Музыкальное занятие "Формирование музыкально-художественной грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Яхина Наталья Леонидовна

Цель: целостное восприятие балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Задачи: 

  • продолжать знакомить детей с музыкой балета П. Чайковского «Щелкунчик»;
  • развивать у детей умение слушать и понимать классическую музыку;
  • развивать умение определять характер музыки, передавать его мимикой и движением в импровизациях; 
  • развивать вокально-хоровые навыки в пении А-капелла;
  • расширять словарный запас для определения характера музыкального произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz.zanyatie_po_baletu_shchelkunchik.docx24.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Автор:

Яхина Наталья Леонидовна,

музыкальный руководитель

МДОУ «Детский сад

«Аленький цветочек» г. Надыма»

Формирование музыкально-художественной грамотности у детей старшего дошкольного возраста

на основе балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»

Цель: целостное восприятие балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Задачи: 

  • продолжать знакомить детей с музыкой балета П. Чайковского «Щелкунчик»;
  • развивать у детей умение слушать и понимать классическую музыку;
  • развивать умение определять характер музыки, передавать его мимикой и движением в импровизациях; 
  • развивать вокально-хоровые навыки в пении А-капелла;
  • расширять словарный запас для определения характера музыкального произведения.

Ход

Под марш из балета «Щелкунчик» дети входят в музыкальный зал,

становятся полукругом.

Музыкальный руководитель: 

Ребята! Я рада снова вас видеть в музыкальном зале. Давайте поздороваемся по музыкальному.

Дети исполняют музыкальное приветствие.

Музыкальное приветствие «Музыка, здравствуй!»

-Посмотрите, что я вам принесла.

Дети: Афиши.

-О каких представлениях эти афиши? Что на них изображено?

Дети: балет «Лебединое озеро» и «Спящая красавица».

-Кто написал музыку к  балету «Лебединое озеро» и «Спящая красавица»?

-Вы хотели бы посмотреть балет? Я приглашаю вас в театр на балет Петра Ильича Чайковского.

-Ребята! Когда вы вошли в музыкальный зал, какая музыка звучала?

Дети: Марш из балета «Щелкунчик»

-Чьи шаги слышатся в этом марше?

Дети: Героев из сказки: Щелкунчика, солдатиков, Девочки Мари, Мышиного короля, мышей, Волшебника и т.д.

-Давайте мы с вами превратимся в героев этой сказки и как эти герои пройдем по залу.

Дети под музыку, выполняют движения: марш, поскоки, бег на носочках, перестроение через центр зала парами. С окончанием музыки встают в полукруг.

-Сегодня в нашем театре идет балет по сказке «Щелкунчик». Давайте вспомним, как начинается сказка?

Дети: Снежные хлопья летят за окном, дети танцуют около елки. В зале появляется Фокусник Дроссельмейер, он дарит Мари игрушку, которая может щелкать орехи. Но брат Мари Франц сломал игрушку, и она грустит. Праздничный вечер заканчивается. Все укладываются спать, но Мари не спится. Она заходит в зал. Ей кажется, что игрушки оживают, и начинают расти.

-Тише, кажется кто-то крадется…давайте мы с вами займем места в зрительном зале и посмотрим.

Инсценировка по сказке, участвуют дети

Появляется Мышиный король и мыши

Мышиный король:

Почему здесь песни слышны,

Их не любят наши мыши!

Я мышиный король

Никому петь не велел.

Уходите-ка отсюда

Только я у елки буду.

Мой теперь черед настал

Мы теперь устроим бал.

Все подарки отниму

И с мышами погрызу

Ну-ка, мыши, выбегайте,

Всех на елке напугайте.

Выбегают мыши

Мышь 1:

Все попрятались игрушки,

Шарики, хлопушки!

Будет здесь большая драка,

Ведь зовусь я  - Забияка.

Мышь 2:

Слишком много говоришь,

Зато я  - принцесса мышь

Что за хвостик,

Ушки, глазки,

Я  из самой лучшей сказки!

Солдатик:

Добрые Солдаты,

Отважные ребята!

Честь свою не посрамите,

Нам победу принесите.

Звучит Марш солдатиков

Дети исполняют марш солдатиков, затем герои проходят в «зрительный зал»

-Ребята, что же произошло дальше?

Дети: Щелкунчик вступает в поединок, и войско спасается бегством. Щелкунчик превращается в принца - юношу. Принц и Мари попадают в королевство сладостей.

-Как зовут главную героиню королевства сладостей? Давайте посмотрим танец самой королевы.

Видеофрагмент из балета «Щелкунчик»

Танец феи Драже

-Какие чувства вызвала у вас эта музыка? А какая она по характеру?

