Кинезиологические игры в музыкальном развитии дошкольников
методическая разработка

Бондарева Ольга Евгеньевна

Кинезиологические игры в музыкальном развитии дошкольников благотворно влияют на весь Спектор умственных и психологических процессов 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Кинезиологические игры в музыкальном развитии дошкольников.

Одним из главных условий реализации художественно-эстетического развития в ДОУ, является создание оптимальной среды для формирования у детей социально-нормативных возрастных характеристик, через активное задействование ведущего вида непосредственной деятельности дошкольников – игры.

Ознакомившись с трудами виднейших отечественных педагогов-психологов, занимавшихся этой проблемой (Л. Выготского, Д. Эльконина, В. Разумного и др.), можно с уверенностью сказать, что музыкальное творчество детей в форме игры – прямой путь вовлечения их в музыку, активный способ познания закономерностей музыкального языка, эффективный метод формирования комплекса музыкальности в целом.

В собственном педагогическом опыте я отдаю предпочтение именно игровым формам организации музыкальной деятельности детей не случайно. Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психической деятельности. По экологическим, медицинским и социальным причинам в наше время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями. Раннее выявление подобных проблем позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребёнка. Эти объективные факторы обусловили особый интерес к одному из средств преодоления речевых проблем, а именно – к жанру музыкальной пальчиковой игры.

Нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Большинство таких упражнений несут и обучающую нагрузку: одни направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названиями частей тела и самих пальчиков и т.д. Во многих из них ребёнок действует двумя руками - это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве.

Благодаря непосредственному комплексному воздействию музыки на человека в ходе двигательной активности под аккомпанемент или с пением улучшаются выразительность, ритмичность движений, их чёткость, координация, плавность, слитность, переключаемость; развиваются интонация, слух, внимание, память; воспитывается временная ориентировка, то есть способность уложить свои движения во времени в соответствии с различным ритмическим рисунком мелодии.

Использование в педагогической практике музыкальных пальчиковых игр опирается на определённые принципы и методы: прежде всего, это направленность на создание общей благоприятной атмосферы. Процесс совместного музицирования вызывает эмоциональный отклик у детей, развивает мышление и фантазию. Перед игрой необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения, что позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнения.

Учитывая, что объём детского внимания невелик, важно помнить о принципе доступности материала: лаконичные песенки-игры с ясной формой, запоминающейся мелодией в удобном диапазоне способствуют развитию певческих навыков. Вспомогательным моментом может стать небольшое вступление: оно настроит детей на определённый характерный образ и поможет в восприятии игры. Особенно актуальны принципы постепенности и систематичности. Важно подобрать упражнения так, чтобы они соответствовали индивидуальным и возрастным особенностям ребёнка. В перспективе хотелось бы направить детей не только на повторение, но и на самостоятельный творческий процесс придумывания движений и интонаций.

Концентрации внимания ребёнка и его распределению помогает выразительность подачи материала: многообразные интонации в голосе, чёткая дикция, выразительная мимика, и яркое художественное исполнение песни. Процесс может сопровождаться показом ярких иллюстраций. К примеру, дети очень эмоционально реагируют на слайд-шоу, предварительно подготовленное и демонстрируемое с помощью проектора на большой экран. Также большой интерес дошкольников вызывает процесс коммуникации с персонажем кукольного или пальчикового театра.

В своей работе я использую материалы известных авторов, музыкальные пальчиковые игры, подробное описание которых предложено далее:

Музыкально-игровая деятельность с использованием пальчиковых, речевых и музыкально-ритмических игр.

Цель: развитие способности детей к действиям в ситуации музыкально-игрового общения, формирование чувства ритма.

Задачи:

1.Коррекционные:

*развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма;

*формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

2.Оздоровительные:

*укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;

*развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

*развитие «мышечного чувства» (способности снимать
эмоциональное и физическое напряжение);

*развитие быстроты двигательной реакции.

3.Образовательные:

*обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

*развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

*формирование умственных умений и действий.

4.Воспитательные:

*воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;

*эстетическое отношение к окружающему;

*развитие чувств, эмоций высшего порядка.

5.Развивающие:

*познавательную активность;

*устойчивый интерес к действованию;

*саморегуляцию и самоконтроль.

Программное содержание:

1. Пальчиковая речевая игра «Здравствуйте» по стихотворению Т. Сикачёвой.

