Тематический вечер, посвящённый творчеству Петра Ильича Чайковского. (дети старших групп)
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Селедцова Лидия Валерьевна

Музыкальный репертуар:

 

«Времена года» муз. П.И. Чайковского

 

  1. «Подснежник»
  2. «Баркарола»
  3. «Осенняя песня»
  4. «Святки»
  5. «Камаринская»
  6. «Неаполитанская песенка»
  7. «Танец маленьких лебедей»
  8. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

 

Программные задачи:

познакомить детей с художественными   образцами классической музыки :

 «Времена года» П. И. Чайковского;

произведения  из «Детского альбома»;

развивать музыкальную восприимчивость детей,

способность эмоционально откликаться на чувства,

выраженные  в музыке;

различать музыкальные образы, особенности их развития.

 

Оборудование:

Музыкальные инструменты: маракасы, ложки;

Магнитофон, аккордеон; картины  Саврасова, Левитана;

музыкальный цикл  «Времена года», «Детский альбом».

 

Звучит «Танец маленьких лебедей» из балета

П. И. Чайковского  «Лебединое озеро»; дети танцуют, используя знакомые движения; с окончанием

музыки дети рассаживаются.

В зал входят 7 детей, играющих роли семи нот.

 

Вед.: Что такое, что за чудо, это ноты, а откуда?

           Нотную тетрадь здесь как будто разорвали

           И ноты разбросали, надо их собрать!

 

Ноты: Мы звуки музыкальные, нас нотами зовут,

             А кто как называется, мы вам расскажем тут.

 

№1: Я - до!                                                            №5 : Я - соль!

№2: Я - ре!                                                             №6: Я - ля!

№3: Я – ми!                                                            №7: Я - си!

№4: Я - фа!  

 

Чтец №1: Нужны мы композитору, он нами управляет.

                    Он превратит нас в музыку,  какую пожелает!       

№2: Тихую, напевную,

№3: Грустную, печальную,

№4: Звонкую, весёлую

№5: И маршеобразную.

Все: Создаёт он музыку разную!

№6: Без музыки нельзя прожить никак!

          Не станцевать без музыки ни польку, ни гопак.

№7: И в вальсе не покружишься, и маршем не пройдёшь,

         И песенку весёлую ты в праздник не споёшь.

Все: Пусть музыка всё наполнит вокруг,

         Да здравствует музыка - солнечный круг!

(дети садятся)

 

Вед.: И действительно, музыка прекрасна!

           Как величава и могуча бывает музыка порой.

Звучит она, и злая туча наш дом обходит стороной.

Звучит она у колыбели, и к солнцу тянется малыш,

И умолкают вдруг метели, и заглушает бурю тишь.

 

-Сейчас я вам расскажу об одном мальчике, который родился много лет назад на Урале в городе Воткинске. Папа его был горным инженером и очень музыкальным человеком.

Мама очень хорошо пела и играла на фортепиано.

Мальчика звали Петей. Его все любили, потому что он был очень добрый и весёлый. Петя иногда бросал игру и уходил слушать музыку, слушая её, он то радовался, то плакал.

Петя был простым мальчиком, которого потом узнали все люди и полюбили. А свою любовь он выразил в музыке.

Имя этого человека…

 

Дети: Чайковский!

 

Вед.: Посмотрите, вот альбом, всем нам очень дорого он.

          В нём картинки не простые, интересно же, какие?

(раскрывает «Детский альбом»)

-Эти картинки сделаны не карандашом и не красками, а нотами. Это музыкальные картинки. Вы знаете, что обычные

 картинки пишут художники, а кто же пишет музыкальные картинки?

Дети: Композиторы.

Вед.: Да, правильно, их пишут композиторы. Всю эту музыку для детей написал Пётр Ильич Чайковский. Сейчас вы послушаете отрывок из картинки этого альбома «Камаринская». Чайковский очень любил слушать музыку на народных инструментах: балалайке, гармошке, дудочке.

-Вы узнали, на каком инструменте звучала музыка?

-Какая музыка по  характеру? (Весёлая, радостная, задорная, плясовая)

-Маленький Петя любил читать книги и сам сочинял стихи.

