«Ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми младшего дошкольного возраста»
методическая разработка по музыке (младшая группа)

Ландграф Анастасия Игоревна

Первая младшая группа (2- 3года).

Для решения поставленной цели выделила следующие задачи:

         1. Задачи по восприятию музыки:

формировать у детей умение слушать музыку до конца, узнавать знакомые произведения;

эмоционально откликаться на музыку ярко изобразительного характера, на контрастные по настроению музыкальные произведения, желание двигаться в соответствии с ее характером;

подводить к осмысленному восприятию музыки плясового, маршевого характера и колыбельной песни;

создавать запас музыкальных впечатлений;

учить детей различать звуки по высоте (высокие - низкие), по длительности (долгие­ - короткие), по динамике (громкие - тихие), по тембру.

2. По движению:

развивать ритмичность, согласованность движений и музыки,

умение реагировать на начало и конец музыки,

реагировать сменой движения на изменение силы звучания,

приучать двигаться в соответствии с маршевым, спокойным, плясовым характером музыки,

помочь овладеть определенным запасом выразительных движений:

 ритмично ходить, бегать, легко прыгать, собираться в круг, ходить по кругу, двигаться парами, притопывать одной    ногой, выполнять осторожный мягкий шаг, выполнять образные        движения: зайчики          прыгают, птички летают, идет медведь, машина      едет.

                   У детей этого возраста формируется понятие о том, что можно не только словами, но и звуками (музыкой) рассказать о грустном, веселом. Они осознанно воспринимают контрастный характер музыки, умеют сказать о чем рассказывает та или иная песня, пьеса.

         У малышей формирую эмоциональную отзывчивость на музыку, желание двигаться в соответствии с ее характером. Так, слушая «Осеннюю песенку» А. Александрова, они неспешно ходят и собирают листочки, а веселая плясовая «Как у наших у ворот» (р.н.м.) побуждает детей притопывать, исполнять «пружинку».  

         Главное на занятиях создать благоприятные условия, атмосферу радости для воспитания любви к музыке.

         На занятиях использую различные приемы.

         Когда дети не могут сами выразительно двигаться, высказываться о характере произведения, им нужна помощь. Применяю прием словесного уподобления характеру музыки - тихо, по ходу звучания произведения, облегчая его усвоение не только интонацией, но и мимикой, поясняю: «Какая нежная, ласковая музыка». При этом звучанию музыки уподобляется и мимика (мимическое уподобление), и интонация голоса (интонационное уподобление). Можно нежно прикоснуться к руке малыша (тактильное уподобление). Побудить его выразить характер звучания музыкально­-ритмическими движениями (двигательное, ритмопластическое уподобление).

Малыши лучше воспринимают мелодию с голоса, можно негромко подпевать мелодию во время звучания произведения «выводить ее на голос» (вокальное уподобление музыки). Этот метод способствует тому, что дети сами начинают напевать полюбившиеся им мелодии.

         Таким образом, благодаря сочетанию разных видов уподоблений (словесное, мимическое, интонационное, вокальное, тактильное), малыши учатся высказываться о характере музыки, согласовывать действия соответственно смене частей музыкального произведения, выполнять образные движения посредством изображений их внешних действий. Иными словами, развивается их эмоциональная отзывчивость, осознанное восприятие музыки.

         Особенности музыки и связанные с ней движения подкрепляются музыкально-двигательным показом взрослого, а также в кратких словесных пояснениях.

         Если дети недостаточно хорошо отражают характер музыки в движениях того или иного персонажа, упражнение не прерываю т.к. это снижает ее эмоциональность. После окончания упражнения провожу повторный показ этого движения. Например: если зайцы тяжело и шумно подпрыгивают на месте, обращаю внимание детей на музыку, сопровождающую движение, говорю, что музыка рассказывает как легонько прыгают зайчики и повторно показываю движение. Сама много двигаюсь вместе с детьми, стараюсь быть эмоциональной, пластически выразительной, тем самым демонстрирую наиболее полные возможности воплощения образа (доступные малышам).

 

      Фрагмент занятия.

     Программное содержание.

Знакомить с «закрытым» и «открытым» положениями корпуса, передающими физические состояния персонажа: «холодно - жарко»; ориентировать на выразительное исполнение, на движение «всем телом».

Развивать способность понимать язык движений, предлагая детям  «пластические загадки».

Побуждать детей к поиску выразительных движений, передающих значение действий зайчика: бегает, прыгает, прячется, греется.

Развивать ориентировку в пространстве с опорой на образные ассоциации: за кустами, на полянке.            

         Упр. 1«Холодно-жарко».

         а). Показываю пластическую загадку «Холодно»: напряженно съеживаюсь, ссутулившись, втянув голову в плечи, дыханием согревает руки, постукиваю ногой об ногу. Дети словом определяют смысл выразительных движений, затем исполняют их по заказу взрослого.

         б). Спрашиваю: «А как показать, что - жарко?» (Расслабленное «раскрывание» корпуса во вне, обмахивание руками). Дети пытаются найти выразительные движения, затем исполняют их вместе с педагогом.