2. «Утречко» (русская народная игра) Пальчиковая речевая игра.

3. «Прогулка», музыкальная пальчиковая игра. Слова народные, муз. И. Бодраченко.

4. «Мизинчик», пальчиковая игра по стихотворению И. Токмаковой. Модель И. Бодраченко.

5. «Пальчик мой»музыкально-речевая игра, муз.и сл. И. Бодраченко.

6. «Сова», пальчиковая речевая попевка, слова народные, муз. И. Бодраченко.

7. «Ай, туки-туки-туки» (русская народная потешка), пальчиковая игра. Модель Т. Боровик.

8. «Мы по садику гуляем» (Американская песня), музыкально – ритмическая игра. Модель Т. Боровик.

9. «Цветки», пальчиковая игра И. Бодраченко.

10. «Ленивый жук», звуко – речевая игра по стихотворению В. Фишкина. Модель Т. Боровик.

11. «Божья коровка», слова Успенского, музыка Ю. Энтина.

Методические приёмы:

Сочетание наглядно – практических методов, наглядно – словесных, методы проблемного обучения.

Оборудование:

мультимедийное оборудование, пианино, музыкальная фонограмма, большая ромашка с жучками «Божья коровка».

Ход занятия

В зал под спокойную музыку входят дети старшей группы.

Музыкальный руководитель (м. р.). Здравствуйте, ребята.

Дети. Здравствуйте.

М. р. Так приятно говорить друг другу слова приветствия. А знаете ли вы, что можно здороваться стихами? Давайте сейчас попробуем поздороваться именно так. Но, мы будем здороваться не только друг с другом, но и с «солнцем золотым» (скрещивает кисти рук, расставив пальцы), с «небом голубым» (поднимает руки вверх), «вольным ветерком» (качает поднятыми вверх руками), «маленьким дубком» (соединяет запястья рук, разведя кисти рук в стороны), с «утром» (мягкий жест правой рукой вправо), с «днем» (такой же жест левой рукой влево'), и представьте себе, мы можем поздороваться даже с курицей на улице (изображает двумя руками крылышки). Итак, если вы готовы, то я начну, а вы мне обязательно помогайте.

Пальчиковая речевая игра

по стихотворению Т.Сикачёвой.

М. р.

Я здороваюсь везде - дома и на улице,

Даже «здравствуй» говорю я соседской...

М.р. и дети. ...курице (вместе с взрослым дети показывают «крылышки»).

Здравствуй, солнце золотое! (Показывают «солнце»)

Здравствуй, небо голубое (Показывают «небо»)

Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают «ветерок»)

Здравствуй, маленький дубок! (Показывают «дубок».)

Здравствуй, Утро! (Жест вправо, правой рукой)

Здравствуй, День! (Жест влево, левой рукой)

Нам здороваться не лень. (Руки разводят по сторонам)

Методическое пояснение
к игре «Здравствуй»

Дети не только вместе с педагогом руками показывают то, о чем идет речь в стихотворении. Они еще и произносят слова в разных звуковых регистрах и в различной речевой манере:

«...курице» - высокий регистр;

«солнце золотое» - средний регистр;

«небо голубое» - низкий регистр;

«вольный ветерок» - средний регистр, нараспев;

«маленький дубок» - высокий регистр, нараспев;

«утро» - средний регистр;

«день» - низкий регистр;

строка «Нам здороваться не лень» - в среднем регистре.

М. р. Ребята, как замечательно у нас с вами получилось! Понравилось вам здороваться стихами? (Ответы детей.) А с кем мы еще не поздоровались? (Ответы детей.) И с нашими пальчиками мы еще не поздоровались. А ведь они у нас хоть еще и маленькие, но уже ловкие, да умелые. Пальчики у нас все разные, и у каждого свой характер.

Мизинчик у нас какой? (Маленький да озорной.)

Безымянный? (Тихий, несмелый, робкий, неумелый.)

Средний? (Самый вежливый.)

Указательный? (Он все знает и всех поучает.)

А Большой? (Самый большой, трудолюбивый такой.)

М. р. А еще у каждого пальчика есть свое имя. Вот и давайте сейчас вспомним их имена и поздороваемся с пальчиками и с ладошкой.

Утречко (русская народная игра)

Пальчиковая речевая игра (по методическим материалам из сб.: Рузина М. С., Афонькин С.Ю.

