Музыкальное занятие "Формирование музыкально-художественной грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)
Цель: целостное восприятие балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Задачи:
- продолжать знакомить детей с музыкой балета П. Чайковского «Щелкунчик»;
- развивать у детей умение слушать и понимать классическую музыку;
- развивать умение определять характер музыки, передавать его мимикой и движением в импровизациях;
- развивать вокально-хоровые навыки в пении А-капелла;
- расширять словарный запас для определения характера музыкального произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muz.zanyatie_po_baletu_shchelkunchik.docx | 24.82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Автор:
Яхина Наталья Леонидовна,
музыкальный руководитель
МДОУ «Детский сад
«Аленький цветочек» г. Надыма»
Формирование музыкально-художественной грамотности у детей старшего дошкольного возраста
на основе балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»
Цель: целостное восприятие балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Задачи:
- продолжать знакомить детей с музыкой балета П. Чайковского «Щелкунчик»;
- развивать у детей умение слушать и понимать классическую музыку;
- развивать умение определять характер музыки, передавать его мимикой и движением в импровизациях;
- развивать вокально-хоровые навыки в пении А-капелла;
- расширять словарный запас для определения характера музыкального произведения.
Ход
Под марш из балета «Щелкунчик» дети входят в музыкальный зал,
становятся полукругом.
Музыкальный руководитель:
Ребята! Я рада снова вас видеть в музыкальном зале. Давайте поздороваемся по музыкальному.
Дети исполняют музыкальное приветствие.
Музыкальное приветствие «Музыка, здравствуй!»
-Посмотрите, что я вам принесла.
Дети: Афиши.
-О каких представлениях эти афиши? Что на них изображено?
Дети: балет «Лебединое озеро» и «Спящая красавица».
-Кто написал музыку к балету «Лебединое озеро» и «Спящая красавица»?
-Вы хотели бы посмотреть балет? Я приглашаю вас в театр на балет Петра Ильича Чайковского.
-Ребята! Когда вы вошли в музыкальный зал, какая музыка звучала?
Дети: Марш из балета «Щелкунчик»
-Чьи шаги слышатся в этом марше?
Дети: Героев из сказки: Щелкунчика, солдатиков, Девочки Мари, Мышиного короля, мышей, Волшебника и т.д.
-Давайте мы с вами превратимся в героев этой сказки и как эти герои пройдем по залу.
Дети под музыку, выполняют движения: марш, поскоки, бег на носочках, перестроение через центр зала парами. С окончанием музыки встают в полукруг.
-Сегодня в нашем театре идет балет по сказке «Щелкунчик». Давайте вспомним, как начинается сказка?
Дети: Снежные хлопья летят за окном, дети танцуют около елки. В зале появляется Фокусник Дроссельмейер, он дарит Мари игрушку, которая может щелкать орехи. Но брат Мари Франц сломал игрушку, и она грустит. Праздничный вечер заканчивается. Все укладываются спать, но Мари не спится. Она заходит в зал. Ей кажется, что игрушки оживают, и начинают расти.
-Тише, кажется кто-то крадется…давайте мы с вами займем места в зрительном зале и посмотрим.
Инсценировка по сказке, участвуют дети
Появляется Мышиный король и мыши
Мышиный король:
Почему здесь песни слышны,
Их не любят наши мыши!
Я мышиный король
Никому петь не велел.
Уходите-ка отсюда
Только я у елки буду.
Мой теперь черед настал
Мы теперь устроим бал.
Все подарки отниму
И с мышами погрызу
Ну-ка, мыши, выбегайте,
Всех на елке напугайте.
Выбегают мыши
Мышь 1:
Все попрятались игрушки,
Шарики, хлопушки!
Будет здесь большая драка,
Ведь зовусь я - Забияка.
Мышь 2:
Слишком много говоришь,
Зато я - принцесса мышь
Что за хвостик,
Ушки, глазки,
Я из самой лучшей сказки!
Солдатик:
Добрые Солдаты,
Отважные ребята!
Честь свою не посрамите,
Нам победу принесите.
Звучит Марш солдатиков
Дети исполняют марш солдатиков, затем герои проходят в «зрительный зал»
-Ребята, что же произошло дальше?
Дети: Щелкунчик вступает в поединок, и войско спасается бегством. Щелкунчик превращается в принца - юношу. Принц и Мари попадают в королевство сладостей.
-Как зовут главную героиню королевства сладостей? Давайте посмотрим танец самой королевы.
Видеофрагмент из балета «Щелкунчик»
Танец феи Драже
-Какие чувства вызвала у вас эта музыка? А какая она по характеру?
-Как вы можете рассказать о фее Драже, какая она?
