«Применение сказкотерапии в работе с дошкольниками»
статья по музыке

Давидчук Ирина Александровна

Сказкотерапия – это метод психологической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем. Инструментом данной терапии выступает сказка, позволяющая на примере героев проследить особенности поведения и поступков, разобрать конкретную жизненную ситуацию.

Цель терапии – помочь ребенку преодолеть тревожность и страхи, исправить негативные черты характера, раскрыть способности и внутренний мир. Задачи можно выделить следующие: формирование эмоционального опыта; преодоление внутренних противоречий; получение образца поведения в различных ситуациях. Сказку, как лекарство, можно применять с 4-х летнего возраста, потому, что результативным средством воздействия сказкотерапия становится только тогда, когда человек четко осознает отличие сказки и выдумки от жизни и реальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx24.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Применение сказкотерапии в работе с дошкольниками»

                              Божкова Лариса Николаевна, Пяткова Ольга Михайловна,

                              музыкальные руководители МАДОУ ДС№69№ «Ладушки»

                              Давидчук Ирина Александровна,

                              музыкальный руководитель МБДОУ ДС №67 «Аистенок»,

                              город Старый Оскол.                                                                                                              

Сказкотерапия – это метод психологической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем. Инструментом данной терапии выступает сказка, позволяющая на примере героев проследить особенности поведения и поступков, разобрать конкретную жизненную ситуацию.

Сказка не только позволяет лучше понять детей, обучать и воспитывать их, но и лечит, став эффективным, полезным и очень приятным лекарством. Она даёт возможность найти общий язык с ребенком, помочь ему преодолеть первые трудности. И, самое главное, в результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку и неравнодушие взрослых, которые находятся рядом с ним. А это ему так необходимо в наш век научно-технического прогресса и тотального одиночества.

Цель терапии – помочь ребенку преодолеть тревожность и страхи, исправить негативные черты характера, раскрыть способности и внутренний мир. Задачи можно выделить следующие: формирование эмоционального опыта; преодоление внутренних противоречий; получение образца поведения в различных ситуациях. Сказку, как лекарство, можно применять с 4-х летнего возраста, потому, что результативным средством воздействия сказкотерапия становится только тогда, когда человек четко осознает отличие сказки и выдумки от жизни и реальности. А у ребенка это осознание начинается как раз на рубеже 4-х лет.

Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

ЖИЛИ - БЫЛИ.

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок  игрушки, маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет- фей, волшебников, принцесс, принцев и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

И ВДРУГ ОДНАЖДЫ...

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

ИЗ-ЗА ЭТОГО...

Показать в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка.

Развязка тарапевтической сазки должна быть позитивной. 

          В своей работе с дошкольниками мы часто применяем сказкотерапию в театральной деятельности.

 Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Для развития игры необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передавать свои эмоции, чувства, желания, взгляды, как в обычном разговоре, так и в публичном, не стесняясь слушателя. Театрализованная деятельность неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий, приобщение к духовному богатству. Именно поэтому в своей деятельности мы возвращаем ребенка в сказку, где ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе и в этом помогают сказочные персонажи.

Сказка-шумелка «Трусливый заяц» (шумовой оркестр, вторая младшая группа).

Программное содержание:

  • познакомить с русским народным инструментом трещотка;
  • развивать чувство метро-ритмической пульсации;
  • формировать образное воображение, творческое мышление.

Для игры вам понадобятся: кастаньеты, пакет, трещотки, деревянные ложки,  рубель, металлофон. (Раздаю участникам инструменты)

Жил-был в лесу заяц трусишка.

Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах как зашуршит. (Шуршим пакетами).

Испугался заяц, и бежать. (Быстро встряхиваем кастаньетами).

Бежал, бежал и присел на пенек отдохнуть.

А дятел на сосне как застучит. (Стучим ложками).

Бросился заяц бежать. (Быстро встряхиваем кастаньетами, трещотками).

Бежал, бежал, забежал в самую гущу, а там сова крыльями как захлопает. (Шлепаем руками по ногам).

Побежал заяц из леса к речке. (Быстро встряхиваем кастаньетами, трещотками,  стучим деревянными ложками).

А на берегу речки лягушки сидели. (Палочкой проводим по рубелю).

Увидели они зайца и прыг в воду. (Проводим палочкой по металлофону).

Обрадовался заяц, что лягушки его испугались, и смело поскакал обратно в лес. (Медленно ударяемкастаньетами по ладоням).

Следующая театрализованная игра «Цыпленок» (сказка на выражение эмоций и движений, средняя группа)

Программное содержание:

  • развивать у детей творческое воображение, вживаться в художественный образ;
  • побуждать к выразительности в сказке (пантомимика);
  • соотносить эмоциональное состояние героя с характером музыки;
  • выполнять действия в пластике, используя звукоподражание.

Жил на свете цыпленок, он был маленький, вот такой (музыка, выходит цыплёнок).

Но он думал, что он очень большой и важно задирал голову, вот так (пластический этюд).

И была у него мама. Мама его очень любила. Мама была вот такая (музыка, выходит курица).

Мама кормила его червячками. И были червячки вот такие (музыка, клюет).

Как-то раз налетел на курицу черный кот. И прогнал её со двора. (пластический этюд, кот подкрадывается, гоняется, звукоподражание)

Цыпленок остался у забора один. Вдруг он видит: взлетел на забор красивый большой петух. Он вытянул шею вот так (пластический этюд, выход петуха, кричит: «Кукареку! Я – удалец, я – молодец»)

Цыпленку это очень понравилось, он тоже вытянул шею вот так. И что было, силы запищал «Пи-пи-пи! Я тоже удалец, я тоже молодец», но споткнулся и шлепнулся в лужу вот так. В луже сидела лягушка. Она увидела его и засмеялась: «Ха-ха-ха, ква-ха-ха, далеко тебе до петуха».

Тут к цыпленку подбежала мама, она пожалела и приласкала его вот так (курица обнимает цыпленка).

Слушая правильно подобранную сказку, ребенок проводит параллель между собой и сказочным героем, сравнивает себя с ним. Он начинает понимать, что такие же переживания, как у него, бывают и у других, А пример сказочного героя подсказывает ему выход из сложившейся ситуации ито,  как именно нужно бороться со своими страхами и проблемами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия в работе с дошкольниками

В настоящее время психолого-педагогической литературе остаётся актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребёнка, становление его, личности, раскрытия твор...

"Сказкотерапия в работе с дошкольниками"

Достоинства сказкотерапии при работе с детьми дошкольного возраста....

Сказкотерапия при работе с дошкольниками

Сказкотерапия при работе с дошкольникамиВ настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка,...

Применение сказкотерапии в работе с детьми старший возраст

Применение сказкотерапии в работе с детьми подготовительной группы...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».Д. Ро...

Описание опытно-экспериментальной работы по применению игры в работе с дошкольниками (5-6лет)

описание экспериментальной работы по применению игры в работе с дошкольниками...