картотека игр по методике У.Орфа
картотека по музыке

Коншина Оксана Анатольевна

Картотека игр с шумовыми инструментами по методике К.Орфа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konshina_kartotek_igr_metodika_k.orfa_.docx46.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Картотека игр с шумовыми инструментами

по методике К.Орфа

Составила музыкальный руководитель МБДОУ № 117   Коншина О.А.

«Строим дом».

Педагог и ребёнок проговаривает слова, прохлопывая каждый слог в ладоши, или ударяя кулачками, друг о друга. Можно использовать любые шумовые инструменты.

«Целый день – тук, тук, тук –

Раздаётся звонкий стук.

Строим дом, дом большой,

И с крылечком, и трубой.

Будут жить в доме том

Зайка с мишкой и слоном».

С. Вышеславцева

«Кто как кричит?»

Педагог спрашивает ребёнка, ребёнок отвечает, хлопая 3 раза в ладоши (с использованием деревянных ложек)

- Как мяучит кисонька? – Мяу –мяу –мяу!

- Как лает Жученька? – Гав –гав –гав!

- Как мычит корова? – Му – му – му!

-Как лягушки квакают? – Ква –ква –ква!

-Как утята крякают? – кря –кря-кря!

-Воробьи чирикают, - чик – чирик!

-По дорожке прыгают, - прыг –прыг –прыг!

И. Черницкая

«Золотило солнышко»

Педагог произносит первые слова, ребёнок – 3 последних слова, хлопая 3 раза в ладоши.

Можно использовать бубен, барабан.

Золотило солнышко лес, лес, лес,

Муравей на дерево влез, влез, влез.

Дятлы долгоносые тук, тук, тук,

Всюду, всюду слышится стук, стук, стук.

Мотылёк на веточку сел, сел, сел,

А скворец на ёлочке пел, пел, пел.

Услыхал ту песенку толстый жук,

Зажужжал он весело: «Жу –жу –жу!»

Полюбилась песенка всем, всем, всем,

Мы запели песенку все, все, все.

Каблучками топаем – топ – топ

И в ладоши хлопаем – хлоп –хлоп –хлоп.

 П. Каганова

«Игра с ложками»

Ложки спят.

На коленочках лежат - ложки в каждой руке лежат на коленях

Вот проснулись – потянулись – поднять ложки над головой, затем опустить.

Друг на друга оглянулись - покрутить ложки перед собой.

Завтракать они пошли, - по очереди подносить ложку ко рту.

Стали печь пирожки, - ударять ложку о ложку справа – слева.

А потом пошли гулять – по очереди ударять ложками по коленям, по правой – левой,

Прыгать, бегать и скакать - ударять ложками по коленям одновременно.

По дорожке побежали - быстро ударять ложками по коленям.

И нисколько не устали - хлопать перед собой.

На качели сели,

К небу полетели:

Вверх – вниз, хлопать над головой, затем перед собой.

Вверх – вниз -

И за спинку спрятались - спрятать ложки за спину.

Надо ложки поискать,

С чем же будем мы играть?

Е. Судакова

«Весёлые матрёшки»

Мы – весёлые матрёшки - ложки перед собой.

Ладушки, ладушки - похлопать ложками перед собой.

На ногах у нас сапожки, - ложки вертикально перед собой.

Ладушки, ладушки - похлопать ложками перед собой.

Раскраснелись наши щёчки, - ложками постучать по щечкам.

Ладушки, ладушки - похлопать ложками перед собой.

В сарафанах наших пестрых, - повертеть кистями рук перед собой.

Ладушки, ладушки, - похлопать ложками перед собой.

Мы похожи словно сестры, - повертеть кистями рук перед собой.

Ладушки, ладушки - похлопать ложками перед собой.

Л. Некрасова

«Жили у бабуси»  (украинская народная песня)

Жили у бабуси - похлопать ложками перед собой.

Два весёлых гуся:

Один – серый, - отвести правую руку в сторону.

Другой – белый, - отвести левую руку в сторону.

Два весёлых гуся. - похлопать ложками перед собой.

Мыли гуси лапки – скользящие хлопки ложками перед собой вертикально

В луже у канавки.

«Ой, - кричит бабуся,- ложки прислонить к щечкам, покачать головой.

Ой, пропали гуси:

Один – серый, - Отвести правую руку в сторону.

Другой – белый, - Отвести левую руку в сторону.

