Консультация "Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Рисова Татьяна Львовна

Данный материал может быть полезным в работе музыкального руководителя ДОУ с педагогами и родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_emotsionalnoy_otzyvchivosti_na_muzyku.doc26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Развитие эмоциональной отзывчивости

на музыку у детей дошкольного возраста»

Музыкальный руководитель

Рисова Татьяна Львовна

        Все исследователи, которые когда-либо анализировали структуру музыкальности, при всём различии взглядов на неё сходились только в одном: эмоциональная отзывчивость на музыку является её главным показателем. Если музыка – модель человеческих эмоций, если она отражает наши чувства, эмоции, настроение, то, естественно, умение слышать их в музыке и откликнуться на них и является определяющим моментом музыкальности.

        Если человек, не обладающий хорошим музыкальным слухом, чувством музыкального ритма или другими музыкальными способностями, любит музыку, чувствует её, стремится слушать, заниматься ею, значит он музыкален. С этим связана и основная задача музыкального воспитания дошкольников. Влюбить детей в музыку, развить эмоциональную отзывчивость на неё – задача, определяющая и общий стиль музыкальных занятий, и настроение педагога, и его отношение к успехам и ошибкам детей.

        Эмоциональная отзывчивость на музыку, в отличие от других музыкальных способностей, к сожалению, не поддаётся ни точной фиксации, ни точному определению в эксперименте. Мы можем судить о ней, наблюдая за ребёнком, когда он слушает музыку, воссоздаёт образ музыкального произведения в движении, пении, игре на музыкальном инструменте. Мимика, положение и движения тела, время, в течение которого ребёнок слушает музыку, и, конечно, степень выразительности её исполнения позволяют судить об эмоциональной отзывчивости на музыку.

        Наблюдения показали, что большинство детей с самого раннего возраста обладает высокой эмоциональной отзывчивостью на музыку. Сначала она носит характер непосредственной реакции на общий эмоциональный фон музыкального произведения. Однако по мере музыкального развития ребёнка, становления системы его музыкальных способностей, позволяющих понимать содержание музыки, эмоции, связанные с нею, становятся «умными».

        Как и когда появляется эмоциональная отзывчивость на музыку, какие условия способствуют её возникновению и развитию? Насколько нам известно, специальные исследования, которые помогли бы ответить на этот вопрос, не проводились. Однако наблюдения позволяют предположить, что эмоциональная отзывчивость на музыку, как и возникающая затем потребность в ней, рождаются в условиях, когда музыкой занимается мама или другой близкий человек, общаться с которым стремится ребёнок. В процессе общения с близкими людьми музыкальная деятельность становится привлекательной для ребёнка, происходит «эмоциональное заражение», появляется желание слушать музыку, постепенно формируется потребность в ней.

         Если в полной мере использовать возможности дошкольного детства – периода, который является наиболее благоприятным для музыкального развития ребёнка, то у него сформируются качества, необходимые для дальнейшего развития – не только музыкального, но и интеллектуального, нравственного, общекультурного. Однако главным всё-таки будет вклад музыки в формирование эмоциональной сферы ребёнка, связанный прежде всего с обогащением этой сферы. Можно утверждать, что не существует таких эмоций, чувств и их нюансов, которые не нашли бы отражения в музыке. Это и радость со всеми её оттенками – от бурного восторга до тихого созерцания, это и печаль – от глубокого горя до спокойной грусти, и бесконечное множество других эмоциональных состояний. Очень важно, чтобы музыка, которую мы предлагаем детям в этот период, была не только высокохудожественной, но и ярко выражающей доступные детям эмоции. Тогда она станет уникальным фактором развития их эмоциональной сферы -  ведущей сферы психического развития в дошкольном детстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2012-2013 учебный год. Образовательная область «Музыка» для детей дошкольного возраста (2-7 лет)

Рабочая учебная программа отвечает требованиям Государственного стандарта и возрастным особенностям детей. Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения, псих...

ОПЫТ РАБОТЫ "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА "ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОТЗЫВЧИВЫЙ"...

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей 2 – 3 лет

Доклад музыкального руководителя по теме  «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей 2 – 3 лет»...

Особенности воспитания отзывчивости и взаимопомощи у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сл...

«Ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми младшего дошкольного возраста»

Первая младшая группа (2- 3года).Для решения поставленной цели выделила следующие задачи:         1. Задачи по восприятию музыки:формировать у детей умение слуш...

Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей дошкольного возраста

Эмоции – непременная составляющая человеческой жизни. В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию.           Разви...