"Что такое осень?"
план-конспект занятия по музыке (старшая, подготовительная группа)

Ольга Евгеньевна Сергеева

Конспект ООД по музыкальному воспитанию в старшей/подготовительной группе с применением элементов интерактивной технологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ood_chto_takoe_osen.doc74.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №1 «Солнышко» с. Мишкино

муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию

в старшей/подготовительной к школе группе

на тему

«Что такое осень?»

Подготовила и провела

музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МБДОУ – детский сад №1 «Солнышко» с. Мишкино

Сергеева О.Е.

Мишкино – 2020

  1. Организационная информация.
  1. Доминирующая образовательная область: художественно-эстетическое развитие (согласно ФГОС ДО).
  2. Вид деятельности детей: музыкальное восприятие, инструментальное музицирование, певческая, музыкально-ритмическая, творческая, игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.
  1. Методическая информация
  1. Тема образовательной деятельности: Что такое осень?
  2. Методические приемы реализации содержания занятия: музыкальные упражнения, интенсивный тренинг, моторно-двигательное уподобление характеру звучания музыки, сочинение ритмического рисунка, чтение ритмосхемы, исполнение песен, танцев для гостя занятия, создание проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций, интерактивная беседа, body percussion.
  3. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
  4. Возрастная группа: Старшая/подготовительная к школе группа.
  5. Цель: обобщить знания о приметах осени.
  6. Задачи:
  1. Образовательные: познакомить с пьесой П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года», активизировать словарь по теме «Осень», продолжать обогащать словарь детей новыми словами «молодичка», «невеличка», побуждать сочинять свой ритмический рисунок, формировать навыки работы с ритмосхемами, закрепить знание примет осени.
  2. Развивающие: развивать познавательный интерес в процессе партнерской деятельности взрослого и ребенка, умение выполнять плавные движения руками с листочками, умение аккомпанировать пению в стиле bodi percussion, чувство ритма, вокальные навыки, речь, память.
  3. Воспитательные: воспитывать эмпатию, чувство взаимопомощи, эмоциональную отзывчивость, любовь к красоте родного края.
  4. Интегративные:
  • Социально-коммуникативное развитие: развивать умение взаимодействовать с взрослым и сверстниками, эмоциональный интеллект, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, позитивные установки к различным видам творчества.
  • Познавательное развитие: развивать познавательную мотивацию, мышление, память, внимание, воображение, творческую активность, умение адекватно оценивать свою деятельность в процессе ООД.
  • Речевое развитие: обогащать активный словарь, развивать связную, грамматически правильную речь, формировать правильную артикуляцию гласных звуков.
  • Физическое развитие: развивать координацию движений, крупную и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве, закрепить правильное выполнение бокового галопа, настороженного шага.
  1. Словарная работа: листопад, молодичка, молодиченька, невеличенька.
  2. Организация среды для проведения организованной образовательной деятельности: музыкальный центр, аккордеон, магнитная доска, иллюстрации «Золотая осень», «Поздняя осень», «Дождь», «Перелетные птицы улетают на юг», «Листопад», «Пугало в огороде осенью», «Осенние ягоды: калина и рябина», «Заготовка дров», «Большой Ух»: испуганный, недовольный, в недоумении, спокойный, внимательный, радостный, аудиозаписи «Марш» Ж.Б. Люлли, «Контрданс» Ф. Шуберта, «Осенняя песнь» П.И. Чайковского, «Пугало» Е. и К. Железновых, ритмосхема, клавесы, ложки, листочки для танца ( по два на каждого ребенка), маленькие листочки желтого и коричневого цветов для рефлексии.
  3. Предварительная работа: просмотр мультфильма «Большой Ух», разучивание песни «Осень милая, шурши» М. Еремеевой, русской народной прибаутки «Скок, скок-поскок», танца «Падают листья» М. Картушиной, русской народной песни «На горе-то калина», ритмической игры «Капли», игры «Пугало».

  1. Вход в зал под музыку.

«Марш», муз. Ж.Б. Люлли.

1 часть (такты 1 – 16) – дети ходят в колонне по одному «высоким шагом», движения рук – энергичные и четкие. 2 часть (такты 17 – 32) – дети идут тихим, осторожным шагом в произвольном направлении, движения рук более сдержанные. 1 часть (повторение) – двигаются так же, как в начале, постепенно перестраиваясь в колонну.

  1. Приветствие.

Музыкальный руководитель. Скажите, какое время года сейчас?

Дети. Осень.

Музыкальный руководитель. Поприветствуем друг друга по-осеннему: «Всем, всем, всем осенний наш привет!». (На звуках тонического трезвучия в восходящем, затем в нисходящем звучании.)

  1. Музыкально-ритмические движения.

Музыкальный руководитель. Ребята, вспомним, как выполняется боковой галоп. Кто может показать всем, как правильно выполнять это движение?