Ой, пропали гуси!» - ложки прислонить к щечкам, покачать головой.

Выходили гуси, - руки опустить вдоль туловища, раскачиваться с ноги на ногу.

Кланялись бабусе: - наклониться вперед, руки развести в стороны.

Один – серый, - отвести правую руку в сторону.

Другой – белый, - отвести левую руку в сторону.

Кланялись бабусе. – наклониться вперёд, руки развести в стороны.

Показ сказки-шумелки

Сказка «Трусливый заяц».

Жил-был в лесу заяц-трусишка.

Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (шуршалки или мятая бумага)

Испугался заяц и бежать (барабаним пальцами)

Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит! (стучим кубиками)

Бросился заяц бежать (барабаним пальцами)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (трещётки)

Побежал заяц из леса к речке (барабаним пальцами)

А на берегу речки лягушки сидели (стучим карандашами друг о друга)

Увидели они зайца и прыг в воду (шумовые колокольчики)

Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес. (все инструменты)

Сказка «Теремок»

На поляне теремок,

(Соединить ладони "домиком".)

Дверь закрыта на замок,

(Сомкнуть пальцы в "замок".)

Из трубы идёт дымок.

(Сомкнуть пальцы в "колечки".)

Вокруг терема забор,

(Руки держать перед собой, пальцы растопырить.)

Чтобы не забрался вор.

(Пощёлкать пальцами.)

Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,

(Кулачком постучать по ладони.)

Открывайте, я ваш друг!

(Развести руки в стороны, затем одной ладонью обхватить другую.

«Квасим капусту»

Это что еще за куст?

Стоя, руки перед грудью в «замке»

Это что еще за хруст?

Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками)

Как же мне без хруста,

наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой.

Если я – капуста?

«Дождик вышел погулять».

Раз, два, три, четыре, пять, частые хлопки

Вышел дождик погулять. шагают с продвижением вперед

Шел неспешно, по привычке, 

 А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке: один хлопок

«По газону не ходить!» частые хлопки по ногам

Дождь вздохнул тихонько: 

 - Ох! один хлопок

И ушел. Шагают на месте, разворачиваясь в центр лицом

 Газон засох.

Вышли мыши

На стене часы висели - (хлопки)

Тик-так, тик-так - (шлепки)

Тараканы стрелки съели

Тик-так, тик-так

Мыши гири оторвали

Тик-так, тик-так

И часы ходить нее стали

Тик-так, тр-ррр-р-р-р-р-р-р.

Игры со звучащими жестами

“По коленочкам” ( “Ах, вы сени”, сл. М.А,Давыдовой)

По коленочкам ладошкой мы похлопаем немножко

Тра-та-та-та, тра-та-та, мы похлопаем немножко.

По коленям локотками постучим теперь мы с вами.

Тра –та-та-та, тра-та-та-та, постучим теперь мы с вами.

И ладонью о ладонь мы похлопаем с тобой

Тра – та – та – та, тра – та – та та,

Мы похлопаем с тобой.

«Тюшки – тютюшки» (Ах ты, берёза)

Тюшки –тютюшки, сделай топотушки! – дети под музыку топают ножками.

Тюшки – тютюшки, сделаем хлопушки! – хлопают

Тюшки-тютюшки, сделаем щелкушки!

Тюшки – тютюшки, сделаем шлепушки! – шлёпают по плечам, щёчкам, животику

ит.д.

Тюшки – тютюшки, шлепушки, топотушки! – шлёпают, топают.

Декламации (по методике Карла Орфа)

Предложите детям в самом начале занятия отправиться в гости к Шепоту и

Шороху. Для этого надо немного пошуршать, пошептать. Пусть ребята сами

догадаются, как можно пошуршать ладонями, тканью своей одежды.

Играя звуками Ч, Ш, Щ, С, Ц, соединяя их в различных сочетаниях, можно

исполнить спонтанную звуковую композицию.

Добавьте в нее несколько звуковых инструментов – композиция получится

более красочной. Моделировать динамику, линию, объем в композиции нужно

руками. Предоставьте детям возможность тоже попробовать себя в роли

композитора.

Прочитайте детям стихотворение:

В тишине лесной глуши

Шепот к шороху спешит,

Шепот к шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит.

Шу-шу-шу да ши-ши-ши

Тише, Шорох, не шурши,

Навостри-ка уши –

Тишину послушай!