-Как вы можете рассказать о фее Драже, какая она?  

-Как об этом нам подсказывает музыка танца феи Драже? (музыка звучит высоко, легко, вся переливается, и как будто рассыпаются горошины драже).

-Какие инструменты звучат в этом танце? (Колокольчики, треугольники, металлофоны, челеста)

-Как вы думаете, почему композитор выбрал именно эти музыкальные инструменты? (Потому что звук этих инструментов серебристый)

-Посмотрите! У нас на столе лежат различные инструменты.

-Хотите стать  музыкантами и подыграть на музыкальных инструментах Фее Драже?

-Какие бы вы выбрали инструменты для этого танца?

Музицирование. Звучит танец феи Драже

Дети подыгрывают на музыкальных инструментах

-У вас очень красиво получилось.

-Предлагаю посмотреть еще один фрагмент балета. Посмотрите и скажите, о чем он и как называется.

Фрагмент из балета «Вальс белых хлопьев»

-О чем этот фрагмент? (о танцующих снежинках).

-Как называется эта музыка? («Вальс снежных хлопьев»).

-На что она еще похожа? (метель, зимняя ночь).

-Какую зиму вы представляете, слушая эту музыку? (снежную, метельную)

-Какие музыкальные инструменты вы услышали? (Флейта, струнный оркестр, арфа, треугольник, тарелки).

-Что еще слышно кроме музыкальных инструментов? (поет хор).

-Что изображает музыка в исполнении оркестра? (Метель).

-А что показывает хор? (Качание в колыбели).

-Верно, снежинки кружатся в воздухе на ветру, ветерок то сильнее их поднимает верх, то тихо опускает вниз. Давайте мы с вами изобразим голосом метель по движению руки на звук «У».

Дети вместе с педагогом выполняют упражнение

«Полет» на «глиссандо» - интервал октавы вверх-вниз.

-А теперь успокоим голосом метель на звук «А».

Упражнение «Покачаемся» - терция вверх-вниз.

-Ребята, а чем же закончилась сказка?

Дети: Дроссельмейер - (волшебник) останавливает злую метель. Принц привозит Мари в сказочный город, где много сладостей. Жители города танцуют в честь приезда дорогих гостей.

-Какую музыку написал в конце балета Петр Ильич Чайковский для танца Мари и Щелкунчика? (Вальс цветов).

-Давайте вместе с вами насладимся музыкой Петра Ильича и посмотрим «Вальс цветов»

Фрагмент из балета «Вальс цветов»

-О чем этот танец? (О радости, любви, добре).

-С помощью чего артисты балета выражают свои чувства в этом танце? (с помощью движений)

-Какие движения у танцоров? (Мягкие, красивые, плавные).

-Хотите вместе с балеринами и танцовщиками исполнить вальс цветов?

Танец-импровизация с колокольчиками и цветами «Вальс цветов»

Рефлексия.

-Какое произведение из балета П. И. Чайковского вам понравилось больше всего?

-Вы бы хотели кого нибудь пригласить на этот балет? Кого бы вы хотели пригласить?

-Что для этого можно сделать? (оформить афишу).

-У меня для этого приготовлены фигурки балерин и изображение сказочных героев этой сказки. Мы можем сами сделать свою афишу и пригласить на представление других ребят.

Творческая работа по оформлению афиши

-А еще ребята, я хочу дать вам домашнее задание. Вы нарисуете свои рисунки. Что больше всего вам понравилось и запомнилось из этой сказки-балета? И на следующем занятии мы с вами оформим альбом с вашими рисунками. Ну а мы сегодня прощаемся с вами до следующей встречи. До свидания!

Дети прощаются и под музыку уходят.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Основы финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возраста.

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночн...

Интеллектуальная игра по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Где логика?»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....

Развлечение—музыкально-художественное-театрализованное «Святочные посиделки» для детей старшего дошкольного возраста.

Районное методическое объединение воспитателей по теме «Духовно­нравственное воспитание детей посредством приобщения к православной культуре в соответствии с программой «Добрый мир&raq...

Рабочая программа по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (далее-Программа) направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических предс...

Основы финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка "Основы финансовой грамотности" для детей дошкольного возраста, описание программы: цель, задачи, актуальнуальность, разделы программы, календарный план....

Сценарный план СОД по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности

Сценарный план СОД по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотностиТема: «В гостях у фиксиков»Цель: знакомство с понятием «семейный бюджет&raq...

Методическая разработка музыкального досуга для детей старшего дошкольного возраста по произведениям П. И. Чайковского.

Музыкуальный досуг для детей старшего дошкольного возраста "Кукольбник" по произведениям русского композитора П. И. Чайковского...