Картотека музыкально-дидактических игр.
картотека по музыке

Посельская Анастасия Анатольевна

Картотека музыкально-дидактических игр.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Определение характера музыки

«Кукла шагает»

Игровой материал.

Кукла, или мишка, или зайка.

Ход игры.

Музыкальный руководитель играет на фортепиано марш, плясовую, колыбельную. Кукла или  мишка, или зайка в руках воспитателя выполняют соответствующие движения.

            Определение характера музыки

          «Сладкий колпачок»

Игровой материал.

Колпачки разных цветов по количеству музыкальных номеров и еще один – для конфет, карточки с заданием (спеть знакомую песню, исполнить танец, хоровод, прочитать стихи). На карточках – рисунки по сюжету произведения или текст, который читает взрослый. Конфеты для каждого ребенка.

Ход игры.

Дети сидят полукругом.

По всему залу расставлены колпачки. Приходит грустный Петрушка. Он приготовил детям сладкое угощение, положил под колпачок, а какой – забыл. Надо обязательно этот колпачок найти!

Музыкальный руководитель предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз), и дети выполняют задание, найденное под ним.

Под последним колпачком – угощение. Колпачок с угощением может находиться не только в поле зрения детей, но и быть где-то спрятан.


Определение характера музыки.

«День рождения»

Игровой материал.

Мягкие  игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки - подарки для Зайчика.

Ход игры.

Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал (зайчик хлопочет по хозяйству, ставя на стол детскую посуду). Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения и он пригласил гостей. Вот уже кто-то идет! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь, кто же первый идет? (музыкальный руководитель исполняет произведение, дети высказывают свое мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ).

После этого появляется игрушка – гость с подарком и дарит его зайчонку. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последовательно исполняются все произведения.

В конце игры музыкальный руководитель спрашивает детей, что подарят зайчику дети. Это может быть песенка или танец, знакомые детям.

Музыкальные произведения:

  1. «Тяф-тяф» музыкаВ.Герчик
  2. «Что ты хочешь кошечка» музыка Г.Зингер
  3. «Мишка» музыка Т.Бырченко
  4. «Конь» музыка Е.Тиличеевой
  5. «Воробей» музыка В.Герчик
  6. «Цыплята» музыка А.Филиппенко

Определение характера музыки

«Вот так зайцы»

Игровой материал.

Игровое поле, изображающее лесную поляну. Деревья стоят на поляне на подставках. Их можно поворачивать другой стороной, где изображен заяц, спящий или пляшущий. Поляна – лист ватмана, располагающийся на столе или на полу, с нарисованной зеленой травой, грибами, цветами, ягодами и т.д. Дерево – два контура склеиваются в верхней части, внизу расходятся, обеспечивая устойчивость. К одной из сторон дерева снизу прикреплено изображение зайца.

Аналогично изготавливаются береза и куст.

Ход игры.

Как хорошо летом в лесу на поляне! Светит ласковое солнышко, летают бабочки, мотыльки! Прибежали любопытные зайцы и по одному спрятались за деревьями и кустами. Вот хитрецы! Что же они там делают? Сейчас узнаем!

Педагог играет музыку, дети определяют ее характер.

Вызванный ребенок заходит за деревья  и поворачивает те, где  нарисовано  соответствующее характеру музыки изображение зайца.

Все видят, что делают зайцы: спят или пляшут.

Определение характера музыки.

«Музыкальный секрет»

Игровой материал.

Игровое панно, изображающее карту местности, «камни», прикрепленные к липучке, с обратной стороны которых написано задание; колокольчик.

Ход игры.

Педагог рассказывает детям об интересном путешествии, которое сегодня им предстоит совершить. Только нужно взять с собой  волшебный колокольчик. Он будет указывать путь.

Педагог переносит колокольчик вдоль по тропинке на игровом поле, над определенным «камнем» он звенит. Сняв и перевернув «камень», педагог читает задание и исполняет его.

 Дети определяют жанр, характер, называют произведение и имя композитора. Затем в конце пути  колокольчик  находит корзину с угощением, открытками или небольшими сувенирами, спрятанную в помещении группы.

Развитие звуков по длительности

«Веселый паровозик»

Игровой материал.

Паровозик с вагончиками, в каждом окошке изображен ребенок. Окна прорезаны по контуру справа, слева, внизу и по верхнему сгибу отгибаются вверх. Открывается изображение ноты по длительности (целая, половинная, четвертная, восьмая)

Ход игры.  