В. Суслов

Выучите его с детьми шепотом, прислушиваясь к игре шипящих звуков.Попросите ребят придумать звуковые иллюстрации к стиху, используя все имеющиеся на занятии пособия. Стихотворение может быть исполнено несколько раз, театрализованно, с разными вариантами сопровождения. Проведите игру на развитие остроты и тонкости тембрового слуха: «Угадай, чем шуршу».

Импровизируем

Попробуйте вначале сами выступить в роли дирижера, предложив детям занять места за выбранными инструментами – стеклянными (фужеры с водой, пустая бутылка) и детскими (треугольник, валдайский колокольчик). Управляя своим оркестром, показывайте им порядок выступления и звучания, оставляя за ними выбор характера звучания. Часть ребят может создавать свободный фон из звуков речи. Для фантазийной импровизации предложите детям разбиться на 2–3 группы и придумать свою программную или свободную композицию.

игра-импровизация

(по методике Карла Орфа)

Дети садятся на полу в круг. Один из них сворачивается на полу, как спящий ежик.

Сидящие ребята могут производить любые звуки – шуршать, стучать по полу, по телу, в ладоши, произносить любые звуки, слоги – отрывисто или протяжно. Важно скоординировать свои усилия с группой в динамике – композиция развивается волнообразно – от пиано до форте через ряд crescendo и diminuendo.

← < p < > pm < mf < f > mf < ff

«Спящий ежик» чутко реагирует на все изменения динамики, постепенно «просыпаясь».

Упражнение с ритмо-палочками «Рыбка»
(выполняется сидя на ковре или за столом в кругу)
Рыбка, рыбка,  - 2 раза стучим перед собой палочками
Вот  -передаем соседу справа 
Червяк -  берем другую палочку, переданную соседом слева
Откуси, хоть  -2 раза стучим перед собой палочками 
Чуточку передаем соседу справа;

затем берем другую палочку, переданную соседом слева

Не проси  - 2 раза стучим перед собой палочками
Меня рыбак  - передаем соседу справа
берем другую палочку, переданную соседом слева
Попадусь  2 раза стучим перед собой палочками
На удочку  -передаем соседу справа
берем другую палочку, переданную соседом слева
Повторить все движения в левую сторону.

Затем повторить в 2 раза быстрее, т. е. удар и передача на каждую четверть. 

-Не хочет рыбка ловиться, отправляемся дальше


Игра с палочками «НОЖКИ»
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - 
ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - 
ритмичные удары в темпе бега
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали! 
- удары свободными концом палочки об пол
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали! - 
удары палочкой крест на крест

Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! - 
удары лежащих палочек друг о друга
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхал! - 
движения палочек в ритме перед собой, без звука.
И опять всё начинали! - 
ритмичные удары по полу
-Вышли мы с вами на лесную полянку, а там зверюшки разные и кто к нам вышел первым? Посмотрите, да это же зайчишки!

Пальчиковая гимнастика «Зайчик».
Скачет зайка косой, -указательный и средний пальцы правой руки – вверх, остальные соединить. 
Под высокой сосной - ладонь левой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены. 
Под другою сосной -ладонь правой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены.
Скачет зайчик другой - указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные соединить


- Напугали зайчишку охотники, и побежал он скорей прятаться в домик к оленю, ведь у него же дом большой!

Игра «У оленя дом большой»

Французская народная мелодия, пение с движениями по тексту
У оленя дом большой - педагог показывает рога, (не обхватить дом)
Он глядит в свое окно. 
-как будто в окошко смотрит
Заяц по лесу бежал, - 
прыгают как зайчик
В дверь к нему стучал.  -
как будто открывают дверь- стучит
Тук - тук –тук, - дверь, открой. -
открывает
Там в лесу охотник злой. - 
как будто из ружья стреляет
Заяц, заяц, забегай, лапу подавай.
 - протягивает руку, как будто здоровается).
-Можно делать упражнения на месте в круге, а можно двигаться по кругу

-Не смогли охотники никого догнать, так и ушли ни с чем! 

