Методическая разработка «Реализация проекта постановки оперы Г. Портнова «Ухти-Тухти» для старшего дошкольного возраста
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Методическая разработка «Реализация проекта постановки оперы ГПортнова «Ухти-Тухти» для старшего дошкольного возраста в детском саду»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka1.docx24.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Реализация проекта постановки оперы Г. Портнова «Ухти-Тухти» для старшего дошкольного возраста в детском саду»

        ГБДОУ 18 Курортного района

Санкт-Петербург

Музыкальный руководитель

Зданович Наталья Вячеславовна.        

Цель:

        Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе знакомства детей с детской оперой Г Портнова «Ухти-Тухти».

Задачи:

        Развивающие:

  • Развивать у детей внимание и память;
  • Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, пение и танец;
  • Развивать воображение и свободу в творчестве;
  • Развивать интонационную речь ребенка;
  • Обогащать музыкальные впечатления и вовлекать детей в творческий процесс.

Образовательные:

  • В процессе знакомства детей с оперой сформировать понятия: увертюра, ария, речитатив, хор, танец;
  • Совершенствовать вокальные навыки;
  • Приучать детей слышать и различать средства музыкальной выразительности: темп, динамика звука, легко, плавно;
  • Осознанно воспринимать настроение музыки и передавать настроение и характер в движении и пении;
  • Обогащать словарный запас ребенка.

Воспитательные:

  • Воспитание музыкального и эстетического вкуса;
  • Воспитывать позитивное отношение друг к другу.

Методы:

  • Метод положительного примера, наглядно-слуховой;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Упражнения для интонации речи;
  • Упражнения для развития певческого голоса и слуха;
  • Театрально-игровой: решение творческих задач по характеристики персонажей, мимики.

Предварительная работа:

  • Знакомство детей с либретто оперы;
  • Разучивание арий, речитативов;
  • Изготовление декораций и костюмов.

Предполагаемый результат:

  • Дети расширят знания об одной из музыкальных форм – опера;
  • Владение собой на сцене, творческая раскрепощенность;
  • Вокальное и речевое совершенствование.

Детство проходит в мире ролевых игр. Ролевые игры помогают ребенку освоить окружающий мир с его правилами и законами. Ребенок выбирает себе роли сам, выбирает игрушки для этой роли и играет по-своему.  Игра это копирование взрослых в определенных обстоятельствах. Поэтому, очень важно уделять внимание театрализованной деятельности через которую можно познакомить ребенка с правилами этикета, межличностным общением, этикетом, литературой, музыкально-театральной формой. Музыкально-театрализованное творчество становится ярким впечатлением детства, радостным ощущением праздника,проведенного вместе с родителями, воспитателями и со своими сверстниками. Дети учатся создавать образ и характер героя, развивается творчество, свобода в проявлении особенностей персонажа. Учавствуя в музыкально-театральной постановке, ребенок социализируется, формируются коммуникативные навыки в общении с окружающими, формируется чувство понимания собственной значимости и радости при достижении положительных результатов.                                                Музыкально-театральная деятельность совмещает в себе несколько видов искусства: музыку, слово, танец. Музыка усиливает эффект эмоционального воздействия, как на настроение, так и на мироощущение ребенка, добавляется музыкальный  язык чувств, учит сопереживать, что оказывает сильное влияние на формирование личности. Театральная деятельность развивает наблюдательность, помогает совершенствовать речь в процессе работы над ролью, пополняется словарь ребенка, совершенсвуется интонационная речь. Предрасположенность детей к пению и движению объясняет их интерес к восприятию музыкально-театрального действия и участия в нем с удовольствием.                                                                                                Постановка оперы достаточно трудоемкий процесс, но очень интересный и творческий. При выборе музыкально-театральной постановки необходимо учитывать возможности детей: степень их подготовки как вокальной так и двигательной. Выбирая оперу «Ухти-Тухти», принималось во внимание количество детей в группе. В опере 8 героев. а в группе – 10 детей. По сценарию сказки- 1 зайчик и 1 белочка, а мы в постановку ввели 2 белочки и 2 зайчика.

                        Дети познакомились с оперой на музыкальном занятии. Объяснила детям, что перед началом спектакля звучит увертюра. В нашем спектакле звучит партия фортепиано – так начинается действие. Очень яркая музыкальная характеристика героев. Дети сразу услышали, где курица Пеструшка, где Дрозд, где кот Полосатик. Работая над оперой, предлагала рассказать, как дети представляют данный персонаж. Учитывая , что опыт у детей не большой помогала, подсказывала, какие особенные черты данного персонажа. Очень интересные творческие этюды:-«Кто это?» - ребенок показывает персонажа из постановки, а дети угадывают. Для поиска пластического решения образа в рамках музыкальных занятий использовали упражнения:

«Ветерок», «Волна», «Ленточки», «Поющие руки», «Крылья».        

         Этюды на мимику:                                                                                                                                                                                         Ребенок показывает змоцию, а дети отгадывают.                                                        . Игра с карточками эмоций: выбери карточку и покажи эмоцию мимикой.                                                

        Игра для развития интонации диалогов:

Глиссандо на звук «у» голосом вверх-вниз;                                                                        На одном или слоге увеличивать и уменьшать силу звука.

        Сложностей с распределением ролей не было, так как дети пробовали себя в разных ролях и определились с выбором.

                        Интересно было осваивать пространство сцены. Дети сначала терялись, но помогло ориентироваться в пространстве декорации и взимодействие с партнерами в мизансценах:

                Люси и кот Полосатик,                                                                                        Люси и курица Пеструшка                                                                                Люси и Дрозд                                                                                                 Люси и Ухти-Тухти                                                                                        Ухти-Тухти  и гости: Крот, Белочки, Зайки                                                                Чаепитие у камина                                                                                        Заключительный хор в финале.

И вот наступило время премьеры. Выступление самый  волнующий этап проекта: роли выучены, декорации и костюмы готовы, все в ожидании…

        Ход премьеры:                                                                                        

Ведущий взрослый:

Мы предлагаем вам посмотреть маленькую оперу для маленьких артистов в двух картинах по мотивам сказки Беатрис Поттер « Ухти-Тухти».

        Эта удивительная история произошла в Англии, а могла произойти и у нас, в России… Случилась она с девочкой Люси, а могла случится и с девочкой Машей… Люси жила на окраине города,  который назывался Литл-Таун, что в переводе на русский означает « маленький городок».

Люси хорошая девочка. Она жила с дедушкой,  но вот незадача: у нее все время куда-то теряются то носочки, то фартучки…  Если бы она жила у нас, то ее бы звали Мша-растеряша. (Люси выходит на середину сцену).        Вот и вчера она закричала довольно громким голосом.                                Люси:                                                                                                                «Кто видел мои носочки? И фартучек тоже пропал!...»                                        Звучит тема кота Полосатика Выходит кот…

Ведущая:                                                                                                                Это она как-бы пожаловалась коту Полосатику, который сидел и старательно умывался, и мурлыкал вот такую песенку:                                                                                        Ария кота Полосатика:                                                                                        Умываюсь каждый день я                                                                                От ушей и до хвоста.                                                                                        Мой девиз со дня рожденья-                                                                                Чистота и красота!                                                                                Речитатив:                                                                                                        И нет к неряхам уваженья,                                                                                И растерях я не люблю                                                                        Поет:                                                                                                                Мяур-мя, мяур-мя,                                                                                        Я плохого отношенья                                                                                        Сам к себе не потерплю!

Ведущая:                                                                                                Закончив петь, кот Полосатик         спрыгнув с крыльца, посмотрел на Люси и сказал:

        Кот Полосатик:

                Надеюсь найдете то, что вы потеряли, а я,  к сожалению,  Вам не помощник. Иду я                         на гору, а времени мало, чтоб выполнить поручение кошки!                                                                (под музыку кот уходит)                        

Ведущая:                                                                                                        Люси очень удивилась, услышав такое от кота Полосатика, но решила, что сегодня волшебное утро, она тихо подошла к курице Пеструшке, хотела спросить про платочки и фартучек, да так и застыла, услышав, что курица рассуждает сама с собой.        

На вступление выходит курица Пеструшка и поет:

                        Я – Пеструшка, курица,                                                                                 Если разобраться,                                                                                        Целый день приходиться                                                                                Мне в земле копаться.                                                                Речитативом:                                                                                                                Ко-ко-ко, ко-ко-ко,                                                                                        На ногах протерлись.                                                                                        Ко-ко-ко, ко-ко-ко,                                                                                        Все мои чулочки.        

