Круглый стол «Воспитание духовно – нравственных чувств у детей дошкольного возраста»
статья

Казакова Лидия Владимировна

Цель круглого стола:

 

 Цель круглого стола:  создание дискуссии по актуальным проблемам духовно-нравственного воспитания детей и совместной деятельности образовательного  учреждения  и семьи.

Основные задачи круглого стола:

1. Обмен опытом и активизация сотрудничества  педагогов ДОУ   по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

 

2.Активизация сотрудничества педагогов и родителей в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_0.docx34.43 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол «Воспитание духовно – нравственных чувств у детей дошкольного возраста»

«Без памяти нет традиций,

без традиции нет воспитания,

без воспитания нет культуры,

 без культуры нет духовности,

без духовности нет личности,

без личности нет народа!»

 Цель круглого стола:

 Цель круглого стола:  создание дискуссии по актуальным проблемам духовно-нравственного воспитания детей и совместной деятельности образовательного  учреждения  и семьи.

Основные задачи круглого стола:

1. Обмен опытом и активизация сотрудничества  педагогов ДОУ   по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

2.Активизация сотрудничества педагогов и родителей в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Социально-экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.

 

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.

В Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности подчеркивается, что масштабы духовно-нравственного кризиса подрастающего поколения и российского общества в целом таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления, общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации российского народа. Укрепление российской государственности, возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, поэтому ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.

В современной системе дошкольного образования вопросам духовно-нравственного воспитания уделяется серьезное внимание. Осуществление работы по данному направлению обусловлено существующей социальной ситуацией и подтверждается нормативно-правовыми документами. Так, Закон РФ «Об образовании» предъявляет общие требования к содержанию образования в образовательных учреждениях, в том числе и дошкольных. В частности, в Законе подчеркивается, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности (абзац введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ) (ст. 14, п. 2). 
В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 12.09.2008 г. N 666), одной из задач ДОУ является воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (разд. 1, п.5)

Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Одной из задач ФГОС ДО является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…».

 Выступление воспитателя Карнаковой С.Н. «Основные задачи в программе  "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

 Вопросы для дискуссии:

1. Правомерно ли говорить о духовно – нравственном воспитании детей дошкольного возраста?

В. А. Сухомлинского "Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу - в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать". 

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно-нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна).

 Детский сад, как дом и мир детей – проблема взрослых. Вырастут ли наши дети по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми, патриотами своей родины зависит от нас.

Каждый ребенок — личность. Помочь этой личности вырасти, набрать силу и раскрыться — вот истинное предназначение педагога. И неважно, каков наш педагогический стаж. Главное, чтобы рядом с ребенком и семьей был умный, знающий и любящий человек, профессионал  — Педагог.

Сообщение из опыта работы  воспитателя Даниловой Л.М.

«Воспитание духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста» .

Наша задача педагога сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и преумножая, внести в современный образовательный процесс.

2. Как назвать все то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений?

3. Как сохранить обычаи и традиции русского народа?

 Рассуждения педагогов, далее предлагается перечислить пословицы о традициях народа, семьи и т.д., в которых говорится о нравственных чувствах

                 О слове

Слово не стрела, а ранит.

Словом ударишь сильнее, чем дубиной.

Умей сказать, умей и промолчать.

Слово –солома: загорится, не зальешь.

От одного слова, да на век ссора.

Язык мой –враг мой: впереди ума рыщет, беды себе ищет.

Держи собаку на цепи, а язык –на семи.

О семье

Жена –для совета, теща –для привета, а нет лучше дружка, чем родная          матушка.

Не нужен и клад, коль в семье разлад.

Одному и в раю не рай.

Одна головня и в печи не горит, а две и в поле не гаснут.

Тишь да гладь, да Божья благодать.

Любовь да совет, да и нуждочки нет.

Братская любовь пуще каменных стен.

Брат с братом на медведя ходят.

О дружбе.

Нет друга –ищи, а нашел –береги.

Новых друзей наживай, но и старых не забывай.

Для милого дружка и сережка из ушка.

Дружба дружбе рознь, иную хоть брось.

С ним дружить-то дружи, да камень за пазухой держи.

С кем поведешься, от того и наберешься.

Друг спорит, недруг –поддакивает.

О признательности,

взаимопомощи

Хорошо тому добро делать, кто помнит.

Послужи на меня, а я –на тебя.

Рука руку моет, и обе белы живут.

За добро добром и платят.

Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.

Пожалуйста, не кланяется, а спасибо спины не гнет.

Сделав добро, не кайся.

О Родине

Своя земля и в горсти мила.

Родная сторона –мать родная, чужая –мачеха.