Музыкально-дидактическая игра с использованием детских музыкальных шумовых инструментов«Лягушкины ритмы» 
-А на полянке появилась лягушка и попросила зверюшек сыграть вместе с ней на музыкальных инструментах.
Обрадовались звери, вышли снова все на полянку, прихватили с собой музыкальные инструменты: зайчишка взял 
ложки, лисичка взяла треугольник, даже мишка вылез из берлоги с бубном

САПОЖКИ

Нам одела мама Показывают как надевают сапожки

Красные сапожки,

Чтоб топтали ножки Поочерёдно топают ногами

Грязные дорожки.

По дорожке топ- топ, Стучат носками ног, не отрывая пяток

И по луже шлёп- шлёп. Стучат пятками.

ЛЕТЕЛИ  ПТИЧКИ

Летели две птички, Дети, стоя, взмахивают руками как крыльями.

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели. Приставляют прямую ладонь ко лбу («смотрят»)

Как они садились, Садятся на стульчик.

Все люди дивились Разводят руки в стороны.

Как они целовались, Прижимают руки к груди

Все люди удивлялись. Прижимают ладони к щекам и качают головой.

Чмок! Чмок! Посылают воздушные поцелуи.

СНЕЖНЫМ КОМ

Покатился снежный ком, Дети сгибают руки в локтях, сжимают пальцы в кулак.

Я иду за ним пешком, Вращают кулачками перед грудью сначала медленно, потом

Он быстрее, я бегом всё быстрее и быстрее.

И в калитку лбом –

Бом! Хлопают ладонью по лбу.

ТЫ ШАГАЙ

Ты шагай, ты шагай, Дети ходят, высоко поднимая колени, руки разведены в стороны.

Ноги выше поднимай!

И потопай по дорожке, Шагают на всей ступне, руки на поясе.

Веселей стучите, ножки.

Ты беги, ты беги, Бегут на носках, руки согнуты перед грудью

На носочках ты беги,

И на пяточках пойдём, Ходят на пятках, руки за спиной.

Топать громко мы начнём.

Ты скачи, ты скачи, Поскакивают, руки на поясе.

На лошадке поскачи.

Маршируй ты веселее, Маршируют.

Ножки топают дружнее.

В ДОРОГУ

В дорогу, в дорогу Дети маршируют.

Нас музыка зовёт,

По снежным дорожкам

Наш детский сад идёт.

Под ножками тихо Ходят на носочках.

Скрипит, скрипит снежок.

Идём мы на носочках.

Не отставай, дружок!

В лесу много снега, Широко шагают.

Сугробы лежат.

Чтобы не увязнуть,

Сделай шире шаг.

По лесным тропинкам Маршируют.

Ножки спешат.

На прогулку вышел

Наш детский сад.

ПРОГУЛКА В ЛЕС

Надевай, ребята, лыжи. Дети идут по кругу скользящим шагом, подражая

Лес всё ближе, ближе, ближе. движениям лыжников и размахивая руками, как будто

Мы на лыжах идём. отталкиваясь палками.

Песню весело поём:

Ля, ля, ля …

Речка впереди блестит, Подражают движениям конькобежцев, делая

Льдом призывно нас манит. скользящие шаги вправо и влево с продвижением вперёд

Мы коньки наденем, и спрятав руки за спину.

Заскользим скорее.

Ля, ля, ля …

Мы на санках с горки мчимся Бегут парами по кругу (один ребёнок впереди,

И нисколько не боимся. другой сзади).

Впереди большой сугроб.

Ой, упали! Санки, стоп! Приседают.

ПЕТУШОК

Петушок, Петушок- Дети ходят, высоко поднимая колени.

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шолкова бородушка.

На воротах сидел, Стоя, руки на поясе, наклоняют голову вправо, влево.

Песен петь не хотел.

Пришёл бычок, Выполняют полуприседание, приставив руки- «рога» к голове.

А петушок- молчок. Прижимают указательный палец к губам.

Прибежала овечка, Переступают с ноги на ногу.

А петушок- ни словечка. Водят указательным пальцем из стороны в сторону.

Прибежала курица, Бегут на месте, ударяя по бокам руками, согнутыми в локтях.

А петушок всё хмурится. Нахмуриваются, руки на поясе.

Но вот из дома нашего Бегут на носках по кругу

Выбежала Машенька,

Лишь улыбнулась на бегу,

Как он запел: «Ку-ка-ре-ку!» Кричат, хлопая по бокам руками.

ВЕТРЫ

Дуйте ветры, дуйте в поле, Дети выполняют махи руками вперёд, назад.

Чтобы мельницы мололи,

Чтоб ребятам из муки «Пекут пирожки»

Испекли мы пироги.