«Вот смотрите – паровоз, он вагончики повез.

Путь у него дальний, ведь поезд музыкальный. Паровоз гудит, поет; ноты он гулять повез».

Вызванный ребенок открывает любое окошко, показывает ноту, называет ее и пропевает.

Все дети повторяют задание.



Предварительный просмотр:

Развитие диатонического слуха

«Тише - громче в бубен бей»

Игровой материал.

Бубен, разученная с детьми песня Е.Тиличеевой «Веселый бубен».

Ход игры.

Дети стоят по кругу.

Воспитатель ходит с бубном в центре круга, поет и в указанных тактах то громко стучит в бубен, то тихо им звенит.

Затем она исполняет 1 или 2 куплет и подходит к кому-нибудь из детей, протягивает ему бубен. Ребенок должен громко или тихо простучать в бубен в зависимости от того какой из двух припевов споет воспитатель.

Развитие диатонического слуха

«Кто идет»

Игровой материал.

Большая и маленькая матрешка или чебурашка, настольная ширма.

Ход игры.

Педагог показывает, как ходит большая  матрешка (громко стучит матрешкой о стол) и маленькая (тихо стучит ею о стол).

Затем прячет матрешек за ширму  и предлагает детям отгадать, кто идет, большая или маленькая матрешка.


Развитие диатонического слуха

«Тихие, громкие звоночки»

Игровой материал.

Погремушки.

Ход игры.

Дети сидят на стульчиках с погремушками в руках. Воспитатель поет.

1куплет. Тихо звенят погремушками.

2куплет. Звенят громко.

Воспитатель все время меняет порядок куплетов,

Дети должны звенеть погремушками в соответствии со звучанием  и текстов куплетов.

                        Ты звени, звоночек, тише,

                        Пусть тебя никто не слышит.

                        Ты сильней звени, звонок,

                        Чтобы каждый слышать мог!

Развитие диатонического звука

«Узнай свой инструмент»

Цель,

Упражнять детей в различении тембров звучания пианино, колокольчика и дудочки.

Игровой материал.

Три карточки с контурным изображением пианино, колокольчика и дудочки. Такие же цветные карточки разрезаны на четыре части. Ширма, детские музыкальные инструменты: пианино, колокольчик, дудочка.

Ход игры.  

Разрезанные части цветных карточек вместе с инструментами кладут за ширму перед ведущим.  Он  предлагает спеть песню, прослушать еще раз звучание музыкальных инструментов.

На вопрос ведущего «На чем играю?» отвечает тот, у кого рисунок большой  не цветной карты соответствует прозвучавшему инструменту. При правильном ответе он получает часть цветной карточки и накладывает ее на соответствующую часть большой не цветной карты.


Развитие диатонического слуха.

                       «Громко - тихо»

Цель

Упражнять детей  в различении громкого и тихого звучания.

Игровой материал.

Две карточки с контурным изображением большого и маленького аккордеонов, условно соответствующих громкому и тихому звучанию. Такие же цветные карточки разрезаны на четыре части. Ширма, детский аккордеон.

Ход игры.

В игре принимают участие  трое детей, один из них ведущий. Он предлагает спеть песню «Громко-тихо» Г.Левдокимова, прослушать громкое и тихое звучание аккордеона.



Предварительный просмотр:

Развитие звуков по длительности.

«Сладкое дерево»

Игровой материал.

Фланелеграф; игровое поле с изображением дерева, к его веткам прикреплены на веревочках «конфеты», на обратной стороне которых изображены ноты разной длительности.

Металлофон, карточки и полоски широкие (длинный звук), узкие (короткий).

Ход игры.

    На большой зеленой ветке - музыкальные конфетки.

    Как конфетку повернешь – звук чудесный пропоешь.

Вызванный ребенок поворачивает «конфетку» и называет длительность ноты, затем все ее пропевают на слог «ля»

                         Посмотрите, наши детки,-

                         Это сладкие конфетки.

Дети прохлапывают  ритмический рисунок попевки, отстукивают на металлофоне и выкладывают его полосками на карточках.

Развитие звуков по длительности.

             «Воздушные шары»

Игровой материал.

Игровое панно с изображением мишки, который держит в лапах ниточки с воздушными шарами. Шары двух типов: большие и маленькие.

Ход игры.      

«Медвежонку в магазине много шариков купили-

Разноцветных разных ярких.

