям было интересно. Действительно, инструмент - чудодейственный предмет, завораживающе действующий на детей. Но, подержав бубен в руках 5 минут, ребёнок тут же захочет обменяться с соседом на маракас, маракас поменять на барабан и т.д. И если интерес будет отсутствовать в самой работе с инструментом, то даже при наличии различных "шумелок" скука в глазах детей неизбежно появится.

Любой чуткий педагог, если слушает собственное сердце, помогающее ему правильно понимать действия детей, владеет "техникой трех П": похвалить, помочь, поддержать. Этот метод "сердечной диагностики" и есть самая точная методика и лучшая технология. Но его, очевидно, надо дополнить некоторыми соответствующими знаниями и практическими навыками.

Музыка, которую вы собираетесь играть с детьми в оркестре, должна быть не только яркой, но и доступной: не длинной, не очень быстрой, понятной по структуре, лучше жанровой или образной. У шумового оркестра в детском саду есть свои особые задачи:

  • активное приобщение детей к музыке в одном из самых привлекательных видов деятепльности - игре в детском оркестре.
  • воспитание интереса и любви к музицированию.
  • практическое овладение детьми элементами музыкального языка и некоторыми понятиями музыкальной грамоты.
  • создание предпосылок для развития творческого мышления.
  • знакомство с отдельными произведениями классической и детской музыки в практике инструментального музицирования.

Шумовой оркестр в детском саду должен быть формой работы, в которую могут быть включеня все дети: ВСЕ ХОТЯТ! Чаще, к сожалению, бывает по-другому. Педагог выбирает для разучивания пьесы в оркестре 8-10 способных детей, муштрует их пару месяцев, после чего победоносно выступает на каком-нибудь концерте. А затем целый год собой гордится. Ничего более циничного придумать нельзя!

Первым педагогическим правилом должнот быть: "ИГРАЮТ ВСЕ". Все дети в группе знают все партии и могут друг друга заменить. Для этого партии должны быть легкими. Во время занятий дети меняются инструментами, а, следовательно, играют разные партии. Во время занятий нет никакого разделения на способных и всех остальных. Конечно, иногда может возникнуть необходимость выбрать ребенка, которому надо поручить более сложную - "сольную" партию, но скорее это исключение, чем правило.

Для того, чтобы обучение игре в оркестре стало групповым, оно должно быть технологичным и систематическим. В основу педагогической работы над шумовым оркестром должно быть положено формирование и развитие метроритмического чувства во всем его многообразии.

Одной из форм работы метроритмической работы является активное слушание музыки. Современная детская музыкальная педагогика не только не отвергает, но и рекомендует соединять восприятие музыки с каким-либо движением, исполнением звучащих жестов. Это может быть как свободное движение в пространстве, так и различные виды тактирования, метрирования, двигательного моделирования протяженности фраз, предложений, подчеркивание их окончаний. Та детская классическая музыка, которая рекомендуется для активного слушания, вполне допускает такое с ней обращение.

Слушать музыку и одновременно слышать, реагировать сначала действием, а потом внутренним слухом на отдельные ее элементы: метр, ритм, динамику, структуру, - в этом состоит смысл активного слушания.

Во время активного слушания детям могут быть предложены следующие задания:

  • отметить метр каким-либо способом.
  • продолжать исполнять метр во время сделанной педагогом паузы в звучании музык.
  • отметить сильную долю.
  • прохлопать ритм мелодии.
  • исполнять ритм на фоне метра.
  • чередовать игру метра и ритма.
  • сопровождать музыку ритмическим остинато (1-2 такта).

Возьмем, для примера - "ЯГОДНАЯ ПОЛЬКА" А. ФИЛИППЕНКО В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.

Изготовить маракасы из коробочек из-под мороженого (продаются в магазине в коробочках в виде клубничек, малины, ежевики, лимона, апельсина).

Шуточный оркестр можно назвать "Ягодный компот" и  превратить его не просто в оркестр, а в музыкальное действо с комментариями педагога: под музыку первой части "бросать в компот красные ягоды", во второй части воспитатель играет на круговом "балийском" ксилофоне, который изображает "музыкальную кастрюлю". Вместо "балийского" ксилофона можно  использовать обычную красивую кастрюлю, закрепив внутри ее ребристый пластик для получения звука, по нему можно водить ложкой или палочкой. Дети играют на маракасах метрический пульс, сидя на стульях, по коленям.

Затем можно "кидать в компот" синие ягоды, желтые и т.д. В завершении пьесы в кастрюлю насыпать "сахар" (большой маракас или бутылка с рисом), компот "кипит" (маракасы просто "шумят" вне метра), кастрюля звучит, восторгу детей нет предела.

Опыт показывает, что даже самая простая музыка малышам должна быть разъяснена через понятный сюжет, историю, комментарии.

Малыши - очень конкретные человечки, поэтому такая прямая связь музыки с их жизнью в данном возрасте очень важна для становления интереса к музыке.

ПОЛЬКА. М. ГЛИНКА. СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 ЛЕТ).

Детям необходимо владеть навыком устойчивого внимания и умения чередовать вступление групп инструментов довольно часто. Основной метроритмический навык - это уверенное ощущение и исполнение метроритмической пульсации на различных шумовых инструментах. Партия бубна подчеркивает естественные акценты и концы фраз в музыке.

При разучивании необходимо начать с исполнения польки со звучащими жестами: партию коробочки поручить ногам (легкие притопы носком), маракасы заменят шлепки по коленам, акценты бубна можно исполнять звонким хлопком одновременно с притопом и шлепком. При повторном исполнении разделите детей на три группы и, дирижируя, помогите им вовремя вступать. Когда пьеса будет выучена со звучащими жестами, исполнение с настоящими инструментами не составить никакого труда и будет истинным удовольствием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по изготовлению шумового инструмента для детей средней группы по теме "Наш оркестр"

В своей работе музыкальные руководители часто используют инструменты сделанные собствеенми руками, для праздников и развлечений - это незаменивые вещи. Подыграть  проигрыш в частушках, озвучить к...

«Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа , его богатейшего культурного наследия  , в частности , народной инструментальной музыки , явл...

Консультация для родителей «Шумовой оркестр для детей»

Консультация для родителей «Шумовой оркестр для детей»...

Положение о конкурсе-фестивале шумовых оркестров "Волшебные звуки оркестра-2022"

Положение о конкурсе-фестивале шумовых оркестров среди дошкольных учреждений "Волшебные звуки оркестра-2022"...

Шумовой оркестр как вид коллективной музыкальной деятельности дошкольников. Примерный репертуар для шумового оркестра.

Одним из видов коллективной музыкальной деятельности является игра на  шумовых инструментах. Игра в шумовом оркестре - это радость и удовольствие от совместного творчества, активное участие каждо...

13.02.24г. Шумовой оркестр для детей

13.02. Шумовой оркестр для детей...