        Поет:

                        При куриной слепоте,                                                                                        Если разобраться,                                                                                        Будет очень трудно мне                                                                                Штопкой заниматься.

        Речитативом:                                                                        

                        Ко-ко-ко, ко-ко-ко,                                                                                        Где мне взять иголку?                                                                                        Ко-ко-ко, ко-ко-ко,                                                                                        Чтоб заштопать дырку?

        Думает… ( пауза)…   Курица Пеструшка вытащила из-под «крыла» чулочки

                        -  Может их отнести в стирку?...

        Ведущая: Курица Пеструшка посмотрела на Люси, положила под крыло свои рваные чулочки и направилась вслед за котом Полосатиком        .

        Люси:

                - Интересная история получается… Все куда-то торопятся…

        Ведущая:

                И вдруг на нижнюю веточку дере сел певчий Дрозд, он собирался запеть, но Люси спросила его.

        Люси:

                Вы кто? Соловей?

Ведущая:

                От такого вопроса у Дрозда перья на голове встали дыбом, а крылья опустились, но он взял себя в руки и с достоинством ответил:

Ария Дрозда:

                Каждое утро встречаю я песней                                                                        Песни мои знают все наизусть…

Речитативом:

                Я знаменитый, пою я чудесно                                                                                Все меня любят в нашем  лесу…

Поет:

                Себе я не даю поблажки,                                                                                Не отдохну в теченье  дня!...

Речитативом:

                Но вот крахмальные рубашки.                                                                        У-вы, проблема для меня!

Дрозд:

                Вот и сейчас мне пора на высокую гору за моими крахмальными рубашками.

Ведущая:

                Дрозд вспорхнул, а Люси только успела проводить его взглядом.

Люси:

                Что там на высокой горе? Куда все торопятся?

Ведущая:

        Люси вышла за калитку и увидела идущего кота Полосатика Пеструшку и Дроздаэ

Люси:

        Пойду-ка и я за ними…

Ведущая:

И она побежала по дорожке так быстро, как могли бежать ее маленькие ножки.                                (ведущая говорит под музыку, Люси бежит по сцене между елочек на сцене.)

Второе действие. Смена декораций.                                                                                Камин, столик с чашечками, стулья, вешалка с выглаженной одеждой, гладильная доска, столик с тазиком, в котором стирает белье Ухти-Тухти.

Ведущая продолжает читать текст под музыку, а Люси бежит:

        Тропинка поднималась все выше и выше и вдруг Люси очутилась перед маленькой дверью, за которой кто-то напевал…

Звучит ария Ухти-Тухти:

                Ухти-Тухти, Ухти-Тухти, я лесная прачка,                                                                Ухти-Тухти, я стираю мышкам и собачкам.                                                                И овечкам, и котам, и лисятам, и кротам.                                                                Ухти-Тухти (проигрыш)                                                                                Ухти-Тухти(проигрыш)

Ведущая:                (звучит музыка »Кухонька)                                                                                        Люси заглянула за дверь и увидела маленькое симпатичное существо в фартучке и чепчике на голове, из-под которого торчат жесткие волосы, похожие на иголочки, а маленький носик попыхивает: тух- тух-тух. Горел очаг, а за столом сидели и пили чай: кот Полосатик, курица Пеструшка и Дрозд.

Люси:                                                                                                        Здравствуйте! (не решительно) Я ищу свои носочки и фартучек… Вы их не видели?

Ухти-Тухти:                                                                                                        Здравсвуй! Конечно видела! Я их уже постирала… проходи, попей чайку!                                        (Люси проходит и тоже садится за стол)

Звучит музыка Крота.                                                                                        Ухти-Тухти:                                                                                                                 Открыто!

Входит Крот:                                                                                                Здравствуйте, тетушка Ухти-Тухти, готова ли моя бархатная курточка?

Ухти-Тухти:                (Отдает курточку)                                                                        Готова, проходите , попейте чайку!

Звучит музыка белки. Входят 2 белочки.

Белки говорят поочереди:

                        Здравствуйте, тетушка Ухти-Тухти!                                                                        Мы за своими халатиками!

Ухти-Тухти:

                Заходите, проказницы. Вот ваши халатики…

Белочки берут халатики и проходят за столик.        

        Звучит музыка зайца. Входят  2 зайчика:

        Зайцы:

                Здравствуйте, тетушка Ухти-Тухти!                                                                        Готовы наши пиджачки?

Ухти-Тухти:

                Конечно готовы! Забирайте!     (отдает)

Ведущая:

        Лесная прачка Ухти-Тухти всем раздавала чистые, выглаженные платьица, жилетки, носочки… Все звери и птицы благодарили Ухти-Тухти и спели ей хором…

Хор зверюшек.

Ухти-Тухти:                                                                                                        Ну, ладно! Ладно вам! Приходите, когда понадобится, а мне пора. Многие не смогли придти и мне надо им отнести. (берет корзину с бельем).                                                         Ты, наверное, тоже занята, много работаешь?

Люси:                                                                                                                (задумчиво) Я? Да!

Ухти-Тухти:                                                                                                        Работала, малышка...Я так сразу и подумала… Все работают. Вот твои носочки и фартучек, а мне пора…

Ведущая:                                                                                                        И Ухти-Тухти  взяла корзиночку и вместе с Люси вышли из дома. Когда, наконец, тропинка дошла до забора, Люси оглянулась, чтобы поблагодарить Ухти-Тухти, но  на тропинке уже никого не было… (звучит музыка « Волшебной горы»). Люси рассказала дедушке, но дедушка сказал, что это ей приснилось, когда она уснула в гамаке. Но тогда почему на следующее утро Люси в чистых носочках и фартучке, умытая и причесанная, вдруг стала сама стирать свои носочки и платьице? И напевает веселую песенку.

        Песенка Люси:                                                                                                                Я собрала платочки,                                                                                        Ля-ля-ля-ля,                                                                                                Косынки и носочки                                                                                        Ля-ля-ля-ля,                                                                                                В тазу все замочила                                                                                        Ля-ля-ля-ля-ля-ля,                                                                                        У доброй Ухти-Тухти                                                                                        Стирать я научилась

Ведущая:    ( под музыку)                                                                                        И я не стала убеждать дедушку и доказывать ему, что Люси рассказала правду. Все  так и было. Вот так и закончилась эта удивительная история.

Артисты выходят на поклон.

Педагогу не стоит навязывать свое видение, а тонко корректировать и обживать пространство вместе.

Когда спектакль готов и наступило время премьеры оперы,  дети получают возможность проявить себя, используя полученные знания и навыки.  Таким образом, можно сделать выводы, что работа над оперой позволяет  развить у детей интерес к музыкальной и театральной деятельности, способствует развитию трудолюбия, чувству ответственности за общее дело, личностному росту.                                                                

                                                                                

                 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Использование лексического материала на занятиях по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста»

Методическая разработка «Использование лексического материала на занятиях по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста»Методическая разработка адресована воспитателям, инструкторам физич...

Методическая разработка по теме "Развитие элементарных естественно- научных представлений у детей старшего дошкольного возраста"

В представленной методической  разработке отражены:- пояснительная записка, в которой  отражены основные принципы работы с детьми : обучающий и развивающий; поисково- исследовательский; ...

Методическая разработка "Нетрадиционные способы изображения, как средство развития художественного творчество детей старшего дошкольного возраста"

Нетрадиционные способы рисования занимают важное место в обучении детей изобразительному искусству, так как воспитывают их нравственно, формируют эстетический вкус, оказывают огромное влияние на разви...

Методическая разработка «Здоровье - это жизнь» по здоровье сберегающей методике для детей старшего дошкольного возраста

Цель здоровье сберегающих методик в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры....

Методическая разработка по теме «Развитие исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектов»

На сегодняшний день новая модель выпускника детского сада предполагает  изменение характера, и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если вчера нужен был исполнитель, то сегодня –...

Методическая разработка для воспитателей и педагогов Доклад по теме: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице в условиях дошкольного образовательного учреждения»

В настоящее время сохранение здоровья детей и формирование у них навыков безопасного поведения в отношении своей жизни являются основными задачами системы образования. Согласно Федеральному государств...