МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация на тему

Царькова Наталья Михайловна

Воспитание нравственных основ личности, любви человека к прекрасному закладываются в самом раннем детстве. Они воспитываются различными средствами, в том числе и музыкой.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-дидактические игры

в музыкальном развитии дошкольников

Воспитание нравственных основ личности, любви человека к прекрасному закладываются в самом раннем детстве. Они воспитываются различными средствами, в том числе и музыкой. Прекрасная форма музыкальной работы с детьми музыкальные игры, важность которых, состоит в том, что, будучи самым близким и доступным для ребёнка видом деятельности, способствуют естественному ходу его личностного развития с помощью создания взрослым соответствующих для этого условий. Эти игры проводятся на основе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства, творчества и могут быть самыми разнообразными по характеру. Некоторые из них представляют собой несложные игровые действия упражнения, другие имеют определённое содержание, правила, которые организуют детей в игре. Обучении через музыкальную игру интересное и увлекательное занятие, способствует постепенному переносу интереса с игровой на учебную деятельность. Занимательная игра не перегружает ни умственно, ни физически.

В процессе музыкально-игровой деятельности игра и музыка оказывают друг на друга особое влияние. Воздействие музыкальных образов делает игру ярче, интереснее, помогает проявиться детской индивидуальности. Игра же, в свою очередь способствует полноценному восприятию музыкальных произведений. Не вызывает сомнения тот факт, что все виды музыкальных игр, используемых в дошкольном учреждении являются дидактическими, так как они представляют собой часть методики музыкального воспитания как педагогической науки и опираются на следующие дидактические принципы: воспитывающее обучение, научность, доступность и наглядность преподнесения осваиваемого материала, закрепление знаний, умений и навыков, музыкальная активность детей, связь музыкального воспитания с жизнью и интересами детей. По мнению учёных, музыкально-дидактические игры являются важным средством обучения и сенсорного воспитания, основное назначение их развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.

Задачи, которые решаются в ходе музыкально-дидактических игр, связаны с задачами музыкального воспитания:

- учить детей различать звуки по высоте и воспроизводить звуки контрастной высоты;

 - передавать несложные ритмические рисунки хлопками и в движении;

- различать громкую и тихую музыку, соизмеряя силу звука во время пения и движения в упражнениях и играх;

 - узнавать по тембру различные детские музыкальные инструменты и уметь изменять тембр голоса в игре;

 - различать характер музыки и действовать в соответствии с этой музыкой.

Вышеизложенные задачи решаются в каждой возрастной группе, но предъявляемые детям требования постепенно повышаются. В полном объёме, музыкально-дидактические игры, используются в работе со старшими дошкольниками, которые сознательно участвуют в создании игровой ситуации и выполнении игровых правил, кроме того, в этом возрасте у детей: складывается полный комплекс музыкальных способностей; музыкальное восприятие-мышление развивается в единстве и взаимодействии собственно интонационного восприятия, осознания музыки и ее индивидуальной интерпретации; более явно, чем ранее, проявляется интерес к музыке: дети не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным ее видам; формируется оценочное отношение к музыке и исполнительской деятельности; на основе опыта восприятия музыки развивается способность к обобщению несложных музыкальных явлений, обогащается эмоциональная сфера, активизируется творческий потенциал. Это даёт возможность музыкальному руководителю проводить со старшими дошкольниками достаточно большую работу по развитию музыкальных способностей. Таким образом, для детей старшего дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, труд и серьезная форма воспитания.

Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, то нам близка классификация музыкально-дидактических игр Н.А. Ветлугиной на развитие основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. Рассмотрим игры, развивающие ладовое чувство. Они способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения, различению жанра, оценке правильности звучания мелодии. В данных играх соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение. Здесь могут применяться все виды игр (настольные, подвижные, хороводные), причём настольные игры часто проводятся с наглядными пособиями, в них картинка может выполнять подсказывающую роль, привносить игровые моменты.

Слуховые представления старших дошкольников совершенствуются и в музыкальных играх, способствующих восприятию музыки посредством движений. К ним относятся сюжетные и несюжетные музыкальные игры, в которых дети должны согласовывать движения (действия персонажей) с характером музыки, сменой жанров, частей произведения, а также хороводные игры, имеющие, как правило, сюжетную канву. Если в сюжетных музыкальных играх дети младшего дошкольного возраста обычно осуществляют простейшую имитацию движений музыкально-игрового образа, то в старшем дошкольном возрасте от детей требуются эмоциональная выразительность движений, осознанное отношение к роли, более высокое качество ее исполнения в соответствии с динамикой развития музыкально-игрового образа и характером музыки. Богатым материалом для музыкальных инсценировок являются игры, построенные на простых народных мелодиях с легко запоминающимся текстом. Перед разучиванием хороводной игры музыкальный руководитель знакомит детей с песней и анализирует её образно-эмоциональное содержание. Полезно чередовать слушание музыки, сопровождающей песню и образный рассказ о быте народа, его традициях, особенностях музыкального языка. Это активизирует воображение, ассоциативное мышление ребенка, способствует поиску нужных танцевальных движений, правдивой передаче музыкального образа в пластике. Выразительный показ движений педагогом обогащает двигательный опыт детей и активизирует их самостоятельные творческие проявления в игре. Необходимо побуждать детей не только повторять показанные педагогом движения, но и самостоятельно придумывать новые их варианты и сочетания. При этом первые попытки могут проводиться в «сотворчестве» с педагогом, а потом как самостоятельные пробы. Песню в процессе игры желательно исполнять без инструментального сопровождения. В этой связи необходимо обращать внимание на точность вокального интонирования и выразительность её исполнения. Музыкальные игры с движениями приносят ребёнку радость, развивают его физически и заключают в себе возможности разностороннего развития. Они представляют исключительный интерес и в решении задач, связанных развитием у детей творческих способностей. По окончанию музыкальных игр нужно помнить о том, что выйти из игры каждый ребёнок должен с чувством эмоциональной удовлетворённости и радости от участия в ней. Для этого педагог не должен давать никаких резких оценок качества игровой деятельности ребёнка, а, наоборот, при необходимости внушать ему надежду на успех 3,4. Обобщая вышесказанное, хочется подчеркнуть, что эффективность музыкального развития старших дошкольников обеспечивается большими педагогическими возможностями музыкальных игр. В процессе игр в детском сознании возникают естественные закономерности ассоциации музыки с другими видами искусства, а также с самой жизнью, которые формируют эстетический взгляд и воспитывают культуру ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкально - дидактических игр в совершенствовании музыкального развития детей

Методическая разработка на тему:  Роль музыкально - дидактических игр в детском саду...

Методическая разработка на тему: "Роль музыкально-дидактических игр в совершенствовании музыкального развития детей".

Роль музыкально-дидактических игр в совершенствовании музыкального развития детей. Каждая игра должна иметь чёткую педагогическую направленность, при помощи которой музыкальный руководи...

МАСТЕР-КЛАСС «МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоени...

"Основные виды музыкально-дидактических пособий и игр в музыкальном развитии дошкольников

Даннная статья была опубликована в сборнике " Современные технологии обучения и воспитания в художественном образовании"....

Консультация для воспитателей «Наглядные пособия и музыкально – дидактические игры в музыкальном воспитании дошкольников»

В современных условиях перед педагогами стоит задача широкого использования наиболее эффективных средств обучения и воспитания....

Дидактическая игра по музыкальному развитию дошкольников Добро и зло"

Музыкально-дидактическая игра "Добро и зло"  для дошкольников 4-5 лет...

Кинезиологические игры в музыкальном развитии дошкольников

Кинезиологические игры в музыкальном развитии дошкольников благотворно влияют на весь Спектор умственных и психологических процессов...