-Как об этом нам подсказывает музыка танца феи Драже? (музыка звучит высоко, легко, вся переливается, и как будто рассыпаются горошины драже).
-Какие инструменты звучат в этом танце? (Колокольчики, треугольники, металлофоны, челеста)
-Как вы думаете, почему композитор выбрал именно эти музыкальные инструменты? (Потому что звук этих инструментов серебристый)
-Посмотрите! У нас на столе лежат различные инструменты.
-Хотите стать музыкантами и подыграть на музыкальных инструментах Фее Драже?
-Какие бы вы выбрали инструменты для этого танца?
Музицирование. Звучит танец феи Драже
Дети подыгрывают на музыкальных инструментах
-У вас очень красиво получилось.
-Предлагаю посмотреть еще один фрагмент балета. Посмотрите и скажите, о чем он и как называется.
Фрагмент из балета «Вальс белых хлопьев»
-О чем этот фрагмент? (о танцующих снежинках).
-Как называется эта музыка? («Вальс снежных хлопьев»).
-На что она еще похожа? (метель, зимняя ночь).
-Какую зиму вы представляете, слушая эту музыку? (снежную, метельную)
-Какие музыкальные инструменты вы услышали? (Флейта, струнный оркестр, арфа, треугольник, тарелки).
-Что еще слышно кроме музыкальных инструментов? (поет хор).
-Что изображает музыка в исполнении оркестра? (Метель).
-А что показывает хор? (Качание в колыбели).
-Верно, снежинки кружатся в воздухе на ветру, ветерок то сильнее их поднимает верх, то тихо опускает вниз. Давайте мы с вами изобразим голосом метель по движению руки на звук «У».
Дети вместе с педагогом выполняют упражнение
«Полет» на «глиссандо» - интервал октавы вверх-вниз.
-А теперь успокоим голосом метель на звук «А».
Упражнение «Покачаемся» - терция вверх-вниз.
-Ребята, а чем же закончилась сказка?
Дети: Дроссельмейер - (волшебник) останавливает злую метель. Принц привозит Мари в сказочный город, где много сладостей. Жители города танцуют в честь приезда дорогих гостей.
-Какую музыку написал в конце балета Петр Ильич Чайковский для танца Мари и Щелкунчика? (Вальс цветов).
-Давайте вместе с вами насладимся музыкой Петра Ильича и посмотрим «Вальс цветов»
Фрагмент из балета «Вальс цветов»
-О чем этот танец? (О радости, любви, добре).
-С помощью чего артисты балета выражают свои чувства в этом танце? (с помощью движений)
-Какие движения у танцоров? (Мягкие, красивые, плавные).
-Хотите вместе с балеринами и танцовщиками исполнить вальс цветов?
Танец-импровизация с колокольчиками и цветами «Вальс цветов»
Рефлексия.
-Какое произведение из балета П. И. Чайковского вам понравилось больше всего?
-Вы бы хотели кого нибудь пригласить на этот балет? Кого бы вы хотели пригласить?
-Что для этого можно сделать? (оформить афишу).
-У меня для этого приготовлены фигурки балерин и изображение сказочных героев этой сказки. Мы можем сами сделать свою афишу и пригласить на представление других ребят.
Творческая работа по оформлению афиши
-А еще ребята, я хочу дать вам домашнее задание. Вы нарисуете свои рисунки. Что больше всего вам понравилось и запомнилось из этой сказки-балета? И на следующем занятии мы с вами оформим альбом с вашими рисунками. Ну а мы сегодня прощаемся с вами до следующей встречи. До свидания!
Дети прощаются и под музыку уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Основы финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возраста.
Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночн...
Интеллектуальная игра по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Где логика?»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....
Развлечение—музыкально-художественное-театрализованное «Святочные посиделки» для детей старшего дошкольного возраста.
Районное методическое объединение воспитателей по теме «Духовнонравственное воспитание детей посредством приобщения к православной культуре в соответствии с программой «Добрый мир&raq...
Рабочая программа по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста
Рабочая программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (далее-Программа) направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических предс...
Основы финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка "Основы финансовой грамотности" для детей дошкольного возраста, описание программы: цель, задачи, актуальнуальность, разделы программы, календарный план....
Сценарный план СОД по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности
Сценарный план СОД по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотностиТема: «В гостях у фиксиков»Цель: знакомство с понятием «семейный бюджет&raq...
Методическая разработка музыкального досуга для детей старшего дошкольного возраста по произведениям П. И. Чайковского.
Музыкуальный досуг для детей старшего дошкольного возраста "Кукольбник" по произведениям русского композитора П. И. Чайковского...