"Знакомство с элементами фольклора и народной традиционной культуры детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал по музыке (младшая группа)

Мы все, в той или иной степени используем фольклор на своих занятиях. В данной презентации можно найти классификацию форм фольклора. А так же подсказки и рекомендации по использованию фольклора на занятиях с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство с элементами фольклора и народной традиционной культуры детей дошкольного возраста ГБДОУ N 39 комбинированного вида Колпинского района г. Санкт-Петербурга Воспитатель : Шубина М.В.

Слайд 2

Неизвестно , каков будет человек через 1000 лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов – тогда он всё забудет, и всему разучится, и должен будет всё начинать сначала. В.О. Ключевский.

Слайд 3

Я обратилась в своём выступлении к теме фольклора, так как она привлекает меня своей многогранностью и своими возможностями в воспитании и развитии детей дошкольного и школьного возраста . В наше время – это очень актуальная тема. Многие люди интересуются традициями своего народа и обращаются к ним. Детей с младшего возраста нужно знакомить с элементами русского фольклора. Любая культура имеет свои ценности. Такими ценностями в русской традиционной культуре являются: нравственность, порядочность, взаимопомощь, отзывчивость, уважение к старшему поколению, трудолюбие, гостеприимство и т.д.

Слайд 4

Устность Полифункциональность Полиэлементность Вариативность Традиционность Коллективность Свойства музыкального фольклора

Слайд 5

Календарный Потешный Игровой Классификация детского фольклора

Слайд 6

I. Календарный фольклор В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или произведения, имеющие сезонный характер: заклички, приговоры, веснянки К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям природы ( солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение “ее деток”, которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени как к живым существам является отголоском древней традиции.

Слайд 8

II. Потешный фольклор Потешный фольклор – прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод.

Слайд 9

«Рано утром, вечерком, Поздно на рассвете Баба ехала пешком В ситцевой карете. А за нею во всю прыть – Тихими шагами Волк старался переплыть Миску с пирогами. Кто-то на небо взглянул – Там землетрясение, Отчего-то кот чихнул – Завтра воскресенье. «Валя, Валя, простота, Кислая капуста! Съела мышку без хвоста И сказала: «Вкусно». «Зайчишка-трусишка По полю бежал, В огород забежал, Морковку нашёл, Капустку нашёл – Сидит грызёт. Ай, кто-то идёт»! Прибаутки , небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к рифмам, нередко они сами создают простейшие рифмованные нелепицы, дразнилки , что развивает детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.

Слайд 10

III. Игровой фольклор Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. Г.М. Науменко разделил игры на III основные типологические группы: драматические , спортивные, хороводные. Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева и движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического действа. Спецификой спортивных игр является спортивное соревнование, их цель – победа в соревновании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков. В них нередко исполняются игровые припевы.

Слайд 11

В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые моменты. По характеру движения игры делятся на: круговые, некруговые, хороводы и шествия.

Слайд 12

Фольклор является исключительно цен­ным дидактическим материалом во всех образовательных областях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение к истокам русской народной культуры детей дошкольного возраста»

В средней группе мы провели с детьми беседу, для выявления степени сформированности представлений детей  об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему, России....

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ.

Статья о необходимости  художественно-эстетического  развития дошкольников через декоративное рисование....

Статья на тему «Народный фольклор как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Цель: изучение методических аспектов использования фольклора в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста.Объект: экологическое воспитание детей дошкольного возраста....

«Роль народного фольклора в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста»

Устное  народное  творчество-это  все  то, что  люди  передавали  из  уст  в уста, от одного человека к другому, от  поколения к поколению на  пр...

"Русский народный фольклор - эффективное средство развитие речи детей дошкольного возраста"

Данный материал представляет собой отчет по теме самообразования, работа над которой продолжалась в течение двух лет....

«Русский народный фольклор – эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста»

Данная презентация-это отчет о работе по теме самообразования учителя-логопеда....

Консультация для педагогов «Народный фольклор в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»

Народный фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающем...