Картотека дидактических игр по музыкальному развитию дошкольников 3–4 лет.
материал по музыке (младшая группа)
Дидактические игры для музыкального развития детей младшего дошкольнго возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по музыкальному развитию дошкольников 3–4 лет.
Название игры: 1. Разминка
Цель: Организация детей перед занятием.
Материалы и оборудование: без предметов
Ход игры: Дети сидят на стульчиках и поют вместе с воспитателем.
Похлопаем в ладоши, похлопаем немножко,
Похлопаем в ладоши. Очень хорошо (повторить 2 раза)
Все хлопают перед грудью (не раскачивая руками)
И пальчики попляшут, и пальчики попляшут,
И пальчики попляшут у маленьких ребят.
И пальчики попляшут, и пальчики попляшут,
А девочки и мальчики все равно сидят.
Вращают кистями, медленно поднимают обе руки вверх, и постепенно опуская их до уровня груди.
Тук – тук молотком, мы построим птичкам дом.
Тук – тук молотком, поселяйтесь, птички, в нем! (повторить 2 раза)
Стучат правым кулачком по левому, высоко поднимая правую руку.
Бум - бум барабан, что за шум и тарарам?
Бум - бум барабан, просыпайтесь по утрам! (повторить 2 раза)
Стучат попеременно по коленям.
Ду-ду- ду, ду-ду- ду – вот какая дудочка!
Ду-ду- ду, ду-ду- ду – вот такая дудочка! (повторить 2 раза)
Имитируют игру на дудке.
По-е-ха-ли по-ти-хо-неч-ку (повторить 2 раза)
Произносят шепотом, медленно; ладонями по переменно касаясь колен.
И быстренько, и быстренько 4-6 раз
Быстро хлопают попеременно по коленям, одновременно притопывая ногами.
В конце все говорят
«И приехали!» слегка наклоняют голову.
Название игры: 2. «Где мои детки?»
Цель: Развитие звуковысотного слуха.
Материалы и оборудование: четыре большие карточки, где изображены: курица, утка, гусь и птица.
Маленькие карточки, где изображены: цыплята, утята, гусята и птенчики в клетке.
Ход игры: Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке.
Воспитатель начинает: «В одном дворе жили курица с цыплятками, уточка с утятками, гусь с гусятами и птица с птенчиками. Подул сильный ветер. Пошел сильный дождь, и все спрятались. Мамы птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку и поет): «Где мои утятки, малые ребятки? Кря -кря».
Дети, у которых на карточке изображены утята, поднимают их и отвечают (пропевая): «Кря – кря, мы здесь».
Воспитатель забирает карточку и продолжает.
Игра продолжается пока все птицы не найдут своих детей.
Название игры 3. «Двигаться - отдыхать»
Цель: Выявить умение детей двигаться в соответствии с контрастными изменениями в музыкальном сопровождении (марш, бег, подпрыгивание, состояние покоя).
Материалы и оборудование: магнитофон
Ход игры: Педагог предлагает детям внимательно слушать музыку и в соответствии с ее характером выполнять движения. Звучит музыкальный фрагмент марша - дети энергично шагают, на спокойную музыку - дети приседают на корточки и подкладывают ладони под щеку, отдыхают. Когда звучит веселая, легкая музыка - дети весело, легко бегут на носочках друг за другом, вновь звучит спокойная музыка - дети отдыхают. Затем раздается игривая музыка - дети подпрыгивают на месте. Игру повторяют несколько раз.
Название игры 4. «Птички и птенчики»
Цель: Развитие звуковысотного слуха.
Материалы и оборудование: лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки или картинки (3- 4 большие птицы или животного и 3 – 4 птенчика или детеныша)
Ход игры: Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки.
Высокие звуки - дети, которые держат птенчиков или детенышей должны выйти и поставить игрушку, положить картинку на высокую ступеньку, а при низких дети выходят и кладут или ставят больших на низкую ступеньку.
Название игры 5. «Кошки - мышки»
Цель: Учить переключению внимания с метрического акцента на ровные длительности восьмых в двухдольном размере.
Материалы и оборудование: колокольчики, ободки с изображением кошки и мышек на голову детям, магнитофон.
Ход игры: Дети-«мышки» сидят в «норках», разных местах зала. Мама-«мышь», взрослый, учит их подкрадываться к кошке, показывая характер движений и играя на колокольчике, сопровождая стихотворным текстом:
Мышки, мышки тихо вы сидите!
По порядку буду звать.
Осторожно выходите,
В колокольчик позвените.
