Главные вкладки

    Особенности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Включение регионального компонента в учебно-образовательный процесс в ДОУ.
    статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

    Фурцева Елена Викторовна

    Нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как процесс приобщения ребёнка к основным компонентам человеческой культуры (знание, искусство, труд, нравственное поведение, патриотические чувства) и пронизывает все виды детской деятельности. В дошкольном возрасте закладываются основы личности, формируется социокультурный опыт, поэтому необходимо как можно раньше формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, родной улице, городу, развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

    Нам кажется очень важным для патриотического воспитания применять местный краеведческий материал, как наиболее близкий и понятный детям. Материал, представленный в статье, разделён по тематическим блокам с включением регионального компонента и будет интересен работникам дошкольных образовательных учреждений: воспитателям, заместителям заведующих по воспитательной работе, все неравнодушным к истории и национальной культуре своего родного края.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

       С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

        Основной целью образовательной области «Социально- коммуникативное развитие», согласно ФГОС ДО, является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

        Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.   

        Нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, искусство, труд, нравственное поведение, патриотические чувства). Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности. Это способствует развитию у детей представлений о мире природы, предметном мире, мире других людей и, наконец, личном мире (индивидуальности) каждого ребенка. В дошкольном возрасте закладываются основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, поэтому именно в дошкольном возрасте нужно формировать у детей потребность совершать добрые дела и поступки, развивать такие чувства, как сострадание, сочувствие, любознательность во взаимодействии с природой.

        Поэтому, наша задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

        Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребёнком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Далее — год от года — оно  расширяется, обогащается, совершенствуется. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Изучаемый на занятиях материал должен быть наглядным, ярким, интересным и увлекательным, доступным для понимания дошкольников. В процессе работы необходимо отбирать только те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста и только такую информацию, которая вызовет у них чувство восторга и гордости.

        Нам кажется очень важным для патриотического воспитания  применять в учебно-воспитательном процессе местный краеведческий материал, так как именно такие сведения более близки и понятны детям, вызывают у них познавательный интерес.

        Тематическое планирование изучаемого материала можно разделить по тематическим блокам: «Моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица», «Родной город», «Моя республика», «Родная страна».

    «Моя семья»; «Моя родня» - основная цель: воспитание любви и уважения к своей семье (знакомство с понятием «семья», учить знать и называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать заботливое, уважительное отношение к пожилым родственникам; формировать интерес к своей родословной).

        Проводим беседы «Семья и родной дом»; рассматриваем плакаты на тему «Семья»; рисуем на тему «Моя дружная семья»; оформляем альбом семейных фотографий «Наша дружная семья»; играем в сюжетно – ролевые игры «Семья» и др.

    «Мой детский сад» - основная цель: помочь ребёнку почувствовать себя равноправным членом первого в его жизни коллектива (вызвать желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к их труду;познакомить с историей детского сада).

        Рисование (индивидуальное, групповое) на тему: «Мой любимый детский сад».

    «Моя улица» - основная цель: формировать представления детей о своём микрорайоне, улице, воспитывать бережное и уважительное отношение к свой малой Родине;

        Играем в лото «Дорожные знаки»; строительную игру «Улица города»; лепим «Мой двор»; составляем рисунок-схему «Район, в котором я живу»; беседуем об истории названия улиц.

    «Родной город» - основная цель: дать представления о родном городе и его истории (формировать представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города, о его исторических корнях; воспитывать уважение к людям, прославившим город, героям труда, Великой Отечественной войны, защитникам Отечества).

      Изучаем родной город, начиная с названия своей улицы, затем обращаем внимание на объекты, которые расположены на ближайших улицах, рассказываем об их назначении и интересные факты. Далее знакомим детей с памятниками и историческими местами города, с народными промыслами республики, народными умельцами.

        Проводим беседу «Какие дома я видел по дороге в детский сад»; экскурсию по своему району и по центральным улицам города; реализуем проекты совместно с родителями, например:  «Путешествие по улицам родного города».

     

    «Городские здания» - рассматриваем слайды городских зданий, иллюстрации зданий города; загадываем загадки о городских зданиях; играем в дидактические игры «Из чего построен дом» и др.; рисуем «Моё любимое место в городе».