«Страна пальчиковых игр»)hello_html_9b61de5.jpghello_html_2aa2cbff.jpghello_html_m4eaa5206.jpghello_html_m604e5973.jpg

Вставай, Сиротка! (Рис.6)

И крошка Митрошка! (Рис.7)

Прогулка

музыкальная пальчиковая игра

Слова народные Муз. И. Бодраченко

Вот большой идет гулять: Топ, топ, топ, топ.

А вторые догонять: Топ-топ, топ-топ, топ-топ, топ.

Третьи пальчики бегом, все бегом, все бегом.

А четвертые прыжком, да прыжком, да прыжком

Пятый пальчик поскакал, поскакал, поскакал,

И в конце пути... упал! Да, упал!

Мизинчик

Пальчиковая игра по стихотворению И. Токмаковой. Модель И. Бодраченко

Маленький мизинчик (сжав руки в кулаки, выставляют вверх мизинцы)

Плачет, плачет, плачет (трижды сгибают и выпрямляют мизинцы).

Безымянный не поймет (сжав руки в кулаки, выставляют безымянные пальцы)

-Что все это значит? (Прижимают безымянные пальцы к вискам и трижды качают головой)

Средний пальчик очень важный (сжав руки в кулаки, выставляют средние пальцы),

Не желает слушать! (Зажимают средними пальцами уши.)

Указательный спросил (сжав руки в кулаки, выставляют указательные пальцы)

-Может, хочет кушать? (Сжав руки в кулаки, приставляют указательные пальцы к животу?)

А Большой бежит за рисом (сжав руки в кулаки, выставляют большие пальцы),

Тащит рису ложку (соединяют кулачки с выставленными большими пальцами - «ложка»),

Говорит: - Не надо плакать (подняв большие пальцы вверх, покачивают ими - пальцы «разговаривают»),

-На, поешь немножко! (Протягивают соединенные кулаки с отставленными большими пальцами вперед.)

Как Мизинчик кашу съел (сжав руки в кулаки, выставляют большие пальцы и мизинцы, трижды соединяют и разъединяют их - «кормят» Мизинчик),

Тут же он повеселел (сжав руки в кулаки, сгибают и разгибают мизинцы),

Может он теперь опять (раскрывают ладоши)

С пальчиками поиграть! (Шевелят всеми пальцами.)

Пальчик мой

Музыкально-речевая игра

Муз. и сл. И. Бодраченко.

Пальчик мой, пальчик мой (показывают правую руку, затем левую'),

Поиграй-ка ты со мной (вращают кистями рук, движение «фонарики»).

Пальчик раз (показывают выставленные указательный и средний пальцы правой руки, остальные сжаты в кулак),

Пальчик раз (те же движения левой рукой) –

Вышел Заинька у нас (приставляют пальцы к голове - «ушки»),

Ушки длинные у Зайки,

Из кустов они торчат,

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат (дети прыгают на двух ногах, руки перед грудью - «лапки»),

Пальчик мой, пальчик мой (движения как в 1-м куплете),

Поиграй-ка ты со мной.

Пальчик раз, пальчик раз (показывают ладонь правую, затем — левую) —

Вышла Курочка у нас (делают «крылышки»),

Курочка по улочке ходит, ходит, ходит (свободно гуляют по залу, помахивая «крылышками»)

Курочка-хохлатушка зернышки находит (присев на корточки, соединяют ладоши-«клювики» и клюют)

Курочка-хохлатушка прыг на крыльцо (подпрыгивают на двух ногах, взмахивая «крыльями»)

Курочка-хохлатушка снесла тебе яйцо (соединяют ладошки - несут «яйцо»),

Пальчик мой, пальчик мой (движения как в 1-м куплете),

Поиграй-ка ты со мной.

Пальчик раз, пальчик раз (выставляют указательный палец правой руки, затем указательный палец левой руки) -

Вышла Козочка у нас (приставляют пальцы к голове - «рожки»),

У Козы торчат рога (наклонив голову, покачивают «рожками»),

У Козы торчат рога,

Может забодать она! Ме-е-е («бодают» друг друга)

Сова

Пальчиковая речевая попевка

Слова народные муз. И.Бодраченко

В лесу (соединяют запястья рук, разведя расставленные пальцы в стороны)

Темно (закрывают ладонями глаза, локти в сторону),

Все спят (соединяют ладони вместе - «подушечка»)

Давно (кладут «подушечку» себе на правое плечо, наклоняют к правому плечу голову)

Одна Сова не спит (приставляют сомкнутые большие и указательные пальцы к глазам - «глаза» Совы; текст произносят нараспев в низком голосовом регистре)

Не спит (руки на поясе, локти назад, грудь вперёд).

На суку сидит (убирают руки за спину, выгибают грудь – «важная Сова»; текст произносят в среднем голосовом регистре),

Да как полети-ит! (Разводят руки в стороны, «перелетают» на другое место; текст произносят нараспев в высоком голосовом регистре).

Методические рекомендации к игре «Сова»

Игра повторяется три раза, причем тональность попевки каждый раз поднимается на 1/2 тона.

М. р.

Летела Сова -

Большая голова.

Как она летела -

Во все стороны глядела.

И увидела большую поляну. А на ней можно и потанцевать.

Ай, туки-туки-туки (русская народная потешка)

Пальчиковая игра. Модель Т. Боровик

Ай, туки-туки-туки (сжав руки в кулаки, выставив указательные пальцы, постукивают ими друг о друга'),

Застучали молотки (поочередно постукивают сжатыми кулаками),

Застучали молотки (скрещивают попеременно запястья рук, кулаки сжаты),

Заиграли локотки (легко одновременно приподнимают и опускают локти).

Кулачок - на бочок (показывают правый кулак, кладут его на правый бок),

Кулачок - на бочок (показывают левый кулак, кладут его палевый бок),

Будет танец «Гопачок» (делают перетопы двумя ногами, руки на поясе).

Чоки-чок, чоки-чок (постукивают правым каблуком),

Бойко пляшет башмачок (делают перетопы двумя ногами).

Чоки-чок, чоки-чок (постукивают левым каблуком),

Оторвался каблучок! (Прыгают на правой ножке, обхватив левую под коленом двумя руками.)

Что же делать! (Разводят руки в стороны, спрашивают у детей, стоящих справа.)

Как нам быть? (Разводят руки в стороны, спрашивают у детей, стоящих слева.)

Надо каблучок прибить! (Разводят обе руки в стороны, затем садятся на ковер.)

Ай, туки, туки, туки (как в начале игры, но сидя на ковре),

Застучали молотки (стучат правым кулаком по левому каблуку, согнув ногу),

Застучали молотки (стучат левым кулаком по правому каблуку),

Мы прибили каблуки! (Встают, разводят руки в стороны.)

В новых башмаках опять

Можем мы идти гулять! (Важно гуляют по залу, руки на поясе.)

Мы по садику гуляем (Американская песня)

Музыкально – ритмическая игра. Модель Т. Боровик.

1часть 2часть

Мы по садику гуляем, Сделай раз, два, три,

Ну-ка, погляди. Сделай раз, и два, и три,

Мы по садику гуляем, А теперь со мною вместе,

Ну-ка, повтори. Ну-ка, повтори.

Методические рекомендации к игре.

1ч. музыки. Дети и взрослый поют и свободно гуляют по залу, в конце куплета останавливаются, повернувшись лицом к взрослому, руки за спиной.

2ч. музыки. Первая строка – дети смотрят, как взрослый поёт и прохлопывает ритмический рисунок.

Вторая строка – взрослый смотрит, а дети повторяют его ритмический рисунок.

Третья строка – поют, показывая сначала правую ладонь, затем левую.

Четвёртая строка – выполняют три хлопка в ладоши.

М. р.

Славно в садике гулять (ходит по залу),

Да цветочки собирать (собирают «цветы»),

Да на травушке сидеть (садятся на ковёр)

В небо чистое глядеть (смотрят в «небо»).

Мы немного посидим,

На цветочки поглядим.

Цветки

Пальчиковая игра И. Бодраченко.

Наши алые цветки (соединяют чуть согнутые ладони – «бутон»)

Распускают лепестки (разводят пальцы в сторону, запястья соединены – «раскрылся бутон»).

Ветерок чуть дышит (тихонько дуют на «цветок»),

Лепестки колышет (качают «цветком»).

Наши алые цветки

Закрывают лепестки (соединяют пальцы рук – вновь перед нами «бутон»).

Головой качают (покачивают «бутоном» вправо – влево),

Тихо засыпают (сомкнутые соединённые ладони складывают в кулачки – «цветки спят»).

Утром ранним все цветки (вновь делают «бутон», постепенно поднимают его вверх – «бутон тянется к солнцу»)

Вновь распустят лепестки (разводят пальцы рук в стороны – «бутон расцвёл»).