Город –царство, а деревня –рай.

О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Дома все споро, а вчуже житье хуже.

Родина –мать, умей за нее постоять.

     О человеческих качествах

(положительные качества)

  • Тихая вода берега подмывает.
  • Где река глубже, там она тише.
  • Наш Абрасим не просит, а дадут –не бросит.
  • В ком стыд, в том и совесть.
  • За совесть да за честь –хоть голову снесть.
  • Береги платье снову, а честь смолоду.
  • Кто пива не пьет, тот пьян не живет.
  • Русы волосы –сто рублей, буйна голова –тысяча, а всему молодцу и цены нет.
  • На красивого глядеть хорошо, с умным жить легко.
  • Учиться –вперед пригодится.

Кто смел –тот и цел.

(отрицательные качества)

С виду хорош, а продаст за грош.

Поет соловьем, а рыщет волком.

Волк каждый год линяет, да обычая не меняет.

На языке медок, а под языком –ледок.

Без мыла в душу залезет.

Много людей, а человека нет.

Хоть на голове-то густо, да в голове пусто.

Личиком беленек, да душой черненек.

Глаза с поволокой, роток с позевотой.

Молодец среди овец, а против молодца и сам овца.

5. Какие формы работы по духовно – нравственному воспитанию детей в ДОУ вы можете предложить?

Формы работы с детьми:


1. Духовное образование (НОД, беседы, поручения).


2. Воспитательно–оздоровительное образование (праздники, развлечения, игры: подвижные, назидательные, ролевые, строительные, прогулки, экскурсии, походы).


3. Культурно–познавательное образование (организация выставок и конкурсов, экскурсии, посещение музеев, встречи с интересными людьми, целевые прогулки, концерты, просмотр передач, м/ф, фильмов, презентаций).


4. Нравственно–трудовое образование коллективный труд, (самообслуживающий труд, хозяйственно – бытовой труд, труд по интересам, продуктивная деятельность,
изготовление подарков к праздникам).

5.Игра является и средством, и методом воспитания. Эта деятельность дает ребёнку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели, подбирать материалы и находить средства осуществления замысла. В игре особенно отчетливо проявляются достижения и недостатки нравственного развития, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. Формирование нравственных качеств особенно активно происходит в дошкольном детстве.

Нравственное воспитание в игре невозможно без участия взрослого. Воспитатель направляет и регулирует отношения детей в игре, используя приёмы, соответствующие возрасту и игровым умениям детей.

Педагогам предлагаются педагогические ситуации, которые они  должны решить.

1 – Ранний возраст. «Дима и Кирилл не могут поделить игрушку, назревает драка. Каким способом можно погасить ссору по поводу игрушки в этом возрасте? ».

2 – Младший возраст. «Во время игры Таня (3, 5 г.) часто жалуется на товарищей воспитателю на то, что у нее забрали игрушку, толкнули. В то же время сама ведёт себя также. Объясните причину такого поведения ребёнка и что в этой ситуации делать воспитателю? ».

3 – Старший возраст. «Диалог двух девочек: «Настя, дай мне простыночку. У тебя две». – «Э, нет. Это одеяльце». Как повести себя воспитателю? ».

4 – Старший возраст. «Володя любит только главные роли. Сейчас он – лётчик. Серёже тоже хочется быть лётчиком. Назревает конфликт. Как выйти из этой ситуации? »

6. Кто наш союзник в этой работе?

Сообщение из опыта работы  воспитателя  Тяговской А.Е. «Сотрудничество  педагогов и родителей ДОУ в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения».

7.«Какие формы работы с семьей по духовно – нравственному воспитанию детей вы можете применить в своей работе? »

Формы работы с семьей:

1. Родительские собрания на духовно – нравственные темы.

2. Лектории для родителей.

3. Открытые показы воспитательного процесса

.4. Совместные праздники.

5. Помощь детскому саду (облагораживание территории, мелкий ремонт, участие в подготовке к праздникам)

«Волшебный магазин» Представьте, что в наш детский сад приехал волшебник со своим волшебным магазином. В этом магазине есть все человеческие качества. Каждому из вас можно приобрести по одному качеству, чтобы "вылепить" образ высоконравственного человека. Выберите те качества (лучики),  которым вы хотите наделить детей вашей  группы.

Перечисляю качества, которые написали педагоги и прилаживаю их к улыбающемуся солнышку

(добрый, умный, щедрый, сильный, справедливый, здоровый,

Заботливый и т.д.)

Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!

Острое    блюдо

       Что сегодня нужно предпринять нам, педагогам, чтобы наши воспитанники на долгие годы сохранили выражение детскости и чистоты? В этом поможет ваше участие в рубрике "острое блюдо".