         в). По показу и слову: «Холодно-жарко...» - дети то съёживаются,

         согреваясь, то «раскрываются», обмахиваясь руками.

         Упр. 2 «Зайка замерз».

         Я загадываю пластическую загадку («Какой зверюшка. замерз?»):

сжавшись, скованно подпрыгивает на двух ногах, прижав «лапки» к корпусу. (Зайка.) Затем дети выполняют движения под речитатив - по показу взрослого:

         «жил-был зайчик, длинные ушки.          - прыгают на двух ногах

         Отморозил зайчик носик на опушке.      - «потирают лапками носы»        

         Отморозил носик, отморозил хвостик..» - «протирают хвостики»

 Далее - по возможности самостоятельно - дети показывают, как зайчик

греется еще: потирает уши, лапки, щечки и т.п.

         Упр. 3 «Зайчик».

         Говорю: «Зайка согрелся и радуется». Дети двигаются, как зайчики:

прыгают на двух ногах, «лапки» полусогнуты перед грудью - «чешут ушко» или умываются - снова прыгают. Движения исполняются сначала без музыки, затем с музыкой (Вариации феи Серебра).

         Перед повтором предлагаю придумывать различные прыжки (на одной ноге, выбрасывая ноги вперед на прыжке, «в стороны вместе», «вперед - назад»). Если требуется, показываю движения, дети по показу их выполняют.

         В результате в конце года дети способны показать небольшой танец ­миниатюру «Балет невылупившихся птенцов» М. Мусоргский. Но в большинстве случаев малыши лишь «обозначают» образ, воспроизводя характерные для него движения не наполнено, схематично, не «всем телом» (когда «грустное» или «сердитое» движение рук, корпуса сочетаются с радостной, довольной мимикой). Невелико и разнообразие самостоятельно отобранных детьми движений из-за подражательности малышей друг другу.

         В этом возрасте использую следующие дидактические игры:

«Что делают дети?» (восприятие плясового, маршевого колыбельной песни;

«Подумай и отгадай» (карточки: медведь, заяц, лиса);

«Чудесный мешочек»;

«Птица и птенчики».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Первая младшая группа (2- 3года).

Для решения поставленной цели выделила следующие задачи:

         1. Задачи по восприятию музыки:

формировать у детей умение слушать музыку до конца, узнавать знакомые произведения;

эмоционально откликаться на музыку ярко изобразительного характера, на контрастные по настроению музыкальные произведения, желание двигаться в соответствии с ее характером;

подводить к осмысленному восприятию музыки плясового, маршевого характера и колыбельной песни;

создавать запас музыкальных впечатлений;

учить детей различать звуки по высоте (высокие - низкие), по длительности (долгие­ - короткие), по динамике (громкие - тихие), по тембру.

2. По движению:

развивать ритмичность, согласованность движений и музыки,

умение реагировать на начало и конец музыки,

реагировать сменой движения на изменение силы звучания,

приучать двигаться в соответствии с маршевым, спокойным, плясовым характером музыки,

помочь овладеть определенным запасом выразительных движений:

 ритмично ходить, бегать, легко прыгать, собираться в круг, ходить по кругу, двигаться парами, притопывать одной    ногой, выполнять осторожный мягкий шаг, выполнять образные        движения: зайчики          прыгают, птички летают, идет медведь, машина      едет.

                   У детей этого возраста формируется понятие о том, что можно не только словами, но и звуками (музыкой) рассказать о грустном, веселом. Они осознанно воспринимают контрастный характер музыки, умеют сказать о чем рассказывает та или иная песня, пьеса.

         У малышей формирую эмоциональную отзывчивость на музыку, желание двигаться в соответствии с ее характером. Так, слушая «Осеннюю песенку» А. Александрова, они неспешно ходят и собирают листочки, а веселая плясовая «Как у наших у ворот» (р.н.м.) побуждает детей притопывать, исполнять «пружинку».  

         Главное на занятиях создать благоприятные условия, атмосферу радости для воспитания любви к музыке.

         На занятиях использую различные приемы.

         Когда дети не могут сами выразительно двигаться, высказываться о характере произведения, им нужна помощь. Применяю прием словесного уподобления характеру музыки - тихо, по ходу звучания произведения, облегчая его усвоение не только интонацией, но и мимикой, поясняю: «Какая нежная, ласковая музыка». При этом звучанию музыки уподобляется и мимика (мимическое уподобление), и интонация голоса (интонационное уподобление). Можно нежно прикоснуться к руке малыша (тактильное уподобление). Побудить его выразить характер звучания музыкально­-ритмическими движениями (двигательное, ритмопластическое уподобление).

Малыши лучше воспринимают мелодию с голоса, можно негромко подпевать мелодию во время звучания произведения «выводить ее на голос» (вокальное уподобление музыки). Этот метод способствует тому, что дети сами начинают напевать полюбившиеся им мелодии.