ПРОГУЛКА

Педагог.

Раз-два-три, раз-два-три- Шаг марша.

По дорожке мы пошли.

Петлять тропинка начала Ходьба «змейкой»

Среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко,

Головушку подняв.

Вот мы кочки увидали, Прыжки с продвижением вперёд.

Через них мы прыгать стали.

Впереди течёт ручей, Ходьба на носках, руки в стороны.

Подходите поскорей.

Руки в стороны расставим,

Переходить его мы станем.

Лес осенний увидали

И к нему все побежали. Бег по кругу.

ПРОГУЛКА

Раз-два-три-четыре-пять- Обычная ходьба

В лес отправимся гулять.

По извилистым тропинкам Ходьба «змейкой» между листьями, лежащими на полу

Потихоньку мы пойдём. взявшись за руки.

Может быть и под листочком

Сладку ягодку найдём.

На носочки дети встали, Бег на носочках

По дорожкам побежали.

И на каблучках пойдём, Ходьба на пятках.

Через лужи перейдём.

Где ты прячешься, грибок?

Полезай-ка в кузовок!

ДИНАМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Раз, два, три – выросли цветы. Медленно вставать из положения сидя.

К солнцу потянулись высоко, высоко! Поднять руки вверх, потянуться.

Цветам тепло и хорошо! Обмахивать лицо руками.

Игры с музыкальными инструментами

«Вот все ребята собрались» (младший, средний возраст) 

игра на закрепление приемов игры на музыкальных инструментах.

 Перед началом игры целесообразно провести дидактическую игру «Угадай, на чем играю», узнанные по тембру музыкальные инструменты выкладываются на стол. Музыкальный руководитель поет на мелодию «В лесу родилась елочка»:

Вот все ребята собрались, и музыка звучит,

А Саша (называется любой ребенок) барабан берет и палочкой стучит.

(Выходит названный ребенок, выбирает из 4-5 инструментов заданный и начинает играть под 2 часть  - подвижную плясовую)

Таким образом вызываются еще дети, каждый из них берет названный инструмент и играет. В конце все играют одновременно.

«Бубен» Фрида (младший и средний возраст)

Задачи: формировать навыки игры на бубне (2 приема – удар и встряхивание), воспитывать коммуникативные качества, развивать ритмичность.

Педагог поет: Постучи, Алена, в бубен,

                         Мы в ладоши хлопать будем,

                         Постучи веселей,

                         Посильнее в бубен бей. (Алена ударяет в бубен)

На проигрыш – прием «встряхивание»

Педагог поет дальше: Ах, Алена, как играет.

                                      Как ладошкой ударяет!

                                      Поиграла, вот и все,

                                      Бубен Ване отнесем (Алена передает бубен Ване)

«Танец с бубнами» (младший и средний возраст)

Задачи: формировать умение двигаться и звенеть бубном, реагировать на смену частей музыки

 Дети легко бегают на носочках врассыпную, с окончанием музыки останавливаются и играют на бубнах. Если бубнов всем не хватает, то сыгравшие ребята отдают бубны другим детям.

«Игра с бубнами» (средний и старший возраст)

 Задачи:  учить слышать смену частей музыки (3 контрастные части), развиватьчувство ритма, навыки игры на бубнах, формировать чувство ансамбля, умение ориентироваться в пространстве.

Игра проходит в сопровождении фортепиано. На 1 часть музыки (спокойную) дети, стоящие в кругу, приседают и закрывают глаза, воспитатель кладет за спины 3-4 ребятам бубны. С началом второй громкой плясовой части дети, обнаружив у себя за спиной бубен, выходят в круг и ударяют в бубны, остальные дети пляшут. На 3ью часть (легкую, подвижную) «музыканты» встряхивают бубны, дети легко бегут по кругу.

Игра повторяется с началом 1 части

«Оркестр» украинская народная мелодия (средний возраст)

Задачи:  способствовать развитию внимания, выдержки, реакции, ритмичности, учить ориентироваться в пространстве.

Дети стоят в кругу с музыкальными инструментами (бубны, маракасы, бубенчики). С началом 1ой громкой части начинают ритмично играть. На вторую контрастную легкую и тихую оставляют свой инструмент  на полу, бегут по кругу вокруг инструментов. С окончанием музыки берут любой музыкальный инструмент. Игра повторяется сначала.