Вопросы острого блюда

  1. Вы вдруг услышали от детей такой уговор: "Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру". Ваши действия?

2. В группу внесли новые игрушки, которыми хочет овладеть каждый.

Как предотвратить ссоры, драки, вызвать желание уступить другому?

3. "Воспитание доброты должно начинаться с поощрения его за хороший поступок". Согласны ли вы с этим мнением?

4. Ребенок разбил чашку. На его лице испуг. Няня начинает грозную речь, а вы?

5. Ребенок споткнулся и упал. Никто из товарищей его слез не замечает. Ваши слова и действия.

И все-таки: отчего картина жизни сегодняшних дней представляется не такой радостной, как хотелось бы. Где искать корень зла: в обществе, в семье, а нет ли в нас того, что мешает взойти в детских душах семенам чуткости и щедрости? Кажется, нет того большого, от чего зависит воспитание доброты. Все воспитание состоит из наших случайных слов, прикосновения, взгляда.

Вот еще один случай: В детском саду проходил утренник. Дети нарядно одетые пришли в зал, и только Алеша выделялся среди них неряшливым видом: гольфы спустились, белая рубашка была мятой и запачканной. После утренника воспитатель сказал ребятам: "Дети, вы хорошо сегодня пели и танцевали, молодцы! А вот Алеша нас всех подвел, пришел на праздник неаккуратным!" Дети обступили Алешу, стали говорить ему обидные слова. Юра дернул за рубашку, подарок выпал из рук и рассыпался. Алеша заплакал. Только после этого воспитатель сказала: "не трогайте его!"

Не обсуждая эту ситуацию, мы предлагаем минуту самоанализа, размышления.

Вспомним, были ли у нас слова, фразы, необдуманно брошенные в адрес беззащитного ребенка, которые ранят больней, чем кнут, которые убивают в ребенке достоинство. Самое обидное, что брошены эти слова бывают и не по адресу. Только не будем успокаивать себя мыслью, что в этот момент и самим было не сладко: плохое настроение, депрессия, усталость. Это ведь только для самоуспокоения, а дело в том, что слово, обращенное к ребенку, не пропустили через свое сердце и душу, не поставили себя на его место, поэтому и приходится слышать ему твердые, но равнодушные слова: "в туалет? - нельзя, надо спать"; "пить? - нет воды"; тем, кто не спит - "буду зашивать глаза", а если описался - "как не стыдно, такой большой", или предательское молчание в присутствии разбушевавшейся няни, громко ругающей ни за что, ни перед кем не провинившегося ребенка. 

Почему дети равнодушны? - часто удивляемся мы. А может и эти, на первый взгляд кажущиеся, мелочи и не дают вовремя пробудиться теплу детских сердец. Никакая методика и даже практика здесь не помогут. Да и какую методику можно создать для сердца. И ясно одно: только отзывчивое сердце педагога может услышать боль ребенка, принять ее, разделить.

       В заключении предлагаем педагогам по стакану «волшебного напитка» (в стаканы налит сок):

    - Предлагаю волшебный напиток, который  поможет вам, дорогие педагоги, превратить наших детей в добрых, чутких, отзывчивых. Мы знаем, вы все мечтаете о том, чтобы дети были именно такими. Испив сей напиток, вы уже не сможете громко ругать детей, обсуждать их проступки в присутствии других, а будете подмечать только хорошее и радоваться, восхищаться, поощрять.

Причем, после первых трех глотков напитка вы уже не сможете называть детей по фамилии, никого и никогда, у вас появится необыкновенное желание учить стихи и пословицы о доброте, ежедневно совершать с детьми много добрых поступков по отношению к природе, малышам и всем, кто нуждается в помощи.

И тогда волшебный мир доброты откроется вам и вашим детям.

Друзья мои! 
Внушайте людям веру! 
И чаще говорите “Добрый день”, 
И следуйте хорошему примеру! 
Продляйте добрым словом 
Жизнь людей!                 

В. Боков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста на современном этапе.

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целе...

Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.

Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.  В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...

Музейная педагогика как средство формирования духовно – нравственных чувств у детей дошкольного возраста.

Статья знакомит с музейной педагогикой в ДОУ как средством активизации познавательного развития ребенка....

Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

презентация ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

laquo;Без памяти нет традиций,без традиции нет воспитания,без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,без духовности нет личности,без личности нет народа!»...

Консультация для родителей. «Формирование духовных, нравственных чувств у детей дошкольного возраста через воспитание у них любви к матери». Средняя группа.

В рамках работы по самообразованию и проектной деятельности по теме: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством любви к маме»  была подготовлена ...