методы и приемы музыкального воспитания.
статья по музыке

Окладникова Елена Васильевна

Какой метод лучше использовать в том или ином случае, и какой прием применить - коротко в статье.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Характеристика методов и приемов музыкального воспитания

Методы музыкального воспитания - действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе взаимодействия взрослого и ребенка, Где ведущая роль отводится взрослому. Который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребенка, организует его деятельность.

Методы состоят из более частных приемов. Прием – практический элемент метода.

Методы зависят:

-        учебных задач;

-       от характера различных видов музыкальной деятельности;

-       обстановки;

-       источника информации и т.д.

Наиболее распространенной в педагогике классификацией является деление методов на наглядные, словесные и практические.

Наглядный метод  -  наглядно-слуховой и наглядно-зрительный.

Наглядно-слуховой метод. Исполнение музыкальных произведений педагогом, использование TCO – основное содержание этого метода. Музыкальный руководитель должен уметь выразительно, ярко, художественно исполнять музыкальные произведения, чтобы вызвать у детей сопереживание музыки, эмоциональное ее восприятие. Музыка может звучать как в «живом» исполнении, так и в аудиозаписи.   

Наглядно-зрительный метод (картины, рисунки, цветные карточки и т.д.) применяется, чтобы , разбудить их фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с музыкальными инструментами и т.д.

Словесный метод используется, чтобы организовать внимание детей, передать им определенные знания: о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, пояснить музыкальные произведения, которые они слушают, учить самостоятельно применять освоенные исполнительские и творческие умения и навыки. Беседа, рассказ, пояснение, разъяснение - таковы разновидности этого метода и в музыкальном воспитании.

Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. В каждом виде исполнительства дошкольники осваивают определенные умения и навыки, которые позволяют им успешно проявлять себя в самостоятельной и творческой деятельности.

Педагог показал, ребенок попробовал..

Выразительный показ музыкально-ритмических движений (как держать спину, руки, маршировать, выбрать движение, соответствующее характеру музыки, разнообразить их в соответствии со сменой характера музыки) имеет важное значение для их освоения детьми.

Показ способов и приемов игры на музыкальных инструментах тоже необходим, так как многие действия здесь дети осваивают по подражанию (как правильно держать молоточек при игре на металлофоне, как ударять по пластинкам).

Для того чтобы обучение носило развивающий, творческий характер, необходимо сочетание всех методов. Если они не достигают цели, нужно вовремя заменить их. Угасание у детей интереса к деятельности - это сигнал для немедленного переключения на новые методы и приемы, другие виды музыкальной деятельности или другой репертуар.

Выбор методов и приемов зависит и от возраста детей. В младшем дошкольном возрасте, когда дети еще не имеют разнообразного жизненного и музыкального опыта, велика доля наглядных (в том числе наглядно-зрительных) и практических методов и приемов. Детям этого возраста пока недоступно широкое применение словесных методов.

Выбор методов и приемов определяет и этап работы над музыкальным произведением. Если произведение незнакомо детям, они не могут сразу начать его разучивать. Необходимо несколько раз прослушать мелодию, чтобы связать свои действия с ее характером. На первом этапе работы над произведением ведущее место занимают наглядно-слуховой и словесный методы (беседа о характере музыки). На втором этапе, когда дети осваивают способы исполнительства, возрастает роль практического метода, показа приемов исполнения. На третьем этапе (произведение выучено) очень важна роль наглядно-слухового метода, так как именно звучание музыки побуждает детей к творческим поискам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методы и приемы музыкального воспитания дошкольников

Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования  наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей....

Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников

Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников Вопросы:1.Характеристика метода как способа взаимодействия2. Общедидактические и специфические методы музыкального воспитания, развития и обуч...

Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников

Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. ...

Методы и приемы трудового воспитания дошкольников

Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если ис...

Характеристика методов и приемов музыкального воспитания

Что такое метод, а что такое прием? Как между собой связаны эти два понятия? Подробнее можно узнать в статье....