Игры на развитие внимания
картотека по музыке

Внимание является необходимым условием любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Внимание – одна из важнейших функций, обеспечивающих успешность процесса развития, воспитания, обучения.

Специально разработанные игры помогут развить у детей свойства внимания, так как главными условиями игры являются сосредоточенность слухового внимания и активизация слуховых ощущений.

Согласование текста с музыкой, движением способствуют координации функциональных систем, участвующих в точной передаче и воспроизведении музыкального образа посредством средств двигательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_vnimaniya.docx19.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ




Внимание является необходимым условием любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Внимание – одна из важнейших функций, обеспечивающих успешность процесса развития, воспитания, обучения.

Специально разработанные игры помогут развить у детей свойства внимания, так как главными условиями игры являются сосредоточенность слухового внимания и активизация слуховых ощущений.

Согласование текста с музыкой, движением способствуют координации функциональных систем, участвующих в точной передаче и воспроизведении музыкального образа посредством средств двигательной активности.

«Ножками затопали»

Цель. Развивать длительность внимания, быстроту реакции на речевой сигнал.

Ход игры. Под песню «Ножками затопали» ( сл. А. Барто, муз. М. Раухвергера) дети шагают по кругу лицом друг к другу с флажками в руках. Ребенок, чье имя пропевается в песне, на окончание музыки поднимает флажок. Игра повторяется с другими детьми. «Ножками затопали, зашагали по полу, …, не зевай, руки поднимай!».

«За подснежниками»

Цель. Развивать сосредоточенность внимания, быстроту реакции на речевой сигнал.

Ход игры. Перед игрой дети повторяют слова и запоминают установку на выполнение действий. «За подснежниками в лес мы сейчас пойдем. Как кукушечку услышим – подснежник мы сорвем». Под спокойную музыку напевного характера русской народной песни «Я пойду ли, молоденька» дети гуляют свободно по залу. Услышав сигнал «Ку-ку!» - наклоняются, чтоб сорвать подснежник. Сигнал может быть неожиданным для активизации слухового восприятия и ритмичным для развития ощущения фразировки, метроритма. В дальнейшей работе речевой сигнал может заменяться звуковым – ударом в бубен, треугольник.

«Небо, воздух, земля»

Цель. Научить переключать слуховое внимание и быстроту двигательной реакции.

Ход игры. Дети двигаются под марш по кругу. На слово «Земля» дети приседают, касаясь руками пола; на слово «Небо» - поднимают руки вверх; «Воздух» - руки в стороны. Движения выполняются без остановок. Шаг равен доле четкого марша. После усвоения задания в ритме размеренной ходьбы лучше проводить его в чередовании с легким бегом.

«Ветерок»

Цель. Развивать сосредоточенность слухового внимания, активизировать слуховые, зрительные, тактильные ощущения.

Ход игры. Дети, стоя в кругу, проговаривают текст. «Ветерок к нам прилетел, поиграть здесь захотел. До кого он долетит, тот быстрее побежит». Под музыку Ф. Шуберта «Контраданс» ребенок-ветерок бежит по внешнему кругу. На окончание музыки он останавливается и гладит по плечу близко стоящего к нему ребенка. Одновременно остальные дети должны назвать его имя. Этот ребенок становится ветерком и продолжает игру. Музыка повторяется неоднократно, чтобы все дети участвовали в игре.

«Поймай снежинку»

Вариант первый.

Цель. Развивать длительность внимания, ладовый слух, умение выделять музыкальное предложение.

Ход игры. Под музыку Г. Пахульского «Мечты» дети легко двигаются по залу и на окончание музыкальных предложений «ловят снежинки ладошками».

Вариант второй.

Цель. Научить точно выполнять движения то правой, то левой рукой.

Ход игры. Свободно двигаясь, дети ловят снежинки, поднимая руку вверх, перед собой.

Вариант третий.

Цель. Формировать долгий плавный выдох.

Ход игры. Дети изображают, как поймали снежинку, а затем на окончание музыкального предложения, сдувают ее с ладошек.