    «Памятники города» - знакомим детей с городскими памятниками; проводим экскурсии; читаем стихи, сказки, рассказы, связанные с историей создания памятников, личностями известных людей города и страны, загадываем загадки. Пополняем словарь детей новыми словами, связанными с историческим событиями и историческим личностями города и республики.

    «Наземный транспорт родного города» - знакомство детей с разными видами наземного транспорта города, особенностями труда людей разных профессий, оценка значимости их труда, воспитание уважения к труду людей, работающих на транспорте.

        Проводим беседу на тему «Наземный транспорт нашего города»; рисуем «Разные автомобили», играем в дидактические игры «Профессии»; загадываем загадки о наземном транспорте; читаем стихи «Нужные машины» Е. Павловой, В. Нестеренко; чтение стихов «Безопасная дорога» Г. Косовой и др.

    «Железнодорожный транспорт нашего города» - знакомим детей с профессиями людей, работающих на железнодорожном транспорте. Пополняем словарь: машинист, помощник машиниста, проводник, электровоз, вагон, станция, вокзал; воспитываем уважение к труду людей.

      Проводим беседу на тему «Железнодорожный транспорт»; рассматриваем иллюстрации: железнодорожная станция, вокзал, депо; играем в сюжетно – ролевую игру «Отправляемся в путешествие на поезде»; привлекаем родителей (например, приглашаем папу – машиниста рассказать о своей профессии). Выполняем коллективную аппликацию на тему «Паравозик из  Ромашкова».

    «Водный транспорт родного города» - знакомим детей с профессиями людей, работающих на водном транспорте; пополняем словарь: моряк, капитан, юнга, флот, Онежское озеро, Ладожское озеро, Белое море, корабль, катер, лодка.

        Рассматриваем иллюстрации на тему «Виды водного транспорта»; играем в сюжетно – ролевую игру «Морские путешественники»; читаем рассказ Г. Цыферова «Пароходик»; рисуем на тему «По морю плывёт пароход»; приглашаем папу или дедушку рассказать о службе на флоте.

    Знакомим детей  с Национальным музеем Республики Карелия — (группа в контакте — https://vk.com/rk_nationalmuseum).

        Для детей предлагаются нтерактивные занятия в экспозициях и помещениях музея по истории, природе и культуре Карелии с учетом возраста слушателей и творческим заданием (адаптированы к курсу «Моя Карелия»). В данный момент для детей и их родителей интересным будет выставочный комплекс "Музей для семьи" и "Природа Карелии" ( Энгельса,5).

    В Национальном музее проходят познавательно-развлекательные занятия «В каждой избушке — свои игрушки», где дети могут узнать много интересного, например, чем играли карельские ребятишки 150 лет назад; были ли развивающие игрушки в деревенской избе; как играть в «пёрышко» и «петушиный бой» и т.д.

        Второе воскресенье каждого месяца – день бесплатного посещения для всех категорий граждан. Контакты 185035, Республика Карелия, г.Петрозаводск, пл.Ленина, 1.

    На сайте музея-заповедника «Кижи» выложен необходимый ресурс для ознакомления детей (в том числе - дошкольного возраста) с историей Карелии, например, детские интерактивные программы «Путешествие в старый город», «Усадьба карельского крестьянина», «Природа острова «Кижи», 2 эпоса — 2 культуры. В ДОУ № 108 (г. Петрозаводска) создана «Карельская изба». В детском музейном центре проходят детские интерактивные выставки «Где живёт загадка?», «Все краски Кижской палитры», квесты «Тайны старого квартала» и др.

    Знакомим детей  с Галереей промышленной истории - единственной экспозицией в Петрозаводске, где экспонаты можно потрогать. Галерея находится по адресу Литейная пл.,1. (Тел.67-22-99).
         Галерея открыта ежедневно, кроме понедельника, с 11.00 до 17.00 (группа в контакте —
    https://vk.com/techmuseum).    Экскурсии по экспозиции "Галереи промышленной истории" бесплатные. Записаться на экскурсию может семья, группа детского сада (старшая или подготовительная), класс, произвольно объединившиеся в группу люди, группа туристов.

        Единственная историко-техническая экспозиция в Карелии, раскрывающая путь промышленных предприятий города и его достижений, начиная с богатейшей истории Петровского завода.

          Миссия галереи:
    - Сохранение памяти о заводском, техническом прошлом Петрозаводска.
    - Популяризация науки и техники.
    - Пробуждение любопытства к окружающему миру.
    - Содействие самостоятельному изучению и освоению мира.

    «Растительный и животный мир родного края» - Беседуем о  природе родного края; смотрим (полностью или частично) фильм «Карелия с высоты птичьего полета».
         Рассматриваем иллюстрации «Животные Карелии»; читаем карельские сказки о животных «Медведь – дровосек», «Про куницу, как она в гости к снегирям ходила» и др. Лепим и рисуем на тему: «Животные карельского леса".

        Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека. Мы все отвечаем за живое в нашем родном крае — и за животное и за растение — перед природой, перед обществом, перед собственной совестью.

    «Карельская деревня» - знакомим детей с жизнью и бытом карельского крестьянина, когда  мужчины ловили рыбу, охотились, заготавливали лес, сеяли хлеб, а женщины вели домашнее хозяйство, воспитывали детей. Пополняем словарь: карельская изба, лавка, люлька, прялка, ухват, полати, невод.

        Слушаем рассказы о карельской избе, быте и занятиях карельской семьи; рассматриваем иллюстрации предметов утвари карельской семьи; знакомимся с карельским фольклором:  сказками (чтение сказок: «Красавица Насто», «Ольховая чурка», «Голубая важенка», «Чёрная уточка», «Сума дай ума» и др.), загадками, пословицами, закличками, считалками;  рисуем на тему «Карельская изба»,  «Карельский костюм».

        Знакомимся с «Карельской куклой», изготовливаем карельскую куклу своими руками: «Пеленашку», «Крупеничку», обереги; участвуем в создании «мини музея» предметов быта карельской семьи. Играем в «Магазин сувениров», в которой дети учатся определять где и из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (например, изделия из карельской берёзы, шунгита).

        Знакомим детей с карельскими народными играми, забавами, воспитываем интерес и уважение к народным традициям. Разучиваем игры: «Веркко да калат» (Сеть да рыба); «Яной да хукка» (Заяц и волк); «Кукот» (Петухи); «Имушка» (Жмурки), «Догонялки» и др.(Карельские подвижные игры, - выложены в свободном доступе).

    «Моя республика». «Государственные символы родного города и Республики Карелия» - основная цель: дать представления о Республике Карелия: её государственных символах, культурных ценностях и традициях, достопримечательностях, социально-экономической значимости, природных особенностях и богатствах;

     - рассматриваем государственные символы, беседуем о флаге и гербе  Карелии, слушаем рассказ о значении его цветов.

    - слушаем гимн Карелии; выполняем аппликации, рисуем  «Государственный флага Карелии». Слушаем информацию на темы: «Почему на флаге Карелии три цвета?», «Как медведь на герб Карелии попал?» и т.д.

    «Родная страна» - основная цель: дать представления о государственных символах России (герб, флаг, гимн) воспитывать уважительное к ним отношение; познакомить со столицей нашей Родины – Москвой, другими городами России, знаменитыми россиянами;

       Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести детей к пониманию, что наш город — Петрозаводск — частица страны и везде - как в Петрозаводске, так и в других городах нашей страны -  люди трудятся для всех: врачи лечат больных, учителя учат, рабочие делают машины и т. д.); везде соблюдаются традиции: Родина помнит своих героев, защитивших её от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут природу; есть общие профессиональные и общественные праздники.  Не равнодушный, болеющий душой за свой край педагог, поможет детям лучше узнать историю своей малой Родины, родного края, родной страны, полюбить свою землю, приобщиться к культурным ценностям и традициям своего народа.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества"

    Актуальность опыта обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. По наследству нам ...

    Роль музейной педагогики в воспитании гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории малой родины»

    Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли различные музейно – образовательные программы для воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисцип...

    Круглый стол «Воспитание духовно – нравственных чувств у детей дошкольного возраста»

    Цель круглого стола:  Цель круглого стола:  создание дискуссии по актуальным проблемам духовно-нравственного воспитания детей и совместной деятельности образовательного  учреж...

    презентация ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    laquo;Без памяти нет традиций,без традиции нет воспитания,без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,без духовности нет личности,без личности нет народа!»...