Технология певческого дыхания как основа правильного звукообразования детского голоса на музыкальном занятии в детском саду
статья по музыке

Тарасова Юлия Викторовна
В этой статье описана методика подготовки певческого дыхания детей дошкольного возраста

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технология  певческого дыхания как основа правильного звукообразования детского голоса на музыкальном занятии в детском саду.

    Тема певческого дыхания меня волнует уже давно, так как является основой правильного звукообразования детского голоса.

    Основная задача музыкального руководителя заключается в том, чтобы научить детей  дошкольного  возраста основам правильного голосообразования. Такая работа должна проводиться постоянно, сначала на упражнениях, а потом и в процессе разучивания вокальных произведений.

    Пение представляет собой психофизиологический  процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой и др. Поэтому важным условием правильного голосообразования является ощущение комфорта и удовольствия от пения.

   Детский голос сильно отличается от взрослого. У детей голос еще не сформирован и слаб. У взрослых гортань находится на уровне 4-7  шейного позвонка, а у детей на 1-2 позвонка выше и только к семи годам  опускается до 7 позвонка.

    Вместо голосовой  мышцы у детей расположена соединительная ткань, железы и сосуды. У детей до 5-летнего возраста ведущую роль в регуляции натяжения голосовых связок играют перстне-щитовидные мышцы, суживающие голосовую щель и одновременно натягивающие голосовые связки. Голосовой аппарат ребенка формируется только к 7 годам. Звук детского голоса отличается мягкостью, «серебристым», головным звучанием, ограничен по силе и имеет небольшой диапазон. И только к 7 годам диапазон расширяется от Ре1 до До2. Однако каждый ребенок имеет свои индивидуальные генетические предрасположенности и способности к вокальному пению.

   Методика вокально-хоровой работы с детьми дошкольного возраста очень похожа на методику обучения взрослых. Разницу составляет лишь методы и приемы. Вся дошкольная педагогика базируется на игровом методе.

  Свою работу над правильным звукообразованием начинаю с тренировки певческого дыхания и певческой установки тела. (обязательно прямая спина, лопатки сведены вместе, ноги стоят на полу, а руки –на коленках, голова не качается).

  Хорошие упражнения описаны О.В.Кацер в своей книге «Игровая методика обучения детей пению». Качество речевого и певческого дыхания детей зависит от экономичного выдоха и умения его распределять на речевую и музыкальную фразу. Цикл речевого и певческого дыхания состоит из трех основных моментов: короткого спокойного вдоха, задержки дыхания и медленного постепенного выдоха. От качества дыхания зависит характер атаки (начала звучания) звука: твердый или мягкий. Спокойное дыхание – пение без напряжения, напряженное – ведет к повышению интонации, недостаток активности – к понижению. В детском возрасте лучше использовать мягкую атаку: спокойный вдох и постепенный выдох гарантируют мягкое и легкое звучание. Упражнения по развитию речевого и певческого дыхания проводим постепенно на каждом занятии, по возможности соединяя с движениями туловища, рук, ног, пальцев и т.д. В первую очередь разогреваем мышцы дыхательной системы, устраняем поверхностное и не ритмичное дыхание, нормализуем физиологическое спокойное, размеренное и плавное дыхание.

    Пример упражнения:

Исходное положение (и.п.) – стоя, ноги на ширине плеч.

- Я превращаю вас всех в деревья, покачаемся, как дерево на ветру: в одну сторону – в другую, вдох- выдох, вдох-выдох и т.д.

И.П. – стоя. Поднять руку перед собой до уровня пояса, слегка согнуть ее и повернуть на ребро.

- Отведем руку, «как ветку дерева»: вправо-влево, вправо – влево, вдох-выдох.

И.П. – то же, только движения выполняем двумя руками.

И.П. – то же. Собранную кисть одной руки, «как листик дерева», раскрываем вправо – закрываем влево, вдох-выдох…Затем выполняем упражнение двумя руками.

   Педагог должен чутко понимать, когда нужно остановить эту игру. Лучше не доиграть, чем  вызвать в детях пресыщенность и отторжение.

   Речевое и певческое дыхание развиваем в следующих упражнениях: короткий вдох, задержка дыхания и постепенных медленный выдох. Одновременно следим за певческой установкой. (обязательно прямая спина, лопатки сведены вместе, ноги стоят на полу, а руки –на коленках, голова не качается). Можно  использовать воображение: «превратиться в ветер» и своим дыханием рисовать разные образы ветра ( порывами, сильного и холодного, теплого и ласкового, еле заметного и спокойного). Затем удлиняем выдох на закрытых, экономных шипящих и свистящих. Для этого используем различные образы: как играет ветер с листвой, или как звучат пчела, жук, комар, спустился воздух из колеса машины, сердится кошка и т.д. ( выдыхаем на согласных звуках «Ш», «Ж», «З», «С», «Ф»)

   По методу йогов мы можем использовать «Попеременное дыхание». Цель этого вида дыхательных упражнения – сбалансировать деятельность вегетативной нервной системы. При вдохе через одну ноздрю более активно работает одна часть вегетативной нервной системы ( симпатическая или парасимпатическая), при вдохе через вторую – другая. Дети прижимают указательным пальцем правой руки правую ноздрю и делают вдох через левую на счет 4, затем закрывают указательным пальцем левой руки левую ноздрю и выдыхают через правую ноздрю на счет 4. Повторяем упражнение 2-3 раза. Двухфазное йоговское дыхание хорошо использовать для активизации внимания.

   Существует дыхательная зарядка ( из опыта певицы Л.Казарновской)

И.П.-стоя, руки согнуты в локтях, ладони касаются плеч. На счет 1 – вдох через нос, локти соединить перед собой; на 2 – задержка дыхания, локти развести в стороны; на 3 – выдох, наклон вперед, опуская руки.

  Упражнение с листком бумаги. Взять двумя пальцами небольшой лист тонкой бумаги для офисной техники за верхнюю часть, держать его на уровне лица на расстоянии 8-10 см от губ. Сделать вдох и медленно дуть на бумагу. Если выдох плавный, равномерный, лист бумаги слегка отклонится, а если выдох прерывистый, то он будет то подниматься, то опускаться.

   Упражнение Мороз: Дети складывают ладони лодочкой и выдыхают в них воздух из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но равномерным и интенсивным, чтобы руки почувствовали тепло дыхания и «отогрелись».

  Можно использовать на занятиях упражнения по методике парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Но эти упражнения, на мой взгляд, больше подходят для старших дошкольников.

  В практике музыкальной работы в детском саду существует много различных интересных упражнений, помогающих детям развивать в игровой форме певческое дыхание и укреплять свое здоровье.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в детском саду

Выступление на педсовете, как и какие игры и упражнения  по здоровьесбережению можно использовать на музыкальных занятиях в ДОУ...

Методическая разработка по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду (из опыта работы)

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду....

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в детском саду

В соответствии с ФГОС, оздоровление ребёнка-дошкольника и культивироавние здорового образа жизни являются приоритетными задачами. Здоровьесберегающие технологии - это система мер по сохранению здоровь...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ

ФГОС ДО  одной из задач дошкольного образования определяет создание благоприятных условий для развития детей с использованием здоровьесберегающих технологий в соответствии с их возрастом и индиви...

Проект "Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в детском саду"

Проект направлен на организацию оздоровительной работы на музыкальных занятиях, сохранение и укрепление психического и физического здоровья воспитанников. проект долгосрочный, расчитан на 1 год, где в...