«Кошка» - ребенок сидит в стороне, будто спит. Дети подкрадываются к «кошке» отрывисто играя на колокольчике. На вторую часть музыки убегают от «кошки» часто звеня колокольчиком. Звучит любая 2-х частная с темповыми и динамическими изменениями музыка.
Название игры 6. «Прогулка»
Цель: Развитие чувства ритма
Материалы и оборудование: музыкальные молоточки
Ход игры: Воспитатель предлагает детям отправиться на прогулку: «Вот мы спускаемся по лестнице» - педагог медленно ударяет по ладони, дети повторяют тот же ритм. «А теперь мы вышли на улицу – светит солнышко, мы обрадовались и побежали. Вот так!» - частые удары. И т. д. смена ритма
Название игры 7. «К нам пришли гости»
Цель: Развитие чувства ритма
Материалы и оборудование: игрушки (медведь, зайчик, лошадка, птичка, бубен, металлофон, музыкальный молоточек. Колокольчик.
Ход игры: Воспитатель говорит, что к ним пришли гости и предлагает ребенку сыграть на определенном инструменте. На пример: «Варя, сыграй мне на бубне, а я попляшу». Варя медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя медленно переступает с ноги на ногу.
Название игры 8. «Что делают дети?»
Цель: Развитие чувства ритма
Материалы и оборудование: карточки по числу играющих, на одной половине которых изображены дети (они поют, маршируют, спят, вторая половина пустая; фишки.
Ход игры: Детям раздаются по одной карточке. Детям проигрывается знакомое музыкальное произведение (магнитофон, которую знают дети. Тот, кто узнал произведение, закрывает фишкой пустую половину карты.
Название игры 9. «Саночки»
Цель: Ориентировка в пространстве, не наталкиваться друг на друга, слышать тем музыки.
Материалы и оборудование: магнитофон, записи.
Ход игры: Дети выбирают себе пару (становятся друг за другом) и катают друг друга на «саночках». Тот, кто стоит впереди, подает ручки ребенку (протягивает их за спину, стоящему сзади. Потом дети меняются местами.
Название игры 10. «Игра в имена»
Цель: Работа над развитием ритмического слуха.
Материалы и оборудование: бубен.
Ход игры: Воспитатель называет свое имя. Прохлопывает по слогам в ладоши и на бубне.
Предлагает желающим детям проделать то же самое, называя свое имя.
Название игры 11. «Прятки»
Цель: Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве. Формировать внимание и выдержку (не обнаруживать раньше времени).
Материалы и оборудование: платочки, магнитофон. Запись «Пойду ль я, выйду ль я», р. н. м. игрушка.
Ход игры: Произвольная пляска с использованием знакомых движений. Дети пляшут, размахивают платочки, с окончанием музыки присаживаются на корточки и прячутся за платочки, держа их за верхние уголки. Воспитатель берет в руки игрушку, ходит по залу и поет (на мелодию р. н. п. «Во саду ли, в огороде»):
Я по комнате хожу, деток я не нахожу.
Ну, куда же мне идти,
Где же деток мне найти?
Дети, вы где? Ау!
Дети отзываются: «Мы здесь!», взмахивают платочками и пляшут, кто как хочет.
Игру можно повторить.
Название игры 12. «Тики - так»
Цель: Работа над развитием звуковысотного слуха, голоса, чувства ритма, развивать память.
Ход игры: Педагог показывает детям упражнение. Начинать игру можно медленно, постепенно ускоряя темп.
Все пальцы собраны в кулачок. Педагог начинает упражнение:
(произносит высоким голосом)
Тики – так, тики – так, (указательные пальцы подняты вверх)
Так ходики стучат, (и ритмично покачивают ими вправо – влево)
(произносит средним голосом)
Туки – так, туки – так, (пальцы обеих рук широко раздвинуты, ладони прижать друг к другу)
Так колеса стучат. (выполнять скользящие движения пальцами от себя, к себе не отрывая ладоней друг от друга) (произносит низким голосом)
Туки – ток, туки – ток, (сжать пальцы в кулаки и стучать кулачком по кулачку)
Так стучит молоток.
Название игры 13. «Мы платочки постираем»
Цель: Работа над развитием звуковысотного слуха, голоса, чувства ритма, развивать память.
Ход игры:
Мы платочки постираем, (пальцы сжаты в кулачки, тереть кулачком по кулачку)
Крепко, крепко их потрем,
А потом по выжимаем,
Мы платочка отожмем. (выполнять движения «выжимать белье»).
А теперь мы все платочки (пальцы свободные, выполнять легкие движения кистями)
Так встряхнем, так встряхнем. (вверх – вниз).