И взрослым он зачитывался  стихами  о природе.

П.И. Чайковский очень любил природу. Ему нравилось гулять в лесу, в поле, слушать пение птиц.

 

Чтец №1: Пробудившись ото сна, кистью мягкою весна

                    На ветвях рисует почки, на полях грачей цепочки.

                    Над ожившею листвой, первый росчерк грозовой,

                    А в тени прозрачной сада - куст сирени у ограды.

(картина Саврасова  «Грачи прилетели» - беседа;

музыкальная картинка «Подснежник» - слушание)

Вед.: Вслед за весной наступает лето, качается высокая трава,

гоняются друг за дружкой весёлые стрекозы и перепархивают

с цветка на цветок разноцветные бабочки.

 

Чтец №2:Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печёт

                    Летают и пляшут стрекозы, весёлый ведут хоровод.

(Алексей Толстой)

(Соответствующая  иллюстрация- беседа, звучит часть из музыкальной картинки «Баркарола»- слушание)

 

Чтец №3:Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

                    Листья пожелтелые по ветру летят,

                    Лишь в дали красуются  там  на дне долин

                    Кисти ярко-красные вянущих рябин.

(картина Левитана «Золотая осень» - беседа;

музыкальная картинка «Осенняя песня» - слушание)

Чтец №4: Белая берёза под моим окном

                    Принакрылась снегом, точно серебром

                    На пушистых ветках снежною каймой

                    Распустились кисти белой бахромой.

                    И стоит берёза в сонной тишине,

                    И блестят снежинки в золотом огне,

А заря лениво, обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

(иллюстрация о зиме - беседа; музыкальная картинка «Святки»- слушание)

Вед.: П.И. Чайковский часто бывал за границей, как-то он путешествовал по Италии и попал в город Неаполь.

Там он услышал песню, которая ему очень понравилась.

Её пели в сопровождении гитары. Чайковский записал эту песню без слов и включил её в свой «Детский альбом».

Мелодия песни оживлённая и весёлая, похожая на итальянский народный танец Тарантеллу. Давайте её послушаем.

 

(«Неаполитанская песенка»- игра в оркестре шумовых инструментов: мальчики-ложки ,девочки-маракасы )

 

-И вот уже заканчивается наш вечер. Я закрываю альбом, который П.И. Чайковский посвятил своему любимому племяннику Володе Давыдову по прозвищу Боб.

Вы слушали чудесную музыку этого великого русского композитора. И под конец нашего вечера я хочу, чтобы вы

 послушали прекрасный «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского - симфонию любви, торжество свободы.

 

(мальчики приглашают девочек на вальс -  импровизация)

 

 

Вед.: Мы теперь знаем как музыка прекрасна.

          И от грусти и от скуки могут вылечить нас всех

          Озорных мелодий звуки : песня, пляска, шутка, смех.

          Можно звуками расплавить горе, грусть как хрупкий лёд.

          По ступенькам звонких клавиш до любых дойти высот!

 

Рефлексия:

 

-Ребята, с  музыкой какого композитора вы сегодня познакомились?

 

(Пётр Ильич Чайковский-русский композитор)

 

-Какие музыкальные картинки вы запомнили?

 

(«Осенняя песня»,  «Святки», «Подснежник»,

«Камаринская», «Неаполитанская песенка»)

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vecher_posvyashchyonnyy_tvorchestvu_p.i.chaykovskogo.docx18.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тематический вечер, посвящённый творчеству

 Петра Ильича Чайковского.

                 (дети старших групп)

 

Музыкальный репертуар:

«Времена года» муз. П.И. Чайковского

1.        «Подснежник»

2.        «Баркарола»

3.        «Осенняя песня»

4.        «Святки»

5.        «Камаринская»

6.        «Неаполитанская песенка»

7.        «Танец маленьких лебедей»

8.        «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

Программные задачи:

познакомить детей с художественными   образцами классической музыки :

 «Времена года» П. И. Чайковского;

произведения  из «Детского альбома»;

развивать музыкальную восприимчивость детей,

способность эмоционально откликаться на чувства,

выраженные  в музыке;

различать музыкальные образы, особенности их развития.

