Особенности воспитания отзывчивости и взаимопомощи у детей дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Романович Ирина Леонидовна

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности воспитания отзывчивости и взаимопомощи у детей дошкольного возраста 

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.

Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений. В основе взаимопомощи и отзывчивости лежит направленность на другого человека. Это своего рода способы выражения сочувствия, сопереживания.

В психологии можно выделить три основных подхода к пониманию природы взаимопомощи: 1) личностно-нормативный, в котором рассматривается мотивационный компонент взаимопомощи дошкольников с точки зрения прагматичности - бескорыстия направленности мотива оказания помощи; 2) индивидуально-эмоциональный подход к пониманию взаимопомощи детей как результата эмпатийного процесса; 3) коллективистский подход, в котором взаимопомощь дошкольников рассматривается как результат действенной эмоциональной групповой идентификации.

Теоретический анализ зарубежных и отечественных исследований проблемы проявления детьми взаимопомощи, определяет взаимопомощь дошкольников как содействие, при котором действия одного ребенка направлены на стимуляцию, поддержание и облегчение действий другого ребенка. Взаимопомощь как содействующее поведение связано с процессом распознания состояния другого (эмпатией), с умением - соотнести свое поведение с моральными нормами, а так же зависит от совместного характера деятельности детей.

Проблема воспитания отзывчивости и взаимопомощи изучалась в дошкольной педагогике (Ф.С.Левин-Щирина, Л.А.Пеньевская, А.М.Виноградова и др.) и детской психологии (Т.А.Репина, А.Д.Кошелева). Исследователи отмечают, что уже в раннем возрасте ребенок проявляет симпатию к другим детям, к трём годам малыши способны по собственной инициативе откликаться на разное эмоциональное состояние сверстников. У детей четвертого года жизни отчетливо проявляются попытки оказать друг другу помощь в самообслуживании, так как именно этим видом труда ребенок в этом возрасте активно овладевает и, чему-либо научившись, стремится реализовать свои умения в качестве обучающего. Формы взаимопомощи у детей пятого года более разнообразны. Дошкольники помогают друг другу в совместных играх, на занятиях, в быту. Более основательными становятся мотивы оказания помощи. Взаимопомощь старших дошкольников отличается большей осознанностью и избирательностью. Они могут объяснить, когда и как стоит или не стоит оказывать помощь. Дети этого возраста охотно помогают малышам и взрослым, но с меньшим желанием – сверстникам. Помощь сверстникам – это, как правило, действие, лишенное игры. Взаимопомощь часто выступает как чисто трудовое действие.

Исследование четырех психологических компонента дошкольника: когнитивный, мотивационный, эмоциональный, деятельностный позволило выявить психологическую готовность дошкольников 3-4 лет к взаимопомощи, о чем можно было судить по содержанию ответов на вопросы, по анализу наблюдений занятий и их самостоятельной деятельности. Эти мероприятия показали, что большинство детей имеют среднюю потребность познавательных интересов (70%).

15% детей не способны к проявлению сочувствия.

Умеют помогать своим товарищам и родителям 12 человек (60%) из 20 опрошенных. Только 4 человек из группы могут уступить своему сверстнику в игре в свою очередь играть, большинство детей (60%) могут делятся игровыми предметами, через стремление соответствовать ожиданиям взрослого, тем самым большинство детей не умеют оказывать взаимопомощь товарищам, а, следовательно, с ними должна проводиться работа с педагогами и психологами.

На основании проведенного исследования оказалось, что в большинстве дети дошкольного возраста не совсем психологически готовы к оказанию взаимопомощи сверстникам. Познавательный интерес детей неустойчив, они не всегда понимают проблему. При выборе материалов для самостоятельной деятельности допускают ошибки из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. Часто дети забывают о цели, увлекаясь процессом, тяготеют к примитивным действиям, затрудняются сделать вывод.

Для этого необходим комплексный подход к решению проблемы формирования взаимопомощи дошкольников, разработанный на основе современных достижений психологической науки.

Выявленная взаимосвязь между компонентами психологической готовности и проявлением взаимопомощи дошкольниками показывает, что работа с детьми должна отражать три аспекта развития взаимопомощи дошкольников (мотивационный, эмоциональный и деятельностный).

Только учитывая все три аспекта развития взаимопомощи дошкольников (мотивационный, эмоциональный и деятельностный) от детей можно ожидать, что они станут чаще проявлять: бескорыстную направленность мотива оказания помощи (причиной проявления взаимопомощи выступает благо другого человека); сочувствие другим (героям литературных произведений), что является показателем оценки эмоционального состояния другого, опосредованное нравственным знанием норм и правил. При совместном взаимодействии дети научатся проявлять действия оказания помощи самостоятельно, без вмешательства взрослого.

Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под. ред. Е.О.Смирновой. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 240с.
  2. Римашевская Л. С., Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская. М.: Центр педагогического образования. 2007. 112 с.
  3. Смирнова, Е.О. Межличнотные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. 158 с.
  4. Стрелкова, Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: автореф. дис. … канд. психол. наук / Л.П. Стрелкова. М., 1987. 24 c.
  5. Шевырёва М. И. Формирование навыков сотрудничества у детей 5–7 лет посредством моделирования / М. И. Шевырёва // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. Уфа: Лето, 2013. С. 70-72.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития словаря в игровой деятельности детей дошкольного возраста.

В данной статье рассказывается, как с помощью игровой деятельности развивается и обогащается словарный запас ребенка....

ОПЫТ РАБОТЫ "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА "ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОТЗЫВЧИВЫЙ"...

Особенности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Включение регионального компонента в учебно-образовательный процесс в ДОУ.

Нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как процесс приобщения ребёнка к основным компонентам человеческой культуры (знание, искусство, труд, нравственное поведение, патриотические чувст...

Консультация "Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста

Данный материал может быть полезным в работе музыкального руководителя ДОУ с педагогами и родителями...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей дошкольного возраста

Эмоции – непременная составляющая человеческой жизни. В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию.           Разви...