М. р.

Ой, смотрите, на цветок

Прилетел и сел жучок.

Ленивый жук.

Звуко – речевая игра по стихотворению В. Фишкина. Модель Т. Боровик.

Я немного пожужжу – жж-----------------------------------

На ромашке полежу – жж

Муха в воздухе летает – вз

Я на муху погляжу – жж

Поглядел и есть пора – жж ням жж ням

ням жж ням жж

На обед у нас кора – ням ням

Ням ням

Ням ням

Пожую, спою жужжалку: жу-

жу- жу-

жу- жу-

жу- жу-

жу- жу-

Затушить мне надо свечку (набирают много воздуха в рот и с силой выдувают)

И улягусь до утра-а-а…

Потому, что спать пора – тс-с-с-с.

Методические рекомендации к игре.

Все звукоподражания сопровождаются соответствующими движениями.

1-я строка – трепещут разведёнными в стороны пальцами рук – «полёт жука»;

2-я строка – покачиваются из стороны в сторону, как на качелях;

3-я строка – глазами прочерчивают в воздухе траекторию полёта мухи;

4-я строка – головой повторяют траекторию полёта мухи;

5-я строка - поглаживают «животик», предвкушая вкусную еду;

6-я строка – «едят»;

7-я строка – поют гамму в ре мажоре;

8-я строка – набирают много воздуха в рот и с силой выдувают;

9-я строка – зевают;

10-я строка – ложатся на ковёр, «засыпают».

Музыкальный руководитель незаметно ставит в центр большую яркую коробку, сделанную в виде огромной ромашки. В ней жучки.

М. р. Ребята, какая большая и красивая ромашка! Может быть, и в ней кто-нибудь спит? Пойду, погляжу... и правда, жучок, да не один! А что за жучок догадайтесь сами:

Надевает эта крошка

Платье красное в горошек,

И летать умеет ловко!

Это...

Дети. Божья коровка!

М. р. Верно. На улице так прохладно, лето уже далеко. Жмутся они друг к дружке, чтобы не так холодно было. А давайте, ребята, согреем их теплом наших рук и наших сердец. Возьмем их на ладошку, да песенку им споем – колыбельную.

(Дети берут - каждый по жучку, рассаживаются на ковре).

Божья коровка.

Песня исполняется под минусовую фонограмму «Божья коровка» - на слова В. Успенского, на музыку Ю. Энтина.)

1.Летать Коровка может,

Представь себе - летает,

Не зря коровку «Божьей»

Все люди называют.

Припев: Божья коровка, улети на небо,

Принеси мне хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого.

2.Волшебная – «Коровка»

Уселась на ладошку.

Давай ее подбросим

И скажем на дорожку:

Припев: тот же.

М. р. Ребята, а вы заметили, что настроение у всех «Божьих коровок» разное; некоторые грустят, некоторые улыбаются, а чья-то задумалась о своем, о «божьем». Давайте покажем друг другу своих «Коровок» и поменяемся ими.

(Дети свободно ходят по залу, рассматривают жучков, меняются ими.)

Теперь у каждого из вас новый дружок-жучок. Теперь вы можете заботиться о нем и играть с ним.

М. р. Наше занятие подходит к концу. Вам понравилось занятие? Что вам больше всего запомнилось?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Воспитание нравственных основ личности, любви человека к прекрасному закладываются в самом раннем детстве. Они воспитываются различными средствами, в том числе и музыкой....

Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование кинезиологических методов в физическом развитие дошкольников»

Актуальность темы:  проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике дошкольного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализац...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Использование кинезиологических упражнений в речевом развитии дошкольников»

Аннотация Современный мир меняется стремительно: запросы общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и постараться стать успешным. Поэто...

Кинезиологические игры и упражнения для дошкольников

Кинезиологические игры и упражнения  для дошкольников....

"Музыкальное развитие дошкольников через игру. Музыкальные игры с предметами на каждый день"

Презентация  для воспитателей  разных возрастных групп и педагогов....

Дидактическая игра по музыкальному развитию дошкольников Добро и зло"

Музыкально-дидактическая игра "Добро и зло"  для дошкольников 4-5 лет...

Кинезиологические игры и упражнения для дошкольников, на развитие межполушарного взаимодействия головного мозга.

Консультации для родителей. Игры и упражнения  для развития межполушарного взаимодействия....