«Сорви яблоко»

Цель. Развивать слуховое внимание, различать плавное и отрывистое звучание музыки.

Ход игры. Детям предлагается пойти в сад за яблоками. «В сад фруктовый мы пойдем и корзиночки возьмем, будем яблоки срывать и в корзинку убирать». Звучить русская народная мелодия, которая в первой части исполняется плавно, во второй – отрывисто. На плавное звучание дети с воображаемыми корзинками гуляют по саду. На отрывистое звучание – ставят корзинку на землю и ритмично срывают яблоки, кладут в корзинку. Движения руки выполняются на сильную долю такта, наклоны вниз – на слабую долю.

«Сделай наоборот»

Цель. Развивать наблюдательность, быстроту движений рук.

Ход игры. Дети строятся в две колонны. Педагог показывает движения, а дети выполняют противоположные действия. Каждый двигательный элемент соответствует четырехдольному такту ритмичного сопровождения песни А. Журбина «Смешной человечек». Педагог приглашает ребят на игру со словами: «Кто со мной начнет играть, чтобы ловкость показать, и сноровку и уменье, и вниманье, и терпенье?»

Движения педагога.

1т. – поднять руки вверх.

2т. – руки вытянуть вперед.

3т. – руки вдоль тела.

4т. – руки отвести назад.

5т. – развести руки в стороны с поворотом направо.

6т. – развести руки в стороны с поворотом налево.

7т. – отвести обе руки вправо.

Движения детей.

Руки опущены вдоль туловища.

Руки отвести назад, за спину.

Руки поднять вверх.

Руки вытянуть вперед.

Развести руки в стороны с поворотом налево.

Развести руки в стороны с поворотом направо.

Отвести обе руки влево.

«Змейка»

Цель. Развивать наблюдательность и ориентировку в пространстве.

Ход игры. Ведущий ребенок под плясовую музыку «Чешской народной мелодии» бежит на носках по залу между свободно стоящими детьми. На сильный акцент он берет за руку того, кто стоит к нему ближе всех, и игроки уже бегут вместе. Затем второй бегущий на следующий акцент берет третьего, третий – четвертого и так далее. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не будут двигаться змейкой, взявшись за руки.

«По водицу»

Цель. Развивать слуховое внимание и ощущение соотношений четвертных и половинных длительностей.

Ход игры. Под русскую народную песню «Соловьем залетным» дети двигаются по кругу шагом, неся на коромыслах воображаемые ведра с водой. Перед движениями проговаривают текст: «Воду в ведрах мы несем и ни капли не прольем. По дорожке мы шагаем, как устанем – отдыхаем». На четверти дети шагают, на половинные длительности в конце фраз приседают.

«Кто быстрее?»

Цель. Активизировать слуховое внимание, развивать быстроту и последовательность действий.

Ход игры. Дети должны запомнить последовательность неожиданных звуковых сигналов и в соответствии с ними выполнить различные построения. Звуковые сигналы могут быть шумовые, музыкальные и речевые. «Чтобы быстрым, ловким стать, порядок действий надо знать. Сигналы будут помогать, прошу вас их запоминать». Под маршевую музыку дети двигаются бодрым шагом в свободном направлении. Сигналы могут раздаваться в начале, середине, конце фразы, предложения или части музыкального произведения на любую ритмическую долю. На первый сигнал, удар в бубен дети стоятся в колонну и маршируют в ней до второго сигнала. На второй сигнал, речевой, слово «Ух!», дети перестраиваются в шеренгу. На третий, шумовой, шелест бумаги, - перестроение в круг лицом друг к другу. На четвертый, музыкальный, звук дудочки, - дети шагают в кругу спиной друг к другу.

«Раз – два!»

Цель. Развивать устойчивость внимания при воспроизведении ритмических рисунков.

Ход игры. Ритмическая игра проводится под музыку танцевального характера. На первую и третью четверти нечетных тактов дети выполняют пружинки, считая вслух «Раз – два!». На четные такты – действия по тексту.

1т. – раз – два!

2т. – хлоп – хлоп – хлоп.