         Таким образом, благодаря сочетанию разных видов уподоблений (словесное, мимическое, интонационное, вокальное, тактильное), малыши учатся высказываться о характере музыки, согласовывать действия соответственно смене частей музыкального произведения, выполнять образные движения посредством изображений их внешних действий. Иными словами, развивается их эмоциональная отзывчивость, осознанное восприятие музыки.

         Особенности музыки и связанные с ней движения подкрепляются музыкально-двигательным показом взрослого, а также в кратких словесных пояснениях.

         Если дети недостаточно хорошо отражают характер музыки в движениях того или иного персонажа, упражнение не прерываю т.к. это снижает ее эмоциональность. После окончания упражнения провожу повторный показ этого движения. Например: если зайцы тяжело и шумно подпрыгивают на месте, обращаю внимание детей на музыку, сопровождающую движение, говорю, что музыка рассказывает как легонько прыгают зайчики и повторно показываю движение. Сама много двигаюсь вместе с детьми, стараюсь быть эмоциональной, пластически выразительной, тем самым демонстрирую наиболее полные возможности воплощения образа (доступные малышам).

 

      Фрагмент занятия.

     Программное содержание.

Знакомить с «закрытым» и «открытым» положениями корпуса, передающими физические состояния персонажа: «холодно - жарко»; ориентировать на выразительное исполнение, на движение «всем телом».

Развивать способность понимать язык движений, предлагая детям  «пластические загадки».

Побуждать детей к поиску выразительных движений, передающих значение действий зайчика: бегает, прыгает, прячется, греется.

Развивать ориентировку в пространстве с опорой на образные ассоциации: за кустами, на полянке.            

         Упр. 1«Холодно-жарко».

         а). Показываю пластическую загадку «Холодно»: напряженно съеживаюсь, ссутулившись, втянув голову в плечи, дыханием согревает руки, постукиваю ногой об ногу. Дети словом определяют смысл выразительных движений, затем исполняют их по заказу взрослого.

         б). Спрашиваю: «А как показать, что - жарко?» (Расслабленное «раскрывание» корпуса во вне, обмахивание руками). Дети пытаются найти выразительные движения, затем исполняют их вместе с педагогом.

         в). По показу и слову: «Холодно-жарко...» - дети то съёживаются,

         согреваясь, то «раскрываются», обмахиваясь руками.

         Упр. 2 «Зайка замерз».

         Я загадываю пластическую загадку («Какой зверюшка. замерз?»):

сжавшись, скованно подпрыгивает на двух ногах, прижав «лапки» к корпусу. (Зайка.) Затем дети выполняют движения под речитатив - по показу взрослого:

         «жил-был зайчик, длинные ушки.          - прыгают на двух ногах

         Отморозил зайчик носик на опушке.      - «потирают лапками носы»        

         Отморозил носик, отморозил хвостик..» - «протирают хвостики»

 Далее - по возможности самостоятельно - дети показывают, как зайчик

греется еще: потирает уши, лапки, щечки и т.п.

         Упр. 3 «Зайчик».

         Говорю: «Зайка согрелся и радуется». Дети двигаются, как зайчики:

прыгают на двух ногах, «лапки» полусогнуты перед грудью - «чешут ушко» или умываются - снова прыгают. Движения исполняются сначала без музыки, затем с музыкой (Вариации феи Серебра).

         Перед повтором предлагаю придумывать различные прыжки (на одной ноге, выбрасывая ноги вперед на прыжке, «в стороны вместе», «вперед - назад»). Если требуется, показываю движения, дети по показу их выполняют.

         В результате в конце года дети способны показать небольшой танец ­миниатюру «Балет невылупившихся птенцов» М. Мусоргский. Но в большинстве случаев малыши лишь «обозначают» образ, воспроизводя характерные для него движения не наполнено, схематично, не «всем телом» (когда «грустное» или «сердитое» движение рук, корпуса сочетаются с радостной, довольной мимикой). Невелико и разнообразие самостоятельно отобранных детьми движений из-за подражательности малышей друг другу.

         В этом возрасте использую следующие дидактические игры:

«Что делают дети?» (восприятие плясового, маршевого колыбельной песни;

«Подумай и отгадай» (карточки: медведь, заяц, лиса);

«Чудесный мешочек»;

«Птица и птенчики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста

Музыкально-ритмическиедвижения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образ...

Восприятие цвета детьми младшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Календарно-тематический план занятий по развитию цветовосприятия детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения....

Особенности восприятия музыки детьми дладшего дошкольного возраста.

Материал для проведения консультации с педагогами....

«Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста»

Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), с...

Конспект занятия по развитию мышления, внимания, восприятия с детьми старшего дошкольного возраста

В занятии представлены игры и  игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов....

План-конспект доминантного музыкального занятия по восприятию музыки детьми старшего дошкольного возраста.

Создать условия для развития у детей старшего дошкольного возраста музыкально – эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению....

Консультация для родителей " Развитие восприятия цвета детьми младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей " Развитие восприятия цвета детьми младшего дошкольного  возраста"...