Сценарий. "Осенние посиделки "Как у наших у ворот"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Давыдова Ирина Вадимовна

В этом году  к началу учебного года ы детском саду удалось смастерить и раскрасить "расписные ворота". Поэтому и наши осенние праздники мы назвали "Осенние посиделки "Как у наших у ворот". Надеюсь, что моим коллегам - музыкальным руководителям - понравится предложенный сценарий осеннего развлечения в фольклорном стиле. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Осенние посиделки «Как у наших у ворот»

Сценарий фольклорного осеннего праздника

для старшей группы дошкольного отделения Гимназии г.Троицка (Москва)

Цели и задачи:

Создать у детей радостное настроение, вызвать у детей положительные эмоции во время праздника.

Познакомить с русской традицией – осенними посиделками.

Вызвать интерес к русской народной культуре, в частности к музыкальной русской народной музыке.  

Развивать у детей творческие способности: певческие и танцевальные.

Предварительная работа: Беседы об Осени, о русских традициях - осенних посиделках. Знакомство со сказочными русскими народными персонажами (в том числе, - Домовым). Разучивание русских народных песен, потешек, небылиц, хороводов, игр.

ХОД праздника

Звучит спокойная рус.нар. мелодия. Через расписные ворота заходит Ведущая. Она оставляет ворота раскрытыми, и, стоя возле них, приглашает детей:

Ведущая: Осеньосень золотая,

                  Ты шумишь своей листвой.

                  Осень, осень золотая,

                  Начинаем праздник твой.

Звучит вступление к песне. Дети забегают в зал через расписные ворота.

В руках  у них осенние веточки в форме  «корабликов».

Дети останавливаются врассыпную.

Дети исполняют песню «Кленовые кораблики» с движениями:

На слова 1 куплета дети покачивают кораблики.

Проигрыш – дети начинают бежать на носочках и перестраиваются в круг.

2-й куплет дети поют, стоя в кругу, держа перед собой «кораблики».

Проигрыш – дети снова перестраиваются врассыпную.

3-й куплет дети поют, стоя врассыпную, и качая кораблики.

После окончания песни дети остаются стоять стоять врассыпную.

В это время, с другой стороны зала 

                                             входит Бабушка Агафья.

Бабушка Агафья:  Какая красивая песня! Я услышала издалека, как вы поёте, и решила заглянуть к вам в детский сад.

Ведущая: Здравствуйте, гостья дорогая! Кто вы? – расскажите!

Бабушка: Здравствуйте! (кланяется). Я – бабушка Агафья, к своим внучатам в город из деревни в гости приехала, хочу рассказать им, как в деревне отмечают приход Осени.

Ведущая: А нашим детям можете рассказать?

Бабушка:  Конечно!

Ведущая: Ребята, давайте соберем наши «кленовые кораблики» и сядем, - послушаем бабушку Агафью.

Дети собирают в большую корзину кораблики и рассаживаются на стульчики.

Бабушка: А расскажу я вам об одном старинном обычае русского народа – о посиделках.

  На завалинке в светёлке

          Иль на брёвнышках каких

  Собирали посиделки

  Пожилых и молодых.

  При лучине ли сидели,

          Иль под светлый небосвод –

          Говорили, песни пели,

          Да водили хоровод.

Ведущая:  Так и наши дети умеют хороводы водить! Посмотрите, бабушка Агафья, полюбуйтесь на детей!

Во время хоровода дети, исполняющие роли  в песне «Как у наших у ворот» уходят надевать костюмы: 4 персонажа: муха, комар, стрекоза и муравей.

Звучит вступление к рус.нар. песне «Земелюшка-чернозём. Дети заводят хоровод, исполняя различные хороводные движения: хождение по кругу, сужение и расширение круга, хождение «змейкой», «улитка».

Хоровод «Земелюшка-чернозём»

После хоровода дети рассаживаются на стульях.

Бабушка: Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей и огородов урожай, делали заготовки на долгую зиму. Люди угощали друг друга тем, что в своем саду или на огороде вырастили, песни пели, загадки загадывали, сказки, шутки, да прибаутки рассказывали…

Воспитатель-ведущая: И у нас дети умеют шутить! Да не просто, а с песнями! Давайте веселую песню споем. И покажем все, о чем в ней поётся.

Звучит вступление к песне.

Через ворота по очереди выходят персонажи: муха, комар, стрекоза и муравей.

Инсценирование песни «Как у наших у ворот»

Все дети начинают петь песню – 1 куплет.

Как у наших у ворот, как у наших у ворот

Ай, люли, у ворот, ай, люли, у ворот. 

Ворота открываются. Появляется Муха. Она поет свой куплет:

Муха песенки поет, муха песенки поет.

Ай, люли, как поёт, ай, люли, как поёт!-

Ворота открываются. Появляется Комар с гармошкой. Он поёт:

Комар музыку ведет, комар музыку ведет.

Ай, люли, как ведет, ай, люли, как ведет!

Муха и комар отходят в сторону. Из ворот выходят Стрекоза и Муравей.

Стрекоза поёт:

Стрекоза плясать пошла, муравья с собой звала!

Ай, люли, позвала, ай, люли, позвала.

Стрекоза продолжает петь, обращаясь к Муравью:

Муравейка, милый мой, попляши-ка ты со мной!

Ай, люли, ты со мной, ай, люли, ты со мной!

Муравей ей отвечает, прихрамывая:

Уж, я рад бы поплясать, да устал я, мне не встать!

Ай, люли, мне не встать, ай, люли, мне не встать!

Под музыку без слов все персонажи берут друг друга «под ручку» и пляшут. Затем уходят через ворота переодеваться. После этого возвращаются к детям.

Бабушка: (аплодирует) Замечательная песня! Ноги сами так и просились в пляс!

 

Бабушка:  Так вот… Пришла осень, собрали весь урожай.

(Бабушка во время рассказа, вместе с ведущей выставляет стол; на стол ставится самовар, муляжи – баранки и пироги, а также овощи и фрукты).  

- И люди собираются в больших избах, топят печь, ставят самовар и пьют чай с пирогами. А пироги обязательно с капустой – ведь ее много уродилось! Самое время повеселиться, да порадоваться! Такие веселые вечера назывались «капустниками».

(садится на стул рядом со столом и продолжает):

- На Руси существовало поверье, что лучше всего люди чувствовали себя в тех домах, где водились Домовые. Домовые могли жить только в таких домах, где было тепло и уютно, где царила любовь и дружба.  Конечно, это сказка… (улыбнувшись загадочно) А, может, и не сказка вовсе?

- Ой, а кто это шуршит за моей спиной?


Слышится кряхтение, покашливание, тихо звучит музыка,

появляется домовенок Кузя с котомкой в руках. Оглядывается, ворчит.


Кузя: Ой, народу-то в избе, народу! Откуда только понашли, да понаехали! Видать, со всех волостей собрались? (Разглядывает стол). А хозяйка-то все на стол выставила, все запасы выложила! Простофиля! А что зимой-то есть будем?
Бабушка: Не будь таким жадным, Кузя!
Кузя: Не жадный я, а домовитый. Зима холодная, длинная, весна голодная. Кузенька до лета не дотянет, отощает, ох, отощает!
Бабушка: Не волнуйся ты так, Кузя, до лета запасов хватит. Лучше с детьми поздоровайся.
Кузя: Нет, нет! Боюся я! Их вона как много, а я такой у вас один! (выходит на середину зала, высоко подняв нос).
- Домовые мы. Людям в хозяйстве помогаем, дом охраняем, кошек обучаем, хозяйку величаем.
Бабушка: Неправильно ты здороваешься, Кузенька. Представляешься неправильно, не так надо.
Кузя: А как надо? Не знаю, не умею я.
Бабушка: Давайте, ребята, научим Кузю правильно здороваться и называть себя. Кто покажет? ….

1 ребенок выходит: Здравствуй, Кузя.(подает руку)  Меня зовут Саша, мне 6 лет

Кузя: Ух ты, вот, здорово! (Здоровается за руку). А я – Домовёнок Кузя.

Мне … ой! - тыща лет! (ребенок садится на место)

Кузя: Эт, что ж, я так с каждым буду здороваться? Так мы до вечера не поздоровкаемся… А, придумал! Вы руки приготовьте, а я всех вас быстренько оббегу, а вы каждый свое имя скажете. Договорились?

(Кузя оббегает детей, касаясь руки каждого ребенка).

Кузя: Выходит, что я теперь вас всех знаю!

Бабушка: Кузенька, мы тут до твоего появления разговор вели об осени и об урожае. (Показывает корзинку) А вот это моя «корзиночка-копилочка». Я в нее загадки собираю. А ты загадки знаешь?

Кузя:  Еще бы! В моей котомочке их пруд пруди! Ни за что не отгадаете!

 (Достает из котомки карточки с загадками. Загадав каждую, карточки отдает Бабушке, - она их в корзинку складывает.) 

Всех овощей она царица,

Своей величиной гордится.

На дыню издали похожа,

На рыжий мяч большущий тоже. (тыква)

За кудрявый хохолок лису из норки поволок,
На ощупь - очень гладкая, на вкус - как сахар сладкая… (морковь)

Расселась барыня на грядке, одета в шумные шелка,
Мы для нее готовим кадки и крупной соли полмешка... (капуста)

        Само оно с кулачок, имеет красный бочок.