Оборудование:

Музыкальные инструменты: маракасы, ложки;

Магнитофон, аккордеон; картины  Саврасова, Левитана;

музыкальный цикл  «Времена года», «Детский альбом».

Звучит «Танец маленьких лебедей» из балета

П. И. Чайковского  «Лебединое озеро»; дети танцуют, используя знакомые движения; с окончанием

музыки дети рассаживаются.

В зал входят 7 детей, играющих роли семи нот.

Вед.: Что такое, что за чудо, это ноты, а откуда?

           Нотную тетрадь здесь как будто разорвали

           И ноты разбросали, надо их собрать!

Ноты: Мы звуки музыкальные, нас нотами зовут,

             А кто как называется, мы вам расскажем тут.

№1: Я - до!                                                            №5 : Я - соль!

№2: Я - ре!                                                             №6: Я - ля!

№3: Я – ми!                                                            №7: Я - си!

№4: Я - фа!  

Чтец №1: Нужны мы композитору, он нами управляет.

                    Он превратит нас в музыку,  какую пожелает!        

№2: Тихую, напевную,

№3: Грустную, печальную,

№4: Звонкую, весёлую

№5: И маршеобразную.

Все: Создаёт он музыку разную!

№6: Без музыки нельзя прожить никак!

          Не станцевать без музыки ни польку, ни гопак.

№7: И в вальсе не покружишься, и маршем не пройдёшь,

         И песенку весёлую ты в праздник не споёшь.

Все: Пусть музыка всё наполнит вокруг,

         Да здравствует музыка - солнечный круг!

(дети садятся)

Вед.: И действительно, музыка прекрасна!

           Как величава и могуча бывает музыка порой.

Звучит она, и злая туча наш дом обходит стороной.

Звучит она у колыбели, и к солнцу тянется малыш,

И умолкают вдруг метели, и заглушает бурю тишь.

-Сейчас я вам расскажу об одном мальчике, который родился много лет назад на Урале в городе Воткинске. Папа его был горным инженером и очень музыкальным человеком.

Мама очень хорошо пела и играла на фортепиано.

Мальчика звали Петей. Его все любили, потому что он был очень добрый и весёлый. Петя иногда бросал игру и уходил слушать музыку, слушая её, он то радовался, то плакал.

Петя был простым мальчиком, которого потом узнали все люди и полюбили. А свою любовь он выразил в музыке.

Имя этого человека…

Дети: Чайковский!

Вед.: Посмотрите, вот альбом, всем нам очень дорого он.

          В нём картинки не простые, интересно же, какие?

(раскрывает «Детский альбом»)

-Эти картинки сделаны не карандашом и не красками, а нотами. Это музыкальные картинки. Вы знаете, что обычные

 картинки пишут художники, а кто же пишет музыкальные картинки?

Дети: Композиторы.

Вед.: Да, правильно, их пишут композиторы. Всю эту музыку для детей написал Пётр Ильич Чайковский. Сейчас вы послушаете отрывок из картинки этого альбома «Камаринская». Чайковский очень любил слушать музыку на народных инструментах: балалайке, гармошке, дудочке.

-Вы узнали, на каком инструменте звучала музыка?

-Какая музыка по  характеру? (Весёлая, радостная, задорная, плясовая)

-Маленький Петя любил читать книги и сам сочинял стихи.

И взрослым он зачитывался  стихами  о природе.

П.И. Чайковский очень любил природу. Ему нравилось гулять в лесу, в поле, слушать пение птиц.

Чтец №1: Пробудившись ото сна, кистью мягкою весна

                    На ветвях рисует почки, на полях грачей цепочки.

                    Над ожившею листвой, первый росчерк грозовой,

                    А в тени прозрачной сада - куст сирени у ограды.

(картина Саврасова  «Грачи прилетели» - беседа;

музыкальная картинка «Подснежник» - слушание)

Вед.: Вслед за весной наступает лето, качается высокая трава,

гоняются друг за дружкой весёлые стрекозы и перепархивают

с цветка на цветок разноцветные бабочки.

Чтец №2:Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печёт

                    Летают и пляшут стрекозы, весёлый ведут хоровод.