 «Пока звучит музыка»(средний и старший возраст)

 Задачи: способствовать развитию слухового внимания        

Пока звучит музыка, дети произвольно играют, как только музыка перестает звучать – перестают играть и дети.

«Тихо-громко»(любой возраст)

Задачи: способствовать развитию динамического и тембрового слуха, ритмичности.

 На тихую музыку дети играют тихо, на громкую – громко.

Вариант: разделить детей на две подгруппы с инструментами разного звучания: колокольчики и бубны (или ложки, или барабаны). На тихую музыку играют колокольчики, на громкую бубны (или ложки, или барабаны)

            Усложнение: педагог играет неконтрастную двухчастную музыку. На первую часть играют одни инструменты, на вторую – другие.

«Беседа»(старший возраст)

Задачи: способствовать развитию слухового внимания, памяти, проявлению творческого начала

 Педагог произвольно играет на одном инструменте, дети отвечают, играя на своих инструментах.

Вариант 1: педагог «беседует» с одним ребенком.

Вариант2: двое детей «беседуют» друг с другом.

«Телеграмма»(старший возраст)

Задачи: развивать слуховое внимание, чувство ритма

 Педагог играет определенный ритмический рисунок, дети повторяют.

Усложнение: один ребенок играет, все повторяют, или ребенок играет ритм по карточке, все повторяют.

Вариант: ребенок играет ритмический рисунок на музыкальном инструменте для одного ребенка, тот отвечает. Потом второй ребенок играет для следующего и так далее.

«Эхо» (старший возраст)

Задачи: развивать чувство ритма, динамический слух

Педагог отхлопывает в ладоши ритмический рисунок достаточно громко, дети повторяют 3 раза, с каждым разом все тише и тише. То же на музыкальных инструментах.

Пояснение: объяснить детям, что такое эхо, придумать и проговорить несколько слов, фраз с затиханием. Например: «Ау! Ау! Ау! Ау!», «Куда! Куда! Куда! Куда!» «Ба-ба-бам! Ба-ба-бам! Ба-ба-бам! Ба-ба-бам!». И так далее.

 «Внимание»(средний и старший возраст)

Задачи: развивать внимание, тембровый слух, чувство ритма

 Дети танцуют все вместе с музыкальными инструментами. С окончанием музыки педагог играет на каком-либо инструменте. К нему  только подбегают дети с такими же инструментами, остальные отбегают в сторону. Достаточно четырех видов инструментов: ложки, колокольчики, бубны, маракасы.

Усложнение: педагог может играть за небольшой настольной ширмой, чтобы дети не видели, какой инструмент звучит.

«Дирижер»(средний и старший возраст)

Задачи: воспитывать внимание, реакцию, чувство ответственности.

У детей в руках инструменты. Ребенок-дирижер размахивает руками, дети играют, как только «дирижер» опускает руки, дети перестают играть.

 «Игра в кругу»(старший возраст)

Задачи: способствовать развитию слухового внимания, выдержки

Дети сидят на стульях (или на полу) по кругу. В руках у них музыкальные инструменты. Каждый ребенок играет на своем инструменте один раз, потом следующий т.д. Паузы между исполнением быть не должно.

Усложнение: играть с закрытыми глазами. Ребенок должен ударить в свой инструмент после того, как услышит звучание инструмента соседа. Инструменты должны чередоваться, например: у первого ребенка бубен, у следующего маракасы, дальше колокольчик, рубель, металлофон, дудочка.

«Побегаем, поиграем»(средний, старший возраст)

Задачи: закреплять навыки игры на шумовых музыкальных инструментах (бубны, коробочки, шаркунки, румбы, ложки, маракасы, бубенчики и т.д.), учить реагировать на смену частей музыки, формировать умение играть по ритмосхемам (старший возраст)

 Стулья стоят по кругу, на стульях инструменты. Дети легко, на носочках бегут по кругу за стульями, с окончанием музыки садятся на  стул, около которого остановились. Звучит веселая музыка, дети играют произвольно или ритмический рисунок, который показывает педагог (в том числе и в графическом изображении).

Вариант: дети играют на инструментах, сидя на стульях, с окончанием музыки встают, оставляя свой инструмент на стуле, и переходят к другому стульчику. Игра повторяется. Таким образом, дети поиграют на всех музыкальных инструментах.