        Дотронешься — гладко, а откусишь — сладко. (Яблоко)

Летом в огороде свежие, зеленые,

А зимою в бочке крепкие солёные    (огурцы)

Она прячется от солнца под кустом в глубокой норке.

Бурая – не Мишка, в норке – но не мышка. (картошка)

        Фрукт похож на неваляшку,

        Носит желтую рубашку.

        Тишину в саду нарушив,

        С дерева упала... (Груша)

Кузя: Ух, вы, какие, смышленые, да догадливые! Загадки мои все отгадали!

Бабушка: Так загадки твои про овощи и фрукты! С этими овощами и фруктами мы как раз играть собирались! Поиграешь с нами?

Кузя: Да.. я бы… только … не умею…

Бабушка: А игра наша простая. Мы сейчас разделимся на две команды. И будем обед готовить. Одна команда будет борщ варить, а вторая компот.

Ведущая: Сейчас мы всё к нашей игре подготовим. Кузя, помогай мне!

Со стола убирают все «ненужные» в игре предметы. Ведущая достает 2 кастрюли: одна для борща, другая – для компота, и ставит их на стол.  Муляжи фруктов и овощей перекладывают в большой таз.

Эстафета «Готовим обед»

Дети делятся на две команды и становятся в 2 колонны. Впереди, между колонн ставится таз, куда положили муляжи овощей и фруктов.

1-я команда собирает овощи, 2-я – фрукты.

По сигналу участники берут по одному муляжу и относит в нужную кастрюлю.

……………………………………………………………………………………………………

По окончании игры Ведущая вместе с Кузей проверяют, правильно ли дети разложили муляжи, комментируют и шутят. Например, Ведущая может сказать: «Вот это – да! Никогда я борщ не ел с яблоками! Ох и вкусно, наверное!» А Кузя: «Ой, ребята, а вы компот с лучком когда-нибудь пили? Нет? Наверное, это от простуды, да?» и т.д.

После игры дети рассаживаются по местам.

Бабушка: Я сижу, на народ всегда гляжу,

          Всё всегда запоминаю

          И в копилку собираю. (показывает на свою плетёную корзину).

Твои загадки, Кузя, я уже в свою копилочку сложила. Теперь хочу еще что-нибудь интересное услышать…  

Ведущая:  А наши дети небылицы знают!

Бабушка: Ну-ка, ну-ка, я небылицы люблю и их в свою копилочку сложу!

Несколько детей выходят на середину зала и читают небылицы:

(Выбрать детей, которые могут весело, с чувством юмора, рассказать небылицы. Пусть лучше детей будет 3-е, а не 5, главное – выразительно рассказать небылицы!)
1. Едет на лисе
Курица верхом,
Бежит кочан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюет,
А червяк ворону
В коробочке несет.

2. У козла в бороде
Живут две лягушки,
На спине сидит медведь,
Держится за ушки.

3. Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на кобылке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костёр,
Кушают кашку,
Слушают сказку.

4. У меня на грядке —
Крокодил
Растёт!!!
А в Москва-реке
Огурец живёт!
Осенью на грядке
Крокодил
Поспел!
Огурец в Москва-реке
Всех лягушек съел!

5. По реке плывет корова,
Обогнала пароход.
На рогах стоит ворона
И соломинкой гребет!

Бабушка: Ох, какие молодцы! Веселые небылицы рассказали!

Кузя: Вот это – да! Я раньше таких небылиц и не слыхивал!
Бабушка Агафья: К ноябрю заканчивались полевые работы, крестьяне собирали урожай. С ранней весны до осени хлеборобы растили хлеб, трудились, не покладая рук, чтобы на каждый стол каравай пришел. Об этом народ слагал пословицы и поговорки:

Ведущая: Ребята, мы с вами знаем много пословиц и поговорок о труде. Подарим их Бабушке Агафье, пусть положит в свою копилку!

Дети: (с места):

1. Долог день до вечера, коли делать нечего.

2. Любишь кататься – люби и саночки возить.

3. Кончил дело – гуляй смело.

4. Умелые руки не знают скуки.

5. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

6. Умелые руки не знают скуки.

7. Труд человека кормит, а лень портит

     8. Делу-время, потехе – час!

Кузя: (ворчит) Трудиться, трудиться… А отдыхать-то, когда?

Ведущая: А как ты отдыхать любишь, Кузя?  

Кузя: Ну.. я, это… конечно, на теплой печке полежать…

Бабушка: А наши ребята на печи лежать не будут.  (достает из своей корзинки деревянные ложки). Вот вам ложки деревянные, музыкальные! Подходите, выбирайте, для забавы поиграйте!

(Выходят мальчики и девочки – 4 пары, выбирают ложки, и встают на танец).
           Ребенок 1:
Ложки разными бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой.
Сразу в пляс пойдет любой!
Ложки — пусть не фортепьяно.
Но у них свое пиано.
            Ребенок 2:
Есть и форте, даже трели,
Как у струн виолончели.
Если виртуоз играет,
Ложки будто бы летают.
Их в руках по три, по пять,
Трудно даже сосчитать!

        Ребенок 3:
Много танцев есть на свете
Мы их любим танцевать
И на этих посиделках
Мы хотели б вам сплясать.

Танец «Кадриль с ложками»

Танцуют 4 пары девочек с мальчиками.

Бабушка: Ох, и молодцы ребята, да девчата! Как здорово танцевали!

Кузя:  А я, вот, сказал, что люблю на печи полежать…  Так я это… не подумавши сказал…  Я-то, ведь, больше пошалить да поиграть люблю!

Бабушка: Значит, пришло время поиграть!

Ведущая: Дети, становитесь в круг!

Бабушка и Кузя тоже становятся играть вместе с детьми.

Игра «Мукомол»

Мукомол – в середине круга. Дети стоят по кругу, произносят слова и движения.

Дуйте, дуйте, ветры в поле

Чтобы мельницы мололи,

Чтобы завтра из муки

Испекли мы пироги.

Мукомол, мукомол,

Ты нам зерна все смолол?

А теперь из муки

Все, что хочешь, напеки!

«Мукомол», по типу считалки, произносит слова, показывая на детей, и, на кого попадет последнее слово, тот догоняет детей.

Пышки – для Мишки,

Сайки – для Зайки,

Для Ежа отличные

Бублики пшеничные.

После игры.

Кузя: Ой, чегой-то, я заигрался с вами! А, ведь, у меня дел мно-о-го! Нужно в доме порядок навести, заготовки на зиму сделать! Пора мне домой бежать.

Ведущая: А ты к нам еще когда-нибудь придешь?

Кузя: Приду! Только если вы ссорится и драться не будете! Я энтого не люблю! Вы же помните, я только в те дома прихожу, где любовь и дружба царят!

Бабушка: Беги, беги, Кузенька!

Кузя: До свидания, ребята! (убегает)

Бабушка: Посиделки наши хороши, но надо и честь знать! Прав Домовёнок Кузя, - надо и делами заниматься. Помните, вы мне пословицу подарили: «Делу– время, а потехе- час».  Но на прощанье я вам яблочки подарю. Сама в своем саду собирала. Внучатам своим привезла, и вас угощу! (достает заранее приготовленную корзину яблок и передает ее ведущему).

Ведущая: Спасибо Вам, бабушка Агафья за яблочки да за рассказы интересные!

Дети: Спасибо!

Бабушка: А нам пора прощаться.  До свидания!

(под спокойную рус.нар. мелодию Бабушка Агафья уходит)

Ведущая: Ну что, ребята, хорошие у нас с вами посиделки получились! А теперь пойдем в группу, - будем яблочками угощаться.

Дети уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего праздника "Репка по-нашему"

Сценарий осеннего праздника для детей старшей и подготовительной групп....

Сценарий осеннего праздника ,, Бродит осень у ворот"

Бродит осень у воротСценарий осеннего праздника для детей 5-6 лет. Ведущая – Дорогие гости! Мы рады встрече с вами! Дети - Мы для наших для гостейСто придумали затей…- Первая затея - п...

Сценарий осенней викторины «Наша гостья – осень». Подготовительная группа. Г. Петрозаводск. МДОУ Детский сад № 98 " Сказка".

Сценарий осенней викторины «Наша гостья – осень».Участники викторины: дети подготовительной группы «Красная шапочка»,  дети подготовительной группы «Теремок&ra...

Сценарий осеннего праздника для детей старшего возраста "Бродит осень у ворот"

Сценарий осеннего праздника для детей старшего возраста "Бродит осень у ворот"...

Сценарий осеннего праздника для подготовительной к школе группы "Открывайте ворота – ярмарка осенняя пришла!"

Сценарий осеннего праздника для подготовительной к школе группы "Открывайте ворота – ярмарка осенняя пришла!"...

Сценарий осеннего праздника для детей старшей группы “ВОТ ОНА, НАША ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ!”

Сценарий осеннего праздника для детей старшей  группы“ВОТ ОНА, НАША ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ!&rdquo...

Сценарий осеннего праздника для детей средней группы “ВОТ ОНА, НАША ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ!”

Сценарий осеннего праздника для средней группы может быть интересен музыкальным руководителям и воспитателям....