А теперь платки мы погладим, (выполнять движение «гладим белье»)
Мы погладим утюгом. (кулачком одной руки по ладони другой)
А теперь платочки сложим (хлопки одной ладошки по другой)
И в шкаф положим. (положить руки на колени)
Название игры 14. «Овечки»
Цель: Развивать память, речевую активность детей.
Ход игры:
На лугу стоят овечки, (указательные пальчики приложить к голове в области виска и покачать слегка головой)
Шерсть закручена в колечки (поочередно соединять с большим пальчиком указательный, средний, безымянный, мизинец, выполнять сразу двумя руками).
А играет для овечек (имитировать игру на дудочке)
На свирели человек.
Название игры 15. «Солнышко»
Цель: Развитие чувства ритма, развивать речь, воображения, умение соотносить слова с движениями, внимание.
Ход игры:
Выбирают водящего – солнышко (по считалочке). Остальные дети встают в круг. Солнышко стоит в кругу, все поют:
Гори, солнце, ярче! (дети водят хоровод)
Лето будет жарче,
А зима теплее, (делают поклон и подходят к солнышку)
А весна милее!
Солнце говорит:
- Горячо! (догоняет детей)
Догнав ребенка, дотрагивается, ребенок замирает и выбывает из игры.
Название игры 16. «Пирог»
Цель: Развивать речь, воображения, умение соотносить слова с движениями, играть в команде.
Ход игры: Выбирается водящий по считалочке. Игроки становятся в две шеренги друг напротив друга. Водящий приседает в центре – он «пирог». Играющие поют и показывают движения.
Экий он высокий, (руки поднимают вверх)
Экий он широкий, (руки в стороны)
Экий он мягкий. (руками гладят живот)
Первый в каждой шеренге бежит и дотрагивается до пирога. Кто первый коснулся – уводит к себе в шеренгу, кто опоздал – становится пирогом.
Игра продолжается пока интересно играть. По окончании можно взяться за руки и устроить перетягивание.
Название игры 17. «Почта»
Цель: Развивать речь, воображения, умение соотносить слова с движениями.
Материалы и оборудование: фанты.
Ход игры: Игра начинается с переклички водящего с игроками (первый водящий воспитатель).
- Динь, динь, динь!
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города!
- А что в городе делают?
Водящий может сказать, что там танцуют, прыгают, поют и т. д. все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто ошибается или плохо выполняет, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий соберет все фанты. Игроки, чьи фанты у водящего, должны выкупить. Водящий придумывает для них задания. Затем выбирается новый водящий.
Название игры 18. «Звучащий клубок»
Цель: Знакомство с долгими и короткими звуками. Учить детей соотносить длину пропеваемого звука с определенной длиной нитки.
Материалы и оборудование: клубок ярких толстых ниток, ножницы, фланелеграф, бумажные солнышки.
Ход игры: 1. Воспитатель разматывает клубок, тянет нитку и поет: «У –у –у». Звук обрывается - нитка отрезается ножницами и кладется на фланелеграф. Подобным образом отрезаются нитки разной длины и раскладываются в любой последовательности. Педагог, проводит пальцем по ниточке, а дети пропевают звук в зависимости от длины нитки.
2. Отрезанные нитки дети берут в руки и становятся в ряд на некотором расстоянии друг от друга. Остальные дети идут за воспитателем цепочкой, каждый проводит по нитке и пропевает звук «у», соответствующий длине веревки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/07/picture-212241-1478532592.jpg)
картотека дидактических игр по познавательному развитию дошкольников старшего возраста
21 век - век кибернетики, электроники. Ребёнок уже с раннего возраста тянется к мобильному телефону, компьютеру. Осознанно или спонтанно он нажимает кнопки электронного устройста? Что привлекает...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/09/picture-72902-1673275274.jpg)
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Воспитание нравственных основ личности, любви человека к прекрасному закладываются в самом раннем детстве. Они воспитываются различными средствами, в том числе и музыкой....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/16/picture-1112579-1552744706.jpg)
Картотека дидактических игр по познавательному развитию дошкольников
Картотека дидактических игр по познавательному развитию дошкольников (средняя группа)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/17/picture-374162-1416238079.jpg)
Картотека "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей и...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/19/picture-1200891-1576779484.jpg)
Картотека дидактических игр по познавательному развитию дошкольников
Картотека дидактических игр по познавательному развитию дошкольников (средняя группа)...
Картотека дидактических игр по музыкальному развитию
В данной картотеке собраны самы лучшие дидактические игры по музыкальному развитию...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/22/picture-908147-1490209735.jpg)
Дидактическая игра по музыкальному развитию дошкольников Добро и зло"
Музыкально-дидактическая игра "Добро и зло" для дошкольников 4-5 лет...