«Формирование у детей эстетического вкуса и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку»
статья по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Инна Багдасарян

Данная статья о том, как формировать эстетический вкус у детей и развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, учитывая, что период дошкольного детства протекает очень быстро. И поэтому важно, именно в этот период накопления творческого и жизненного опыта личности, успеть заложить в сознание дошкольника основы чувственного познания окружающего мира, научить его эмоционально откликаться на настроение и чувства других людей, уметь им сочувствовать и сопереживать. Следовательно, развитие музыкальной культуры личности будет невозможным, если активно не развивать эмоциональную сферу в дошкольном возрасте, формирование которой происходит в музыкальной деятельности.
 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Формирование у детей эстетического вкуса и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку»

 «Музыка является могучим и ничем не заменимым средством в формировании духовного мира ребенка»

Д. Б. Кабалевский

В настоящее время, как никогда, остро ощущается потребность в гуманном отношении человека к другим людям и к миру в целом. В.В.Давыдов, В.А.Петровский и другие ученые выдвигали идею гуманизации дошкольного образования, когда приоритетным направлением считалось воспитание общечеловеческих ценностей: доброта, истина и внутренняя красота. В.А.Сухомлинский отмечал, что чуткость и отзывчивость человека в отношении других – составляет самое ценное его личностное качество, которое одно из первых формируется у детей в дошкольном возрасте.
      Период дошкольного детства протекает очень быстро, поэтому важно, именно в этот период накопления творческого и жизненного опыта личности, успеть заложить в сознание дошкольника основы чувственного познания окружающего мира, научить его эмоционально откликаться на настроение и чувства других людей, уметь им сочувствовать и сопереживать. Следовательно, развитие музыкальной культуры личности будет невозможным, если активно не развивать эмоциональную сферу в дошкольном возрасте, формирование которой происходит в музыкальной деятельности.
      В дошкольной педагогике и психологии все больше внимания отводится развитию у детей эмоциональной отзывчивости. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста – как приоритетное направление личностного развития детей выделено в Государственном образовательном стандарте дошкольного образования, поскольку эмоциональная сфера является ведущей в психическом развитии дошкольника, а дошкольное детство – это период, когда у ребенка закладываются основы музыкальной культуры, формируется эстетический вкус и духовно-нравственные устои.
     Б.М. Теплов рассматривал эмоциональную отзывчивость на музыку - как познавательный процесс и утверждал, что через эмоции в музыке мы познаем окружающий мир. Б.М. Теплов писал: «Понять художественное произведение – значит, прежде всего, прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятие искусства; через него оно должно идти; без него оно невозможно...».

 Трудно переоценить роль музыкального воспитания в развитии эмоциональной отзывчивости у дошкольников. У музыкального искусства особый язык - язык интонаций, который используется для передачи человеческого настроения и эмоций. Музыка превосходит другие виды искусства по силе эмоционального воздействия, так как ее содержанием выступают эмоции и чувства. Именно, музыка способна передать весь спектр человеческих чувств, обогащая опыт эмоциональных переживаний, она дает неисчерпаемые возможности для развития эмоциональных переживаний, она дает неисчерпаемые возможности для развития эмоциональной сферы ребенка: его чувств, эмоций и переживаний. В процессе восприятия музыки у дошкольников развивается чувственный мир, формируется личностное отношение к музыке, идет умственное развитие. В той степени, насколько ребенок подготовлен к общению с музыкой – как слушатель, насколько близка и понятна ему музыка, зависит сила и глубина музыкального восприятия.

На своих музыкальных занятиях я стараюсь руководствоваться общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются:

-приобщение детей к деятельности в области искусства,

-развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения,

- воспитание любви к музыке,

-развитие музыкальных способностей,

-формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности.

В детском саду именно на музыкальных занятиях дети приобщаются к пению, приобретают навыки слушания музыки, развивают ритмические движения, играют на детских инструментах. 

 Так же на детей оказывает воздействие музыкальное оформление повседневной жизни детского сада. Одним из важнейших принципов музыкально-эстетического воспитания дошкольников в приобщении их к музыке является направленность всей музыкально-воспитательной деятельности на формирование духовного мира детей, с одной стороны, и обогащение слухового опыта, наиболее полное раскрытие задатков каждого ребенка - с другой. 