3т. – раз – два!

4т. – топ – топ – топ.

5т. – раз – два!

6т. – шлеп – шлеп – шлеп

7т. – раз – два!

8т. – по-во-рот!

Первый раз дети выполняют игру, стоя лицом в круг, на повторении – разворачиваются спиной в круг.

«Раз, два, три, четыре!»

Цель. Учить распределению внимания, развивать ощущение равномерности темпа в двигательных реакциях.

Ход игры. Под музыку «Физкультурного марша» М. Раухвергера дети выполняют статические и динамические движения. На нечетные такты дети двигаются бодрым шагом вперед, считая вслух на четыре счета: «Раз, два, три, четыре!». На четные такты дети стоят на месте и хлопают в ладоши, воспроизводя ритмический рисунок.

«Раз, два, три!»

Цель. Развивать способность переключать внимание, изменяя характер движения при восприятии плавного и отрывистого звучания музыки.

Ход игры. Дети стоят в парах лицом друг к другу. Звучит «Этюд» Г. Беренса. На плавное звучание восьмых длительностей дети поднимают соединенные руки через стороны вверх. На отрывистое – хлопают в ладоши на четверти, считая на три счета вслух и опуская руки. Первый хлопок – над головой, второй-третий перед собой.

«Не зевай!»

Цель. Развивать ритмический слух, учить точно воспроизводить повторяющийся ритмический рисунок.

Оборудование. Бубны по количеству детей.

Ход игры. Дети стоят в кругу с бубнами в руках. На нечетные такты «Новогодней польки» А. Александрова педагог называет детей по именам. Тот, кого назвали, ударяет по бубну 3 раза на четный такт. Удары в бубен сопровождаются ритмичным проговариванием слов «Не зевай!» остальными детьми.

«Не опоздай!»

Цель. Развивать наблюдательность, динамический слух.

Оборудование. Игрушки: мышка, кошка, собачка.

Ход игры. На громкое звучание словацкой народной песни «Гуси-гусочки» дети двигаются легким бегом по всему залу. На тихое звучание – останавливаются, встают лицом к игрушке, которую педагог держит над головой, и хлопают в ладоши. С окончанием музыки дети убегают на места от мышки. Игра повторяется с другими игрушками. При этом педагог меняет место показа, чтобы побуждать детей искать игрушки глазами.

«Веселые лягушки»

Цель. Развивать быстроту реакции, двигательно-слуховую координацию.

Оборудование. Мячик.

Ход игры. Стоя в кругу и проговаривая рифмованный текст, дети вспоминают характер выполняемых действий. «У болота на опушке мы, лягушки-хохотушки, будем с мячиком играть – бегать, прыгать и скакать». На музыку «Польки» Л. Абелян ребенок с мячом, стоящий в центре круга, двигается внутри в противодвижении. Он должен закончить бег с окончанием первого предложения и отдать мяч другому участнику, который стоит напротив него. Этот игрок начинает прыгать с мячом по кругу на второе предложение5 и, оставшись на окончание музыкальной фразы, передать мяч третьему ребенку. Тот двигается поскоками на третье предложение внутри круга и с окончанием его кладет мяч посредине круга на пол. На четвертое предложение все дети хлопают в ладоши. Кто первым возьмет мяч с окончанием четвертого предложения, тот снова продолжает игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внимание. Игры на развитие внимания.

Что такое внимание, его виды, а, главное, как  и какими играми его можно развить описано в статье....

Консультация для родителей по теме: «Внимание дошкольника. Упражнения и игры для развития внимания.»

Поступление ребенка в школу знаменует собой начало интенсивного формирования у него произвольного внимания. Необходимость каждый день в течение нескольких часов концентрироваться на определенных объек...

Картотека на тему "Подвижные игры летом" Подвижные игры на прогулке в теплое время года ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ

Картотека на тему"Подвижные игры летом"Подвижные игры на прогулке в теплое время годаИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ...

ВНИМАНИЕ. Главные составляющие. Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста.

Виды и компоненты внимания по возрастам. Игры и упражнения направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста....