Специфика игровой деятельности в музыкально-педагогическом процессе в условиях реализации ФГОС ДО
статья по музыке

Сарви Людмила Николаевна

Аннотация: автор описывает роль игровой деятельности в музыкальном развитии детей дошкольного возраста. В статье выделены музыкальные умения, формируемые с помощью игровой деятельности для каждого из периодов дошкольного возраста.

Ключевые слова: игровая деятельность, музыкальное воспитание, ребенок дошкольного возраста.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Специфика игровой деятельности в музыкально-педагогическом процессе в условиях реализации ФГОС ДО

Подготовила: музыкальный руководитель Сарви Людмила Николаевна

Аннотация: автор описывает роль игровой деятельности в музыкальном развитии детей дошкольного возраста. В статье выделены музыкальные умения, формируемые с помощью игровой деятельности для каждого из периодов дошкольного возраста.

Ключевые слова: игровая деятельность, музыкальное воспитание, ребенок дошкольного возраста.

Музыкальное воспитание проводится в разных формах музыкальной деятельности: слушание музыки; творческой деятельности, исполнительстве; игровой деятельности. Музыкальные способности дошкольников наиболее эффективно совершенствуются в игровой деятельности и в собственном творчестве детей, в создании ими музыкальных образов, основанных на усвоенных знаниях о музыке. Игровая деятельность как один из видов музыкального творчества, в методическом плане находит свое выражение в навыках передачи информации, понимании состояния ребенка, в организации взаимодействия с детьми, в искусстве воздействия на партнера, в искусстве регулировать собственное психическое состояние и т. п. В процессе реализации музыкально-игровой деятельности у детей осуществляется процесс самооценки личного опыта в данной области, осознание собственных возможностей, культивирования индивидуальности личности. У ребенка происходит переход из позиции потребителя в позицию творца. В процессе игровой деятельности развивается интерес в сфере музыкального искусства, музыкальные интересы дошкольника становятся более содержательными, актуализируется их эмоциональная сфера. В среднем дошкольном возрасте, например, благодаря увеличившейся самостоятельности и полученному музыкальному опыту ребенок 4–5 лет становится уже активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности. Чувственное познание свойств музыкального звука и двигательное, перцептивное восприятие метроритмической основы музыкальных произведений дают возможность ребенку дошкольного возраста интерпретировать услышанную музыку, ориентируясь в средствах ее выражения. Умение определить характер и настроение музыки вызывают у ребенка потребность и желание пробовать себя в попытках самостоятельного индивидуального исполнительства. Условия организации музыкальной деятельности детей этого возраста должны создавать единство эмоционального и художественного компонентов развития. Педагогическое содействие в музыкальном воспитании детей заключается в тщательном выборе музыкального репертуара и музыкальных игр, в которых музыка ясно транслирует эмоции, настроение. Важно обучить ребенка использовать усвоенные им средства создания собственных музыкальных образов, характеров, настроений – голосом, движениями, приемами игры на инструментах. Поэтому именно в среднем возрасте особенно важно обучение детей технике пения, танца, музицирования. Особенно значимым выступает подбор способов и форм такого обучения, чтобы сохранить у ребенка интерес к музыке как способу самореализации. На основе сформировавшегося метроритмического чувства у детей развивается интонационный, тембральный, ладовый слух, музыкальная память. На это развитие направлены специальные музыкальные игры, песенные и инструментальные импровизации. Дети 4–5 лет могут отличать настроение в музыке (радость, печаль, задумчивость), определять двух- и трехчастную форму музыкальных произведений, понимают, что посредством музыки можно выразить характер человека (резвый, злой, плаксивый) или изобразить что-либо, например, бегущую собаку, летящий самолет, темную ночь, закат, море. В играх, путем ассоциаций, дети усваивают музыкальные понятия об интервалах, например, секунда («мышка»), терция («кошка»), кварта («ворона»), квинта («кит»), секста («олень»), септима («носорог»), октава («жираф»). У детей старшего дошкольного возраста формируется одно из важных умений – использовать полученный на занятиях в детском саду музыкальный опыт в иной среде, например, применять его в домашнем музицировании, пении. Все это говорит об уровне усвоения им музыкальной культуры. В этом возрасте источником получения музыкальных впечатлений выступает не только педагог, но и сам прекрасный мир музыки. Дети уже способны сами обнаруживать связи музыки с литературой, живописью, театром.

Закономерности и особенности развития психических процессов старшего дошкольника позволяют формировать и развивать его художественный вкус, музыкальную эрудицию. Он не только чувствует, но и познает музыку, разнообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций. Естественной базой и предпосылкой для получения знаний становится полученный в младшем и среднем дошкольном возрасте эмоционально-практический опыт взаимодействия с музыкой.

Ребенок старшего дошкольного возраста с удовольствием принимает участие в играх на ритмическое многоголосие; слышит двух- и трехдольный ритм и исполняет его на различных ударных инструментах, с речевыми играми в коллективе детей. Детям особенно нравится импровизировать в пении, танце, игре на музыкальных инструментах, создавать оригинальные мелодические фразы и песенки на предлагаемый текст; объединять движения в танец.

Список литературы

1. Радынова О. Слушаем музыку: книга для воспитателя и музыкального руководителя / О. Радынова. – М.: Педагогика, 2004. – 134 с.

2. Тарасова К.В. К вопросу об уровне развития музыкальности у детей-до-школьников. Об уровне развития музыкальности у младших дошкольников (не обучавшихся музыке) [Текст] / К.В. Тарасова // Новые исследования в психологи. – 2003. – №1 (20). – С. 59–64.

3. Халабузарь П.В.Теория и методика музыкального воспитания / П.В. Халабузарь, В.С. Попов. – СПб., 2000. – 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Место и роль игровой деятельности дошкольника в образовательном процессе в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

ИГРА — это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата....

Познавательно-исследовательская деятельность – средство интеллектуального развития дошкольника в условиях реализации ФГОС в образовательном процессе дошкольного учреждения

Методическая разработка педагогического совета "Познавательно-исследовательская деятельность – средство интеллектуального развития дошкольника в условиях реализации ФГОС  в образовател...

Игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска  в нашем случае  стала  тематическая папка или &laq...

МАСТЕР-КЛАСС «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта по использованию современных образовательных технологий  в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкол...

Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . . Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"

Представляю вашему вниманию  развивающие игры на липучках, которые стали для меня  очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...

Специфика игровой деятельности в музыкально-педагогическом процессе в условиях реализации ФГОС ДО

Аннотация: автор описывает роль игровой деятельности в музыкальном развитии детей дошкольного возраста. В статье выделены музыкальные умения, формируемые с помощью игровой деятельности для каждого из ...