Как музыкальный руководитель, я стараюсь развивать музыкальные способности дошкольников, учить их воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Не зря одним из ярких средств эстетического воспитания является именно музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, мы, как педагоги, должны развивать у ребенка общую музыкальность. Как же разглядеть музыкальность в ребенке? Все очень просто, она заложена в каждом из нас с самого рождения. Но, развивать их в правильном направлении помогает грамотное знакомство с музыкальным искусством. И здесь на помощь идут музыкальные занятия в ДОУ.
Практическую результативность моей в работе с воспитанниками даёт применение таких наглядных приёмов музыкального обучения, как: обращение к зрительному восприятию тех или иных явлений, связанных с музыкой; использование на занятиях иллюстративного материала – портретов композиторов, народных певцов, рисунков, картин и фотографий, связанных с содержанием музыкальных произведений, таблиц с изображением музыкальных инструментов и др. Как отмечают педагоги, нельзя недооценивать положительное значение таких материалов для усвоения детьми музыкальных произведений, для возбуждения интереса к музыке, для возможности интересно и ярко провести учебные занятия, познавательно-конкурсные программы, викторины, тематические беседы и др.
Детям можно давать небольшие творческие задания, которые направлены на формирование музыкально-эстетического вкуса. 

Чтобы развитие современного дошкольника было разнообразным, часто педагогам ДОУ нужно работать сообща.

Так я в своей работе в детском саду тоже работаю вместе с воспитателями, интегрируя музыкальное искусство в другие виды деятельности в ДОУ.

Мне очень нравится соединять музыку и изобразительную деятельность. Так в процессе творчества ребенок может раскрыть новые грани своего воображения. Вот некоторые примеры моей работы с дошкольниками:
1. «Нарисуй услышанную музыку» 
Цель: определить, как впервые услышанное произведение влияет на ребенка, какие вызывает у него чувства, эмоции, переживания.
2. «Рисуем мысленные картины» 
Цель: изучение эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса детей к восприятию музыки. В этом задании важно вовлечь детей в музыкальную деятельность, они должны быть творчески активны, ярко проявлять эмоциональную отзывчивость, интерес.
3. «В гостях у сказки» 
Цель: выявить уровень музыкально-эстетического вкуса через сочинение детьми небольшой сказки по прослушанному произведению.

Я только начинаю свою работу в данном направлении, но мне очень нравится итог. Дети становятся эмоционально отзывчивы, позитивно настроены. Я вижу, с каким интересом они рисуют, как внимательно научились слушать и слышать музыку.

Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Она выполняет важную функцию и развивает общую музыкальность ребенка. Каковы же основные признаки общей музыкальности?

Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации.

Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. 

Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце.

С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность. Методы музыкального воспитания   определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Я стараюсь строить их на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. Также стараюсь учитывать индивидуальные потребности, интересы и опыт ребенка, организуя его деятельность.

Изучение особенностей развития эмоциональной отзывчивости на музыку позволяет утверждать, что её развитие в дошкольном возрасте является объективно необходимым процессом, влияющим на формирование, начал музыкальной и общей духовной культуры личности.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что развитие эмоциональной отзывчивости на музыку является объективно необходимым процессом, влияющей на формирование общей духовной культуры личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА "ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОТЗЫВЧИВЫЙ"...

Диагностика уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей дошкольного возраста

Цель: определение уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников. Задачи:1) разработка комплексов вопросов для интервьюирования специалистов, работающих с дошкольниками...

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей 2 – 3 лет

Доклад музыкального руководителя по теме  «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей 2 – 3 лет»...

Презентация "Зима" для развитие эмоциональной отзывчивости на музыку и слухового внимания.

Закрепление представлений о приметах Зимы, побуждение к подпеванию голосу взрослого, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку....

Педагогическая технология развития эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников

Педагогическая технология развития эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников...

Консультация "Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста

Данный материал может быть полезным в работе музыкального руководителя ДОУ с педагогами и родителями...

Выступление на методическом объединении музыкальных руководителей. Обобщение опыта работы: «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку детей дошкольного возраста»

Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно  воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, явля...