Был он очень рад подарку, все на шарики смотрел,  даже песенку запел.

Мишка шарики купил, с ними весело ходил. Вот!»

Дети повторяют попевку,  прохлапывают  ритм, определяют количество долгих т коротких звуков и выкладывают шариками ритмический рисунок.



Предварительный просмотр:

                  Развитие звуковысотного  восприятия

«Ну-ка, угадай-ка»

Программное содержание.

Следить за тем, чтобы дети произносили более высокие звуки, изображая маленьких гусят, козлят, воронят, и более низкие, изображая козу, гуся, ворона.

Ход игры.

Две равные группы детей садятся вдоль противоположных стен комнаты. Они поочередно загадывают друг другу загадки. Если ребята отгадали, то после слов: «Лови!»- загадывающие убегают, а отгадывающие их ловят, пойманные переходят в другую группу.

1 .Гусь с гусятами живет в доме на лужайке.

    Кто там голос подает?

    Ну-ка, угадай-ка! (говорят) Га-га-га-га-га!

2. Вот коза козлят ведет прямо на лужайку.

    Кто там голос подает?

    Ну-ка, угадай-ка! (говорят) Ме-ме-ме-ме!

3. Воронят своих зовет ворон на лужайке.

    Кто там голос подает?

    Ну-ка, угадай-ка! (говорят) Кар-кар-кар!

                              Различение высоты звука

«Чей домик?»

Программное содержание:

Ознакомить детей с высоким и низким звуком.

Ход игры.

В группе расставлены на небольшом расстоянии друг от друга стулья.  Несколько детей присаживаются на них. Это «кошки» и «котята». Воспитатель поет песню и затем спрашивает:

                     Куда же наша Марина пойдет,

                     Туда ли, где кошка поет,

                     А может, туда, где спросонок

                     Мяукает сладко котенок?

Марина проходит вдоль стульев, стучит  и спрашивает: «Кто в домике живет?» Сидящий за стулом мяукает низким или высоким голосом, в зависимости от того, кого он хочет изобразить, кошку или котенка.

Воспитатель спрашивает у детей-зрителей: «Правильно ли отгадала Марина?» Если правильно, то Марина идет в домик, а ребенок, сидящий за стульчиком, становится зрителем.

        

Развитие звуковысотного слуха

«Птица и птенчики»

Цель.

Упражнять детей в восприятии и различении двух звуков.

Игровой материал.

Две большие карточки, на которых даны контурные изображения птиц и птенчиков (или игрушки); две

другие точно такие же по размеру карточки с цветным изображением этих птиц разрезаны на четыре части,

В игре используется металлофон и настольная ширма.

Ход игры.

Ведущий раздает детям не цветные карточки (одному с рисунком птицы, другому – с рисунком птенчиков). Разрезанные части цветных карточек остаются у ведущего, он перемешивает их, кладет одну на другую рисунком вниз и вместе с металлофоном прикрывает ширмой.

Ведущий напоминает играющим голос птицы и птенчиков. После этого поочередно берет цветные карточки, ударяет по пластинке металлофона соответствующий звук и спрашивает: «Кто вас зовет – птица или птенчик?» Отвечает ребенок, у которого карточка соответствует проигранному звуку.

После правильного ответа он получает маленькую цветную карточку и закрывает ею часть не цветного изображения на большой карточке.

Развитие звуковысотного слуха

«Курица и цыплята»

Игровой материал.

Домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курица и цыплята)

Ход игры.

Дети рассаживаются вокруг стола.

 Воспитатель берет куклу и говорит: «В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовет Маша» (играет на металлофоне).

Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц.

Воспитатель просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи-пи-пи».

Затем кукла Маша зовет кур – воспитатель играет на металлофоне.

Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей  и поют «ко-ко-ко».

Развитие звуковысотного восприятия

«Угадай-ка»

Игровой материал.

4-6 больших карточек – каждая разделена на две части. На первой половине изображен гусь, на второй гусенок (утка-утенок, кошка - котенок, корова-теленок и т.д.). Фишки на каждую карточку.

Ход игры.

Игра проводится с подгруппой детей за столом. У каждого одна карта и две фишки.

Воспитатель произносит: «Га-га-га».

Дети, у которых на карточке изображен гусь, должны закрыть его фишкой.

Воспитатель произносит: «га-га-га», дети закрывают фишкой картинку с гусенком.

Аналогично дети закрывают  картинки с кошкой, коровой, уткой.

Развитие звуковысотного восприятия

«Где мои детки»

Игровой материал.

Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих).  На больших карточках изображены: гусь, утка, курица, птица,  на маленьких: утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Ход игры.

Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке.

 Воспитатель предлагает поиграть  и начинает рассказ:

 «В одном дворе жили курица с гусятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер,  пошел дождь, все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картину): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!»

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь».

Воспитатель забирает карточки у ребят и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!».

Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.


                   Развитие звуковысотного восприятия

                   «Чудесный мешочек»

Игровой материал.

Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией.

В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок.

Можно использовать персонажи кукольного театра.

Ход игры.

Участвует вся группа.

 «Дети, - говорит воспитатель,-  к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть здесь? (показывает мешочек).  Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там».

Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок» р.н.м., «Серенькая кошечка» В.Витлина, «Воробушки» М.Красева, «Медведь» В.Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

           Развитие звуковысотного восприятия

             «Подумай и отгадай»

Игровой материал.

Карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка.

Ход игры.

Детям раздают по одной карточке.

 На фортепиано или в грамзаписи звучит мелодия: «Зайчик»М. Старокадомского, «Медведь» М. Ребикова, «Птичка» Красева, ребенок поднимает карточку с изображением медведя и т.д.


Развитие звековысотного восприятия

«Кто в домике живет?»

Игровой материал.

На карточке нарисован красочный терем в два этажа: нижние окна большие, верхние – поменьше. Внизу под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица.

Каждое окно открывается и закрывается. Внутри него находятся вставные кармашки, куда вставляются картинки перечисленных животных, а также картинки с изображением детенышей этих животных.

Ход игры.

Воспитатель рассаживает детей полукругом и показывает дом-теремок, в котором живут кошка с котенком, птица с птенчиком и медведь с медвежонком.  «На первом этаже, - говорит воспитатель, живут мамы, на втором, с маленькими окошками, – их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой, то перепутали  кто где живет. Поможем им найти свои комнаты».

Раздает каждому по одной карточке. Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах. Например, звучит мелодия  песни «Серенькая кошечка» В.Витлина. Ребенок, у которого соответсвующая  карточка, вставляет ее в окошечко первого этажа напротив рисунка, изображенного на домике. Звучит та же мелодия, но на октаву выше. Встает ребенок с карточкой котенка и помещает ее в окошечко на втором этаже.

Так же проводится игра с музыкой про птичку  и медведя («Птичка» М.Красева, «Медведь» М.Ребикова).

Она продолжается до тех пор, пока все карточки не будут выставлены в кармашки. В конце игры воспитатель поощряет правильные ответы. Если кто-то из детей ошибся, объясняет, что медведь не поместится в кроватку кошечки и не сумеет сесть за ее стол, когда вдруг попадет не в свою кроватку, и т.д.

Развитие звуковысотного восприятия

«Найди игрушку»

Игровой материал.

Игрушки,  соответствующие  содержанию песен - зайчик, медведь, кошечка, петушок и т.д.;

Фонотека  песен по программе.

Ход игры.

Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Воспитатель предлагает послушать мелодию и выбрать (называет ребенка) соответствующую игрушку.

Игра заканчивается, когда на столе не осталось  ни одной игрушки.

Развитие звуковысотного восприятия

«В лесу»

Игровой материал.

На планшете изображен лес; 2-3 дерева, пенек приклеены к картине средней своей частью по высоте, этим  как бы создается объемность и, кроме того, к одной половине елки (дерева, пенька) приклеен кармашек, в котором помещается фигурка зайчика (петушка, кошки, мишки и т.д.).

 Картонажная фигурка девочки ставится рядом с лесом.

Ход игры.

«Дети, посмотрите, какой красивый лес, говорит воспитатель.- Здесь березки, елочки. Девочка Таня пришла в лес собирать ягоды, грибы. А за деревом кто-то спрятался, наверное, какой-то зверек. Поможем Тане отгадать, кто там сидит. Послушайте песенку и отгадайте».

Звучит песня «Заинька» р.н.м.

Для проверки ответа ребенку разрешается заглянуть за дерево, где находится фигурка зайчика (картинка елки сгибается вдоль по центру, там кармашек).

Развитие звуковысотного восприятия

«Буратино»

Игровой материал.

Коробка, на ней нарисован Буратино. С боковой стороны коробка открывается, туда вставляются картинки с красочными иллюстрациями к различным программным песням и пьесам (елочка, паровоз, машина, санки, кукла, флажок и т.д.), знакомые детям.

Ход игры.

Воспитатель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие – дети сами должны отгадать.

Музыкальный руководитель проигрывает произведения, дети отгадывают.

Для проверки ответа из коробки достают соответствующую картинку.

Например, исполняется песня «Елочка» М.Красева, ребенок достает карточку с изображением новогодней елки, или звучит мелодия песни «Паровоз» З.Компанейца – из коробки достают картинку паровоза и т.д.


Развитие звуковысотного восприятия

«Солнышко»

Игровой  материал.

Большая картина, изображающая поляну с нотным станом. Нотки-солнышки. Карточки с нотным станом для раздачи детям и нотки-солнышки.

Ход игры.

Музыкальный руководитель: «Жило-было солнышко. Встало утром рано, потянулось и запело свою песенку:

                   Я, солнышко лучистое, очень-очень чистое!

                   Люблю я умываться и в лужицах купаться.

                   Мои детки засмеялись, по линейкам разбежались.

                   Помогите их собрать и по имени назвать.

Я нашла маленькое солнышко (ставит нотку-солнышко на первую линейку), вот оно на первой линейке, а зовут его «ми».

Дети повторяют, выкладывают ритмический рисунок у себя на карточке и все пропевают ее.

         Развитие звуковысотного восприятия

                          «Эхо»

Цель. Закреплять различение звуков сексты.

Игровой материал.

Большая карточка - игровое поле, на котором нарисованы четыре девочки, заблудившиеся в лесу, они кричат: «а - у», две из них только начинают кричать низкий звук «а», слегка наклонив голову, две другие – высокий звук «у», приподняв голову вверх. Четыре фигурки елочек, которыми перед игрой закрыты изображения девочек.

Металлофон.

Ход игры.

Ведущий выкладывает перед детьми игровое поле. Назначает, кто из них будет искать девочку, которая кричит высоким звуком, а кто – девочку, которая кричит низким звуком.

Затем предлагает детям спеть песню «Эхо» и отдельно пропеть звуки: «а – у».

 Далее ведущий поочередно играет звуки и каждый раз спрашивает детей: «Девочка поет  «а»  или  «у»?


Развитие звуковысотного восприятия

«Качели»

Цель.

Закреплять восприятие и различение звуков септимы.

Игровой материал.

Большая карточка с контурным изображением качелей в верхнем и нижнем положении. Качели в верхнем положении соответствуют высокому звуку, а в нижнем – низкому звуку. Небольшие карточки-фигурки в форме качелей по ходу игры накладываются на силуэты качелей большой карточки, металлофон, ширма.

Ход игры.

Перед играющими лежит большая карточка, воспитатель назначает, кто из играющих будет узнавать звук «высоких» качелей, кто - «низких».

Дети поют песню «Качели» Е.Тиличеевой, воспитатель напоминает звуки, характерные для нее, проигрывает на металлофоне,

Ведущий берет фигурку качелей, проигрывает необходимый звук и спрашивает: «Где сейчас качели – вверху или внизу?»

Отвечать должен тот, кто узнал свой звук.

Развитие  звуковысотного восприятия

«Курицы»

Цель. Упражнять детей в восприятии и различении звуков квинты.

Игровой материал.

Две большие карточки с контурным изображением: на одной нарисована курица с опущенной головой (соответствует низкому звуку); на другой – курица с поднятой головой (соответствует высокому звуку).

Другая пара карт выполнена в цвете и разрезана на четыре части.

Ход игры.

Ведущий раздает детям не цветные карточки. Разрезанные части цветных карточек остаются у ведущего, он перемешивает их, кладет одну на другую рисунком вниз и вместе с металлофоном прикрывает ширмой.

Ведущий напоминает играющим голос, ударяя по пластинкам металлофона,  поочередно берет цветные карточки, ударяет по пластинке металлофона соответствующий звук и спрашивает: «Кто вас зовет?»

Отвечает ребенок, у которого карточка соответствует проигранному звуку.

После правильного ответа он получает маленькую цветную карточку и закрывает ею часть не цветного изображения на большой карточке.



Предварительный просмотр:

Развитие музыкального слуха и памяти.

«Чудесный мешочек»

Игровой материал.

Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: зайчик, кукла, мишка, петушок, лошадка и др.

Ход игры.

Участвует вся группа.

 «Дети, - говорит воспитатель, к нам на занятие пришли гости. Но где они спрятались? Может быть здесь? (показывает мешочек).  Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там».

Музыкальный руководитель проигрываем мелодии знакомых детям произведений: «Заинька» музыка  М.Красева, «Кукла» музыка М.Старокадомского, «Медведь» музыка В.Ребикова и др.

Дети узнают музыку, и кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает детям.

Развитие музыкального слуха и памяти.

«Веселая пластинка»

Игровой материал.

Игрушечный проигрыватель с набором пластинок – в центре нарисована картинка, передающая содержание пени; проигрыватель с набором пластинок программных произведений.

Ход игры.

Воспитатель проигрывает в грамзаписи вступление к какому-нибудь знакомому детям произведению.

Вызванный ребенок находит среди маленьких пластинок нужную, ставит ее на игрушечный проигрыватель и поет песню.



Предварительный просмотр:

Развитие ритмического восприятия и      

               музыкальной памяти

         «Сыграй, как я »

Игровой материал.

Бубен, металлофон, музыкальный молоточек, деревянные ложки, деревянные кубики и т.д.

Ход игры.

Педагог предлагает детям прослушать, а затем повторить ритмический рисунок, состоящий из 5-7 звуков, сыгранных на любом из перечисленных инструментов.


Развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти

«К нам гости пришли»

Игровой материал.

Игрушки  (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, колокольчик.

Ход игры.

Педагог «Сегодня к нам в гости должны прийти игрушки» (стук, входит Мишка).

Мишка. « Здравствуйте, дети я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу!» (девочка играет на бубне, Мишка переступает с ноги на ногу, дети хлопают).

Аналогично обыгрывается приход  других игрушек.

Развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти.

«Труба и барабан»

Игровой материал.

Металлофон, барабан, песня Е. Тиличеевой «В лесу»

Ход игры.

Поют и сопровождают игру на металлофоне, на барабане по содержанию песни.


Развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти

«Кто по лесу ходит»

Игровой материал.

Деревянные фигурки медведя и ежика из плоскостного театра и настольная ширмочка.

Ход игры.

Игра проводится с подгруппой детей.

Воспитатель на столе показывают малышам, как ходит медведь (четвертями), передвигает игрушку, а затем, как бегает ежик (восьмыми). Потом прячет игрушку за ширму и предлагает детям отгадать, кто по лесу ходит, передвигая поочередно фигурки медведя, ежика за ширмой.

Для того, чтобы у ребят не выработался стереотип, необходимо давать слушать несколько раз подряд шаги медведя или бег ежика, а не чередовать их каждый раз.

В этой игре важно использовать фигурки знакомых малышам зверушек, главное, чтобы их характерные движения были контрастны по ритму (слон-мышка, большой зверь - маленький и т.п.)

Развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти

«Прогулка»

Игровой материал.

Музыкальные молоточки по числу играющих.

Ход игры.

Дети рассаживаются полукругом.

 «Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в группе, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы спускаемся с вами по лестнице, » - педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок.

«А теперь мы вышли на улицу, светит солнышко, все обрадовались и побежали, Вот так!» - частыми ударами передает бег. Дети повторяют.

«Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю» - воспитатель медленно ударяет молоточком. Дети повторяют.

 «Остальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок»,- быстро ударяет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капельки, а потом начался сильный ливень», - воспитатель постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. «Испугались ребята и побежали в детский сад», - быстро, ритмично ударяет молоточком.

Развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти

«Что делают детки»

Игровой материал.

Карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображены дети (они поют, марщируют, спят), вторая половина пустая; фишки.

Ход игры.

Детям раздают по одной карточке. Педагог исполняет «Колыбельную» А.Гречанинова, «Баю-бай» В.Витлина, «Марш» Э.Парлова, любую песню (которую знают дети).

Тот, кто узнал музыкальное произведение, закрывает фишкой пустую половину карты.

 

       Развитие ритмического восприятия и    

                   музыкальной памяти.

                     «Зайцы»

Игровой материал.

На планшете изображены лес, поляна (в центре сделаны разрезы, куда могут вставляться картинки - «Зайцы спят», «Зайцы пляшут» и т.д.).

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям пойти погулять на поляну, нарисовать на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете сами, когда услышите музыку».

Звучит мелодия колыбельной или танцевальной музыки.

Дети определяют ее и по просьбе воспитателя вставляют соответствующую картинку в прорези на планшете.

Если ребенок узнал музыкальное произведение, дети аплодируют.


Развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти.

«Кто как идет»

Цель.

Упражнять детей в восприятии и различении акцента в трех ритмических рисунках.

Игровой материал

Металлофон, ширма, песня «Кто как идет» Г.Евдокимова.

Ход игры.

Три карточки с контурным изображением зверей, идущих с палочками: на одной - медведь; на другой - лес; на третьей – волк. Такие же  по размеру карточки, но с цветным изображением, разрезаны на четыре части.

Развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти.

«Веселые дудочки»

Цель.

Упражнять детей в восприятии и различении трех римических рисунков, условно соответствующих ритму звучания: а) трубы (играет медведь); б) дудочки (играет лиса); в) свирели(играет мышонок).Требуется знание песни «Веселые дудочки) Г.Левдокимова.

Ход игры.

Три карточки с контурным изображением зверей, Играющих на духовых инструментах: На тубе – медведь, на дудочке - лиса, на свирели -мышонок.

Такие же по размеру, но с цветным изображением зверей, разрезаны на четыре части.

Металлофон, ширма.

Дети поют песню, прослушивают, как играют звери на своих инструментах, и начинают играть. На вопрос ведущего «Кто это играет?» отвечает тот, у кого большая не цветная карточка соответствует исполненному ритмическому рисунку.



Предварительный просмотр:

Развитие тембрового восприятия

«Угадай по  голосу»

Ход игры.

Ребенок стоит впереди, остальные дети идут к нему и поют песню  Е.Тиличеевой  «В лесу», с окончанием песни, ребенок закрывает глаза, а воспитатель незаметно для него показывает на кого-нибудь из детей и тот называет «Ваню» по имени.

Он должен узнать по голосу, кто его позвал.

Развитие тембрового восприятия

«Волшебная посылка»

Игровой материал.

Коробка - посылка, металлофон, бубен, барабан, колокольчик, погремушка, деревянные ложки, небольшая ширма.

Ход игры. 

Воспитатель говорит детям, что в детский сад пришла посылка, и не простая – волшебная. «Отгадайте, что в ней, и тогда она будет ваша».

За ширмой воспитатель поочередно играет на каком-нибудь инструменте.

Если дети правильно отгадали название инструмента, взятого из посылки, педагог передает его им.


Развитие тембрового восприятия

«Угадай, на чем играю»

Ход игры.

Дети сидят на стульях и держат погремушки, барабаны и дудки.

Воспитатель поет песню Е.Тиличеевой «Все мы музыканты», малыши внимательно слушают.

Когда поется про звоночки, те ребята, у которых в руках погремушки, звенят ими, если поется про барабаны, дети играют на барабанах и т.д.

Усложняя задание, воспитатель может произвольно чередовать порядок куплетов песни.

Развитие тембрового восприятия

«Нам игрушки привезли»

Игровой материал.

Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек, кошка, коробка.

Ход игры.

Воспитатель берет коробку, перевязанную лентой, достает кошку и поет песенку «Серенькая кошечка В.Витлина»,  затем  говорит, что в коробке еще лежат музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они  узнают их по звучанию.

Педагог незаметно от детей играет на  музыкальных  инструментах.

Дети узнают их.  

Кошка дает игрушку ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке). Затем кошка передает игрушку другому ребенку.

Развитие тембрового восприятия

«Колпачки»

Игровой материал.

Три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: губная гармошка, металлофон, балалайка.

Ход игры.

Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нем под колпачками лежат музыкальные инструменты.

Воспитатель вызывает к столу ребенка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чем он будет играть.

Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.

Развитие тембрового восприятия

«Наш оркестр»

Игровой материал.

Детские музыкальные игрушки и инструменты (домбры, балалайки, дудочки, колокольчики, бубны, угольники), большая коробка.

Ход игры.

Педагог говорит детям, что в детский сад пришла посылка, показывает ее, достает музыкальные инструменты и раздает их детям. Все играют на этих  музыкальных  инструментах как им хочется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека музыкально-дидактических игр

Картотека музыкально-дидактических игр...

Картотека музыкально-дидактических игр

Картотека музыкально-дидактических игр для воспитателей и музыкальных руководителей...

Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей дошкольников на основе ТРИЗ технологии

Музыкально-дидактические игры можно использовать на музкальном занятии и в самостоятельной деятельности....

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей картотека по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...