«Делай с музыкой»(старший возраст)

Задачи: способствовать проявлению творчества, фантазии, целесообразности действий, ритмичности.

 На небольшом столе лежат музыкальные инструменты. Педагог играет на любом из них. Дети выполняют движения, которые характерны для выполнения под предлагаемый аккомпанемент. Например: педагог играет на барабане – дети маршируют, на металлофоне – танцуют,  бубне – прыгают, на колокольчиках – бегают.

Усложнение: роль музыканта исполняет ребенок.

«Набираем в оркестр» (старший возраст)

Задачи: способствовать формированию слухового внимания, чувство ритма.

Дети сидят по кругу ( на полу или стульях). У каждого музыкальный инструмент. Педагог сидит вместе с детьми и под музыкальное сопровождение начинает играть на своем инструменте, потом произносит: «Витя!» - и Витя играет вместе с педагогом. Педагог далее называет имя другого ребенка, потом следующего. Когда он назовет всех детей – получается оркестр. Не обязательно называть подряд имена детей, сидящих рядом. Дети должны внимательно вслушиваться в речь педагога.

«Игра с бубном»(средний, старший возраст)

Задачи: способствовать проявлению фантазии, творчества, ритмичности

Дети встают врассыпную. У одного ребенка (ведущего) бубен, на котором он играет. Под веселую музыку дети танцуют, кто как хочет, с окончанием музыки замирают в разных позах. Ведущий выбирает того, чья поза ему больше понравилась и отдает ему бубен.

Варианты:

А. Педагог играет на фортепиано. Ведущий с бубном проходит мимо детей и «играет на них» (по спинке,коленке, локтю, руке). Ведущий должен стараться играть ритмично. Затем отдает бубен тому ребенку, который оказался последним в его игре.

Б. Ведущий без бубна. У всех детей бубны. Они танцуют, с окончанием музыки замирают в любой позе. Ведущий проходит мимо них и играет на их бубнах. Он должен стараться играть ритмично, без пауз; возможно, ему придется быстро пробежать от одного ребенка до другого.

В. Проговаривать стихотворение и играть на бубнах.

     Пере-звоны, пере-клики,

    Пере-стуки, пере-бряк!

    Бубен, бубен, пре-великий

    Ты шутник и весельчак! (Э.Огнецвет)

Г. Проиграть на бубнах и прочитать стих цепочкой, то есть один ребенок произносит только одну строчку или слово.

 

Игры на развитие тембрового слуха

(младший, средний, старший возраст по мере усложнения)

 За ширмой на столе разложены инструменты.

А. Желающий ребенок играет на любом инструменте.

Б. Та же самая игра, но с аккомпанементом педагога (задание усложняется, т.к. к детскому инструменту прибавляется звук пианино или того инструмента, на котором играет педагог)

В. Двое детей играют на музыкальных инструментах (на разных)

Г. Та же самая игра, но с аккомпанементом педагога.

Д. Трое детей играют на музыкальных инструментах.

Е. Та же игра, но с аккомпанементом педагога.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игровая методика К.Орфа на музыкальных занятиях в ДОУ"

В презентации сформулированы основные положения и ценность Орфовской методики музыкальных  занятий с детьми, выделены новые формы работы с детьми, составляющие основу методики....

Использование нетрадиционных музыкальных инструментов на утренниках и развлечениях (по методике К. Орфа)

Задачу  по развитию личности ребенка помогает решить непосредственно образовательная музыкальная деятельность, а также  проведения праздников  и развлечений - все  эти формы открыв...

Конспект логопедического занятия на тему "Осень" с элементами методики Карла Орфа

Конспект логопедического занятия на тему "Осень" с элементами методики Карла Орфа...

Теоретические материалы по методике Карла Орфа

Теоретические материалы по методике Карла Орфа...

Игровая методика Карла Орфа для дошкольников.

Данный материал знакомит с новыми технологиями игровой деятельности  Карла Орфа.Это звуки человеческого тела, которое является первым естественным музыкальным инструментом, таящим в себе богатств...

Презентация "Игровая методика Карла Орфа в детском саду"

В презентации отражены основные составляющие методики Карла Орфа. Новые формы деятельности детей на музыкальных занятиях: это развитие чувства ритма, музицирование и танцевально-игровое творчество, а ...

Презентация Игровая методика Карла Орфа.

Презентация" Использование методики Карла Орфа а музыкальной деятельности"...