Статья "Особенности развития музыкально одаренных детей дошкольного возраста в ДОО" (из опыта работы)
статья по музыке

Эрназарова Александра Алексеевна

Формирование творческого потенциала общества зависит от того, как мы, взрослые, сможем раскрыть и развить в детях разные таланты. Каждый ребенок индивидуален и имеет свои способности и таланты. Одним из видов одаренности является природная музыкальная одаренность. Чем быстрее музыкальный руководитель выявит и начнет целенаправленную работу по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и стать успешной не только в музыкальном творчестве, но и в жизни.

В этой статье вы можете познакомиться с определёнными педагогическими условиями и инструментами, которые небходимы в работе по развитию творческого потенциала музыкально одарённых детей дошкольного возраста в ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ernazarova_statya.docx21.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности развития музыкально одаренных детей дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы).

Эрназарова Александра Алексеевна

музыкальный руководитель

МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад

№110 «Красная шапочка»

Формирование творческого потенциала общества зависит от того, как мы, взрослые, сможем раскрыть и развить в детях разные таланты. Каждый ребенок индивидуален и имеет свои способности и таланты. Одним из видов одаренности является природная музыкальная одаренность. Чем быстрее музыкальный руководитель выявит и начнет целенаправленную работу по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и стать успешной не только в музыкальном творчестве, но и в жизни.

Для того чтобы раскрыть и развить творческий потенциал детей дошкольного возраста с выраженной музыкальностью, необходимы определённые педагогические условия:

- Метод выявления детей с выраженной музыкальностью.  

Для выявления музыкально - одаренных детей используется метод педагогического наблюдения. Диагностика ребенка представляет собой выделение у него 3х основных музыкальных способностей:

  •  Ладового чувства (Пример упражнений: «Повтори звук», «Правильно ли спета мелодия»);
  • Музыкально - слуховые представления (Пример упражнений: «Пение знакомой мелодии без сопровождения», «Подбор на металлофоне знакомой попевки»);
  • Чувство ритма (Пример упражнений: «Воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии»).

На музыкальных занятиях педагоги могут выделить группы воспитанников по тем или иным качествам: любит солировать в песне, танце или инсценировке; быстро и легко изучает новый музыкальный материал; более эмоционально отзывается на исполняемый репертуар, чем другие дети. В каких-то случаях эти признаки выражены достаточно ярко, а в каких-то только начинают проявляться.

Предметами для педагогической диагностики могут выступать все виды музыкальной деятельности на занятии:

Выраженное стремление к музыкальной деятельности:

  • Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано;
  • Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене;
  • В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества.        

        Доминирующие характеристики учебной и игровой деятельности:

  • Инициативность;
  • Креативность, продуктивность;
  • Образность, эмоциональность.

Характер общения и поведения на музыкальных занятиях:

  •         Заинтересованность;
  • Инициативность;
  • Активность;
  • Творчество.

- Дифференцированный подход в процессе музыкального воспитания.

Дифференцированный подход  в музыкальной работе с одаренными детьми строится на основе тщательного изучения педагогом природных, возрастных и личностных особенностей ребенка. Данный метод применяется в индивидуальной и коллективной деятельности.

Индивидуальный подход характеризуется раскрытием творческих способностей и возможностей конкретного ребенка, его сильных сторон, особенностей эмоционального восприятия и характера (индивидуализация творческого развития).

Коллективный подход характеризуется объединением детей в группы по наличию у них общих качеств и музыкальных способностей.

- Разработанная программа для детей с выраженной музыкальностью: групповая и индивидуальная работа.

Программа является комплексной и включает в себя 2 вида работы с одаренными детьми.

Программа может быть разработана педагогом самостоятельно, учитывая творческие способности и возможности группы или конкретного ребенка, или выбрана из уже существующих методических программ (К.В. Тарасовой, Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой, Ю.Б. Алиева и А.Н. Зиминой).

Задачи индивидуальной работы по программе:

  • Научить ребенка подробно переживать музыку, чувствовать, как одна эмоция переходит в другую.
  • Развивать вокальные способности детей (петь «чисто» и выразительно).
  • Дать основы интонирования для пения соло, научить петь под фонограмму, в сопровождении музыкального инструмента и «а капелла».
  • Формировать и развивать звуковысотный слух у детей, учить «чисто» интонировать, т.е. пропевать своим голосом «про себя» или вслух основную тему любой мелодии.
  • Формировать в маленьких певцах осознание собственной значимости, талантливости и уникальности на сцене.

Задачи групповой работы по программе:

  •  Дать основы интонирования ансамблевого пения в унисон, научить петь под фонограмму, в сопровождении музыкального инструмента и «а капелла».
  • Научить детей не только пропевать или подпевать музыкальный материал, но и сравнивать звучание голоса взрослого со звучанием инструмента, свое пение с пением других детей, находить различия.
  • Правильно дышать во время пения, принимать правильную певческую позу.
  •  Развивать в детях артистическую свободу, умение держаться перед публикой.
  •  Рождать в душах детей чувство радости от общения с музыкой, чувство единения с другими детьми в процессе разучивания и исполнения песен, воспитывать желание воспринимать и исполнять хорошую музыку.

-  Предметно - развивающая среда:

  • Картотека музыкально - дидактических игр и методические пособия, направленные на развитие музыкальных способностей.
  • Разнообразный и вариативный музыкальный материал, подобранный с учётом возможностей и предпочтений детей (должен быть интересен детям).
  • Качество и новизна музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента (оборудование музыкального зала: фортепиано, муз. центр, мультимедийная установка), декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса.
  • Музыкальные инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, фортепиано, баян, аккордеон, флейта) и шумовые инструменты.

- Работа с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечение их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров.

Одним из необходимых условий взаимодействия с одарёнными детьми является организация работы с их родителями. Родитель является незаменимым партнером и помощником специалисту и воспитателю. Задача педагога дать родителю полную информацию о наличии способностей ребенка о важности их развития и необходимой мотивации со стороны семьи для активной поддержки и реализации задатков и способностей дошкольника.

Педагогическая работа с родителями реализовываться в 3х направлениях:

  1. Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка.

Беседы и семинары (темы: «особенности одаренного ребенка дошкольного возраста», «влияние стилей детско-родительских отношений на развитие одаренности детей», «ступени становления детской одаренности и роль взрослых в ее раскрытии» и др), индивидуальные консультации.

  1. Организация информационной среды для родителей:
  • Групповые родительские собрания, практикумы, мастер-классы с использованием разнообразных форм работы по вопросам детской одаренности («Одаренный ребенок и как его воспитывать», «Развиваем креативные способности», «Творим вместе», «Как создать уголок творчества дома»);
  • Памятки и печатные консультации родителям по взаимодействию с детьми с целью развития творческих способностей.
  • Фотогалереи талантов, выставки работ, ставших победителями конкурсов.
  • Благодарности родителям за помощь и участие в образовательном процессе ДОУ.

3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей (совместные газеты, выставки творческих работ, подготовка проектов и т. д.). 

       «Человек, обладающий врожденным талантом,  испытывает величайшее счастье тогда,  когда использует этот талант» - И. В. Гете.

Педагогам так важно дать новому таланту поддержку и опору, подтолкнуть его к росту и совершенствованию. Именно благодаря единому подходу всех участников отношений, к раскрытию и развитию маленькой одаренной личности, мы сможем развить это явление природы, не дав ему угаснуть.

Список использованных источников и литературы

1. Дубровская Е.А. «Ступеньки музыкального развития» М., «Просвещение». 2003 г.

2. Тарасова К.В. «Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста» М., 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал из опыта работы по теме "Развитие музыкальной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки".

Систематическое обогащение музыкальными впечатлениями в процессе работы по слушанию музыки способствует развитию музыкального восприятия детей. Программа по слушанию музыки в детском саду определяется...

Выступление из опыта работы "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

       Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней....

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста  Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

Обобщение педагогического опыта "Использование современных информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

Название: «Использование  современных информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»Тип материала: обобщение педагогического опытаОбразо...

Из опыта работы "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами театра".

Развивающаяся педагогика, основанная на современных требованиях ФГОС, ощутимо изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образ...

Выявление и педагогическое сопровождение музыкально-одаренных детей дошкольного возраста в условиях

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в детском саду на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми,...