(Ребенок показывает.)

Музыкальный руководитель. Сейчас все вместе исполним боковой галоп. Обратите внимание, что носки ног всегда смотрят в центр круга, пятку ставим к пятке, голову поворачиваем по ходу движения, шаги небольшие.

«Боковой галоп»: «Контрданс», музыка Ф. Шуберта.

Дети садятся на стульчики под «Праздничный марш», муз. Ф. Гершовой.

  1. Объявление темы ООД.

Музыкальный руководитель. Я сегодня зашла в зал и услышала, как кто-то поет: «Мы веселые медузы, мы похожи на арбузы». Как вы думаете, кто это?

Дети. Большой Ух.

Музыкальный руководитель. (вывешиваю на доску иллюстрацию «Испуганный Большой Ух».) Ой, ребята, какой-то он испуганный… Большой Ух говорит, что в прошлый раз, когда он был на нашей планете, всё здесь было совершенно другим. Листья на деревьях были зелеными, а сейчас – желтые, красные, оранжевые. Тогда было темно, а сейчас светло. Почему так?

Дети. Тогда была летняя ночь, а сейчас осенний день.

Музыкальный руководитель. А что такое осень? Большой Ух не знает. Ребята, давайте поможем Большому Уху, расскажем ему, что же такое осень. Согласны? (Дети отвечают.) Какие приметы осени вы знаете?

(Дети называют приметы осени, вывешиваю на доску иллюстрации «Дождь», «Перелетные птицы улетают на юг», «Листопад», «Люди убирают урожай. Пугало в огороде осенью», «Осенние ягоды: калина и рябина», «Заготовка дров».)

  1. Распевание.

Музыкальный руководитель. Вы сказали, что люди готовятся к холодам, заготавливают дрова, чтобы топить печку. А мы с вами знаем попевочку «Скок, скок-поскок», в которой молодичка поехала за дровами. Ребята, а кто такая молодичка?

Дети. Молодая девушка.

Музыкальный руководитель. Молодиченька – то же самое, только ласково называют девушку. А почему говорят «невеличка»?

Дети. Потому что она небольшого роста.

Музыкальный руководитель. Исполним попевку для Большого Уха?

Исполняется русская народная прибаутка «Скок, скок-поскок» a capella с использованием элементов body percussion. (Обратить внимание на чистоту интонирования.)

Скок, скок-поскок,

Хлопают в ладоши.

Молодой дроздок,

Шлёпают по коленям.

По водичку пошёл,

Хлопают в ладоши.

Молодичку нашёл.

Шлёпают по коленям.

Молодиченька,

Ударяют кулачками друг о друга,

Невеличенька.

по бедрам,

Сама с вершок,

друг о друга,

Голова с горшок.

по коленям.

Молодичка молода,

Поочерёдные шлепки по коленям.

Поехала по дрова.

Щёлкают.

Зацепилась за пенёк,

Поочерёдные шлепки по коленям.

Простояла весь денёк.

Щёлкают.

         Композиция движений

М. Картушиной.

(Меняю иллюстрацию, «Большой Ух рассерженный».)

Музыкальный руководитель. Ребята, как вы думаете, понял Большой Ух, что такое осень?

Дети. Нет.

Музыкальный руководитель. Почему? Какое у него настроение?

Дети. Он сердитый.

Музыкальный руководитель. Давайте расскажем еще о других приметах осени. Может быть, тогда Большому Уху станет понятнее. О какой примете расскажем? (Дети выбирают примету, работаем с блоком, посвященным данной примете. Блоки могут меняться местами. По окончании блока изображения Большого Уха меняются, спрашиваю у детей, как меняются эмоции Большого Уха.)

  1. Блок «Дождь».

Развитие чувства ритма, музицирование.

Музыкальный руководитель. Расскажем о дожде игрой «Капли». Только исполним ее мы по-новому. Сегодня мы будем простукивать ритм на ложках. А в конце ведущий простучит нам свой ритмический рисунок, мы внимательно послушаем, запомним и повторим его все вместе. (Выбираем ведущего.)

Ритмическая игра «Капли»

Капля раз, капля два,

Простукивают целыми длительностями.

Капли медленно сперва.

Простукивают половинными.

Потом стали поспевать,

Капля каплю догонять.

                         М. Новикова

Простукивают четвертными.

Ведущий простукивает свой ритмический рисунок, дети по сигналу взрослого повторяют его.

  1. Блок «Листопад».

Музыкальный руководитель. Давайте объясним Большому Уху, что такое листопад.

Дети. Явление в природе, когда листья опадают с деревьев.

Музыкальный руководитель. Какое музыкальное произведение поможет нам рассказать о листопаде?

Дети. Танец «Падают листья».

Танец-песня «Падают листья», сл. и муз. М. Картушиной.

Вступление.

Выбегают, строятся в 3 колонны. Кружатся на носочках вправо, затем влево.

Качают руками внизу вправо-влево.

1.Падают листья, падают листья,

   Падают листья, листья летят.

Выполняют одновременные короткие взмахи кистями рук, опуская их сверху вниз.

   Желтым утенком, желтым утенком,

   Желтым утенком идет листопад.

Правой рукой взмах вправо, вниз, то же левой рукой (2 раза).

Проигрыш.

Кружатся на носочках вправо, затем влево.

Качают руками внизу вправо-влево.

2.Ветер качает, ветер качает,

   Ветер качает деревья в саду.

Качают руками вправо-влево над головой.

   Листья кружатся, листья кружатся,

   Листья кружатся, поют на ветру.

Круговые движения кистями рук, постепенно опуская их вниз.

Проигрыш.

Кружатся на носочках вправо, затем влево.

Качают руками внизу вправо-влево.

3.Дождик унылый, дождик унылый,

   Дождик унылый с утра моросит.

Попеременные короткие взмахи кистями рук, опуская их вниз.

   Листик осенний, листик осенний,

   Листик осенний на землю летит.

Правой рукой взмах вправо, вниз, то же левой рукой (2 раза).

Проигрыш.

Кружатся на носочках вправо, затем влево.

Качают руками внизу вправо-влево.

Слушание музыки.

«Октябрь. Осенняя песнь» П.И. Чайковского из цикла «Времена года».

Музыкальный руководитель. Ребята, а музыка тоже может рассказать об осени. Сегодня мы послушаем музыку, которую написал Петр Ильич Чайковский. Русский композитор П.И. Чайковский очень любил осень. Свои впечатления он отразил в музыке «Октябрь».

Уже пожелтели листья и трава, небо затягивается серыми тучами, моросит тоскливый мелкий дождь. Вот налетает холодный ветер, обрывает последние сухие листочки с деревьев, и они, кружась в медленном танце, опускаются на землю, устилая ее золотым покрывалом.

Прослушивание «Осенней песни» в фортепианном звучании.

Анализ музыкального произведения.

- Подберите к этой музыке иллюстрацию осеннего пейзажа (золотая осень или поздняя осень). (Вывешиваю две иллюстрации, дети выбирают.)

- Почему подходит иллюстрация поздней осени?

- Какие краски подходят к этой музыке?

- Какое настроение у картинки и музыки?

- В мелодии преобладают грустные интонации – вздохи.

- Понравилась вам эта музыка?

- У этого произведения есть еще одно название – «Осенняя песня». Только эту песню поют не люди, ее поет сама природа. Поэтому музыка такая певучая, протяжная, напевная.

Пение.

Музыкальный руководитель. Мы тоже знаем песню об осени. Какую?

Дети. «Осень милая, шурши».

Музыкальный руководитель. Как мы будем ее исполнять?

Дети. Спокойно, ласково, легко.

Песня «Осень милая, шурши», сл. С. Еремеева, муз. М. Еремеевой.

  1. Блок «Перелетные птицы улетают на юг».

Развитие чувства ритма, музицирование.

Работа с ритмосхемой.

Дети простукивают ритм на клавесах. Маленькие журавли – короткие звуки, ти. Большие журавли – долгие звуки, ТА.

Ти-ти-ТА, ти-ти-ТА,

Ти-ти-ти-ти-ти-ти-ТА.

Музыкальный руководитель. Здесь зашифровано стихотворение:

Раз, два, ТРИ. ПосмоТРИ.

Улетели журавЛИ.

Простукивают, проговаривая стихи.

  1. Блок «Осенние ягоды: калина, рябина».

Музыкальный руководитель. Какое музыкальное произведение поможет нам рассказать об осенних ягодах?

Дети. Хоровод «На горе-то калина».

Музыкальный руководитель. Сегодня мы исполним его, как в старину, без инструментального сопровождения, a capella.

  1. Блок «Люди убирают урожай. Пугало в осеннем огороде».

Малоподвижная игра «Пугало» Е. и К. Железновых.

  1. Итог.

(Вывешиваю рисунок веселого, счастливого Большого Уха.)

Музыкальный руководитель. Какое настроение у Большого Уха?

Дети. Радостное, счастливое.

Музыкальный руководитель. Почему?

Дети. Большой Ух понял, что такое осень.

Музыкальный руководитель. Какие музыкальные произведения помогли нам объяснить Большому Уху, что такое осень?

  1. Рефлексия.

Музыкальный руководитель. У меня есть листочки желтого и коричневого цветов. Давайте подарим их Большому Уху. Если вы считаете, что вы хорошо выполняли все задания и Большому Уху это понравилось, то положите ему желтый листочек. Если нет, положите коричневый листочек.

Дети выходят из зала под музыку, берут листочек и дарят его Большому Уху.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...