(Алексей Толстой)

(Соответствующая  иллюстрация- беседа, звучит часть из музыкальной картинки «Баркарола»- слушание)

Чтец №3:Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

                    Листья пожелтелые по ветру летят,

                    Лишь в дали красуются  там  на дне долин

                    Кисти ярко-красные вянущих рябин.

(картина Левитана «Золотая осень» - беседа;

музыкальная картинка «Осенняя песня» - слушание)

Чтец №4: Белая берёза под моим окном

                    Принакрылась снегом, точно серебром

                    На пушистых ветках снежною каймой

                    Распустились кисти белой бахромой.

                    И стоит берёза в сонной тишине,

                    И блестят снежинки в золотом огне,

А заря лениво, обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

(иллюстрация о зиме - беседа; музыкальная картинка «Святки»- слушание)

Вед.: П.И. Чайковский часто бывал за границей, как-то он путешествовал по Италии и попал в город Неаполь.

Там он услышал песню, которая ему очень понравилась.

Её пели в сопровождении гитары. Чайковский записал эту песню без слов и включил её в свой «Детский альбом».

Мелодия песни оживлённая и весёлая, похожая на итальянский народный танец Тарантеллу. Давайте её послушаем.

(«Неаполитанская песенка»- игра в оркестре шумовых инструментов: мальчики-ложки ,девочки-маракасы )

-И вот уже заканчивается наш вечер. Я закрываю альбом, который П.И. Чайковский посвятил своему любимому племяннику Володе Давыдову по прозвищу Боб.

Вы слушали чудесную музыку этого великого русского композитора. И под конец нашего вечера я хочу, чтобы вы

 послушали прекрасный «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского - симфонию любви, торжество свободы.

(мальчики приглашают девочек на вальс -  импровизация)

Вед.: Мы теперь знаем как музыка прекрасна.

          И от грусти и от скуки могут вылечить нас всех

          Озорных мелодий звуки : песня, пляска, шутка, смех.

          Можно звуками расплавить горе, грусть как хрупкий лёд.

          По ступенькам звонких клавиш до любых дойти высот!

Рефлексия:

-Ребята, с  музыкой какого композитора вы сегодня познакомились?

(Пётр Ильич Чайковский-русский композитор)

-Какие музыкальные картинки вы запомнили?

(«Осенняя песня»,  «Святки», «Подснежник»,

«Камаринская», «Неаполитанская песенка»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический вечер развлечений по ПДД для детей старшей группы "Правила движенья"

Это мероприятие отлично подходит как  итоговое событие к  календарно-тематическому планированию по теме "Добрая дорога детства"....

День Победы. (сценарий тематического занятия, посвящённого Дню Победы для детей старшей группы детского сада)

Автором представлен материал итогого мероприятия, посвященному Дню Победы....

Отчёт о проведении тематической недели, посвящённой Дню Защитника Отечества в старшей группе «Очаровашки».

23 февраля официально является днём защитника Отечества. Но на самом деле это праздник не только военных, но и всех мужественных и отважных людей. А значит и мальчишек детсадовского возраста, которые ...

Конспект тематического вечера ко дню народного единства в старшей группе детского сада на тему: «В единстве наша сила»

Одним из новых праздников, не так давно появившихся в нашем календаре, стал День народного единства.Датой этого праздника исторически стало 4 ноября, и установлен он в честь важного события в истории ...

Отчёт о проведении тематической недели, посвящённой Дню Защитника Отечества в старшей группе «Мечтатели»

ДЕНЬ  ЗАЩИТНИКА  ОТЕЧЕСТВАНаши воины полныМужества и чести!В День защитника страныВсе мы с ними вместе!Всех военных с этим днёмПоздравляем дружно!А когда мы подрастём,Родине послужим!...

Конспект тематического занятия, посвящённого Дню Победы для детей старшей группы детского сада «Героизм нашего народа»

Конспект тематического занятия, посвященного Дню Победы для детей старшей группы детского сада "Героизм нашего народа"...

Проведение тематической недели, посвящённой Дню защитника Отечества, в старшей группе «Солнышко»

laquo;23 февраля, День защитника Отечества», - особенный день в жизни каждой семьи нашей страны. В этот праздник мы отдаем дань уважения и благодарности тем, кто мужественно защищал...